Цикл НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_obuch_gr_dd.docx | 34.82 КБ |
konspekt_zanyatiya_obuch_gr_kk_-_kopiya.docx | 32.2 КБ |
konspekt_zanyatiya_obuch_gr_mm.docx | 35.77 КБ |
konspekt_zanyatiya_obuch_gr_ss.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д, д`]. БУКВА Д, д»
/Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель (специалист)
по развитию речи
Ткач Л.В.
г. Мытищи, 2010 г.
Программное содержание:
- познакомить детей с согласным звуком [д ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ д, д`];
- познакомить со звонким согласным звуком [д ];
- познакомить с буквой Д;
- учить называть слоги-слияния с буквой Д;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство со сказками, загадками;
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе.
Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Лиса», «Мальчик»; наборы букв; дидактические таблицы; тетради для печатания; указка.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось, давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
- Игра «Угадай-ка»
Букв не знали мы сначала.
Мама сказки нам читала.
А теперь читаем сами.
Подружились буквы с нами.
- Назовите ваши любимые сказки.
- Отгадайте загадку и назовите сказку.
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
Демонстрация картинки.
2. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова «лиса»
- Послушайте слово: лиса.
- Сосчитайте слоги хлопками.
- Сколько слогов получилось?
- Как узнать, сколько слогов в слове не хлопая в ладоши? ( Правило)
- Назовите 1-ый слог; 2-ой слог.
- Назовите гласные. Сколько их?
- Назовите согласные. Сколько в этом слове согласных?
- Сколько всего звуков в слове «лиса»?
- Назовите все звуки по порядку.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
- Фонетическая зарядка
- Отгадайте загадку, которую приготовил вам Зяма.
Демонстрация картинки.
Вычленение звука [д].
2. Артикуляция звука [д]
- Произнесите вместе звук [д].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [д] кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
3. Звук [д] согласный
- Произнесите еще раз: [д-д-д].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[д]? (язык, зубы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [д] звонкий
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]? (С голосом)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко? (Да)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
5. Звук [д] может быть твердым или мягким
- Ребята, Зяма приготовил нам еще загадку?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(Дождь)
- Назовите первый звук в слове «дождь»? ( [д])
- А последний звук? ([д`])
- Сравните звуки - [д], [д`]?
- [д ] – какой? (Твердый)
- А - [д`]? (Мягкий)
- Каким же может быть звук [д]? (Твердым или мягким)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [д]?
Вывод: звук [д] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
6. Игра «Где живет звук»
– Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем | |
То встаем, то приседаем - | Приседание |
1-2-3-4-5 | |
Вот как надо отдыхать! | |
Головой теперь покрутим - | Вращение головой |
Лучше мозг работать будет. | |
Вертим туловищем бодро - | Вращение туловищем |
Это тоже славный отдых. | |
Отдохнули – и за дело, | Дети садятся на стульчики |
Снова мы на стульчик сели. |
- Знакомство с буквой Д
1. Демонстрация буквы Д
Воспитатель показывает букву Д.
- Ребята, в этой букве живет звук [д].
На наборном полотне выставляем букву Д.
- В какое платьице оденем букву Д? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
2. Рассматривание буквы Д
- На что она похожа? (Ответы детей)
3. Показ буквы Д пальцами
4. Место буквы Д в алфавите
-Найдите букву Д в алфавите.
( Дети у доски показывают букву Д)
V. Игра «Дружба звуков»
1. Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву Д. Положите ее перед собой.
- Мы продолжаем побеждать Змея Горыныча и учим звуки дружить,
чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».
Напоминаю. Произносим сразу по два звука!
2. Чтение слогов-слияний
- Положите рядом с буквой Д букву А.
- Пусть звук [д] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а].
- Назовите слог? (ДА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [д] и [у].
- Что получится? (ДУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
3. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова «Дима».
- Выложите слово из звуков, которые я назову: [д, и, м, а ]
- Какое слово получилось?
Выполняется слоговой и звуковой анализ
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
- Игра «Кто внимательный»
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь Д.
- Игра с Зямой
- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.
(Читаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).
VII. Физминутка
VIII. Печатание букв Д, д
- Написание буквы Д в воздухе под счет
- Работа в тетрадях по печатанию
Организационный момент (положение тетрадей, положение карандаша в пальцах руки, посадка).
- Назовите предмет в верхнем левом углу страницы?
- Какой звук слышим в начале слова?
- Какая буква написана в правом верхнем углу?
3. Работа по клеточкам
- Обведите по пунктиру прописную букву Д.
- Напишите по клеточкам самостоятельно пять букв Д.
- Обведите по пунктиру строчную букву д.
- Напишите по клеточкам самостоятельно пять строчных букв д.
4. Задание № 2 в тетради
IX. Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([д])
- Какой он?
Звук [д] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (Д)
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были?
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [к, к`]. БУКВА К.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ С БУКВОЙ К»
/Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель (специалист)
по развитию речи
Ткач Л.В.
г. Мытищи, 2009 г.
Программное содержание:
- познакомить детей с согласным звуком [к ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к, к`];
- познакомить с глухим согласным звуком [к ];
- познакомить с буквой К;
- учить называть слоги-слияния с буквой К;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство с устным народным творчеством: сказки, загадки,
скороговорки;
- выучить новую скороговорку со звуком [к ];
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе.
Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Красная шапочка», «Карлсон», «Колобок», «Кот», «Винни-пух», «Лиса»; наборы букв; дидактические таблицы; счетные палочки; указка.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
Игра «Кто внимательный»
В игре используются карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку.
- Что мы с вами знаем о гласных звуках? (Ответы детей?)
- Назовите звуки, которые живут в этих буквах. ( А, О, У, И, Ы)
- Что мы знаем о согласных звуках? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы и назовите звуки. (Н, Т, С)
- Открою вам секрет. Согласным звукам выставляет преграды Змей Горыныч. Он заставляет звуки: свистеть, шипеть, рычать. Сегодня я научу вас побеждать Змея Горыныча. И легко произносить согласные звуки.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
- Фонетическая зарядка
- Вы любите сказки, «сказочные загадки». Тогда отгадайте загадки, которые приготовил вам Зяма.
- В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник? «Колобок»
- «Я думал, думал, и все понял. Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед». Винни-пух, «Винни-пух и все, все, все»
- Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретилась с серым волком? Красная шапочка
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
- Кто так сказал: «Спокойствие, только спокойствие!» Карлсон
- Назовите героев сказок, имена которых начинаются со звука [к].
( Карлсон, Красная шапочка, Колобок)
Демонстрация картинок.
2. Артикуляция звука [к]
- Давайте вместе произнесем звук [к].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [к] спинка языка стучит глубоко во рту по нёбу, а кончик языка – за нижними зубами.
3. Звук [к] согласный
- Произнесите еще раз: [к-к-к-к].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[к]? (язык, зубы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [к] глухой
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [к]? (Без голоса)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
- Приложите ее к горлу и произнесите звук [к]. Поет горлышко? (Нет)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Глухой)
5. Звук [к] может быть твердым или мягким. Предметная картинка – «кот»
- Ребята, Зяма приготовил нам скороговорку?
- А вы знаете скороговорки? (Ответы детей)
- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.
- Котик ниток клубок укатил в уголок.
- Давайте проговорим ее вместе.
- О ком эта скороговорка? (О коте)
- Как по-другому можно назвать кота? (Котик, кошка, кот, киска)
Демонстрация картинки «кота».
- Назовите первый звук в слове «котик»? ([к])
- А в слове «киска» назовите первый звук? ([к`])
- Сравните звуки - [к], [к`]?
- [к ] – какой? (Твердый)
- А - [к`]? (Мягкий)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [к]?
Звук [к] - согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
6. Игра «Где живет звук»
1. - Давайте повторим скороговорку. Вместе → индивидуально.
- Назовите слова в скороговорке, в которых встречается звук [к]? (Котик, ниток, клубок, укатил, уголок)
- – Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем | |
То встаем, то приседаем - | Приседание |
1-2-3-4-5 | |
Вот как надо отдыхать! | |
Головой теперь покрутим - | Вращение головой |
Лучше мозг работать будет. | |
Вертим туловищем бодро - | Вращение туловищем |
Это тоже славный отдых. | |
Отдохнули – и за дело, | Дети садятся на стульчики |
Снова мы на стульчик сели. |
- Знакомство с буквой К
- Демонстрация буквы К
Воспитатель показывает букву К.
- Ребята, в этой букве живет звук [к].
На наборном полотне выставляем букву К.
- В какое платьице оденем букву К? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
- Рассмотрите букву К.
- На что она похожа? (Ответы детей)
- Место буквы К в алфавите
-Найдите букву К в алфавите.
( Дети у доски показывают букву К)
- Работа у доски
- Ребята, сколько палочек у буквы К? (Три)
Ребенок работает у доски.
- Нарисуй палочку. Давай превратим ее в букву К.
- Справа или слева от палочки начнешь писать? (Справа)
Запись буквы (2-4 ребенка)
- – Выложите из счетных палочек букву К.
V. Игра «Дружба звуков»
Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву К. Положите ее перед собой.
- А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить,
чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».
Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два звука!
- Положите рядом с буквой К букву А.
- Пусть звук [к] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а].
- Назовите слог? (КА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [к] и [у].
- Что получится? (КУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
1. Дети называют слоги «Волшебной таблицы»
Игра «Кто внимательный»
- Посмотрите на слоги с буквой К?
- Какая в слоге будет первая буква? (К)
- А вот вторые буквы везде разные.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь К.
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
- Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([к])
- Какой он?
Звук [к] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (К)
- Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были?
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [м, м`]. БУКВА М.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ С БУКВОЙ М»
/Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель
(специалист по развитию речи)
Ткач Л.В.
г. Мытищи, 2009 г.
Программное содержание:
- познакомить детей с согласным звуком [м ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ м, м`];
- познакомить созвонким согласным звуком [м ];
- познакомить с буквой М;
- учить называть слоги-слияния с буквой М;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство с литературным и устным народным творчеством:
стихотворения, скороговорки;
- выучить новую скороговорку со звуком [м ];
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе.
Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Мама», «Мила»; наборы букв; дидактические таблицы; счетные палочки; указка.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось, давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Игра «Кто внимательный»
В игре используются карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку.
- Что мы с вами знаем о гласных звуках? (Ответы детей?)
- Назовите звуки, которые живут в этих буквах. ( А, О, У, И, Ы)
- Что мы знаем о согласных звуках? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы и назовите звуки. (К, Т, С)
- Открою вам секрет. Согласным звукам выставляет преграды Змей Горыныч. Он заставляет звуки: свистеть, шипеть, рычать. Сегодня я научу вас побеждать Змея Горыныча. И легко произносить согласные звуки.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
- Фонетическая зарядка
- Вы любите слушать сказки, стихотворения. Тогда внимательно послушайте стихотворения, которые приготовил вам Зяма. Все дружно хором добавляйте недостающее словечко.
- Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей … мамы.
* * *
- - Кто пришел ко мне с утра?
- Мамочка! (Отвечают дети)
- Кто сказал: «Вставать пора»?
- Мамочка!
- Кашу вкусно кто сварил?
- Мамочка!
- В доме кто подмел, убрал?
- Мамочка!
- Кто ребячий любит смех?
- Мамочка!
- Кто на свете лучше всех?
- Мамочка!
У. Раджай
- Назовите первый звук в слове мама.
- Сколько их в этом слове?
Демонстрация картинки.
2. Артикуляция звука [м]
- Давайте вместе произнесем звук [м].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Они мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м].
3. Звук [м] согласный
- Произнесите еще раз: [м-м-м].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[м]? (губы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [м] звонкий
- С голосом или без голоса мы произносим согласный звук [м]? (С голосом)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
- Приложите ее к горлу и произнесите звук [м].
- Поет (дрожит) горлышко? (Да)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
5. Звук [м] может быть твердым или мягким. Предметная картинка – девочка «Мила»
- Ребята, Зяма приготовил нам скороговорку?
- А вы знаете скороговорки? (Ответы детей)
- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.
- Мама Милу мылом мыла.
- Давайте проговорим ее вместе.
- О ком эта скороговорка? (О маме и девочке)
- Расскажите, что делает мама? (Ответы детей)
- Как зовут девочку? (Мила)
Демонстрация картинки девочки «Милы».
- Назовите первый звук в слове «мама»? ([м])
- А в слове «Мила» назовите первый звук? ([м`])
- Сравните звуки - [м], [м`]?
- [м ] – какой? (Твердый)
- А - [м`]? (Мягкий)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [м]?
Звук [м] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
6. Игра «Где живет звук»
1. - Ребята, расскажите мне какие ваши мамы?
(Добрая, милая, любимая, красивая, умная …)
- - Назовите слова, в которых встречается звуки [м], [м`]?. Определите место звуков в этих словах. В начале, в середине или в конце слова они стоят. ( милая, любимая, умная…)
- Беседа о маме
- Как можно проявить свою заботу о маме?
- Какие поступки могут огорчить маму?
- Чем можно порадовать свою маму?
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем | |
То встаем, то приседаем - | Приседание |
1-2-3-4-5 | |
Вот как надо отдыхать! | |
Головой теперь покрутим - | Вращение головой |
Лучше мозг работать будет. | |
Вертим туловищем бодро - | Вращение туловищем |
Это тоже славный отдых. | |
Отдохнули – и за дело, | Дети садятся на стульчики |
Снова мы на стульчик сели. |
- Знакомство с буквой М
- Демонстрация буквы М
Воспитатель показывает букву М
- Ребята, в этой букве живет звук [м].
На наборном полотне выставляем букву
- В какое платьице оденем букву М? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
- Рассмотрите букву М.
- На что она похожа? (Ответы детей)
2. - Сложите из пальцев букву М.
3. Место буквы М в алфавите
- Найдите букву М в алфавите. ( Дети у доски показывают букву М)
4. Работа у доски
- Ребята, сколько палочек у буквы М? (Четыре)
- Давайте напишем ее на доске.
Запись буквы (2-4 ребенка)
- – Выложите из счетных палочек букву М.
- Игра «Дружба звуков»
Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву М. Положите ее перед собой.
- А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО». Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два звука!
- Положите рядом с буквой М букву А.
- Пусть звук [м] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с
[а].
- Назовите слог? (МА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [м] и [у].
- Что получится? (МУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
1. Дети называют слоги «Волшебной таблицы»
Игра «Кто внимательный»
- Посмотрите на слоги с буквой М?
- Какая в слоге будет первая буква? (М)
- А вот вторые буквы везде разные.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь М.
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
- Игра с Зямой
- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.
(Читаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).
- Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([м])
- Какой он?
Звук [м] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (М)
- Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были?
Предварительный просмотр:
«Согласные звуки [с, с`], буквы С, с.
Чтение слогов с буквой С»
/Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель (специалист)
по развитию речи
Ткач Л.В.
г. Мытищи, 2008 г.
Программное содержание:
- познакомить детей с согласным звуком [с];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [с, с`];
- познакомить с глухим согласным звуком [с];
- познакомить с буквами С, с;
- учить называть слоги-слияния с буквой С;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе.
Оборудование:
алфавит, картинки (предметы) – самовар, гусь, санки; тетради для печатания; наборы букв; дидактические таблицы; предметные картинки.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
Игра с мячом
Воспитатель предлагает детям встать в круг, сама встает в серединке и
берет мяч.
- Я задаю вопрос и бросаю мяч тому, от кого жду ответа.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, сама встает в серединке и
берет мяч.
- Какие звуки Змей Горыныч пропускает свободно? (гласные)
- Назовите гласные звуки. ( А, О, У, И, Ы)
- Почему эти звуки гласные? (Ответы детей)
- А каким звукам Змей Горыныч не дает пройти свободно? (согласным)
- Назовите твердые согласные звуки? (Н, Т, К)
- Назовите «маленького братца» звуков Н, Т, К. (Ответы детей)
- Что мы знаем о согласных звуках? (Ответы детей)
II. Новый материал
Дети садятся за столы
- Фонетическая зарядка
Воспитатель читает рассказ, выделяя голосом звук [с].
У Зямы и его приятельницы Сони самовар. Соня открывает краник самовара, и они смотрят, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня с Зямой слышат: с-с-с.
- Назовите звук, который я выделяла голосом. ( [с-с-с-с])
- В каких словах еще услышали звук [с]?
( Сссоня, сссамовар, ссстакан, сссмотрит, ссслушает)
Показ предмета - «самовар».
- Интересное слово. Оно состоит из двух слов: «сам» и «варит». То есть кипятит, нагревает воду.
Демонстрация действия: вода льется в стакан.
-Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара. ( [с-с-с-с])
2. Артикуляция звука [с]
- Повторите звук [с] все вместе.
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [с], кончик языка – за нижними зубами, а зубы
почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.
3. Звук [с] согласный
- Произнесите еще раз: [с-с-с-с].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[с]? (язык, зубы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [с] глухой
– С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [с]? (Без голоса)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
Приложите ее к горлу и произнесите звук [с]. Поет горлышко? (Нет)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Глухой)
5. Звук [с] может быть твердым и мягким
Картинки – «санки» и «гусь»
- Назовите первый звук в слове «санки»? ([с])
- А в слове «гусь», какой последний звук слышите? ([с`])
- Сравните звуки - [с], [с`]?
- [с] – какой? (Твердый)
- А - [с`]? (Мягкий)
- Сделайте вывод: что мы узнали о новом звуке?
- Звук [с] - согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
6. Игра «Где живет звук»
1. - Посмотрите вокруг себя.
- В каких предметах, которые нас окружают, есть звук [с]? (Ответы детей)
- - У кого из вас в имени живет звук [с]? (Ответы детей)
3. На столах у детей предметные картинки. Дети работают парами.
- Рассмотрите свою картинку.
- Покажите картинки, в названиях которых, звук [с] стоит: в начале
слова, в середине слова, в конце слова.
III. Физминутка
В лесу темно | Совушка-сова, большая голова, |
Все спят давно. | На суку сидит, |
Все птицы спят | Головой вертит, |
Одна сова не спит, | Во все стороны глядит, |
Летит, кричит. | Да вдруг – как полетит! |
Ребята показывают, какая у совы большая голова, как она вертит головой, смотрит по сторонам, сидит на суку, машет крыльями.
- Знакомство с буквами С, с
- Демонстрация буквы С, с
Воспитатель показывает букву С и говорит, что в этой букве живет
звук [с].
На наборном полотне выставляем букву С.
- В какое платьице оденем букву С? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
- Рассмотрите букву С.
- На что она похожа? (Ответы детей)
- Место буквы С в алфавите
- Найдите букву С в алфавите. ( Дети у доски показывают букву С)
- Игра «Дружба звуков». Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков. Рядом положите буквы согласных
звуков.
- Найдите среди букв согласных звуков С. Положите ее перед собой.
- А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим
звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так:
«КА», «ТУ», «НО». Хотите? Тогда давайте произносить сразу по два
звука!
- Положите рядом с буквой С букву А.
- Пусть звук «С» перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно
вместе с «А».
- Назовите слог? (СА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [с] и [у].
- Что получится? (СУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными.
- Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
1. Дети называют слоги «Волшебной таблицы»
Игра «Кто внимательный»
- Назовите слоги с буквой С?
- Какая в слоге будет первая буква? (С)
- А вот вторые буквы везде разные.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые везде С.
- Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
VI. Печатание букв С, с
1. - Сделай из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
2. - Напишите букву С в воздухе.
3. Ребенок работает у доски
- Нарисуй точку. Давай превратим ее в букву С. Вправо или влево от точки начнешь писать.
4. Работа в тетрадях по печатанию
- Назовите предмет в левом верхнем углу страницы. (снежинка)
- Какой звук слышим в начале слова? ([с])
- Какая буква написана в правом верхнем угле? (С)
5. - Обведите пальчиком букву С, с.
6. Работа по клеточкам
Обратить внимание детей на посадку во время письма, положение карандаша в пальцах руки, положение тетрадей.
- Обведите по пунктиру большие буквы С.
- Напишите по клеточкам большую букву С.
- Обведите по пунктиру маленькие буквы С.
- Напишите по клеточкам маленькую букву С.
7. Отдых для пальчиков
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
8. - Взяли карандаш, рука на локотке.
- Давайте раскрасим нашу букву маленькими, строчными, буквами С.
- Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([с])
- Дайте характеристику звуку?
Звук [с] - согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
- Покажите пальцами букву С.
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»
Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «...
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...
Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».
Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).
Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...
Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»
закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слов...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...