Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми ТНР старшей группы по теме «Одежда» с использованием развивающих игр.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема недели: «Одежда»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексическая тема: "Одежда" | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Нина Васильевна, воспитатель ДОО ГБДОУ № 79
комбинированного вида Приморского района
Санкт-Петербурга.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и развитию познавательных способностей с детьми старшей логопедической группы
« Весёлый Ермоша» с использованием развивающих игр.
Тема недели: «Одежда»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- закрепить и обобщить знания детей о тканях, о профессии швеи, уметь классифицировать одежду (зимняя, летняя, демисезонная, верхняя, нижняя, праздничная),знать и называть отдельные детали одежды (карман, ворот, пояс, рукав, подол, воротник), познакомить детей с названиями наиболее распространенных видов ткани и способах их получения, уточнить и обогатить знания об инструментах используемых для шитья одежды (игла, булавки, ножницы, швейная машинка),продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, развивать слуховое, зрительное внимание, слухо–речевую память, мыслительные операции («Познавательное развитие»);
- формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы, активизировать словарный запас ,продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать у детей объяснительную речь («Речевое развитие»);
- воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, развивать умение работать в группе, договариваться, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении («Социально-коммуникативное развитие»);
- прививать любовь к художественной литературе, учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения;
- закреплять умение пользоваться различными приемами аппликации для создания выразительной работы («Художественно-эстетическое развитие»);
- способствовать формированию потребности в двигательной активности;
- формировать умение правильно одеваться, чтобы сохранить здоровье и не болеть, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей («Физическое развитие»).
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Методы и приемы:
Практические: развивающая игра «Чего не хватает?», «Четвертый лишний», « Игра на ощупь»,« Будь внимателен», «Игра с мячом», Дидактическая игра «Подбери», загадки, физкультминутка « Маша варежку одела»,пальчиковая гимнастика «Ботинки»,дыхательная гимнастика « Пузырь», выполнение аппликации « Одежда для Ермоши».
Наглядные: книга С.Я Маршак « Вот какой рассеянный», Н.Носов Живая шляпа» «Заплатка», схема-модель «Составление описательного рассказа»,«Разрезные картинки», «Чего не хватает?», предметные картинки, образцы тканей, кукольная одежда.
Словесные: загадки об одежде, вопросы, художественное слово, речевая игра«Подскажи словечко», « Четвертый лишний», « Будь внимателен»,ситуативный разговор – фантазия «Почему Ермоше нужно правильно одеваться», составление описательного рассказа по схеме-модели.
Материалы и оборудование. С.Я.Маршак «Вот какой Рассеянный..», Н.Носов «Живая шляпа» «Заплатка», игрушка Ермоша, демонстрационный материал, индивидуальные конверты с заданиями, разрезные картинки (одежда, обувь, головные уборы), предметные картинки, кукольная одежда, образцы тканей, схема-модель составления описательного рассказа, альбомные листы, трафареты одежды, цветная бумага, простые карандаши, клей карандаш, салфетки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Маша варежку одела»: создать условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения пальчиковая гимнастика «Ботинки»: учить детей выполнять действия в соответствии с текстом Дыхательная гимнастика « Пузырь»: восстановление дыхания, внимания, и создание круга. |
Игровая | Развивающая игра «Четвертый лишний» :закрепить назначение одежды, Развивающая игра «Чего не хватает?»: развивать творческое воображение и знать и называть отдельные детали одежды. Развивающая игра « Игра с мячом»: образование прилагательных. Развивающая игра « Игра на ощупь» : развивать тактильное ощущение. Развивающая игра « Будь внимателен»: развитие слухового внимания. |
Продуктивная | Выполнение аппликации «Одежда для Ермоши»: продолжать учить детей выполнять аппликацию способом обрывания |
Познавательно-исследовательская | Выкладывание «Разрезные картинки», из плоскостных форм разной одежды: закрепить названия одежды, развивать мелкую моторику рук Дидактическая игра «Подбери»: виды одежды (праздничная, повседневная , рабочая )продолжать учить классифицировать одежду |
Коммуникативная | Загадывание загадок об одежде: развивать эмоциональность речи, сообразительность Ситуативный разговор-фантазия ««Почему Ермоше нужно правильно одеваться»?»: развивать желание детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать у детей объяснительную речь . Составление описательного рассказа по схеме-модели: закрепить умение составлять рассказ в определенной последовательности, развивать связную речь |
Восприятие художественной литературы | Сказка С.Я.Маршак «Вот какой Рассеянный»: прививать любовь к художественной литературе, учить осмысливать содержание произведения |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Дали братьям тёплый дом, Я как зонт — не промокаю, Не галстук он, не воротник, | Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. | Сформирована мотивация учебной деятельности |
2. | Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с Ермошей в р/и «Чего не хватает?»: вос-ль дает детям задание найти чего не хватает в одежде (у каждого ребенка своя картинка с недостающей деталью одежды) . | Дети поочередно отвечают на вопрос называя какой детали не хватает («У меня платье и на нём нет второго рукава…) | Закреплены знания названий одежды, отдельные их детали одежды, умение детей правильно строить свое предложение . |
3. | Воспитатель :- Давайте посмотрим и назовём, какая бывает одежда еще. Вы внимательны, как прежде, Воспитатель загадывает детям загадки об одежде и предлагает ответить, к какому виду одежды относится отгаданная вещь Я любой девчонке Если дождик, мы не тужим – Зимой наденешь шапку, шубку, Что за друг, без которого зимой из дома не выйдешь? (Шапка) Не галстук он, не воротник, Оно из шерсти иль из драпа, Знаю я, друзья, на "пять", | Дети отгадывают загадки, называя одежду, а также к какому виду одежды она относится . | Закреплена классификация одежды (зимняя, летняя, демисезонная, верхняя, нижняя). Созданы условия для формирования умения слушать. |
4. | Воспитатель: Посмотрите, кто изображен на картинках? Воспитатель дает детям задание: Дидактическая игра «Подбери» вам нужно подобрать одежду для них, используя вот эти картинки. Вопросы воспитателя: одежда для мужчин, это какая одежда? одежда для женщин, это какая одежда? одежда для детей? | Дети:- мужчина, женщина, ребенок Дети: мужская ,женская детская. Дети совместно с Ермошей подбирают одежду к картинке (девочке-платье и сандалии, женщине -блуза и юбка, мужчине -пиджак и брюки) | Пополнен опыт понимания и умения соотнесения одежды к персонажу. Развитие у детей объяснительной речи. |
5. | Воспитатель показывает детям книги: С.Я.Маршака «Вот какой Рассеянный..», сборник произведений Н.Носов « Живая шляпа» «Заплатка» , называет стихи и рассказы из этого сборника и спрашивает, кто является автором этих произведений и в каком стихотворение или рассказе этого писателя не правильно одевался, кого испугался Вовка и Вадик, что порвал Бобка перелезая через забор ? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Закреплены имя авторов, названия произведений. |
6. | Воспитатель предлагает детям вспомнить, какую одежду не правильно одевал Рассеянный (а по возможности, вспомнить строчки из стихотворения). | Дети перечисляют одежду, которая не правильно была одета; цитируют соответствующий текст стихотворения. | Усвоено содержание произведения. |
7. | Ситуативный разговор «Почему Ермоше нужно правильно одеваться?», (воспитатель предлагает детям объяснить Ермоше как правильно одеться на прогулку ,в гости. | Дети поясняют Ермоше, чтобы не болеть нужно правильно одеваться : по погоде, по сезону, на праздник- праздничную одежду и.т.д. | сформировано умение правильно одеваться, чтобы сохранить здоровье и не болеть. Закреплено умение этики. |
8. | Физкультминутка « Маша варежку одела»,пальчиковая гимнастика «Ботинки». Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на швейную фабрику, где стоят большие ткацкие станки для изготовления ткани (иллюстрация) Швейные фабрики шьют вещи для большого количества человек. (иллюстрация), есть помещения, в которых шьют одежду на заказ , их называют ателье. Одежда, которую мы с вами носим, сшита руками мастериц Воспитатель : кто шьет одежду? - При помощи какого устройства швея шьет одежду? - Какие инструменты нужны швее, чтобы сшить платье? (иллюстрация) | Дети отвечают на вопросы: -швеи - с помощью швейной машинки. - ножницы, линейка, иглы, нитки, метр, мел, наперсток | Владение диалогической речью. Созданы условия для побуждения к участию в беседе. Активизирован словарный запас. |
9. | Воспитатель: Одежду шьют на фабриках из разных тканей: шелк, ситец, драп, фланель, трикотаж, значит как можно назвать эти ткани? (подводит детей к выполнении Дыхательная гимнастика « Пузырь» для того ,чтобы организовать круг). Воспитатель предлагает детям поиграть «Игра с мячом» Воспитатель :платье сшитое из шелка, какое платье? -рубашка из ситца, какая ? - колготки из хлопка ? -пальто из драпа, какое пальто? -пижама из фланели какая пижама? - свитер из шерсти ? | Дети отвечают бросая мяч воспитателю: шелковое, ситцевая, хлопковые, драповое пальто, фланелевая, шерстяной | Созданы условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения. Сформирован навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы. Пополнен лексический запас. |
10. | Воспитатель: А сейчас давайте пройдем в отдел тканей (образцы разных видов тканей). -посмотрите на эти ткани она разная бывает(светлая, темная, клетчатая, полосатая, пестрая, разноцветная, гладкая, мягкая, плотная, ворсистая и.т.д Потрогайте, каждую? - Какие они разные на ощупь ? Воспитатель : Итак, одежда нас не только согревает и защищает от холода, жары. Воспитатель предлагает детям поиграть в « Игра на ощупь» :описать с закрытыми глазами ту ткань,которую держат в руке и соотнести к какой одежде (летней, осенней, весенней, зимней)она подходит ближе всего. | Дети, закрыв глаза, описывают ткань на ощупь и определяют к какому виду ткани относится. | Созданы условия для развития тактильного ощущения. Развитие умения работать в группе. |
11. | игра «Четвертый лишний». Воспитатель: у вас у каждого на карточке изображены картинки, найдите среди них лишнюю и объясните почему? | Дети выполняют задание по карточкам и объясняют свой выбор. -рубашка, платье, юбка, шляпа, лишняя – шляпа, потому что это головной убор, а всё остальное одежда. | Сформирована мотивация к развитию у детей объяснительной речи. |
12. | Воспитатель: Какие вы ребята молодцы, придется мне вам дать игру по сложнее. Игра « Будь внимателен» Воспитатель называет слова относящиеся к одежде и её детали, дети хлопают в ладоши, если это слово не относится к ней. | Дети слушая слова, хлопают в ладоши если данное слово не относится к одежде. | Развитие слухового внимания. |
13. | Воспитатель предлагает детям подойти к столу с разной одеждой и помочь Ермоше выбрать красивую одежду. | Дети подходят к столу, на котором разложена одежда; выбирают любую, которая им нравится, и рассказывают о ней, опираясь на схему-модель «Составление описательного рассказа». | Сформировано умение держать в памяти последовательность изложения по схеме-модели (цвет, материал, функция и т. д). |
14. | Воспитатель предлагает детям сделать подарок для Ермоши - выполнить аппликацию способом обрывания бумаги. | Дети выбирают себе необходимого цвета бумагу, трафарет одежды и другой материал. | Сформирована мотивация к творческой деятельности. |
15. | Воспитатель дает детям советы по выполнению работы, оказывает необходимую помощь. | Дети выполняют работу: располагают лист бумаги горизонтально, переводят трафарет одежды на лист-основу, рвут цветную бумагу на мелкие кусочки произвольной формы, наклеивают их на силуэт одежды, заполняя все промежутки. | Созданы условия для закрепления уже освоенных умений и навыков, а также для проявления детьми фантазии и творчества. |
16. | Воспитатель предлагает по окончании работы разместить изготовленную одежду на выставку. | Дети прикрепляют свои работы на стенд. Ермоша вместе с детьми рассматривает работы. | Пополнен опыт изготовления посуды с использованием различных приемов аппликации. |
17. | Итог: Воспитатель: Что понравилось? Что нового узнали? Воспитатель: Мы с вами славно потрудились, много узнали интересного Вы большие молодцы, а теперь Ермоше пора уходить. Ему так понравилось у нас, что в следующий раз он обязательно придет к нам в гости ещё. | Дети перечисляют, чем они были заняты, что интересного узнали. | Сформирована мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как ёжик друзей потерял» (непосредственно образовательная деятельность речевое развитие с детьми средней группы с использованием информационно-коммуникационных технологий:
Грамотно подобранный материал позволяет сохранять интерес детей на протяжении всей ОД, обеспечивает эмоциональный интерес , активизирует самостоятельное мышление....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Одежда»
цель: закрепить в речи существительные с обобщающим значением - одежда....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей разновозрастной группе (6-7 лет) с использованием развивающей игровой технологии В. Воскобовича
Это занятие составлено с использованием игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича. идея сюжета из известной сказки "Снежная королева"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО по образовательной деятельности "Речевое развитие"в группе раннего возраста на Тему "Транспорт" (с использованием,здоровьесберегающих технологий)
Конспект "Транспорт"...
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в средней логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Одежда. Обувь»
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в средней логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Одежда. Обувь». Цель итогового занятия "В гостях у моды", закрепить...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе на тему «Одежда для куклы Маши»
Познакомить детей с элементами одежды, закрепить названия знакомых видов одежды, закрепить обобщение понятия одежды....
Конспект по образовательной области Познавательное развитие направление "Ознакомление с окружающим миром" Тема: "Одежда"
quot;Ознакомление с окружающим миром" ТЕМА: «Одежда»Цель: Обогащение знаний детей об одежде.Образовательные задачи:Учить дифференцировать предметы одежды и головные уборы ...