Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Вансович Наталья Семёновна

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень подготовки детей к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sirs.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Программа принята:

на методическом совете

МДОАУ црр – д/сад

«Аленький цветочек»

Протокол №____

от   «___» _________ 20__г.

Утверждаю:

Директор МДОАУ црр – д/сад

«Аленький цветочек»

__________________О.В. Масич

Приказ № ____

от «___» _________ 20__г.

Дополнительная образовательная программа

дошкольного образования

по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»

на 2021-2022 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

1.1

Цели и задачи программы

1.2

Планируемые результаты

1.3

Объем образовательной нагрузки

1.4

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

2

Содержание Программы

3

Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.1

Учебный план

3.2

Расписание занятий

3.3

Обеспеченность методическими материалами и средствами

3.4

Описание материально-технического обеспечения Программы

4

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Оценочные материалы: инструментарий педагогической диагностики

5

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей на основе технологии «СИРС»

Наименование Программы

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования интеллектуально-познавательной направленности

Основание для разработки

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2014-2020 годы» (с изменениями);

-Устав МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» г.Пыть-Ях

Автор-составитель

Вансович Наталья Семёновна

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

Цель  Программы

Развитие потенциала интеллектуальных и креативных способностей, информационной культуры детей посредствам компьютерной технологии СИРС.

Задачи  Программы

- развитие пространственного мышления, памяти, когнитивных способностей через использование различных тренажеров (программные продукты) по технологии СИРС;

-  обеспечить развитие информационной культуры у дошкольников;

- развитие креативности, интеллектуальной выносливости и скорости мыслительных процессов;

- содействовать раскрытию личных качеств воспитанников

Программно-методическое обеспечение

- Электронной учебно-методический комплекс (Система интенсивного развития способностей) - автор и разработчик программы - Буров Александр Николаевич, кандидат физико-математических наук, доцент, директор Центра интенсивных технологий в образовании и медицине г. Новосибирск, 1987-2015г.г.

- Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005г.

- Буров А.Н., Майорова Е.Г.  Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение и память. Методическое пособие.–Новосибирск, Прайс-курьер, 2007г.

- Буров А.Н., Горбунов С.С., Леутин В.П., Харченко Т.С. Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» (Электронный программно-методический комплекс «Логопед»). Методические рекомендации –Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2006г.

- Буров А.Н., Калашников Д.Г., Майорова Е.Г. Электронное учебное пособие по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников младших классов.  Методическое пособие.–Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2007г.

- Буров А.Н. Типичные методические ошибки преподавателей при проведении курсов «Быстрое чтение, память, мышление». Методическое пособие.–Новосибирск, Принт-курьер, 2007г.

Сроки реализации Программы

1 учебный год с 01.10.2021 по 31.05.2022

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей дошкольников;

- будет обеспечено развитие информационной культуры дошкольников;

- будет развито умение абстрагировать;

- увеличится количество запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,

- увеличиться объем запоминаемой информации за единицу времени;

- будет развита ассоциативная память;

- увеличиться объем оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

- будет развито пространственное, логическое мышление.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени - дошкольному образованию.

Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться.

Современные тенденции социального развития в рамках образовательных учреждений и условиях Севера интеллектуальное производство - один из решающих факторов экономического развития. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности. Следовательно, теперь одаренные дети в любом обществе рассматриваются как национальное достояние и рассчитывают на особые социальные права.

Учитывая, что современный этап развития социума характеризуется огромным потоком информации различного уровня, а ребенок открыт изменяющемуся миру, вольно или невольно впитывая не всегда полезную информацию. А ведь именно дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для развития интеллектуально - познавательной активности детей. Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему. Самое главное - у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые является основой для успешного овладения школьными знаниями.

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень подготовки детей к школе. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является преемственность школы и детского сада (дети поступают в школу информационно – развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов, дошкольники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов, у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

Рабочая учебная программа, направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности. Использование СИРС, позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого, что позволяет оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок, прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей дошкольников.

С медицинской точки зрения программу СИРС, можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях при выполнении гигиенических нормативов работы с компьютерами в соответствии с санитарными требованиями к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Актуальность заключается в комплексном подходе к интенсивному развитию интеллектуальных и творческих способностей детей (самых обычных и одаренных детей).

Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.  

  1. Цели и задачи Программы

Цель: развитие потенциала интеллектуальных и креативных способностей, информационной культуры у дошкольников посредствам компьютерной технологии СИРС.

Задачи:

  • развитие пространственного мышления, памяти, когнитивных способностей через использование   различных тренажеров (программные продукты) по технологии СИРС;
  • развитие креативности, интеллектуальной выносливости и скорости мыслительных процессов;
  • обеспечить развитие информационной культуры у дошкольников;
  • содействовать раскрытию личностных качеств воспитанников.

  1. Планируемые результаты
  • будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей дошкольников;
  • будет обеспечено развитие информационной культуры дошкольников;
  • будет развито умение абстрагировать;
  • увеличится количество запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд;
  • увеличиться объем запоминаемой информации за единицу времени;
  • будет развита ассоциативная память;
  • увеличиться объем оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации;
  • будет развито пространственное, логическое мышление.

  1. Объем образовательной нагрузки

Возрастная

категория

детей

Количество занятий в месяц, год

Продолжительность занятий

Кол-во минут в месяц, год

Форма обучения

4-5 лет

8-9/64

20 минут

180/1240

дневная

  1. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.  

В дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать и психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь   (З.М. Истомина, Н.Г. Аганесова, А.В. Запорожец и др.).

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, центральное место в которой занимает память. То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника.

Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. С формированием плана представлений связано развитие и эмоциональной сферы. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Поэтому все, во что включается дошкольник, должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не будет значимой для ребенка и быстро разрушится.

Память становится центральной психической функцией, которая определяет и другие процессы. Так, в процессах восприятия появляется апперцепция (опосредованность прошлым опытом).

Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах, явлениях, учится задавать вопросы на отвлеченные темы, рассуждать.

Изменяется сам процесс восприятия (С.Л. Рубинштейн). В дошкольном возрасте ребенок научается сознательно проверять возникающие у него истолкования воспринимаемого путем более или менее организованного наблюдения. Появляется умозаключающая интерпретация, которая раскрывает уже абстрактные, не данные чувственно, внутренние свойства явлений и процессов в их существенных взаимосвязях.

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности, в частности семейные ценности. Детям становится доступен структурный способ анализа, посредством которого они начинают рассматривать объекты в системе их связей с другими объектами действительности и который дает возможность им осознать внутренние связи в системе ценностей. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности.

Мышление ребенка-дошкольника также во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспомнить, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Корреляция мышления с памятью в этом возрасте очень высока. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

Исследования психологов (Е.Субботский  и др.) показывают, что на грани шестилетнего возраста в сознании ребенка происходят важные перемены, начинается перелом, результатом которого является прочное и окончательное преобладание естественно-причинного подхода к объяснению мира. Это очень важный момент, от которого зависят уровень знаний, глубина интересов, направленность личности, будущая мировоззренческая позиция ребенка.

К концу дошкольного возраста начинает складываться логическое мышление. Ребенок может оперировать достаточно абстрактными категориями ценностей и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

Содержание программы

Занятие состоит из трех частей:

  1.  часть - приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз.
  2. часть - дидактические игры, игровые задания и упражнения.
  3. часть - прощание.

1 часть занятия

Компьютерная программа СИРС состоит из ряда комплексов, каждый комплекс, включает в себя несколько тренажеров.

 Комплекс  Развитие памяти:  

  • Тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.
  •  Тренажер «Картинки в клетках»:

А - клетки воды - развитие образной памяти,

Б - трехмерные фигуры

В - морфинг, квадратики, спички

  • Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
  •  Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.

 Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Поэтапное формирование пространственного мышления.

  • Тренажер «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления,
  •  Тренажер «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях.
  • Тренажер «Кубики» - тренинг в трехмерном пространстве.
  • Тренажер «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления.
  • Тренажер «Пазлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве.

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

  • Тренажер  Танграм - развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления.
  • Тренажер  «Тест Равенна» - развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Зрительная гимнастика  

2 часть занятия

Развивающие игры (приложение 1)

3 часть – прощание

Формы, методы, приемы

В процессе овладения новыми тренажерами используются следующие приемы:

Показ и объяснение заданий. Наиболее сложные и новые задания преподаватель показывает в сочетании с детальным описанием техники их выполнения.

 Средства наглядности. Все тренажеры  в виде наглядных схем с изображением на экране (есть цветные и черно белые). Ребенок по картинке должен собрать «Пазлы», «Танграм», «Найти нужный не достающий элемент» и т.д.  

Применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей.  

Оценка  результата высвечивается на экране, что даѐт ребѐнку желание двигаться дальше и выполнять более сложные задания.  

Для закрепления материала используются дидактические  игры за столами,  на ковре, групповые индивидуально на развитие мышления, памяти, воображения «Пазлы», «Танграм», «Лабиринты и др.  

Диагностические задания дети выполняют самостоятельно.

Перспективное планирование

Старшие дошкольники возраст 4-5 лет (64 занятия в год)

Номер занятия

Тема

№ 1

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером.

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - диагностика.  

Цель:  формирование навыков компьютерной диагностики развития цветной образной памяти; определение кратковременной образной памяти. Методика запоминания: на вдохе обучаемый смотрит, запоминает, впитывает цвета, а на выдохе закрывает глаза и пытается воспроизвести увиденные цвета на внутреннем экране, мысленно.  Практическое задание. Начальное количество цветов 1.

№ 2

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером.

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Запоминание цветов».

Цель:  формирование навыков компьютерной диагностики развития цветной образной памяти; определение кратковременной образной памяти.

Режим - диагностика.  Методика запоминания: на вдохе обучаемый смотрит, запоминает, впитывает цвета, а на выдохе закрывает глаза и пытается воспроизвести увиденные цвета на внутреннем экране, мысленно.  Практическое задание. Начальное количество цветов 1

№ 3

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Картинки в клетках»  

Цель:  формирование навыков компьютерной диагностики развития памяти - исследование кратковременной образной памяти. Режим - диагностика.

Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на клетки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе картинку расположения клеток. Начальное количество клеток  1. Время запоминания 40 сек. до первой ошибки. Тренинг: поле 3х3 (1 уровень) Количество: сколько запомнил на диагностике, затем усложняется. Время выполнения 10 мин.

№ 4

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Картинки в клетках»  

Цель:  формирование навыков компьютерной диагностики развития памяти. - исследование кратковременной образной памяти.  Режим - диагностика.

Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на клетки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе картинку расположения клеток. Начальное количество клеток  1. Время запоминания 40 сек. до первой ошибки. Тренинг: поле 3х3 (1 уровень) Количество: сколько запомнил на диагностике, затем усложняется. Время выполнения 10 мин.

№ 5

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером.

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Запоминание цветов».

Цель:  формирование навыков компьютерной диагностики развития цветной образной памяти; определение кратковременной образной памяти.

Режим - диагностика.  Методика запоминания: на вдохе обучаемый смотрит, запоминает, впитывает цвета, а на выдохе закрывает глаза и пытается воспроизвести увиденные цвета на внутреннем экране, мысленно.  Практическое задание. Начальное количество цветов 1

№ 6

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Картинки в клетках»  

Цель:  формирование навыков компьютерной диагностики развития памяти. - исследование кратковременной образной памяти.  Режим - диагностика.

Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на клетки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе картинку расположения клеток. Начальное количество клеток  1. Время запоминания 40 сек. до первой ошибки. Тренинг: поле 3х3 (1 уровень) Количество: сколько запомнил на диагностике, затем усложняется. Время выполнения 10 мин.

№ 7

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Плоские буквы» Режим - диагностика

Цель: поэтапное развитие пространственного мышления.  

На экране 2 квадрата с фрагментами одной буквы. Необходимо мысленно совместить квадраты, чтобы выяснить, какая буква получится. Среди предложенных вариантов ответа выбираем получившуюся букву, если такой буквы нет – выбираем знак вопроса (?).

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Пазлы» поле 3x3 Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 8

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Плоские буквы» Режим - диагностика Цель: поэтапное развитие пространственного мышления.  На экране 2 квадрата с фрагментами одной буквы. Необходимо мысленно совместить квадраты, чтобы выяснить, какая буква получится. Среди предложенных вариантов ответа выбираем получившуюся букву, если такой буквы нет – выбираем знак вопроса (?).

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Пазлы» поле 3x3 Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 9

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схемеЦель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.  Режим - диагностика

№ 10

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схемеЦель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим – диагностика. Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 11

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Плоские буквы» Режим - диагностика Цель: поэтапное развитие пространственного мышления.  На экране 2 квадрата с фрагментами одной буквы. Необходимо мысленно совместить квадраты, чтобы выяснить, какая буква получится. Среди предложенных вариантов ответа выбираем получившуюся букву, если такой буквы нет – выбираем знак вопроса (?).

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Пазлы» поле 3x3

Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 12

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схемеЦель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим - диагностика

Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 13

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение. Цель:  развитие кратковременной образной памяти.

Тренажер «Квадратики» поле 3x3 Цель:  развитие образной памяти.  Режим - диагностика. Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на картинки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе расположение картинок. Повторить несколько раз. Желательный результат: увеличение количества запоминаемых клеток.

№ 14

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение. Цель:  развитие кратковременной образной памяти.

Тренажер «Квадратики» поле 3x3 Цель:  развитие образной памяти.  Режим - диагностика. Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на картинки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе расположение картинок. Повторить несколько раз. Желательный результат: увеличение количества запоминаемых клеток.

№ 15

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим – обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим – обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 16

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим – обучение. Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим – обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 17

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение. Цель:  развитие кратковременной образной памяти.

Тренажер «Квадратики» поле 3x3 Режим - диагностика. Цель:  развитие образной памяти. Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на картинки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе расположение картинок. Повторить несколько раз. Желательный результат: увеличение количества запоминаемых клеток.

№ 18

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение. Цель:  развитие кратковременной образной памяти.

Тренажер «Квадратики» поле 3x3 Режим - диагностика. Цель:  развитие образной памяти. Методика запоминания: посмотреть несколько секунд на картинки, показанные на экране монитора, закрыть глаза и мысленно представить себе расположение картинок. Повторить несколько раз. Желательный результат: увеличение количества запоминаемых клеток.

№ 19

Комплекс  «Развитие памяти»:  

Тренажер «Порядок слов» Режим - обучение.

Тренажер «Цифры» Режим - обучение.

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение.

№ 20

Комплекс  «Развитие памяти»:  

Тренажер «Порядок слов» Режим - обучение.

Тренажер «Цифры» Режим - обучение.

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение.

№ 21

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Плоские буквы» Режим – обучение. Цель: развитие пространственного мышления. Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Пазлы» поле 3x3 Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 22

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Кубики»  Режим - обучение

Тренажер «Пазлы» поле 4x4Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 23

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Кубики»  Режим - обучение

Тренажер «Пазлы» поле 4x4Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 24

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схеме Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления. Режим - Обучение

№ 25

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим - обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим - обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 26

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим - обучение

Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения,

№ 27

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Квадратики» поле 4x4

Цель: развитие образной памяти.  Режим - обучение

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение

Цель: развитие кратковременной образной памяти. 

№ 28

Комплекс  «Развитие памяти»:

Тренажер «Запоминание цветов».Цель:  - формирование навыков компьютерной диагностики развития цветной образной памяти; - определение кратковременной образной памяти. Режим Диагностика.

Тренажер «Картинки в клетках» Режим Диагностика. Основным диагностическим тестом и тренингом является режим работы с уменьшением времени.

Тренажер «Порядок слов»  Цель - развитие ассоциативной памяти. Режим - обучение.

№ 29

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Квадратики» поле 4x4 Цель: развитие образной памяти.  Режим - обучение

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучениеЦель: развитие кратковременной образной памяти.

№ 30

Комплекс  «Развитие памяти»:

Тренажер «Запоминание цветов».Цель:  - формирование навыков компьютерной диагностики развития цветной образной памяти; - определение кратковременной образной памяти. Режим Диагностика.

Тренажер «Картинки в клетках» Режим Диагностика. Основным диагностическим тестом и тренингом является режим работы с уменьшением времени.

Тренажер «Порядок слов»  Цель - развитие ассоциативной памяти. Режим - обучение.

№ 31

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Распознавание букв» Режим - диагностика Цель: развитие пространственного  мышления.

Тренажер «Плоские буквы» Режим - обучение Цель: развитие пространственного мышления.  Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт» Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 32

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Распознавание букв» Режим - диагностика Цель: развитие пространственного  мышления.

Тренажер «Плоские буквы» Режим - обучение Цель: развитие пространственного мышления.  Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт» Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 33

Комплекс  «Развитие памяти»:

Тренажер «Запоминание цветов».Цель:  - формирование навыков компьютерной диагностики развития цветной образной памяти; - определение кратковременной образной памяти. Режим Диагностика.

Тренажер «Картинки в клетках» Режим Диагностика. Основным диагностическим тестом и тренингом является режим работы с уменьшением времени.

Тренажер «Порядок слов»  Цель - развитие ассоциативной памяти. Режим - обучение.

№ 34

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схеме Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А

Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.   Режим - обучение

№ 35

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схеме Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.   Режим - обучение

№ 36

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Распознавание букв» Режим - обучение Цель: развитие пространственного  мышления.

Тренажер «Плоские буквы» Режим - обучение Цель: развитие пространственного мышления.  Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт» Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 37

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Порядок слов». Цель: Развитие ассоциативной памяти.

Ход занятия: Режим - диагностика (1, 4, 8 занятие). Произвольное расположение: нет. Первоначально тренинг производится парами слов. Второй вариант – из предложенных слов составляем рассказ. Желательно контролировать, чтобы использовался именно ассоциативный метод запоминания, а не механическое заучивание.

Тренажер «Картинки в клетках».поле 4x4 Желательный результат: увеличение количества запоминаемых клеток. Режим - обучение

№ 38

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Порядок слов». Цель: Развитие ассоциативной памяти.

Ход занятия: Режим - диагностика (1, 4, 8 занятие). Произвольное расположение: нет. Первоначально тренинг производится парами слов. Второй вариант – из предложенных слов составляем рассказ. Желательно контролировать, чтобы использовался именно ассоциативный метод запоминания, а не механическое заучивание.

Тренажер «Картинки в клетках».поле 4x4 Желательный результат: увеличение количества запоминаемых клеток. Режим - обучение

№ 39

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени  Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Режим - диагностика Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим – обучение. Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 40

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Кубики»   Режим - диагностика

Тренажер «Плоские буквы»  Режим - обучениеЦель: развитие пространственного мышления.  

Тренажер «Пазлы»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 41

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Порядок слов» Режим - диагностика Цель: определение развития ассоциативной памяти.

Тренажер «Квадратики» Режим Обучение. Цель: развитие памяти

Тренажер «Цифры». Режим Обучение. Цель: увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

№ 42

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по схеме  Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - А Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.  Режим - обучение

№ 43

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - В Цель: выявление развития приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления. Режим – диагностика

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим Обучение. Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 44

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Запоминание цветов». Цель: Развитие цветной образной памяти.

Режим - обучение. Стандартный тренинг.

Тренажер «Картинки в клетках» поле 4x4  Режим - обучение.

Тренажер «Порядок слов»Цель - развитие ассоциативной памяти. Режим - обучение.

Желательный результат: увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.

№ 45

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Цифры» Режим - диагностика.

Тренажер «Запоминание цветов» поле 5x5  Режим - обучение.

Тренажер «Порядок слов» (проверка через 5-7 дней), развитие долговременной памяти

№ 46

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Цифры» Режим - диагностика.

Тренажер «Запоминание цветов» поле 5x5  Режим - обучение.

Тренажер «Порядок слов» (проверка через 5-7 дней), развитие долговременной памяти

№ 47

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Кубики»    Режим - обучение

Тренажер «Пазлы» поле 4x4 Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 48

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Распознавание букв»

Цель: развитие пространственного  мышления. Режим - обучение

Тренажер «Плоские буквы» Цель: развитие пространственного мышления. Режим – обучение. Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 49

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером.

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Распознавание букв» Режим – диагностика

Цель: развитие пространственного  мышления.

Тренажер «Плоские буквы» Режим – диагностика. Цель: развитие пространственного мышления.  Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 50

Комплекс  Развитие памяти:

Тренажер «Цифры» (распознавание цифр). Уровень легкий. Цель: Увеличивать объем оперативной памяти и скорость восприятия зрительной информации - исследование кратковременной памяти. Начальное количество цифр 1

Режим диагностика до первой ошибки. Время 40 секунд. Время показа цифр последовательно сокращается в 2 раза, увеличивается количество цифр. Ожидаемый результат: увеличение количества запоминаемых знаков с уменьшением времени.

Тренажер «Запоминание цветов».   Режим - диагностика.

№ 51

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим – обучение. Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - В Режим – обучение. Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 52

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Распознавание букв» Режим – обучение. Цель: развитие пространственного  мышления.

Тренажер «Плоские буквы» Режим – обучение. Цель: развитие пространственного мышления.  Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт» Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 53

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления. Режим - обучение Тренажер «ТЕСТ Равенна» - В

Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 54

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Квадратики» поле 5x5 Режим - обучение

Тренажер «Клетки воды» поле 5x5  Режим - обучение

Тренажер «Запоминание цветов».  Режим - обучение

№ 55

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Кубики»   Режим - обучение

Тренажер «Пазлы» поле 5x5 Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления

№ 56

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени  Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б Режим - обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - В Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления

№ 57

Комплекс  Развитие памяти:  

Тренажер «Запоминание цветов». Режим - обучение

Тренажер «Картинки в клетках/ трехмерные фигуры»  Режим - диагностика

Тренажер «Порядок слов»  Цель - развитие ассоциативной памяти. Режим - обучение.

№ 58

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Кубики» Режим - обучение

Тренажер «Пазлы» поле 5x5 Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Лабиринт» Цель: развитие пространственного, логического мышления.

№ 59

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тренажер «Танграм» - по тени Цель: развитие наглядно-образного и творческого мышления, развитие логического мышления

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - Б  Режим - обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

Тренажер «ТЕСТ Равенна» - В  Режим - обучение Цель: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщения, аналогии), системного, наглядно-образного мышления.

№ 60

Комплекс  Развитие памяти:

 Тренажер «Картинки в клетках/ трехмерные фигуры» поле 3x3 Поле и количество — максимальный результат предыдущего занятия + 1 фигура. Время — 30 сек. 3 минуты. Режим - обучение

Тренажер «Порядок слов»,  Режим - диагностика.Цель: выявление уровня развития механической памяти.

Тренажер «Цифры»  Режим - обучение

№№ 61/62

Инструктаж по технике безопасности работы за компьютером

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

Тренажер «Плоские буквы»Цель: развитие пространственного мышления.  Режим - обучение Желательный результат: уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Тренажер «Лабиринт»  Цель: развитие пространственного, логического мышления.

Тренажер «Пазлы» поле 5x5Цель: развитие пространственного, логического мышления

№№ 63/64

Диагностика

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.1. Учебный  план

Наименование программы

Наименование программы

Кол-во детей в группе

Длительность занятия (минуты)

Кол-во за-нятий в месяц /год

Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе технологии «СИРС»

Образовательная программа интеллектуальной направленности

12

20

8-9/64

3.2. Расписание занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

12.00–12.20

12.00–12.20

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами

Наименование дополнительной образовательной программы дошкольного образования

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей

Автор  составитель:  Вансович Н.С.

Программно-методическое обеспечение программы, средства обучения

Парциальная программа с указанием выходных данных

Компьютерная программа СИРС (Система интенсивного развития способностей) - автор и разработчик программы - Буров Александр Николаевич

Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.)

с указанием выходных данных

Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005г.

Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение и память. Методическое пособие – Новосибирск, Прайс-курьер, 2007г.

Буров А.Н., Горбунов С.С., Леутин В.П., Харченко Т.С. Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» (Электронный программно-методический комплекс «Логопед»). Методические рекомендации – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2006г.

Буров А.Н., Калашников Д.Г., Майорова Е.Г. Электронное учебное пособие по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников младших классов. Методическое пособие – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2007г.

Буров А.Н. Типичные методические ошибки преподавателей при проведении курсов «Быстрое чтение, память, мышление».  Методическое  пособие  - Новосибирск,  Принт-курьер,   2007 г.

Рабочие тетради

с указанием выходных данных

-

Учебно-наглядные пособия

с указанием выходных данных

-

Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры с указанием выходных данных

-

Технические средства обучения

Компьютеры 6шт., интерактивная доска, проектор

ЭОР

Буров А.Н. Электронной учебно-методический комплекс (Система интенсивного развития способностей) – – Новосибирск, 1987-2015г.г.

Включает в себя:

СИРС -1

1. Быстрое чтение.

2. Развитие памяти

3.Развитие пространственных представлений.

СИРС – 2

1.ЭУМК Танграм

2.ЭУМК Развитие понятийного мышления

СИРС – 3

1.ЭУМК Развитие приѐмов умственной деятельности

2.ЭУМК Логопед

3.Устный счѐт

3.4. Описание материально-технического обеспечения Программы

Виды  помещения

Оснащение  помещения

Материалы  для  непосредственной  работы  с  детьми

Кабинет СИРС

Компьютеры-6 шт.

Буров А.Н. Электронной учебно-методический комплекс (Система интенсивного развития способностей) – – Новосибирск, 1987-2015г.г.

СИРС -1

1. Быстрое чтение.

2. Развитие памяти

3.Развитие пространственных представлений.

СИРС – 2

1.ЭУМК Танграм

2.ЭУМК Развитие понятийного мышления

СИРС – 3

1.ЭУМК Развитие приѐмов умственной деятельности

2.ЭУМК Логопед

3.Устный счѐт.

Стулья -12 шт.

Столы – 6 шт.

Доска интерактивна – 1 шт.

Проектор – 1 шт.

Конструктор деревянный – 2 шт

Игры «Танграм». «Колубовое яйцо», «Сложи квадрат» - по 10 шт.

Домино – 2 шт.

Лего – 1 шт.

Вкладыши – 5 шт.

Пазлы – 3 шт.

Шнуровка – 5 шт.

Деревянный зоопарк.

Наличие программно-методического материала:

- программа;

- методическая литература по обучению детей.

Дидактические и развивающие игры «Танграм». «Колубовое яйцо», «Слажи квадрат», вкладаши, шнуровки, « Пазлы». Конструкторы – деревянный, лего.

4.Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения Программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности.

Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:

- знаний воспитанников (основные части компьютера и их назначение, последовательности работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС);

- умений воспитанников

Комплекс Развитие памяти:

- увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,

- увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,

- развитие ассоциативной памяти,

- увеличение количества запоминаемых фигурок,

- увеличение количества запоминаемых картинок,

- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»

- способность к абстрагированию.

- развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики,

- сокращение количества попыток выполнения задания,

- сокращение времени выполнения заданий,

- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры,

- увеличение количества правильных ответов и эффективности.

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры,

- увеличение количества правильных ответов и эффективности,

- выполнение упражнения без подсказки на экране или сетки,

- выполнение задания с ограничением во времени,

- развитие мелкой моторики.

Принципы педагогической диагностики

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики

Формализованные методы: диагностическое задание, тренинг

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в январе и мае).

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям, обозначенным в методике исследования.

Ведомость педагогической диагностики заполняются дважды в год (в октябре и мае).  

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Критерии

Описание

Картинки в клетках

В ведомость заносим количество запомненных картинок (первая цифра) и размер поля (цифра после черты). На первой диагностике заносим результат, который был до первой ошибки. Например, диагностируемый успешно запомнил 1,2,3,4 и 5 картинок, а при восстановлении 6 картинок ошибся и верными оказались только 3 картинки, то в ведомости фиксируем 5 картинок.

Образец: Для клеток воды: 5/8

Для трѐхмерных фигурок: 5/6

При тренинге записываем лучший результат. Например, в течение 10 минут обучаемый запомнил 12 и 13 картинок на поле 5х5, а попытки запомнить 14 картинок оказались неудачными, и в последний раз он запомнил 8 из 14 картинок. Тогда в ведомости фиксируем 13 картинок.

Образец: 13/5

Цифры и буквы

В соответствующую графу ведомости заносим количество запомненных знаков и время, за которое запомнили эти знаки. На диагностике заносим результат, который был до первой ошибки.

Например, диагностируемый успешно запомнил 3, 4 и 5 знаков, а при восстановлении 6 знаков ошибся и верными оказались только 3 знака, то в ведомости фиксируем 5 знаков.

Образец: 5 зн. 1 с и 5 зн. 1/16 с

При тренинге записываем лучший результат. Например, в течение 5 минут обучаемый запомнил 6 знаков за 1 и за 1/2 с, а попытки запомнить за 1/4 с оказались неудачными, и в последний раз он запомнил 4 из 6 знаков. Тогда в ведомости фиксируем 6 знаков и время 1/2 с.

Образец:  6  з.1/2 с

Запоминание цветов

В ведомость заносим вид работы: диагностика (Д) или тренинг (Т), количество запомненных цветов и количество предложенных для запоминания (при диагностике можно не указывать, т. к. их всегда 10)

Указывается лучший результат.

Образец: Д-8 или Т-5(8) Это означает, что обучаемый запомнил 5 из 8 предложенных цветов.

Пространственное мышление

Результаты вносим в соответствующую тренажѐру ячейку ведомости. Сначала фиксируем вид работы: диагностика (Д) или тренинг (Т). Если проведена диагностика, то в ведомость вносим количество верных ответов и общее время.

Образец: Д-5 0:58 Если проведен тренинг, то в ведомость вносим количество верных ответов, количество повторов (в скобках) и общее время. Образец: Т-5(15) 1:42

5. Литература

1. Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005г.

2. Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение и память. Методическое пособие – Новосибирск, Прайс-курьер, 2007г.

3. Буров А.Н., Горбунов С.С., Леутин В.П., Харченко Т.С. Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» (Электронный программно-методический комплекс «Логопед»). Методические рекомендации – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2006г.

4. Буров А.Н., Калашников Д.Г., Майорова Е.Г. Электронное учебное пособие по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников младших классов. Методическое пособие – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2007г.

5. Буров А.Н. Типичные методические ошибки преподавателей при проведении курсов «Быстрое чтение, память, мышление». Методическое пособие – Новосибирск, Принт-курьер, 2007г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ, ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

КОНСТРУКТОР

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, воображение, умение концентрироваться на одном задании, усидчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: схематичные картинки-образцы с изображением тех предметов, которые составляет ребенок (примерный размер — тетрадный лист), комплект деталей, из которых можно составить эти картинки.

Ход игры

Ребенок усаживается за стол, ему сообщается о цели данной игры — собрать определенную картинку. Ему раздается комплект деталей. Затем показывается первая картинка. Когда ребенок начинает раскладывать, вы должны наблюдать и при возникающих затруднениях помогать. На одну картинку должно уходить не больше 15 минут.

Примерные варианты картинок и наборов деталей:

девочка — туловище (трапеция), ноги (2 маленьких прямоугольника), руки (2 маленьких треугольника), голова (круг);

дом — основа дома (большой квадрат), крыша (треугольник), окошко (маленький квадрат), маленький прямоугольник (труба на крыше);

грузовик — основной корпус (большой прямоугольник), 2 колеса (2 кружочка), кабина — трапеция, окошко в кабине (маленький прямоугольник).

СКАНВОРД

Цель игры: расширить словарный запас, развить внимание, умение концентрироваться, аналитическое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ход игры

В этой игре ваш ребенок должен попробовать самостоятельно составить сканворд. Перед тем как начать игру, вам нужно нарисовать основу для сканворда, в которую будут вписываться слова. После этих приготовлений вы можете пригласить ребенка и объяснить ему задание. Оно заключается в следующем: ваш малыш должен вписать свои слова в заготовленную вами основу, чтобы получился настоящий сканворд.

При этом слова, которые он вписывает, должны быть ему знакомы. Так, рядом ему нужно будет написать определение к ним или задать вопрос. Для первых игр нужно выбирать небольшой сканворд, состоящий из 5—10 слов. Впоследствии можно увеличивать их размеры.

Если в игре участвует несколько человек, то после его составления всем можно обменяться сканвордами и уже заняться их разгадыванием.

МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый листок бумаги в клетку и карандаши.

Ход игры

В этой игре может участвовать неограниченное количество игроков, но идеально участие 3 человек.

На чистом листе бумаги нужно начертить квадрат размером 6 х 6 клеток. Затем в третьем или четвертом ряду нужно написать слово из 6 букв (например, собака), и первый, участник должен подписать к этому слову 1 букву, чтобы получилось новое слово. Например, подписав букву «К» к буква Л «О», можно получить слово «сок». Следующий участник должен получить новое слово путем прибавления еще 1 буквы и т. д. В этой игре нельзя использовать имена собственные или название городов. Случайно образовавшиеся слова не считаются.

Проигравшим в этой игре окажется тот, кто не сможет придумать очередного слова. Если количество участников больше 3 человек, то по кругу можно пустить несколько квадратов. Размеры квадрата могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

ЦВЕТОЧКИ

Цель игры: развить мышление, словарный запас.

Ход игры

В начале игры все садятся в круг, выбирается определенная тема (например, цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры должны вспомнить все, что можно перечислить к этой теме.

Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например, тюльпан). Следующий за ним участник говорит название нового цветка, которое должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (например, незабудка). Следующий игрок называет цветок, название которого начинается с буквы «а» (например астра) и т. д. В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.

БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ

Цель игры: развить аналитические способности, наблюдательность, память, расширить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.

Ход игры

На листе бумаги рисуется квадрат размером 6x6 клеток. Затем в каждой клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке. Суть этой игры состоит в том, чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении. Движение по диагонали тоже возможно. Главное, чтобы направление движения не нарушалось. Не принимаются имена собственные и названия городов. Проигравшим считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

МОЗАИКА

Цель игры: развить внимание, логическое мышление, умение различать цвета.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый альбомный лист, 5 фломастеров разного цвета.

Ход игры

В этой игре могут участвовать как 2, так и несколько игроков.

Участники игры должны сесть за стол и положить на его середину альбомный лист и фломастеры. Затем тот участник, который делает первый ход, должен нарисовать на этом листе любую геометрическую фигуру, кроме круга. Желательно, чтобы она была небольшого размера и обязательно закрашенная фломастером одного цвета. Это может быть квадрат, прямоугольник, ромб, различные многоугольники и т. д. Следующий участник должен нарисовать новую фигуру на одной из сторон первой, но уже фломастером другого цвета. Затем новую фигуру рисует следующий игрок и т. д.

Главное правило заключается в том, чтобы ни одна из сторон новой фигуры не соприкасалась с фигурой того же цвета.

Победителем в этой игре считается тот, кто последним нарисует фигуру нового цвета.

ЦВЕТНАЯ КАРТИНКА

Цель игры: развить цветовое восприятие, внимание, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: любая книжка с цветными картинками.

Ход игры

Расположитесь с ребенком за столом и возьмите выбранную вами книжку. Откройте первую картинку и предложите вашему малышу рассказать о том, что на ней изображено, какие события разворачиваются.

Затем дайте задание ребенку еще раз внимательно просмотреть эту картинку и выписать все цвета, которые встречаются на ней. Если у ребенка возникают затруднения, сконцентрируйте его внимание на отдельном предмете. Выяснив, какого он цвета, переходите к следующему.

Если ваш малыш уже хорошо разбирается в основной цветовой гамме (красный, синий, зеленый, черный, белый, желтый), назовите и покажите ему новые цвета (оранжевый, фиолетовый, сиреневый и др.).

СИНИЙ ИЛИ КРАСНЫЙ!

Цель игры: развить слуховое восприятие цвета, внимание, умение концентрироваться, воображение, логическое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: вам потребуется сказка или рассказ, который ваш ребенок хорошо знает.

Ход игры

Перед тем как начать игру, вам необходимо переделать выбранный рассказ. Для этого нужно заменить все названия цветов на самые необычные и нелогичные. Например: красный волк, оранжевая шапочка, зеленое небо, розовый лес и т. д. Затем вам необходимо объяснить ребенку, что ему предстоит прослушать сказку, в которой перепутаны все названия цветов. Его цель — найти все ошибки и исправить, назвав правильный цвет.

Если у него возникают затруднения, и он не может запомнить все ошибки сразу, прочитайте сказку определенными фрагментами или предложения. Помимо этого, вы можете голосом делать акценты на тех местах, где содержатся ошибки.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

НАЙДИ ИГРУШКУ

Цель игры: развить память, внимание, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушка.

Ход игры

Завяжите глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ

Цель игры: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стол, 10—15 различных предметов.

Ход игры

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

ПОИСК ПО ПАМЯТИ

Цель игры: развить память, координацию, внимание.

Необходимые материалы и наглядные пособия: различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.

Ход игры

Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку.

Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.

Эту игру можно усложнить.

Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во- вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

ПЕРЕВЕРТЫШ

Цель игры: развить речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление.

Ход игры

Суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам, и наоборот. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.

Методические указания: начинать эту игру лучше с небольших слов (из 3—4 букв), постепенно увеличивая их количество в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении. Сначала в прямом, затем в обратном порядке.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАЗЛЫ

Цель игры: развить внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений.

Ход игры

Эту игру можно проводить как в два, так и в один этап. Сначала разберем двухэтапную игру. Первый этап в ней включает подготовительную часть работы.

Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например, на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку.

Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился.

Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Причем располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.

Второй вариант проще по скорости выполнения. Картинку здесь ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации. Дальнейший ход игры как в первом варианте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИ__________________ группа________________город

Комплекс тренажер

Образец

№ занятия

Комплекс «Развитие памяти»

Тренажер «Цвета»

Д-8

Т-4

(10)

Тренажер «Клетки Воды»

15/8*

Тренажер «Трѐх-мерные фигуры»

Тренажер «Квадратики»

5/6*

Тренажер «Морфинг»

8/6*          

Тренажер «Цифры и буквы»  

5 зн. 1 с  

и 5 зн. 1/16 с

Тренажер  «Порядок слов»

Количество слов

Комплекс

«Пространственное мышление»,

«Логическое мышление»

Тренажер «Лабиринт»

Количество пройденных лабиринтов

Время выполнения

Количество тупиков

Тренажер «Пазлы»

Время

Наличие подсказки

Тренажер

«Плоские буквы»

Количество

угаданных

букв

Тренажер

«Распознавание букв»

Количество

распознанных букв

Тренажер

«Кубики»

Количество

угаданных кубиков

Комплекс «Система развития наглядно-образного мышления»

Тест Ревенна

Режим (Т иД)

Время выполнения

Уровень (А-Б)

Выполнено заданий

Танграм

Название фигуры

(Лев)

Время выполнения

(30 с.)

Сумарное время

(60 с.)

Использование подсказки, время подсказки (П -15с.), сетки(С), образца(О)

Общее время работы

10-15 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «АБВГДЕйка»

Особенностью программы дополнительного образования "АБВГДЕйка "  является использование  принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой ф...

Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС

Программа развития интеллектуальных способностей старших                 дошкольников на основе СИРС...

Программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий "Играя, обучаюсь" (СИРС)

Программа предназначена для педагогов дошкольного образования, применяющих в своей образовательной деятельности компьютерные технологии....

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»

Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...

Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей: «Играю. Двигаюсь. Учусь»

Цель программы: Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное ра...