Программа дополнительного образования по развитию интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «АБВГДЕйка»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Особенностью программы дополнительного образования "АБВГДЕйка " является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_abvgdeyka.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Программа дополнительного образования
по развитию интеллектуальных способностей
детей 5 – 7 лет
«АБВГДЕйка»
Автор-составитель: Столярова Елена Валентиновна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области |
2010
Пояснительная записка
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений.
В чем же причина? На наш взгляд к основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строении слова».
Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи, а шестой и седьмой - к ознакомлению со знаковой системой языка, мы посчитали целесообразным расширить рамки курса подготовки к обучению грамоте.
Программа занятий в кружке «АБВГДейка» составлена с использованием следующей литературы: Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме», Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..», Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте», Ванюхина Г.А. «Речецветик», Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.
Поэтому особенностью данного курса является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
Проводить работу с дошкольниками предполагается не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми .
Данная программа включает три направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:
- развитие звуковой стороны речи;
- ознакомление со знаковой системой языка;
- подготовка руки к письму.
Значение: занятия по подготовке к обучению грамоте позволяют детям успешно овладеть звуковым анализом слова состоящего из 3 – 5 звуков; плавным послоговым и слитным способами чтения; складывается весь комплекс готовности к письму. Дети постоянно рассуждают, анализируют, делают собственные выводы, учатся их обосновывать. Т.о. формируется система знаний имеющих значение не только при обучении ребенка чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.
При выборе данного направления работы педагогический коллектив МДОУ № 77 исходил из:
- объективной потребности в обновлении деятельности ДОУ в целом;
- социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
- реальных возможностей и условий дошкольного учреждения.
Цель программы – органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание его закономерностей, освоение основ грамотности при письме, формирование навыков самостоятельности и самоорганизации.
Задачами программы являются:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- научить детей умению выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно-схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- ознакомление с буквами русского алфавита; обучение детей послоговому и слитному способам чтения; составлению слов и предложений из букв азбуки;
- подготовка ребенка к письму;
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря; формирование правильного произношения звуков;
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Срок реализации – 2 года.
Учебная программа рассчитана на 36 часов.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 мин. Общее количество учебных занятий в год 36.
Занятия имеют определенную структуру:
- Повторение материала предыдущих занятий;
- Чтение сказки;
- Артикуляционная гимнастика или разминка; уточнение правильного произношения звука;
- Знакомство с новым звуком, буквой: игры и упражнения; работа по развитию звукового анализа;
- Физкультминутка;
- Индивидуальная работа детей с разрезной азбукой;
- Чтение;
- Рисунок по клеточкам;
- Итоги.
Содержание программы
Старшая группа
Развитие звуковой стороны речи.
Дети работают со звучащим словом, определяют его протяженность.
Вводится(закрепляется) термин «слог» и графическая запись слогового деления. Интонационно выделяют заданный звук в словах, подбирают слова на определенный звук, определяют место звука в словах.
Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Вводится(закрепляется) термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка.
Чуть позже детей знакомят с согласными звуками, вводятся понятия «твердые» и «мягкие» согласные и их обозначения – синие и зеленые фишки. Дети учатся самостоятельно строить условно-символические модели различной сложности.
Ознакомление детей со знаковой системой письма. Детей продолжают знакомить с буквами русского алфавита.
Порядок введения звуков и букв:
- гласные А, У, О;
- согласные М (М'), С (С'), Х (Х'), Ш;
- сопоставление С и Ш;
- согласный Л (Л');
- гласный Ы;
- согласные Н (Н'), Р (Р');
- сопоставление звуков Р и Л;
- согласные К (К'), П (П'), Т (Т');
- гласный И;
- согласные В (В'), З (З'), Ж.
Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения.
Подготовка руки к письму. Дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Это происходит в процессе выполнения специальных упражнений (рисунки по клеточкам, штриховка, конструирование букв из различного материала).
Подготовительная к школе группа
Развитие звуковой стороны речи. Вводится (закрепляется) понятие «звонкие» и «глухие согласные». Продолжают учиться выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам; оперировать условно-символическими моделями.
Дети обучаются делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова. Овладевают анализом предложений состоящих из 3 – 5 слов.
Ознакомление детей со знаковой системой письма. Детей продолжают знакомить с буквами русского алфавита.
Порядок введения звуков и букв:
- согласные Б, (Б'), Г (Г'), Д,(Д');
- сопоставление Д и Т;
- согласный Й;
- Ь – показатель мягкости;
- йотированные Я,Ю,Ё;
- согласные Ц, Ч, Щ, Ф, (Ф');
- гласный Э;
- Ъ, Ь – разделительные знаки.
Одновременно дети продолжают овладевать навыком слогового чтения, учатся слитному чтению.
Подготовка руки к письму. Дети осваивают написание печатных букв и основных элементов письменных. Учатся вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями.
Особенности организации процесса восприятия
При обучении дошкольников грамоте необходимо учитывать ряд особенностей:
- Введение букв параллельно с изучением соответствующего звука позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную к слуховой зрительную опору при аналитической деятельности, а также улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении.
- Применение различной символики (схемы, звуковые «домики», звуковые «человечки» и пр.) повышает эффективность звуко-слоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний.
- Для закрепления навыков звуко- слогового анализа необходимо использовать многочисленные лексические элементы.
- Предлагаемая последовательность предъявления речевого материала при обучении чтению следующая: сочетания из 2-х – 3-х гласных, прямые слоги, обратные, сочетания гласной буквы с обратным слогом, односложные слова и т. п. Таким образом обеспечивается формирование навыка слитного послогового чтения, столь важного для будущих школьников.
- Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных), способствует слитному, плавному, послоговому чтению.
- Обучение чтению с применением большого количества игровых заданий. Их выполнение позволяет реализовать одновременно несколько задач: развитие внимания и памяти, повышение интереса к работе с буквами, совершенствование словесно-логического мышления, активизация творческих процессов.
- Понимание смысла всех слов, предлагаемых для чтения, написания, анализа или синтеза, перед соответствующей деятельностью должно уточняться с детьми и соотноситься ими с определенными предметами или явлениями действительности.
- Написание предлагаемых детям слов, не расходится с их произношением. Соблюдение данного принципа на начальном пусковом периоде обучения грамоте существенно облегчает детям переход к чтению и письму в условиях школы.
Особенности организации практической деятельности детей
Ознакомление детей со знаковой системой письма.
Существует множество приемов закрепления образа буквы:
- «напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе;
- Выложите печатную букву из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- «напишите» букву пальчиком на манке, другой мелкой крупе, предварительно насыпав тонкий слой крупы в коробку из-под конфет;
- Выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- Положите пластмассовые или магнитные буквы в мешочек. Предложите ребенку доставать буквы из мешочка и называть их. Вы можете предложить ребенку предварительно ощупывать буквы в мешочке, называть их, а потом доставать;
- Пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребенка, попросите его назвать эту букву.
- Потом дети пишут букву по образцу по клеточкам в тетради.
Развитие звуковой стороны речи. Опираясь на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы ребенок самостоятельно перечисляет все характеристики звука, используя следующие приемы:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» - ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию.
- При произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык ( воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
- Чтобы определить звонкость-глухость согласного звука используется тот же прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит , звук звонкий, если не «гудит» - глухой.
- Можно прижать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» - глухой.
- Чтобы определить твердость-мягкость звука, ребенок обращает внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются» (можно воспользоваться зеркалом).
- Можно помочь кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Подготовка руки к письму. Развить мелкую моторику, внимание и память, зрительно-пространственную координацию, воображение ребенка, закрепить образ звука и буквы (каждый рисунок обозначает в сказке предмет, со звучанием которого связаны изучаемый звук и буква) помогут рисунки по клеткам.
Для выполнения рисунков вам понадобятся:
- хорошо освещенный, удобный стол, соответствующий росту ребенка (свет должен падать с левой стороны);
- простые мягкие карандаши;
- тетрадь в крупную и мелкую клетку.
При выполнении рисунка нельзя поворачивать тетрадь, проводить линии несколько раз. Взрослому необходимо следить за тем, как ребенок держит карандаш.
Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, ясными и краткими. Нельзя ругать ребенка, повышать на него голос. Необходимо часто хвалить ребенка, даже когда его успехи невелики.
После того как ребенок научится видеть клеточку, определять ее центр, проводить горизонтальные и вертикальные палочки, палочки с наклоном, можно переходить к выполнению рисунков.
Рисунки можно выполнять:
- по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ;
- по словесной инструкции, без опоры на зрительный образ (слуховой диктант);
- с опорой на зрительный образ, без словесной инструкции (срисовывание).
Перед началом работы ребенок находит верхний левый угол страницы, отступает на 2 клеточки сверху, на 2 клеточки слева, ставит точку. Эта точка будет началом рисунка.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЕТЕЙ
В результате изучения программы дошкольник должен:
- Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия;
- Различать гласные и согласные (твердые - мягкие, звонкие – глухие) звуки; выполнять звуковой анализ;
- Правильно ставить ударение в знакомых словах;
- Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- Проявлять любовь к родному языку;
- Выполнять рисунки по клеточкам.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.
Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.
Список литературы
- Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»,
- Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте»,
- Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..»,
- Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте»,
- Ванюхина Г.А. «Речецветик»,
- Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада».
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"
Пояснительная записка Основные направления программы «Сказка»:Культура;Нравственность;Творчество;Эмоционально-волевая сфера;Двигательная акт...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Умка»...
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...