НОД по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) по теме «В гостях у Буратино» (с применением театрализованной деятельности).
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Людмила Евгеньевна Барладин
Предлягаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе по теме "В гостях у Буратино". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы для проведения НОД по коммуникации (обучению грамоте). В конспекте использованы интересные игровые ситуации с применением кукол Буратино и Мальвина. Образовательная деятельность направлена на развитие интересса у детей 5-6 лет  к обучению грамоте, желания получать новые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Барладин Людмила Евгеньевна, воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Сибирячок», г. Лянтор, ХМАО – Югра.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) по теме «В гостях у Буратино» (с применением театрализованной деятельности). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы для подготовки и проведения непосредственной образовательной деятельности по коммуникации (обучению грамоте). В конспекте использованы интересные игровые ситуации с применением кукол Буратино и Мальвина. Образовательная деятельность направлена на развитие интереса у старших дошкольников к обучению грамоте, желания получать новые знания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему «В гостях у Буратино»  (с применением театрализованной деятельности).

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».

Цель: развитие интереса у детей 5 – 6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

продолжать учить слышать и называть гласные, твердые и мягкие согласные звуки, различать их при изолированном произнесении в словах;

продолжать учить определять место звука в слове (вначале, в конце, в середине).

продолжать учить проводить звуковой анализ слова;

закреплять умение  делить слова на слоги;

закреплять умение составлять предложения из 1-го, 2-х, 3-х и 4-х слов.

Развивающие:

развивать фонематический слух, память, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения;

развивать мелкую моторику рук путем различных движений, упражнений и штриховки;

развивать интерес к театрализованной деятельности.

Воспитывающие:

воспитывать желание читать, узнавать новое.

Демонстрационный материал:

дом для гласных и согласных звуков;

картинка-схема «лиса» (под картинкой нарисована схема из 4 квадратов 4*4);

квадраты 4*4 из цветного картона (2 синих, 1 зелёный, 2 красных);

два домика: на одном из них нарисован рак, на другом – лиса;

набор предметов (матрёшка, пирамидка, гриб, зеркало, ведро, апельсин, самолёт, вилка, платье, кукла);

картина с изображением очага.

Раздаточный материал:

картинка-схема «лиса» (под картинкой нарисована схема из 4 квадратов 2*2);

картинка-схема «кот» (под картинкой нарисована схема из 3 квадратов 2*2);

картинки с изображением предметов, в названии которых 1 – 4 слога;

тетради с изображением 4 кругов разного диаметра;

простой карандаш.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

Разучивание стихотворений о гласных, согласных звуках, об ударении.

Методические приёмы: игровая театрализованная ситуация, беседа – диалог, рассказывание начала сказки, работа с картинками, работа со звуковыми моделями, физкультминутка, словесная игра, штриховка в тетради, анализ, подведение итогов.

Ход НОД.

Ребята, давайте подарим друг другу добрые улыбки.  А теперь  поднимем руки ладонями вверх, потянемся  к солнцу и оно нам подарит свое тепло. (Дети выполняют). Чувствуете тепло? Сохраните это тепло в своих сердцах.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к Буратино.

Воспитатель надевает чёрную накидку, золотистый колпак и берет книгу «Золотой ключик или приключение Буратино».

Сказочник (воспитатель):

- Жил-был человек по имени Карло. Он был беден и одинок. И вот однажды, он сказал себе: «Ну что я живу один? Сделаю-ка я из дерева себе мальчонку. Все мне старику веселее будет.»  И стал Карло из дерева вырезать мальчика, но не успел он еще закончить работу, как мальчик стал крутиться и вертеться так,  что нос вытянулся. И когда работа была закончена, рядом с Карло стоял маленький деревянный мальчик с задорным длинным носом. (На мольберте размещен нарисованный очаг. Незаметно воспитатель берет куклу Буратино.) Ну вот, какой ты ягоза! Не крутился бы, нос получился бы нормальным! А так ты будешь называться у меня – Буратино.

Буратино:

- Буратино, так Буратино! Отлично! А вы кто?

Сказочник (воспитатель):

- Я – сказочник.

Буратино: (Оглядывается, тычет носом в нарисованный очаг).

-  А это что?

Сказочник (воспитатель):

- Это нарисованный очаг. Он давно здесь висит.

Буратино:

- А что за этим очагом?

Сказочник (воспитатель):

- Какой ты любопытный? Так, какая-то дверь, но от неё давно потерян ключ, и я не знаю, что за ней находится.

Буратино:

- А-а-а! Здесь, навер-рно, какая-то тайна! Хорошо бы узнать!!

Сказочник (воспитатель):

- Какой ты любопытный, Буратино!

Буратино:

- Интер-ресно! Можно я пойду, погуляю?

Сказочник (воспитатель):

- Подожди, Буратино, прежде тебе надо пойти в школу. Ведь ты не умеешь ни читать, ни писать.

Буратино:

- А зачем это мне?

Сказочник (воспитатель):

- Затем, чтобы ты стал умненьким и благоразумненьким. И чтобы я мог тобой гордиться.

Буратино:

- Ну, ладно! Тогда я пошёл в школу.

Сказочник (воспитатель):

- Иди и будь прилежным учеником. Итак, Буратино отправился в школу. Давайте и мы отправимся вместе с ним.

(Дети подходят к домикам со звуками). 

- Открыть двери мы сможем, выполнив задание:

Назовите звуки, которые живут в этом домике (дети называют).

Какие звуки обозначены красным цветом? (гласные) Назовите их.

Дети читают стихотворение.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Какие звуки обозначены синим цветом? (твердые согласные)

А зеленым цветом? (мягкие согласные)

Дети читают стихотворение о  согласных звуках.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыпкать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Буратино грустно опускает голову вниз.

Сказочник (воспитатель):

- Буратино, почему ты такой грустный?

Буратино:

- Ребята такие умные, все знают. А я ничего – ничего не умею и не знаю (плачет). 

Сказочник (воспитатель):

- Не плач, Буратино, оставайся с нами и многому научишься. Ребята, поможем Буратино?

Итак, игра «Поймай конец слова».

Возьмите друг друга за руки и станьте в круг. Буратино, назови первое слово, а вы «ловите» последний звук слова и придумайте свое слово, в котором этот звук на первый.

Проводится игра «Поймай конец слова».

Сказочник (воспитатель):

- Итак, Буратино, в этой игре мы придумывали слова со звуком вначале и называли последний звук слова.

В  лесной школе есть полянка слов и звуков. Давайте отправимся туда. (Дети проходят на «полянку». На коврике лежат картинки. Два домика: на одном нарисован рак, на другом - лиса ). Ой, ребята, здесь уже были кот Базилио и лиса Алиса. Они перепутали на полянке все слова. Надо их разобрать по домикам. Отгадайте, в каком доме живет звук «р»? (Матрешка, пирамидка, гриб, зеркало, ведро). Произнесите слово так, чтобы мы чётко услышали звук «р». (Дети поочерёдно произносят слова). Разместите картинки в свой дом.

А теперь назовите картинки, в которых живет звук «л». (Апельсин, самолёт, вилка, платье, кукла). Произнесите слово так, чтобы мы чётко услышали звук «л». (Дети поочерёдно произносят слова). Разместите картинки в свой дом.

Буратино:

- Ребята, молодцы, даже я научился находить слова с определенным звуком и называть их чётко.

Сказочник (воспитатель):  

- Вот мы и пришли в лесную школу. (Дети садятся за столы. На столах лежат схемы звукового анализа слов.) Ребята, кот Базилио здесь тоже напроказничал - спрятал все звуки слова ЛИСА. Лиса Алиса очень расстроена. Покажите, какое выражение лица расстроенного человека. Давайте поможем Алисе и найдем все звуки в слове ЛИСА.

Проводится звуковой анализ слова ЛИСА.

Назовите первый звук в слове л-л-лиса. /) 

Какой это звук? (согласный, мягкий) 

Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Зелёным) Разместите модель звука на схеме. (Дети выполняют задание)

Назовите второй звук в слове ли-и-иса. (И)

Какой это звук? (гласный)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным) Разместите модель звука на схеме. (Дети выполняют задание)

Какой третий звук в слове лис-с-са! (С) 

Какой это звук? (согласный, твердый) 

Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим) Разместите модель этого звука на схеме. (Дети выполняют задание)

Назовите последний звук в слове лиса-а-а. (А) 

Разместите его модель на схеме. (Дети выполняют задание).

Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен ударный слог. Какой слог ударный? (са/).

- Ребята, прочитайте для Буратино стихотворение об ударных слогах.

Дети читают стихотворение:

Ударный слог, ударный слог

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток

Отметь его ударом.

- Сделайте самостоятельно звуковой анализ слова КОТ. (Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель проверяет индивидуально и оказывает помощь по необходимости).

Буратино:

- Молодцы, ребята, помогли лисе Алисе. У вас так хорошо получается делать звуковой анализ слов. Выделяете согласные и гласные звуки, даже ударение можете поставить.

Что-то я устал. Сделаем зарядку?

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся,

Руки в стороны развел.

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Дети выполняют движения, соответственно тексту.

Сказочник (воспитатель):

- Нам пора возвращаться назад. Но путь нам преграждает волшебная поляна Карабаса Барабаса. Пройти её можно только по слогам. А помогут вам в этом картинки. Сколько слогов в слове, изображенном на картинке, столько шагов надо прошагать.

Проводится игра «Слово можно прошагать».

Буратино:

- Удивительно, вы все, мои друзья, прошагали слова по слогам без ошибок.

Сказочник (воспитатель): 

- Черепаха Тортила просит помощи. На ее болоте появились сказочные  кочки. Исчезнуть они могут только тогда,  когда  о Черепахе придумаешь интересное предложение. Составлять предложения надо сначала из одного, затем из двух, трёх, четырех слов. (Дети, прыгая по кочкам, составляют предложения.)

Игра «Снежный ком»

Буратино:

- Я тоже научился составлять предложения и прошёл по сказочным кочкам. Но они не исчезли. Ребята, давайте заштрихуем их.

Работа в тетради «Заштрихуй кочки»

Сказочник (воспитатель): 

- Молодцы, ребята, вы помогли Буратино получить хорошие знания. Что бы вы пожелали Буратино? (Пожелания детей).

Появляется кукла Мальвина.

Мальвина:

- Ребята, чему вы научили Буратино сегодня?

- Как вы думаете, для чего вам нужны такие знания?

- Чьё поведение вам больше всех понравилось?

- Каким должен быть ученик в школе?

- За ваше старание, Буратино, я вручаю вам Золотой Ключик. Ребята, и вы молодцы, что помогли Буратино научиться грамоте. Я дарю вам раскраски с портретом героев сказки «Приключение Буратино».

 - Давайте подарим друг другу наши добрые улыбки, потянемся к солнышку и оно нам подарит свое тепло. Чувствуете тепло? Сохраните это тепло в своих сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе тема «Поможем Буратино»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группетема «Поможем Буратино»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Поможем Буратино»

Цель занятия: закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях. Воспитывать интерес к обучению грам...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень интересный конспект, спасибо!

Людмила Евгеньевна Барладин

Спасибо за отзыв. успехов ВАМ в работе.