Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_na_sayt.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
«Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.
Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте имели бы:
- развитый фонематический (речевой) слух;
- хорошую устную речь;
- правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений;
- деление слов на слоги;
- правильно держать ручку;
- различать строчки в тетради.
Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.
Практика показывает, что наиболее часть встречающиеся на начальных этапах обучения трудности – трудности обучения письму. Они могут быть вызваны с самыми различными причинами:
- Дефицит или задержка в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха).
- Задержка речевого развития.
- Отклонения в состоянии здоровья.
Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буками.
С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в потоке отдельные слова, звуки в слове.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он обязан усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих детей.
Естественно, что дети с фонематическим недоразвитием, испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Обычно дети с недоразвитием звуковой стороны речи вовсе не слышат гласного в положении после согласного. Эти затруднения находят отражение и в письме.
Обучение грамоте ведется аналитико-синтетическим методом, который включает два процесса:
- Звуковой анализ (разложение слова на слоги и звуки);
- Синтез звуковых элементов (соединение их в слоги и слова).
Это направлено на то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, приобретенные детьми в первый и второй период обучения, а также способствовать развитию речи.
Первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Дети обучаются воспринимать звуки на слух, произносить их, наблюдать артикуляцию, опознавать звуки как фонемы, учатся различать гласные и согласные звуки по их характерным признакам, выполнять звуко-слоговой анализ слова с опорой на схемы, определять последовательность звуков в слове, делить слова на слоги, членить предложение на слова.
При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий педагоги смогут хорошо подготовить детей к школе.
Основные методические приемы в работе над устной речью, развитием фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, чтением и печатанием:
I период обучения
- Уточняется артикуляция гласный звуков, их отличия от согласных звуком.
- Выделение заданного звука из ряда гласных (у-о-а-и-ы-е).
- Подбор картинок на заданный звук в начале слов.
II период обучения
- Составление схем односложных, двусложных и трехсложных слов.
- Подбор картинок к схемам слов.
- Делить слов на слоги.
- Знакомство со звуками, символами их обозначения. Дается понятие гласные – твердые и гласные – мягкие.
- Закрепление обобщающих понятий: (одежда, мебель, птицы, животные домашние и дикие, времена года…).
- Составление предложений из 2-3 слов.
- Составление рассказов из 3 – 4 предложений.
III период обучения
- Знакомство со звуками и буквами. Дается понятие согласный – твердый, звонкий, глухой; согласный – мягкий, звонкий, глухой.
- Подбор слов к схемам, состоящим из 3, 4, 5 слогов.
- Подбор слов к звуковым схемам.
- Определение звука в слове, звуко-буквенный анализ слов, составление слов из слогов.
- Употребление предлогов в речи.
- Составление предложений по схемам.
- Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем.
- Находить правильный образ букв.
- Ориентир на листе бумаги (изображение фигур).
- Печатание букв, слогов, слов, предложений.
- Чтение слогов, слов предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах
В старшей группе на занятиях по обучению грамоте дошкольники получают элементарные знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения, обучаются звуковому анализу слов различной структур...
Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»
Благодаря родному языкуребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды иубеждения, а также оказывает огромную услугу...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»
Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Баловнева Таслима Рафаиловна...
Консультация для педагогов " Игровые упражнения на занятиях по обучения грамоте у дошкольников".
Предлагаемые упражнения построены с постепенным усложнением....
Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."
Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...