Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Игра «Доктор Айболит»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Ирина Петровна

Формирование представлений о знаках препинания в конце предложения, развитие умения правильно определять интонацию предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc51.5 КБ
Office presentation icon doktor_aybolit.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 комбинированного вида

 Выборгского района  Санкт- Петербурга

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности  по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

 с использованием ИКТ-технологий

на основе сказочного сюжета «Доктор Айболит»

Разработала и провела: Афанасьева Ирина Петровна,

                                            воспитатель ГБДОУ № 120

Санкт-Петербург

2012

Цель: совершенствование навыков выразительного чтения предложений.

Задачи:

образовательные:

  1. продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения;
  2. вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить знаки препинания;
  3.  тренировать в чтении предложений с различными интонациями;
  4.  продолжать учить на слух определять звуки и давать их характеристику;
  5. развивать  связную и грамотную речь.

развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память,

воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к чтению,

здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы.

Оборудование:

  1. ноутбук;
  2. плазменная панель;
  3. костюмы для героев сказки;
  4. белая доска, маркер;
  5.  картинки подарков и соответствующие схемы слов;
  6.  тетради, простые карандаши.

Образовательные области: 

познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка, безопасность, труд.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:  Сейчас мы с вами перенесёмся в сказку, где вместе с героями  будем тренироваться читать правильно, плавно и выразительно, вспомним знаки препинания в конце предложения, продолжим тренироваться грамотно записывать предложения, поиграем с буквами и словами, подберем схемы к словам.

Сл.№1

Воспитатель:   Сказка называется…

Дети: Доктор Айболит.

Воспитатель:  Доктором Айболитом будет Таисия, которая будет читать всё, что про него написано. (Таисия надевает халат.)

Сл. №2

 (Таисия читает.)

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Воспитатель:  Вы знаете, что Доктор Айболит лечит животных. Вот в одном лесу собрались больные животные и решили пригласить доктора к ним в лес. Как же сообщить Айболиту, что животные заболели и зовут его на помощь?

Дети: Послать телеграмму, написать письмо Айболиту.

Воспитатель:   Посмотрим, кто же просил помощи у доктора. Каждый из вас будет представлять  кого-нибудь из героев нашей сказки и читать их обращения.

(Дети одевают элементы костюма героя,  читают текст слайда и стараются изобразить своё «заболевание»).

Сл. №3,4

Воспитатель:  Кто будет первым героем ?

(Лисичка-сестричка. Я заболела. У меня слабость).

Воспитатель:   С какой интонацией надо прочитать предложение?

(Предложение надо прочитать с жалобной интонацией.)

Воспитатель:   Попробуй ещё раз.

(Я заболела. У меня слабость).

Сл. №5,6.

Воспитатель:   Кто хочет прочитать следующим?

(Зайка. У меня болит левое ушко).

Воспитатель:   Почему болят ушки?

 (Зайчик простудился).

Воспитатель:  Что нужно делать, чтобы не болеть?

 (Нужно теплее одеваться, закаляться, делать зарядку).

Воспитатель:   Прочитай ещё раз более выразительно, ведь у Зайки болит ушко.

Сл. №7,8

(Мышонок. Я прищемил хвостик.)

Сл. № 9,10

(Медвежонок.  Я объелся малиной.  Мне плохо. Ой. Ой.)

Воспитатель:  Как передать в письме, что медвежонку совсем плохо? (Нужно поставить в конце предложения восклицательный знак.)

Воспитатель:   Прочитай с новым знаком.

(Я объелся малиной.  Мне плохо! Ой! Ой!)

Сл. №11,12

(А мне всё время весело!)

Воспитатель:  С какой интонацией нужно прочитать такое предложение? Покажи, что тебе действительно весело.

Сл. №13, 14

Воспитатель:   Кто прочитает за следующего героя?

(Лягушонок. Заболело горло. Я не могу квакать.)

Воспитатель:  Прочитай тише, ведь у лягушонка болит горло.)

Сл. №15, 16

(Мудрая сова. У меня болит голова. Спасите! Спасите меня!)

Воспитатель:   Как нужно читать, если в конце предложения стоит восклицательный знак?

Дети: нужно прочить громко.

Воспитатель:   Доктор Айболит прочитал все письма и прислал СМС.

Сл. №17(Читает Таисия.)

(Пока я лечу к вам, сделайте укдяраз.)

Воспитатель:  Что это такое? Может какое-то блюдо или лекарство? (Предположения детей.)

Воспитатель:   Попробуйте прочитать это слово по-другому, или переставить буквы.

Дети: Это слово – зарядка.

Воспитатель:   Вы знаете, зачем нужно делать зарядку? (Ответы детей.)

Сл. №18 (Выполняется зарядка под музыку.)

Сл. №19, 20

Воспитатель:  Посмотрите, кто-то ещё появился. Витя прочитай.

(Бармалей. Я украду вашего Доктора Айболита!)

Воспитатель:   Прочитай так, чтобы все испугались.

(Бармалей уводит Айболита на стул в стороне.)

Воспитатель:  Нужно спасать Айболита! Я слышала, что Бармалей закрыл Айболита на кодовый замок. Если вы правильно напишете кодовое предложение, Айболит сможет убежать от Бармалея. Это предложение:

                                 Бармалей идёт в лес.

Воспитатель:   Сколько слов в предложении? (В предложении четыре слова.)

Воспитатель:   Какое маленькое слово вы услышали?

Воспитатель:  Запишем схему предложения. С какой буквы начинаем писать предложение? (С большой.)

Воспитатель:  Кто хочет написать схему на доске? (Дети записывают схему в тетради.)

Воспитатель:  Теперь самостоятельно запишите предложение буквами.

Сл. № 21

Воспитатель:   Проверьте, правильно ли вы записали.

Воспитатель:   Попробуем прочитать это предложение с разными эмоциями.

Воспитатель:   Лиса, прочитай предложение хитро, как – будто ты что-то задумала.

Воспитатель:   Зайка всего боится. Как бы он его прочитал?

Воспитатель:  Ёжик, прочитай радостно.

 Воспитатель:   Молодцы, вы отлично справились с заданием. Доктор Айболит оказался на свободе. Бармалею стало стыдно за свой поступок и он решил помочь Доктору Айболиту побыстрее добраться до больных животных.

Доктор быстро вылечил всех больных. (Айболит подходит к каждому животному, даёт воображаемую таблетку или гладит по больному месту.)

Доктор Айболит: Вы много читали, писали, очень устали. Нужно сделать зарядку для глаз.

Сл. № 22(Зарядка для глаз.)

Доктор Айболит: На прощание я хочу подарить вам подарки. Но я хочу, чтобы сначала вы подобрали к ним схемы слов.

Воспитатель:   Вспомните, каким цветом обозначаются гласные, твердые согласные, мягкие согласные. (Дети отвечают.)

(Айболит раздаёт картинки подарков. Дети подбирают к ним схемы.)

(Педагог спрашивает одного-двух детей, как они подобрали схемы.)

Сл. №23

Воспитатель:   Животные благодарят Айболита за помощь и подарки.

(Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!)

Воспитатель:   Вот и подошла к концу наша сказка. Вы знаете, кто написал сказку «Доктор Айболит»?

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель:  Какие  произведения Чуковского вы ещё знаете?

Дети: «Федорино горе», «Краденное солнце», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Чудо-Дерево», «Мойдодыр».

Воспитатель:   Закончите, пожалуйста, предложение: Сегодня мне понравилось …

- Мне было сложно…

 Воспитатель:  Ребята, могли бы вы помочь героям сказки, если бы не умели читать, составлять схемы слов, и писать предложения? (Нет.)

Воспитатель:   Вот видите, как важно уметь читать и писать.

Сл. №24

Воспитатель:   Молодцы. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доктор Айболит

Слайд 2

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!

Слайд 3

Лисичка-сестричка

Слайд 4

Я заболела. У меня слабость.

Слайд 5

зайка

Слайд 6

У меня болит левое ушко. Что делать. ?

Слайд 7

мышонок

Слайд 8

Я прищемил хвостик.

Слайд 9

медвежонок

Слайд 10

Я объелся малиной. Мне плохо. Ой. Ой. ! ! !

Слайд 11

ёжик

Слайд 12

А мне всё время весело!

Слайд 13

лягушонок

Слайд 14

Заболело горло. Я не могу квакать.

Слайд 15

Мудрая сова

Слайд 16

У меня болит голова. Спасите! Спасите меня!

Слайд 17

Пока я лечу к вам, сделайте укдяраз .

Слайд 19

Бармалей

Слайд 20

Я украду вашего Доктора Айболита!

Слайд 21

Бармалей идёт в лес.

Слайд 23

Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!

Слайд 25

Спасибо за внимание!

Слайд 26

http://uchitel.edu54.ru/node/57978 -Доктор Айболит http://berforum.ru/topic/28114-ordinatorskaja-besedi-vrachei-i-ih-druzei/page__st__27460 - сова http://blog.kp.ru/users/shtorm_ya/rubric/2998477/ -Бармалей http://www.youtube.com/watch?v=pfxokcEd_o8 – зарядка «Солнышко» http://tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/rezhim_zritelnykh_ trenazhej/6-1-0-21 – физкультминутка для глаз http://frend.org.ua/post207308539/ - хлопание в ладоши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра «Доктор Айболит»

Закрепить знания детей о творчестве писателя....

Конспект сюжетно - ролевой игры «Доктор Айболит» с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Развитие ролевого поведения детей как основы развертыв...

Сюжетно-ролевая игра "Доктор Айболит"

Конспект для младшей группы...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Театрализованная игра «Доктор Айболит»

Закрепить знания детей о творчестве писателя....

Сюжетно-ролевая игра "Доктор Айболит"

Конспект для младшей группы...