программа по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки
рабочая программа по обучению грамоте по теме
Авторская программа в объединении ,,АБВГД -ейка'' (обучение грамоте ) для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_abvgdeyke.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ.ТЕМИРГОЕВСКОЙ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Н.В.Киселёва_____________
(Ф.И.О., подпись)
протокол педагогического совета
от « » 200 г. № .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Студии ,,Светлячок’’
объединения ,,АБВГДейка’’
по учебной дисциплине -
обучение грамоте.
Срок реализации – 1 год
Вид программы – модифицированная
Возраст обучающихся – 6 лет
Составитель Федорцова
Елена Петровна
педагог дополнительного
образования
ст. Темиргоевская
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе типовой программы ,,Воспитание и обучение в детском саду ’’ под редакцией М. А. Васильевой и предусматривает дополнительное развитие детей младшего дошкольного возраста в области социально – педагогической направленности.
Новизна программы заключается в том, что одним из перспективных направлений развития современного образования является предшкольная подготовка детей 6-ти лет, не охваченных системой общественного дошкольного образования. Материал занятий излагается в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития дошкольников, материально-технические условия для реализации которых в реалиях сельской местности, имеются только на базе Центра детского творчества ст. Темиргоевской.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям развивать фонематический слух, упражняться в членении предложений на слова, слова на слоги , слогов на буквы и звуки, позволяет выучить все буквы русского алфавита и т.д.
Цель программы - подготовить детей к обучению грамоте через игровую деятельность.
Задачи программы:
- Воспитывать у детей любовь к родному краю, станице, её истории;
- Развивать познавательную активность детей;
- Развивать фонематический слух;
- Активизировать процесс внимания, памяти, мышления;
- Формировать слого - звуковой анализ слова;
- Упражняться в членении предложений на слова, слова на слоги, слогов на буквы;
- Совершенствовать речевой аппарат.
В отличие от существующих, данная программа составлена и рассчитана на детей, не посещающих дошкольные учреждения. Данная программа составлена на основе типовой программы и позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальные возможности обучающегося; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнку в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого воспитанника на способы освоения образовательной программы; конструировать оптимальный учебно – методический комплекс программ дополнительного образования детей.
В объединение принимаются все желающие дети, не имеющие предварительной подготовки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6 лет. Количество детей в группе 10-12 человек.
Программа ,, АБВГДейка’’ рассчитана на 1 год обучения – 180 часов. Основной формой обучения являются групповые занятия, проводимые 5 раз в неделю по 1 учебному часу. Занятия проводятся на аналитико – синтетическом звукобуквенном методе. Широко используются дидактические игры и игровые приёмы, сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, викторины, конкурсы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков детей на конец года:
-обучающийся должен знать все буквы русского алфавита;
-должен уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
-должен научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;
-должен уметь делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения;
-ребёнок должен научиться обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков на схеме;
-должен уметь отвечать на вопросы педагога; слушать и выполнять основные его требования;
- ребёнок должен уметь осуществлять самоконтроль, находить ошибки.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Наименование тем | Вид контроля | Форма контроля | Сроки проведения |
1. 2. 3. 4.
| Вводное занятие. Звуки и буквы, слоги и слова. Русские народные сказки. Закрепление и обобщение изученного материала. | Вводный Итоговый Рубежный Итоговый | Собеседование, диагностика Занятие – игра, диагностика Викторина Занятие – путешествие, диагностика | Сентябрь Декабрь Март Май |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Кол-во часов | Веезд. индивид. занятия | |
Теорет. учеб.занят. | Практич. учеб. занят. | ||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2. | Основные законы речи. | 5 | 2 | 3 | |
3. | Звуки, буквы,слоги, слова. | 117 | 17 | 99 | 1 |
4. | Русские народные сказки. | 17 | 2 | 14 | 1 |
5. | Писатели детям. | 10 | 2 | 7 | 1 |
6. | Материалы регионально-го компонента ,, Кубановедение’’ | 7 | 1 | 6 | |
7. | Занимательный материал. | 17 | 17 | ||
8. | Итоговые занятия. | 4 | 4 | ||
9. | Экскурсии. | 2 | 2 | ||
Итого: | 180 | 25 | 150 | 5 |
ПРОГРАММА
I. Вводное занятие.
Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.
- Основные законы речи.
Теория:
- Речь устная и письменная. Предложение. Схемы предложения.
Предложение и слово.
Практика:
- Составление схемы слов, схемы предложения.
III. Звуки и буквы, слоги и слова.
Теория:
- Понятие: ,,звук’’.
Практика:
Слышание звуков; характеристика гласных и согласных звуков; слияние гласных и согласных звуков; схемы гласных и согласных звуков.
Теория:
- Понятие: ,,слоги’’, ,,слова’’, ,,ударение’’, ,,буквы’’.
Практика:
- Чтение слогов, составление из слогов слов; выделение ударного слога в словах; чтение слов; чтение предложений и текстов с изученными буквами..
IV. Русские народные сказки.
Теория:
- Беседа «Устное народное творчество».
Практика:
Знакомство, чтение, пересказ, инсценировка, чтение по ролям русских народных сказок:
- ,,Колобок’’,
- ,,Лиса и заяц’’,
- ,,Бобовое зёрнышко’’,
- ,,Лиса и журавль’’,
- ,,Сестрица Алёнушка и братец Иванушка’’,
- ,,Гуси - лебеди’’,
- ,,Снегурочка’’.
V. Писатели детям.
Практика:
- Чтение стихотворений А.Барто ,,Мячик’’, ,,Лошадка’’, ,,Бычок’’, ,,Слон’’, ,,Зайка’’, ,,Я у мальчиков’’.
- Чтение детьми: К.Чуковский ,,Мойдодыр’’, ,,Айболит’’, ,,Телефон’’.
- В. Маяковский ,,Что такое хорошо, что такое плохо’’.
- С. Михалков ,,Дядя Стёпа’’, ,,Трезор’’, ,,Мы строители’’.
- В. Сутеев ,,Капризная кошка’’.
- Е. Благинина ,,Алёнка’’.
VI. Материалы регионального компонента «Кубановедение» .
Теория:
- Знакомство с кубанской символикой (герб, флаг, гимн).
- Беседа ,,Как люди жили раньше’’.
- Знакомство с предметами народного быта ( лапти, рубашка).
- Старинная русская одежда.
- Беседа ,,Как получается нить’’.
Практика:
- Игра ,,Веретено’’, ,,Клубочек’’, ,,Встреча гостей’’.
- Русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Золотое веретено».
VII. Занимательный материал.
- Викторины: ,,По дороге к азбуке’’, ,,Угадай из какой сказки?’’, ,,Загадочные ребусы’’.
- Игры: ,,Слоговое лото’’, ,,Дополни слово’’, ,,Том и Тим’’, ,,Превращение слов’’, ,,Кто самый внимательный?’’, ,,Буква заблудилась’’, ,,Доскажи словечко’’, ,,Закончи фразу’’, ,,Отгадайте слова’’, ,,Придумай слово на заданную букву’’, ,,Загадочные кроссворды’’.
- Анаграммы, шарады.
- Игра-путешествие по сказкам.
- Беседа
- Итоговые занятия.
- ,, Закрепление знаний, умений и навыков за 1 четверть’’
- ,,Закрепление изученного материала’’
- ,,Закрепление знаний, умений и навыков по изученным темам’’
- ,,Игра- путешествие по русским народным сказкам’’.
IX. Экскурсии.
- ,,Жизнь Кубанских казаков’’ ( в музей ст.Темиргоевской )
- ,,Наши любимые детские книги ’’ ( экскурсия в детскую библиотеку ).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Формы занятий:
- Презентация;
- Традиционные занятия;
- Игра – путешествие;
- Сюжетно-ролевая игра;
- Открытые занятия;
- Соревнования.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного ( образовательного ) процесса ( в рамках занятия ):
- Наглядный;
- Практический;
- Вербальный;
- Репродуктивный;
- Объяснительно- иллюстративный.
Дидактический материал:
- Таблицы;
- Схемы;
- Плакаты;
- Раздаточный материал;
- Дидактические карточки;
- Специальная литература.
Техническое оснащение занятий:
- Декорации;
- Телевизор;
- Видеомагнитофон;
- Мультимедийные материалы;
- Аудиозаписи;
- Видеозаписи;
- Компьютерные программные средства.
Формы подведения итогов:
- Итоговые занятия;
- Опрос;
- Взаимозачёт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. – Армавир, 2002.
- Баева Н.А., Предшкольное обучение грамоте в ДОУ.- М.: Издательство Аркти, 2008г.
- Марцинкевич Г.Ф., Обучение грамоте детей дошкольного возраста.- Волгоград, Издательство ,,Учитель’’, 2000г.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать.- Ярославль, ,,Академия Развития’’, 1997г.
- Волина В.В., Занимательное Азбуковедение.- М: ,,Просвещение’’, 1991г.
- Волина В.В., 1000 Игр с буквами и словами.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996г
- Дурова Н.В., Невская Л.Н., От звука к букве.- М.,1998г.
- Дурова Н.В., Невская Л.Н., Поиграем в слова.- М.,1998г.
- Дурова Н.В., Невская Л.Н., От слова к звуку.- М.,1998г.
- Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г., Здравствуйте, буквы!- М.: Оникс, 2008г.
- Хаткина М.А., Букварь для ребят,девчат и заботливых родителей.- М.: ЗАО,,БАО-ПРЕСС’’, 2006г.
- 12. Большая книга подготовки к школе. – М.:ЗАО,, Росмэн-Пресс’’, 2008г.
- 13.Светлова И.Н. , Готовимся к школе. – М.: Эксмо, 2007г.
- Журова Л.Е., Обучение школьников грамоте.- М.:,, Школа-Пресс’’, 1998г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А., Практические пособия для обучения детей чтению.- М.:АСТ Астрель,2004г.
- Федин С., Как научить ребёнка читать.- М.:Айрис-пресс,2006г.
- Парамонова Л.Г., Как подготовить ребёнка к школе.- СПб.:,, Дельта’’,М.: ООО,,Издательство АСТ’’, 1997г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Русские народные сказки: ,,Колобок’’, ,,Лиса и Заяц’’, ,,Бобовое зернышко’’, ,,Лиса и Журавль’’, ,,Сестрица Аленушка и братец Иванушка’’, ,,Гуси – Лебеди’’, ,,Снегурочка’’, ,,Крошечка- Хаврошечка’’.
- Сутеева Е. ,,Капризная кошка’’.
- Чуковский К. ,,Мойдодыр’’, ,,Айболит’’, ,,Телефон’’, ,, Дядя Стёпа’’.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике в студии предшкольной подготовки
Календарно-тематическое планирование в объединении ,,Весёлый счёт\'\' (формирование элементарных математических представлений) для детей 5-6-ти летнего возраста....
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки
Календарно-тематическое планирование в объединении ,,АБВГД-ейка\'\' (обучение грамоте) предназначено для студии предшкольной подготовки детям 5-6-ти лет....
Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе....
Обучение грамоте как условие успешной подготовки к школе.
презентация опыта работы по развитию речи...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....
Конспект занятия по обучению грамоте в студии творческого развития "Малышок" "По страницам сказок"
Конспект занятия по развитию речи "По страницам сказок" будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, работающих в группах предшко...
Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа).
Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа)....