Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года
методическая разработка
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию
«Моделируем из счётных палочек"
срок реализации программы 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.69 КБ |
kruzhkovaya_rabota_2020-2023.docx | 96.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Консультация для родителей на тему:
«Праздник 23 февраля – День Защитника Отечества.
История праздника»
Воспитатель1категории:
Фургина А.Р
Сиреневый бульвар, корпус 12020-2021 гг.
Консультация для родителей
«Праздник 23 февраля – День Защитника Отечества. История праздника»
23 февраля в России отмечается День Защитника Отечества.
В российской истории 23 февраля как День Советской армии и Военно-морского флота отмечается "в ознаменование всеобщей мобилизации революционных сил на защиту социалистического Отечества, а также мужественного сопротивления отрядов Красной Армии захватчикам".
История праздника 23 февраля - Дня Защитника Отечества
Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистическое завтра, но и с внешними врагами - продолжалась 1 Мировая Война и боевые действия шли на территории России.
Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 11 февраля декрет "Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота" - (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества.
18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.
21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием "Социалистическое Отечество в опасности!".
23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от "кайзеровских войск". Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.
Надо сказать, что многие историки ставят под сомнение факт, какой бы то ни было заметной победы в эти дни 1918 года. Газеты того времени не содержат победных реляций. Не говорили о годовщине победы и через год - в 1919 г. Подобные упоминания начали появляться лишь в начале 20-х годов.
С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона.
23 февраля 1942 года
Председатель Совета Народных Комиссаров, он же нарком обороны СССР, он
же Верховный Главнокомандующий И.Сталин издал приказ. В нем были подведены итоги восьмимесячной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
А они, эти итоги, были страшными. Миллионные потери. Сотни отданных городов, целые республики... Но были и обнадеживающие строки: сокрушительный разгром немцев под Москвой!
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился к нам с посланием по случаю годовщины Красной Армии: "По этому торжественному поводу я передаю выражение того восхищения и благодарности, с которыми народы Британской империи следят за их подвигами, и нашей уверенности в победоносном окончании войны..." Старый лис хорошо сознавал, что если не Красная Армия, вставшая на пути коричневой чумы, то судьба всей Европы была бы предрешена.
А вот что записал в своем дневнике 23 февраля Франц Гальдер, начальник генштаба сухопутных войск нацистской Германии: "Ожидавшегося наступления противника в честь дня Красной Армии не произошло. Обстановка без существенных перемен..."
Гальдер лукавил, успокаивал сам себя. Бои повсеместно шли жесточайшие. И недаром Гитлер вскоре отправит своего начштаба в отставку, как и еще почти двести генералов. Главная причина этого заключалась в провале блицкрига.
23 февраля 1943 года
К этому дню Красная Армия подготовила подарок из подарков, разгромив немцев под Сталинградом и взяв в плен почти двести тысяч солдат и фельдмаршала Паулюса.
В очередном своем приказе Сталин подвел итоги двадцатимесячной борьбы против немецко-фашистских полчищ. Особо были отмечены последние успехи войск Ленинградского и Волховского фронтов на Мгинском направлении. И хотя операция не дала больших территориальных результатов, она вынудила противника подтянуть большие резервы, сняв их с других участков.
Получена была в Москве телеграмма от президента США Франклина Рузвельта: "Примите наше глубокое восхищение Красной Армией, ее великолепными, непревзойденными во всей истории достижениями. Она остановила врага под Ленинградом, под Москвой, на Кавказе и, наконец, в бессмертном Сталинградском сражении сама перешла в великое наступление".
23 февраля 1944 года
В канун 26-й годовщины Красной Армии наши войска форсировали Днепр, и Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о присвоении звания Героя Советского Союза более чем двумстам генералам, офицерам, сержантам и рядовым. Несколько тысяч воинов были отмечены орденами и медалями.
Начинался третий и заключительный период Великой Отечественной. В рядах действующей армии находилось свыше шести миллионов солдат и командиров. А на вооружении имелось пять тысяч танков, девяносто тысяч орудий, восемь с половиной тысяч самолетов. Это была сила, способная окончательно сокрушить врага.
23 февраля 1945 года
Приказ Верховного Главнокомандующего за номером пять об итогах зимнего наступления. Наша земля уже очищена от захватчиков, нанесен небывалый удар от Балтики до Карпат.
Второй и Третий Белорусские фронты ведут бои в районе Кенигсберга, Первый Украинский вышел на Одер. Завершены Висло-Одерская, Варшавско-Познанская, Сандомиро-Силезская операции. Советские люди пользуются каждой минутой, чтобы послушать радио: насколько еще наши продвинулись, какие города взяли?
Старый "друг" Уинстон вновь прислал послание: "Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делали мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед..." Впереди были еще два месяца ожесточенных боев и самый упорный - за Берлин.
Во все времена мужество и героизмов российских воинов, слава и мощь русского оружия являлась неотъемлемой частью величия Российского государства.
Так, уже несколько десятилетий 23 февраля мы широко и всенародно отмечаем праздник защитника Отечества, мы отмечаем его с достойной торжественностью и особой теплотой.
23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.
Конечно, особое внимание и значение 23 февраля - День защитника Отечества приобрел в год 60-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В России Великая Отечественная Война коснулась абсолютно каждой семьи. Для всех, победа - это величайший подвиг народа за всю мировую историю, но, это такая трагедия, которая ни в коем случае никогда больше не должна повториться.
В настоящее время, несмотря на определенные трудности, мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой, благодаря настоящим защитникам и патриотам Родины.
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Директор МОУ «Рождественская СОШ»
протокол № __ _____________Л.А. Ачапкина
от « ___»________2022 приказ от « ___»_____2022 № ___
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию
«Моделируем из счётных палочек"
срок реализации программы 3 года.
Разработала
Воспитатель I категории:
Фургина А.Р.
с. Рождествено
Информационная карта
Наименование программы «Моделируем из счетных палочек» | Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью счетных палочек |
Основание для разработки программы | ∙ "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); ∙ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который определяет модель учреждения, содержание образования учащихся (воспитанников ДОУ), перспективы развития педагогического коллектива; ∙ Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1727-р; ∙ СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях». ∙ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» |
Заказчики | Родители дошкольников |
Составители программы | Фургина Альмира Рафкатовна воспитатель МОУ «Рождественская СОШ» |
География программы | Юридический адрес: Московская область, Истринский район, село Рождествено Фактический адрес: Московская область, Истринский район, с. Рождествено, Сиреневый бульвар стр.17 |
Цель программы | Развитие творческих способностей детей, конструкторских умений и навыков с помощью счетных палочек. |
Задачи программы | 1.Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее составные части, их функциональное назначение; 2.Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, симулировать детское творчество; а также глазомер и чувство симметрии; логическое мышление. Закреплять знания детей об окружающем мире; 3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, подгруппе; |
Направленность программы | Конструктивно-модельная |
Ожидаемый результат программы Срок действия программы | У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, схемы, формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления). Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции 6. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по- разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними. Развивается творчество, изобретательство. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек. Развивается деловое и игровое общение детей. Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» 3 года |
Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- научной обоснованности и практической применимости;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Окружающий мир сегодня переполнен условными знаками и символами. Такие педагоги и психологи как Л.А. Венгер, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, О.В. Дыбина и др. доказала, что чем более развита символическая функция сознания ребенка, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир. Человеку сегодня, для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно самосовершенствоваться. Игра – это основной способ восприятия информации, ознакомления с окружающей действительностью в дошкольном возрасте. Существует множество разновидностей игр, которые помогают развить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Одной из таких игр являются игры со счетными палочками. Счетные палочки помогают научить детей многому: от названия предметов, цветов, геометрических фигур до создания построек по собственному замыслу, умению проектировать и прогнозировать результат. Также игры с конструктором развивают у детей умение работать как самостоятельно, так и в команде.
Основной идеей создания кружка послужила реализация возможностей детей познать окружающий мир практически, с помощью конструирования со счетными палочками.
Развитие мелкой моторики с помощью счётных палочек
В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, мышление, память и связная речь. А ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, испытывает затруднения при выполнении заданий по письму (например, обвести какую-либо фигуру по точкам). Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревожности, что в дальнейшем может привести к трудности в учёбе.
Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать ещё с самого раннего возраста (когда грудному младенцу мы массируем пальчики, происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга).
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняются простые пальчиковые гимнастика и упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, развиваются элементарные навыки самообслуживания.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Так же учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. И поэтому величина проекции руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. На основе этого, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.
Таким образом, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук (мелкую моторику). Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Одним из эффективных элементов игр и упражнений для развития мелкой моторики являются счётные палочки.
Счётные палочки представляют собой одно- и многоцветные брусочки (из дерева или пластика). Они используются не только для обучения счёту, но и в качестве развивающей игрушки.
Счётные палочки – это универсальная игрушка для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей, многофункциональная. Счётными палочками можно играть по-разному, используя их в образовательной и творческой деятельностях, сюжетно – ролевых играх.
Игры и упражнения с счётными палочками развивают не только мелкую моторику рук (умелость, ловкость, координацию), но и внимание, мышление сообразительность, конструктивные навыки (то есть синтез, анализ, зрительное восприятие и мыслительные операции сравнения).
Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, айпадов, планшетов могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Первое, что нужно сделать знакомя со счетными палочками, сказать что они «волшебные». И на примере показать, что считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно они.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу.
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.
- Младший дошкольный возраст. Дошкольникам этого возраста мы предлагаем карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т. п.). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
- Средний дошкольный возраст. Изображения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух-трех частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.
- Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте мы предлагаем дошкольникам составить фигуры из заданного количества палочек, что способствует формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию.
Подготовка дошкольников 6 - летнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т. п. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребенком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать. Играть можно на время или на использование определенного количества («Кто раньше сложит три фигуры?», «Использовать в фигуре шесть палочек»). Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько палочек использовано, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются. С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменения много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т. п. Дети любят эту игру еще и потому, что она дает простор фантазии.
В последствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки.
Я считаю: система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием технического мышления и моделирования у дошкольников и проработки и закреплению конструкторских способностей детей через практическую игровую деятельность со счетными палочками через специальные задания на наблюдение, сравнение, конструирование, домысливание с последующим достраиванием постройки в соответствие со своим замыслом.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована такая структура деятельности, которая создает все условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, периодически возвращаясь к пройденному материалу, но уже на новом, более сложном техническом и творческом уровне
Содержание педагогического процесса
Развить представление о труде, о некоторых профессиях, доступных восприятию детей; Воспитать уважение к тем, кто трудится, бережное отношение к предметам и вещам; Ближе познакомить детей с предметами окружения; Осуществить сенсорный анализ предметов, выделять особенности их строения, свойства, качества, связывая их с назначением предметов, с материалами, из которых они сделаны; Развить интерес к конструированию; Научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение; Научить сооружать по словесной инструкции; Создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу;
Методическое обеспечение.
МЕТОДЫ | ПРИЕМЫ |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация приемов подбора палочек по цвету. |
Информационно-рецептивный | Обследование палочек, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных). Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности: собрание конструкций по образцу, беседа. |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий с использованием стихов, сопровождение и демонстрация образцов. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности. Персонажи для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Способы обучения дошкольников конструированию: - по образцу; - по условиям; - по карточкам-схемам; - по свободному замыслу;
- тематическое конструирование.
Планируемые результаты по конструированию к концу года:
1. У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
2. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей.
3. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
4. У детей формируются представления о названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
5. Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции
6. Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
7. Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.
8. Развивается логическое мышление, творчество, изобретательство.
9. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек.
10. Развивается деловое и игровое общение детей.
11. Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Материально-техническое обеспечение: 1. Стульчики по количеству детей; 2. Столы; 3.Схемы; 4. Компьютер, 5.Медиапроектор, 6.Экран.
Настоящая программа предназначена для детей дошкольного возраста (4- 7 лет) и рассчитана на 3 учебных года.
Возрастные особенности детей 4-5лет: средний дошкольный возраст
Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности,
аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники
становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать
учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Возрастные особенности детей 5-6 лет: старший дошкольный возраст
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с
ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—
6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Возрастные особенности 6 - 7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
- Игровая деятельность
- В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
- Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
- Конструирование
- Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала.
- В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
- Усложняется конструирование из природного материала.
- Изобразительная деятельность
- Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
- Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
- Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
- Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
- Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.)
- Развитие психических процессов
- У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. ( Величина, форма предметов, положение в пространстве)
- Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
- Мышление
Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)( нр.,достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий.) (нр., может собрать кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий). ( нр., может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой).
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
- Внимание становится произвольным.
- В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память
- В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.
Речь
- Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
- Развивается связная речь.
- В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
- Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
- Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
- Отношения со сверстниками
- Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.
- Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека.
- В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
- Отношения со взрослыми
- Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
- Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
- Эмоции
- У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
- О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
- Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
- В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
- Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
- К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
- Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность;
- Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
- Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
- Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;
- Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Дети 6-7 лет должны уметь:
- Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира
- Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.)
- Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости
- Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету
- Различать и выделять буквы и цифры по форме, размеру, цвету
- Мысленно находить часть целого
- Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
- Речь.
- Правильно произносить все звуки родного языка
- Уметь различать и называть слова с определенным звуком
- Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец)
- Делить слова на слоги
- Составлять слова из слогов
- Иметь представление о предложении
- Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже
- Подбирать синонимы, антонимы
- Использовать разные способы образования слов
- Пересказывать знакомые сказки и рассказы
- Составлять рассказы и сказки по картинке
- Крупная моторика
- Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать
- Точно ловить и кидать мяч
- На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы
- Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
- Мелкая моторика
- Проводить прямые, а не дрожащие линии
- «Видеть строку» и писать в ней
- Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок
- Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного возраста:
- это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
- Предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Перспективное планирование в средней группе.
Продолжительность занятия 20 минут.
Период | Тема | Цель | Теория | Практика |
Сентябрь | 1.Знакомство с палочками Кюизенера. | Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям с ориентироваться в данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойство палочек. | 7 мин | 13 мин |
2.Разноцветные палочки. | Познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление. | 6 мин | 14 мин | |
Октябрь | 1.Солнышко | Учить детей выкладывать по схеме из палочек, соотносить постройку с картинкой- схемой; Развивать умение следить за действиями воспитателя, расширять знания о явлениях природы активизировать речь. | 6 мин | 14 мин |
2.Заборчик | Учить детей строить заборчики, размещающиеся по прямой линии способом чередования двух видов элементов Учить рассматривать образец, рассказывать, из каких деталей и как построен забор. Формировать умение изменять постройку способом надстраивания в длину однородными элементами (длинный забор). | 6 мин | 14 мин | |
Ноябрь | 1.Дом | Формировать представления о строительстве; дать знания о рабочих профессиях, строительной технике, строительных материалах; воспитывать уважение к труду строителей; развивать умение детей самостоятельно выкладывать изображение на столе, опираясь на образец, развивать зрительно – моторную координацию. развивать мелкую моторику, внимание, память, творческое воображение, фантазию. | 6 мин | 14 мин |
2. Величина (длинный – короткий) | Учить понимать слова длинный – короткий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам. | 6 мин | 14 мин | |
3. «Величина (высокий - низкий)». | Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера. | 6 мин | 14 мин | |
4. «Как построить большой квадрат, если не хватает?» | Развивать умение детей выявлять и сформулировать закономерность (чем больше сторона, тем больше квадрат, и наоборот); развивать умение детей самостоятельно делать рисунок; обдумывать свои действия. | 5мин | 15мин | |
Декабрь | 1.Снежинка | Учить детей конструировать снежинку из палочек. Учить детей составлять схемы, опираясь на схемы конструировать снежинку. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность. Воспитывать интерес к конструированию. | 6 мин | 14 мин |
2.Ёлочка-зеленая иголочка! | Развивать речевое , развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками., закрепить знание детей о приметах зимы; вспомнить название дерева; закрепить в памяти детей название цвета: зеленый; развивать воображение и творчество; продолжать учить детей работать по схеме, учить конструировать с помощью счетных палочек. | 6 мин | 14 мин | |
3.Построим лестницу | Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи. | 6 мин | 14мин | |
4. «На что это похоже?» | Развивать умение выкладывать различные сюжеты и узоры, побуждать детей к созданию более сложных и разнообразных форм. | 6мин | 14 мин | |
Январь | 1.Воробей | Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. | 6 мин | 14 мин |
2.Фонарь | Развивать мелкую моторику, внимание, память, творческое воображение, фантазию; создавать радостное весёлое настроение. Совершенствовать речь детей, как средство общения. | 5 мин | 15 мин | |
3. «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» | Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. | 6 мин | 14 мин | |
4.Деревья зимой. | Развивать умение, создавать образ дерева зимой из счётных палочек. | 5мин | 15 мин | |
Февраль | 1.Флажок | Развивать умение детей самостоятельно выкладывать изображение на столе, опираясь на образец, развивать зрительно – моторную координацию. Учиться оценивать свою работу и работу других детей, подмечать другие интересные решения. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | 5 мин | 15 мин |
2.Разноцветные вагончики | Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «по-ровну»). | 5 мин | 15 мин | |
3. Из 6 палочек составьте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. | Развивать умение детей, играя с палочками, строить различные фигуры, которые подсказывает им собственное воображени | 5 мин | 15 мин | |
4.Самолет | Расширять знания детей о воздушной технике и ее отличительных признаках учить выкладывать палочки по предложенной схеме | 6 мин | 14 мин | |
Март | 1.Цветы для мамы | Продолжать знакомить с конструированием, формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям схемам. Развивать образное и конструктивное мышление, продолжать учить строить по схеме; совершенствовать уровень накопленных практических навыков. | 6 мин | 14 мин |
2.Конфетка | Учить определять пространственное расположения деталей Развивать цвето и формовосприятие, мелкую моторику рук | 5 мин | 15 мин | |
3.Сложи фигуру | Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить собирать рисунок по образцу, путем наложения на сам образец. Развивать мышление, зрительную память, воображение, речь. | 6 мин | 14 мин | |
4.Строим по образцу | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек в соответствии с образцом. Развивать навыки конструирования. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь. | 5 мин | 15 мин | |
Апрель | 1.Колодец | Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования из счетных палочек | 6 мин | 14 мин |
2.Ракета | Развивать творчество, изобретательство. Научить создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу; дать представление о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, об изобретателе космической ракеты, о празднике День Космонавтики. | 8 мин | 12 мин | |
3.«Строим домики». | Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | 8 мин | 12 мин | |
Май | 1.Мебель для куклы | Продолжать учить строить по образцу воспитателя, правильно называть детали при анализе образца, закреплять знания о предметах мебели, пробуждать у детей желание играть вместе. | 6 мин | 14 мин |
2.«Соотношение числа и цвета». | Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5- желтая. Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой и цветом палочки. | 5 мин | 15 мин | |
3. «Развитие количественных представлений». | Учить сравнивать рядом стоящие числа. Формировать умение строить числовой ряд. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. Упражнять в счете от 1 до 5.Упражнять детей в прямом и обратном счете. | 5 мин | 15 мин | |
4.Итоговое занятие (конструирование по замыслу) | Развивать умение выкладывать различные сюжеты и изображения, побуждать детей к созданию самостоятельного решения, опираясь на опыт. | 7 мин | 13 мин |
Перспективное планирование в старшей группе № 6.
Продолжительность занятия 25 минут.
Период | Тема | Цель | Теория | Практика |
Сентябрь | 1.Повторение пройденного материала в средней группе | Закреплять практический опыт. Учить выкладывать разнообразные фигурки из счетных палочек; развивать мелкую моторику пальцев, внимание, воображение, фантазию | 7 мин | 18 мин |
2.Бабочка | Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. | 7 мин | 18 мин | |
Октябрь | 1.Цыфры из палочек 1,2, 3 2.Цыфры из палочек 4,5, 6 | Учить детей выкладывать из счетных полочек цифры, развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику, внимание, память. Продолжать учить детей выкладывать из счетных полочек цифры, развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику, внимание, память. | 6 мин 6 мин | 19 мин 19 мин |
Ноябрь | 1.Моделируем квадрат и прямоугольник | Формировать знания детей о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструирование геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, прямоугольник. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах. | 7 мин | 18 мин |
2.Моделируем ромб, треугольник трапецию | Упражнять в конструирование геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, трапецию, прямоугольник и ромб | 5 мин | 20 мин | |
Декабрь | 1.Пятиконечная звезда. | Развивать мелкую моторику, внимание, память, творческое воображение, умение работать по схеме. | 7 мин | 18 мин |
2.Ёлочка | Развивать воображение и творчество; продолжать учить детей работать по схеме, учить конструировать с помощью счетных палочек, создать радостное настроение в предверии праздника. | 8 мин | 17 мин | |
Январь | 1.Корова |
Воспитывать целеустремленность, настойчивости, внимание, память. | 7 мин | 18 мин |
2.Корова оглядывается назад (трансформация) |
Воспитывать целеустремленность, настойчивости. | 7 мин | 18 мин | |
Февраль | 1.Танк | Расширять представления детей о военной техники ;формировать конструктивное мышление, навыки конструирования из счетных палочек, пополнять словарный запас, развивать речь детей развивать творчество, мышление, воображение, моторику рук; | 10 мин | 15 мин |
2.Перестроим корабль в танк (трансформация) | Расширять представления детей о военной техники, учиться оценивать свою работу и работу других детей, обогащать практический опыт по конструированию со счетными палочками, развивать логическое мышление. | 7 мин | 18 мин | |
Март | 1.Подарок для мамы» | Развивать образное и конструктивное мышление, продолжать учить строить по схеме; совершенствовать уровень накопленных практических навыков. | 10 мин | 15 мин |
2.Зайчик обиделся | Развивать мелкую и крупную моторику, умение анализировать, сравнивать, обобщать; - воспитывать желание прийти на помощь, эмоционально откликаться на чью-либо просьбу; - воспитывать аккуратность, точность при воспроизведении образца; | 8 мин | 17 мин | |
Апрель | 1.Цыплята встретились. | Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования из счетных палочек | 7 мин | 18 мин |
2.На космических просторах | Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек. | 10 мин | 15 мин | |
Май | 1.Мои друзья | Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | 7 мин | 18 мин |
2.Итоговое занятие (конструирование по замыслу) | Развивать умение выкладывать различные сюжеты и изображения, побуждать детей к созданию самостоятельного решения, опираясь на опыт. | 7 мин | 18 мин |
Перспективное планирование в подготовительной группе № 6.
Продолжительность занятия 30 минут.
Период | Тема | Цель | Теория | Практика |
Сентябрь | 1. Занятие 1 (вводное). «Что можно с этим сделать?», «Что можно из этого построить?» | Развивать умение детей, играя с палочками, строить различные фигуры, которые подсказывает им собственное воображение | 10мин | 20 мин |
2. «Построение простых фигурок» | Развивать умение строить треугольники по заданной стороне (чем больше сторона, тем больше треугольник, и наоборот) | 10мин | 20 мин | |
Октябрь | 1.«Построение ряда возрастающих треугольников» 2.«Построение 2 треугольников из 9 палочек» | Развивать умение самостоятельно и быстро выстраивать возрастающие треугольники по схеме. Развивать умение детей преобразовывать фигуру по условию: по заданному общему количеству палочек; самостоятельно решать поставленную задачу | 10 мин 10 мин | 20 мин 20 мин |
Ноябрь | 1.«На что похоже?» | Развивать умение выкладывать различные сюжеты и узоры, побуждать детей к созданию более сложных и разнообразных форм. | 10 мин | 20 мин |
Занятие 6. «Построение ряда квадратов в порядке уменьшения их размера» «Как построить большой квадрат, если не хватает палочек? | Развивать умение детей выявлять и сформулировать закономерность (чем больше сторона, тем больше квадрат, и наоборот); развивать умение детей самостоятельно делать рисунок; обдумывать свои действия. | 10 мин | 20 мин | |
Декабрь | 1.«Что похоже на квадрат?» | Развивать умение детей строить многоугольники; поощрять разнообразие и правильность построения. | 10 мин | 20мин |
2. Составьте 3 равных треугольника из 7 одинаковых палочек. | Развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение ребенка. | 10 мин | 20 мин | |
Январь | 1.Составить квадрат и 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек. | Развивать умение детей самостоятельно делать рисунок; обдумывать свои действия. | 10 мин |
|
2.Уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
| Развивать умение детей самостоятельно делать рисунок; обдумывать свои действия. | 10 мин | 20 мин | |
Февраль | Уберите 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось.
| Формировать конструктивное мышление, навыки конструирования из счетных палочек, пополнять словарный запас, развивать речь детей развивать творчество, мышление, воображение, моторику рук; | 10 мин | 20 мин |
2. «Как построить 2 треугольника из 5 палочек и 3 треугольника из 7 | Продолжать развивать умение строить сложные фигуры; подвести детей к выводу, что одну и туже фигуру можно Набор счетных палочек. наглядные: игровой персонаж; счетные палочки, показ образца словесные: Выкладывание из счетных палочек фигуры палочек?» | 10 мин | 20мин | |
Март | 1. «Построение квадрата из 7 палочек», «Построение 2 квадратов и 2 треугольников из 9 палочек. | Продолжать развивать умение строить сложные фигуры; учить детей сравнивать условие задачи с условием предыдущей задачи | 10 мин | 20 мин |
2. «Что изменилось?» | Учить детей понимать смысл задачи и преобразовывать фигуры (добавь/убери, переложи п палочек так, чтобы ...) | 10 мин | 20 мин | |
Апрель | 1. «Сколько треугольников можно построить из 6 палочек?» | Продолжать развивать умение строить сложные фигуры; видеть разнообразие фигур (размер, длина сторон, количество треугольников). | 10мин | 20 мин |
2. «Добавь или убери п палочек, чтобы получить новую фигуру» | Продолжать развивать умение преобразовывать фигуры; выполнять преобразования самостоятельно. | 10 мин | 20 мин | |
Май | Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 9 квадратов. Найдите несколько решений. | Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | 10 мин | 20 мин |
2.Итоговое занятие Выложить из палочек прямоугольник. Разбейте прямоугольник так, чтобы в нем было 4 одинаковых квадрата и один прямоугольник. | Развивать умение выкладывать различные сюжеты и изображения, побуждать детей к созданию самостоятельного решения, опираясь на опыт. | 10мин | 20мин |
Календарный учебный график. Дополнительной общеразвивающей программы по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью сетных палочек «Моделируем из счетных палочек»
1 год обучения. Средняя группа(4-5 лет)
Месяц | Количество учебных дней | Дни занятий |
Сентябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Октябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Ноябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Декабрь | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Январь | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Февраль | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Март | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Апрель | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
Май | 2 | Четверг 2-4 недели 09:00-09:20 |
2 год обучения. Старшая группа(5-6 лет)
Месяц | Количество учебных дней | Дни занятий |
Сентябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Октябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Ноябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Декабрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Январь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Февраль | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Март | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Апрель | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
Май | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-15:55 |
3 год обучения. Подготовительная к школе группа(6-7 лет)
Месяц | Количество учебных дней | Дни занятий |
Сентябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Октябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Ноябрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Декабрь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Январь | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Февраль | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Март | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Апрель | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Май | 2 | Четверг 2-4 недели 15:30-16:00 |
Диагностика
Ф.И. ребенка | Умение конструировать по инструкции | Умение конструировать по схеме | Умение конструировать по образцу | Умение моделировать по иллюстрациям | Общий бал | Средний бал |
Список литературы:
1. Глушакова О. А., Весёлые счётные палочки: картотека заданий и упражнений со счетными палочками /О.А. Глушакова, С.И. Дедова. — Мо
зырь: Содействие, 2019.
2. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и
методические основы организации деятельности: учебно-методическое
пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба,
Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2020.
3. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ.
Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина.– М.:
ТЦ Сфера, 2020.
4. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ: методическое пособие /О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2003.
5. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера» 2020 – 212с.
6. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. М.: ИД «Цветной мир», 2020.
7. Янушко Е.А Конструирование. Палочка за палочкой/ М.: ЭКСМО, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью LEGO-конструктора «ПОСТРОЙ-КА»
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (с...
программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и конструированию из бросового материала "Умей-ка"
программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и конструированию из бросового материала "Умей-ка" возраст общающихся 5-6 летсрок реал...
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"
Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»для детей среднего дошкольного возраста...
Проект на тему «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»
Актуальность проектаСовременное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что ...
Отчет по проектной деятельности в подготовительной к школе группе по третьей годовой задаче «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» Тема проекта: «Фантазируем, творим, конструируем»
В ходе реализации проекта дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психо...
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры» в подготовительной к школе группе.С...