программа по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки
рабочая программа по обучению грамоте по теме

Федорцова Елена Петровна

Авторская программа в объединении ,,АБВГД -ейка'' (обучение грамоте ) для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_abvgdeyke.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА  СТ.ТЕМИРГОЕВСКОЙ

                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                         Директор                   

                                                     Н.В.Киселёва_____________

                                                                                        (Ф.И.О., подпись)

                                             протокол педагогического совета

                                                            от   «     »                  200    г.    №   .

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                            Студии  ,,Светлячок’’

                  объединения  ,,АБВГДейка’’        

                                   по учебной дисциплине  -                                            

                                            обучение грамоте.

                                            Срок реализации – 1 год

           Вид программы – модифицированная

                                            Возраст обучающихся – 6 лет

                                                                                         Составитель Федорцова

               Елена Петровна            

      педагог дополнительного

                                             образования                                                                                        

                                                        

ст. Темиргоевская

2012г.

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящая  программа  составлена  на  основе  типовой  программы  ,,Воспитание  и  обучение  в  детском  саду ’’ под  редакцией  М. А. Васильевой  и предусматривает  дополнительное  развитие  детей  младшего  дошкольного  возраста  в  области  социально – педагогической  направленности.

Новизна  программы  заключается  в  том,  что одним  из  перспективных  направлений   развития  современного  образования  является  предшкольная  подготовка  детей  6-ти  лет,  не  охваченных  системой  общественного  дошкольного  образования.  Материал  занятий  излагается  в  игровой, занимательной  форме  с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения  дошкольников.

Актуальность  предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического  развития  дошкольников,  материально-технические условия для реализации которых в реалиях сельской  местности, имеются только на базе  Центра детского творчества  ст. Темиргоевской.

Педагогическая  целесообразность программы  заключается  в  том,  что  позволяет  детям  развивать  фонематический  слух,  упражняться  в  членении  предложений  на  слова,  слова  на  слоги ,  слогов  на  буквы  и  звуки,  позволяет  выучить  все  буквы  русского  алфавита  и  т.д.

Цель  программы    -  подготовить  детей  к  обучению  грамоте  через  игровую  деятельность.

Задачи  программы:

- Воспитывать  у  детей  любовь  к  родному  краю, станице,  её  истории;

- Развивать  познавательную  активность  детей;

- Развивать  фонематический  слух;

- Активизировать  процесс  внимания,  памяти,  мышления;

- Формировать  слого - звуковой  анализ  слова;  

- Упражняться  в  членении  предложений  на  слова,  слова  на  слоги,  слогов  на  буквы;

- Совершенствовать  речевой  аппарат.

В  отличие  от  существующих,  данная  программа  составлена  и  рассчитана  на  детей,  не  посещающих  дошкольные  учреждения.  Данная  программа  составлена  на  основе  типовой  программы  и  позволяет  развивать  ключевые  компетентности  средствами  дополнительного  образования;  концентрировать  педагогическое  внимание  на  индивидуальные  возможности   обучающегося;  осуществлять  реальную  педагогическую  поддержку  ребёнку  в  достижении  им  поставленных  образовательных  целей;  реализовать  права  каждого  воспитанника  на  способы  освоения  образовательной  программы;  конструировать  оптимальный  учебно – методический  комплекс  программ  дополнительного  образования  детей.

В  объединение  принимаются  все  желающие  дети,  не  имеющие  предварительной  подготовки.  Возраст  детей,  участвующих  в  реализации  данной  образовательной  программы – 6  лет.  Количество  детей  в  группе  10-12 человек.

Программа   ,, АБВГДейка’’  рассчитана  на  1  год  обучения – 180 часов.  Основной  формой  обучения  являются  групповые  занятия,  проводимые  5  раз  в  неделю  по  1  учебному  часу. Занятия  проводятся  на  аналитико – синтетическом  звукобуквенном  методе. Широко  используются  дидактические  игры  и  игровые  приёмы,  сюжетно-ролевые  игры,  игры - путешествия, викторины,  конкурсы  в  соответствии  с  возрастными  и  психологическими  особенностями  детей.

Ожидаемые  результаты  знаний,  умений  и  навыков  детей  на  конец  года:

-обучающийся  должен  знать  все   буквы  русского  алфавита;

-должен  уметь  вычленять  звуки  в  словах, определять  их  последовательность;

-должен  научиться  различать  гласные  и  согласные  звуки  и  буквы;

-должен  уметь  делить  слова  на  слоги, составлять  из  слогов  слова,  из  слов – предложения;

-ребёнок  должен  научиться  обозначать  мягкость  и  твёрдость  согласных  звуков  на  схеме;

-должен  уметь  отвечать  на  вопросы  педагога;  слушать  и  выполнять  основные  его  требования;

- ребёнок  должен  уметь  осуществлять  самоконтроль,  находить  ошибки.

ФОРМЫ  И  ВИДЫ  КОНТРОЛЯ

п/п

Наименование тем

Вид контроля

Форма контроля

Сроки проведения

1.

2.

3.

4.

 

Вводное занятие.

Звуки и буквы, слоги и слова.

Русские народные сказки.

Закрепление и обобщение изученного материала.

Вводный

Итоговый

Рубежный

Итоговый

Собеседование, диагностика

Занятие игра, диагностика

Викторина

Занятие путешествие, диагностика

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование разделов  

   и  тем

Всего часов

Кол-во часов

Веезд.

индивид.

занятия

Теорет. учеб.занят.

Практич.

учеб. занят.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Основные  законы  речи.

5

2

3

3.

Звуки, буквы,слоги, слова.

117

17

99

1

4.

Русские  народные сказки.

17

2

14

1

5.

Писатели  детям.

10

2

7

1

6.

Материалы регионально-го компонента

,, Кубановедение’’

7

1

6

7.

Занимательный материал.

17

17

8.

Итоговые  занятия.

4

4

9.

Экскурсии.

2

2

Итого:

180

25

150

5

ПРОГРАММА

I.        Вводное занятие.

Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.

  1. Основные законы речи.

Теория:

  1. Речь  устная  и   письменная. Предложение. Схемы предложения.

Предложение и слово.

Практика:

  1. Составление схемы слов, схемы предложения.

III.       Звуки и буквы, слоги и слова.

             Теория:

  1. Понятие: ,,звук’’.

Практика:

Слышание звуков; характеристика гласных и согласных звуков;  слияние гласных и согласных звуков; схемы гласных и согласных звуков.

Теория:

  1. Понятие: ,,слоги’’, ,,слова’’, ,,ударение’’, ,,буквы’’.

Практика:

  1. Чтение слогов, составление из слогов слов; выделение ударного слога в словах;  чтение слов; чтение  предложений и текстов с изученными буквами..

IV.       Русские народные сказки.

           Теория:

  1. Беседа «Устное народное творчество».                

                        

Практика:

Знакомство, чтение, пересказ, инсценировка, чтение по ролям русских народных сказок:

  1. ,,Колобок’’,
  2. ,,Лиса и заяц’’,
  3. ,,Бобовое зёрнышко’’,
  4. ,,Лиса и журавль’’,
  5. ,,Сестрица Алёнушка и братец Иванушка’’,
  6. ,,Гуси - лебеди’’,
  7. ,,Снегурочка’’.

V.        Писатели детям.

            Практика:

  1. Чтение стихотворений А.Барто ,,Мячик’’, ,,Лошадка’’, ,,Бычок’’, ,,Слон’’, ,,Зайка’’, ,,Я у мальчиков’’.
  2. Чтение детьми: К.Чуковский ,,Мойдодыр’’, ,,Айболит’’, ,,Телефон’’.
  3. В. Маяковский ,,Что такое хорошо, что такое плохо’’.
  4. С. Михалков ,,Дядя Стёпа’’, ,,Трезор’’, ,,Мы строители’’.
  5. В. Сутеев ,,Капризная кошка’’.
  6. Е. Благинина ,,Алёнка’’.

VI.    Материалы   регионального  компонента     «Кубановедение» .

         Теория:

  1. Знакомство с кубанской символикой (герб, флаг, гимн).
  2. Беседа ,,Как люди жили раньше’’.
  3. Знакомство с предметами народного быта ( лапти, рубашка).
  4. Старинная русская одежда.
  5. Беседа ,,Как получается нить’’.

         

Практика:

  1. Игра ,,Веретено’’, ,,Клубочек’’, ,,Встреча гостей’’.
  2. Русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Золотое веретено».

VII.    Занимательный материал.

  1. Викторины: ,,По дороге к азбуке’’, ,,Угадай из какой сказки?’’, ,,Загадочные ребусы’’.
  2. Игры: ,,Слоговое лото’’, ,,Дополни слово’’,  ,,Том и Тим’’, ,,Превращение слов’’, ,,Кто самый внимательный?’’, ,,Буква заблудилась’’, ,,Доскажи словечко’’, ,,Закончи фразу’’, ,,Отгадайте слова’’, ,,Придумай слово на заданную букву’’, ,,Загадочные кроссворды’’.
  3. Анаграммы, шарады.
  4. Игра-путешествие по сказкам.
  5. Беседа
  1. Итоговые занятия.
  1. ,, Закрепление  знаний, умений  и  навыков  за 1 четверть’’
  2. ,,Закрепление  изученного  материала’’
  3. ,,Закрепление  знаний, умений  и  навыков по изученным  темам’’
  4. ,,Игра- путешествие  по  русским  народным  сказкам’’.

IX.     Экскурсии.

  1. ,,Жизнь  Кубанских казаков’’  (  в музей  ст.Темиргоевской )
  2. ,,Наши  любимые детские книги ’’ ( экскурсия в детскую  библиотеку ).

МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ     ПРОГРАММЫ:

Формы   занятий:

  1. Презентация;
  2. Традиционные  занятия;
  3. Игра – путешествие;
  4. Сюжетно-ролевая  игра;
  1. Открытые  занятия;
  2. Соревнования.

Приёмы  и  методы  организации  учебно-воспитательного ( образовательного ) процесса ( в  рамках  занятия ):

  1. Наглядный;
  1. Практический;
  2. Вербальный;
  3. Репродуктивный;
  4. Объяснительно- иллюстративный.  

Дидактический   материал:

  1. Таблицы;
  2. Схемы;
  3.  Плакаты;
  4. Раздаточный  материал;
  5. Дидактические  карточки;
  6. Специальная  литература.

Техническое  оснащение  занятий:

  1. Декорации;
  2. Телевизор;
  3. Видеомагнитофон;
  4. Мультимедийные  материалы;
  5. Аудиозаписи;
  6. Видеозаписи;
  7. Компьютерные  программные  средства.

Формы  подведения  итогов:

  1. Итоговые  занятия;
  2. Опрос;
  3. Взаимозачёт.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ДЛЯ  ПЕДАГОГА:

  1. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. –  Армавир, 2002.
  2. Баева Н.А., Предшкольное обучение грамоте в ДОУ.- М.: Издательство Аркти, 2008г.
  3. Марцинкевич Г.Ф., Обучение грамоте детей дошкольного возраста.- Волгоград, Издательство ,,Учитель’’, 2000г.
  4. Мариничева О.В., Елкина Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать.- Ярославль, ,,Академия Развития’’, 1997г.
  5. Волина В.В., Занимательное Азбуковедение.- М: ,,Просвещение’’, 1991г.
  6. Волина В.В., 1000 Игр с буквами и словами.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996г
  7. Дурова Н.В., Невская Л.Н., От звука к букве.- М.,1998г.
  8. Дурова Н.В., Невская Л.Н., Поиграем в слова.- М.,1998г.
  9. Дурова Н.В., Невская Л.Н., От слова к звуку.- М.,1998г.
  10. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г., Здравствуйте, буквы!- М.: Оникс, 2008г.
  11. Хаткина М.А., Букварь для ребят,девчат и заботливых родителей.- М.: ЗАО,,БАО-ПРЕСС’’, 2006г.
  12. 12.   Большая книга подготовки к школе. – М.:ЗАО,, Росмэн-Пресс’’, 2008г.
  1. 13.Светлова И.Н. , Готовимся к школе. – М.: Эксмо, 2007г.
  2. Журова Л.Е., Обучение школьников грамоте.- М.:,, Школа-Пресс’’, 1998г.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А., Практические пособия для обучения детей чтению.- М.:АСТ Астрель,2004г.
  4. Федин С., Как научить ребёнка читать.- М.:Айрис-пресс,2006г.
  5. Парамонова Л.Г., Как подготовить ребёнка к школе.- СПб.:,, Дельта’’,М.: ООО,,Издательство АСТ’’, 1997г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ:

  1. Русские народные сказки: ,,Колобок’’, ,,Лиса и Заяц’’, ,,Бобовое зернышко’’, ,,Лиса и Журавль’’, ,,Сестрица Аленушка и братец Иванушка’’, ,,Гуси – Лебеди’’, ,,Снегурочка’’, ,,Крошечка- Хаврошечка’’.
  2. Сутеева Е. ,,Капризная кошка’’.
  3. Чуковский К. ,,Мойдодыр’’, ,,Айболит’’, ,,Телефон’’, ,, Дядя Стёпа’’.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике в студии предшкольной подготовки

Календарно-тематическое планирование в объединении ,,Весёлый счёт\'\' (формирование элементарных математических представлений) для детей 5-6-ти летнего возраста....

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки

Календарно-тематическое планирование в объединении ,,АБВГД-ейка\'\' (обучение грамоте) предназначено для студии предшкольной подготовки детям 5-6-ти лет....

Обучение грамоте как условие успешной подготовки к школе.

презентация опыта работы по развитию речи...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Конспект занятия по обучению грамоте в студии творческого развития "Малышок" "По страницам сказок"

Конспект  занятия по развитию речи "По страницам сказок"  будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, работающих в группах предшко...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа).

Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа)....