обучение детей грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
в подготовительной к школе группы
Воспитатель:
Комкова И.С.
Обучение грамоте.
Программное содержание:
- Учить грамматически правильно выражать свои мысли.
- Закреплять знания детей о слове, слоге, звуке, предложении. Делить слова на слоги. Определять звонкие, глухие, мягкие, твердые.
- Закрепить понятие о речи.
- Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию (писать в тетради).
- Развивать речь, мышление, фонематический слух, внимание, память.
- Продолжать учить детей чтению.
- Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.
- Индивидуальная работа с Ринальдом, с Сашей Я, Андреем Н. – развивать умение делить слова на слоги.
- Словарная работа: закрепить в речи детей слова: зуб, дома, сыр, кукла, лимон, синица, морозы, береза и т.д.
Предшествующая работа:
- В течение учебного года дали понятие о слове, слова делили на звуки, а затем на слоги, из слов составляли предложения.
- Знакомились со звуками гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие.
- Писать печатные и письменные буквы, маленькие рассказы.
- Учились чтению.
Материал:
- Д/и «Пирамида» - состоит из предметных картинок.
- Д/и «Потерялся звук» - состоит из слов с пропущенной буквой.
- Д/и «Потерялся слог» - карточки состоят из слов с пропущенным слогом.
- Д/и «Заблудился звук» - читаю стихи дети, намеренно ошибаясь в словах, дети называют слово правильно.
- Сюжетные картинки.
- Тетрадь и ручку.
- Д/и «закончи предложение»
- Д/и «Определи лишнее слово»
- Небольшие рассказы.
- Д/упражнение.
Ход
В. – ребята, сейчас мы с вами вспомним все то, что проходили в течение года. Будьте очень внимательны. За правильный ответ получаете по звездочке. Что мы называем словом?
(Ответы 2-3 детей)
В. – Какие бывают слова? (Ответы 2-3 детей)
В. – Назовите короткие слова? (Ответы 2-3 детей)
В. – Молодцы, это те слова, в которых только одна часть или один слог называются короткие слова.
В. - Назовите длинные слова? (Ответы детей)
В. – Молодцы, это те слова, в которых несколько слогов называют длинными. А сейчас предлагаю поиграть.
Играем в д/игру «Пирамида». Возьмите предметные картинки и постройте пирамиду. Вы знаете, что первая картинка состоит из одной части, вторая из 2-х слогов и 3-х слогов. Назовите кто правильно построил. (Ответы 2-3 детей)
В. – Ребята, молодцы с заданием справились. Скажите: из чего состоит слово? (Ответы 2-3 детей)
В. – Хорошо слова делятся на слоги и звуки. Чем отличается звуки от букв? (Ответы 2-3 детей)
В. – Какие бывают буквы? (Ответы 2-3 детей)
В. – Назовите твердые гласные буквы? (Ответы 2-3 детей)
В. – Назовите мягкие гласные буквы? (Ответы 2-3 детей)
В. – Правильно первый ряд твердый, а второй мягкий. Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответы 2-3 детей)
В. – Какие бывают согласные звуки? (Ответы 2-3 детей)
В. - Все гласные проверяются под ударением, а есть гласные которые надо запомнить. Молодцы ребята, мы с вами вспомнили что такое слово, какие бывают слова, что слово делится на звуки, буквы, но также слово делится на слог.
В. – Предлагаю поиграть в Д/игру «Потерялся слог» (дети называют только слог) а затем слово. Молодцы ребята, а сейчас все встали и приготовились играть в игру «Буратино». Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.
Руки в стороны развел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
В. – Молодцы, сели все правильно, дальше продолжаем. Будьте очень внимательны. Ребята, люди говорят, выражают мысли, чувства, слушаем своих товарищей, рассказываем сказки, рассказы.
Все это речь. А какая это речь, когда говорим. (Ответы 2-3 детей)
В. – Даже когда мы читаем это тоже «устная речь». Вот и сейчас мы с вами поиграем в д/игру «Заблудился звук». Я буду читать стихи, а вы внимательно слушайте и определите то слово в котором неправильный звук.
- На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам)
Скок да скок.
- Сияет море перед нами
Летают майки (чайки)
Над волнами
- Наевшись рыбы до отвала
На море чайна (чайка) отдыхала
В. – А какая еще речь бывает? (Ответы 2-3 детей)
В. – Правильно письменная речь. Вот и мы сейчас с вами тоже будем писать. Сначала взяли тетради и ручку. И перед вами лежат сюжетные картинки, будем составлять слова, предложения и записывать в тетрадь.
(Ответы 2-3 детей)
В. – Правильно, предложение состоит из слов. Ребята, а какие бывают предложения. (Ответы 2-3 детей)
Рассмотрите картинки и ответьте на вопрос. Что это?
(Ответы 2-3 детей)
В. – Молодцы, на вопрос что это? Отвечает все не живое. А ответьте на вопрос! Кто это?
- Молодцы, на вопрос кто это отвечает все живое.
В. – Рассмотрите свою картинку и составьте предложение из одного слова и запишите его в тетрадь. (Зарисуйте схему, в кон )
И от этого предложения на этой строчке разделите это слово по слогам.
В. – Сейчас составьте предложение из двух слов. Запишите в тетрадь. (Зарисуйте схему этого предложения. Перепишите предложение каждое слово разделите на слоги.
В. – Молодцы, а сейчас составьте предложение из 3 слов. Напоминаю: если в предложении есть предлог, то оно считается как слово. Зарисовать схему этого предложения.
Физкультминутка для рук.
Наши пальчики писали, Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем. И опять писать начнем (2 раза)
В. - Предлагаю составить предложение из 4 слов. Зарисуйте схему этого предложения.
В.– Молодцы, все написали. А сейчас мы с вами поиграем в Д/и «Закончи предложение» (Ответы 2-3 детей)
В. – А сейчас предлагаю почитать небольшие рассказы. Задаю вопросы:
- Сколько слов в первом предложении?
- Сколько слов в последнем предложении?
- Сколько предложений в рассказе? (Ответы 2-3 детей)
Д/упражнение «Вставь нужное слово в предложении»
(Ответы 2-3 детей)
Игра на внимание «Определи лишнее слово»
В. – А сейчас подсчитаем звездочки и узнаем кто как занимался.
- А теперь, ребята скажите – Кто вам понравился? Кто отвечал полным ответом? (Ответы 2-3 детей)
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ – ЗВУК Ш» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Интересное занятие для детей старшего дошкольного возраста - воспитателям на заметку...
План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)
Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...
Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).
Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет воспитание звуковой культуры ре...
Конспект НОД на тему: «Волшебный домик» (Развитие зрительно – пространственных представлений у детей с ОНР на занятии по обучению детей грамоте).
Произношение и обучение грамоте в подготовительной логопедической группе....
сказка по обучению детей грамоте "Волшебная страна грамота" - продолжение сказки про музыканта
Сказка ознакомительного содержания, знакомит ребят с такими понятиями, как звуки, слоги, слова, предложения. В основном направлена на развитие интереса к виду деятельности. Это продолжение предыдущей ...
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.
Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...
Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]»
Обучающие задачи:• Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;• Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (...