Методика обучения грамоте детей 5-6 лет
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Методические рекомендации по обучению детей 5-6 лет  звуковому анализу слов, вычленению ударения в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bakka_natalya_nikolaevna.zip11.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бакка Наталья Николаевна

Воспитатель предшколы

ГУ «Тахтабродская средняя школа»

Район Габита Мусрепова

Северо – Казахстанская область

                     Методика обучения детей 5-6 лет грамоте

                              Обучение звуковому анализу

      Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов. Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; схемы звукового слова;  фишек.

     Интонационное выделение звука – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие ,в зависимости от звуковой характеристики. Например, в слове  рак  звук [р] можно выделить, если произнести его дольше других звуков (ррак), а в слове  дом, чтобы выделить звук  [д] , нужно произнести его  громче всех звуков (Дом). Интонационным выделением звука в слове дети овладевают только на основе  образца, данного воспитателем. Поэтому важно , чтобы воспитатель сам овладел этим умением. При обучении детей нужно  знать и строго  следовать  следующему правилу: выделение любого звука, н е з а в и с и м о    от  м е с т а    н а х о ж д е н и я    е г о    в   с л о в е, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова. Например: ссани,  массло, носс   или  Кот,  муКа,  луК.  Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Это связано с тем, что ребенок  должен  переключить внимание со смысловой  стороны слова на звуковую, и научиться управлять своей артикуляцией. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в  него и вслед за воспитателем  повторять его. Только после этого ребенок сможет         с а м о с т о я т е л ь н о интонационно выделять звук в слове. Иногда дети ошибочно называют  звуки обощенно  (эл, эм, эн и т.д.) и в этот момент важно обратить внимание на конкретное звучание звука в слове. Например, воспитатель выставляет  игрушки: машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.

Воспитатель: Послушайте, как я назову эту игрушку -  ммашинка. Кто также скажет слово – ммашинка?

Ребёнок: Ммашинка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук я произнесла дольше других?

Ребёнок: м (произносит без призвука гласного)

Воспитатель:  А теперь я назову другую игрушку – маТрёшка.              

Скажите слово также – маТрёшка

Ребёнок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук мы произносили  громче всех остальных звуков: маТрёшка?

Ребёнок: Т (звук называется без призвука гласного).

 И так со всеми игрушками.

          Схема звукового состава слова представляет собой ряд клеток соответствующий  количеству звуков в слове. Схема сопровождается обязательно картинкой. Картинка помогает ребёнку постоянно видеть  предмет анализируемого слова, а схема – определить количество  звуков  в нём. Дети, на основе проговаривания слова вслух постоянно заполняют схему фишками, обозначающими отдельные звуки.

      Картины – схемы звукового состава слова представляют собой  лист ватмана с изображением предмета ( слово - название которого ребёнок должен  проанализировать)  и рядом  клеточек под рисунком. Количество клеточек соответствует  количеству звуков в слове. Под схемой расположен карман, в который в процессе звукового анализа  ставятся фишки. Демонстрировать такую картину – схему можно на магнитной доске.

     Примерные картинки: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, лиса. (Рисунок 1)

Для демонстрации звукового анализа слов ещё используют панно с двумя карманами. (Рисунок 2)

     На панно и картинах – схемах демонстрируются фишки – карточки. Они представляют собой картонные прямоугольники, нижний конец, которого заострён. Для занятий необходимо по 6 фишек белого, красного, синего, зелёного, и черного цветов Черные фишки должны быть на 2 см. длиннее остальных, так как они ставятся позади красной фишки для обозначения ударного гласного звука.(Рисунок 3)

     Для работы на столах, у каждого ребёнка, в конвертах, также должны быть  такие же фишки. Примерные размеры: 10 на 4 см., а  черные  12 на 4 см.

         Определённую роль в обследовании звукового состава слова играет указка. С помощью  указки ребёнок  последовательно отыскивает звуки слова , ведя указкой под клеточками схемы, и задерживает ёё на звуке, интонационно выделяемом в данный момент.

       Как же производится звуковой анализ слов? Посмотрим это на примере анализа слова  мак.

      Воспитатель говорит детям, что они разберут слово  мак и узнают, из каких звуков оно состоит.  Произносит слово  мак, ведя  указкой под схемой его звукового состава , чтобы был  х о р о ш о слышен  каждый звук. И двое – трое  детей произносят слово аналогично образцу, данному воспитателем. Дети произносят анализируемое слово, одновременно ведя указкой  под схемой звукового состава слова. Важно убедиться, что дети могут замедлять или ускорять движение указкой в зависимости  от того, какой звук в слове  интонационно подчёркивается. Затем можно переходить к выделению  в слове  отдельных звуков. Выделяется первый звук (ммак);  дети произносят слово за воспитателем и задерживают указку под первой клеточкой. Называют звук изолированно  [м]  и обозначают его фишкой. На первоначальном этапе работы все звуки обозначаются фишками белого цвета.  Воспитатель выделяет второй звук в слове  ведя указкой под схемой и задерживает ёё под второй  клеточкой ( маак ); дети повторяют за воспитателем, называют звук  и обозначают его фишкой.  Воспитатель выделяет третий звук в слове , ведя указкой под схемой , задерживая ёё под  третьей клеточкой ( маК ). Двое – трое детей повторяют слово вслед за воспитателем, называют звук  [ К]  и обозначают его фишкой. После этого проанализированное слово «читается» с указкой  2-3 раза. Здесь надо обратить внимание на произнесение слова с последовательным интонационным овладением звуков в соответствии с движением указкой под схемой . Дети должны усвоить , что движение указкой  всегда совпадает  с произнесением слова. Поэтому важно учить этому на каждом занятии терпеливо и последовательно. Часто дети, проводя звуковой анализ , не соблюдают это важнейшее условие. Например, ребёнок, выделяя первый звук  в слове ммак [м] , не задерживает указку  под первой клеточкой , а быстро передвигает ёё ко второй , продолжая произносить звук [ м ]. В результате он называет первый звук,  а держит указку под второй клеточкой . В этом случае  воспитатель должен помочь ребёнку: показать ,как , нужно  произносить слово и вести указкой, когда в нем выделяется первый звук, т. е. Предложить ребёнку слегка задержать указку в момент произнесения выделяемого звука, а все остальные звуки произнести быстрее. Воспитатель говорит:  « В каждом  «домике»  живёт  один звук. Я буду дольше других  звуков его тянуть  и покажу вам указкой , где он живёт». Этот приём  можно использовать во всех случаях, когда выделяемый звук поддаётся длительному произнесению. Возможна иная ситуация : ребёнок выделяет первый звук , например, в слове  мак, быстро переходит к произнесению второго  звука и говорит слитно «ма» , а указку держит  под первой или второй  клеточкой . В результате, на второй вопрос воспитателя «Какой первый звук в слове?»  ребёнок называет сразу два звука  вместе [ ма]

И в это случае  для исправления  ошибки рекомендуется  приём интонационного  выделения звука, который при этом фиксируется указкой под схемой звукового состава слова. Пример:  ребёнок, определяя первый звук  в слове Кит [ К ], который потянуть невозможно, произносит второй звук , задерживая указку  под первой клеточкой схемы. В результате такого произнесения он считает, что первый звук в слове  кит – [ к ]. Здесь воспитатель должен предложить ребёнку произнести звук [ к ]  громче других звуков слова и при это быстро  провести указку под первой клеточкой  схемы. Подобный приём распространяется на все аналогичные случаи, когда звук нельзя потянуть.

       С первых же занятий  воспитатель должен обращать внимание на использование терминов «слово» , «звук» и учить детей правильно употреблять их в ответах.

     Когда вводится задача – различение гласных звуков, воспитатель обращает внимание на то, что в нашей речи есть звуки , которые можно  легко произнести, громко крикнуть, спеть и они не встречают во рту никаких преград, им не мешают – ни губы, ни зубы, ни язычок.  (Например, маак  [а], леес  [е], киит [и] и т.д.). Детям предлагается произнести  такие слова и угадать , какой звук не встречает  во рту  преград, произносится легко. Дети называют. Бывают случаи, когда кто – либо из детей называет  [м ] или [ к ] в слове  мак. Тогда воспитатель  предлагает произнести  эти звуки  и обращает внимание на то , что  они не поются и при их произношении что – то мешает.  С этого момента  дети обозначают гласные звуки красными фишками и используют в речи  термин «гласный звук».

     После того, как дети познакомились с гласными звуками, сразу  дается различение согласных   на твердые и мягкие. Сначала дети узнают , что  произносить согласные звуки всегда что – то  

фишка);  йулла,   третий звук [ л ] твердый согласный (синяя фишка) ; йулаа, четвёртый звук [ а «мешает», либо  губы, либо зубы, либо язык. Для подтверждения этого положения детям следует предложить произнести несколько согласных звуков. Характеристика согласного звука наиболее ярко выглядит при сопоставлении пары звуков [б –бь, в –вь, с – сь, р – рь и т.д. ] . Поэтому в основу формирования у детей умения различать  согласные звуки положен принцип их сопоставления внутри звуковых пар .Например, предлагается проанализировать звуковой состав слов муха  и  медведь. После анализа  этих слов дети называют первые звуки в словах: в слове  муха – [ м ], в слове медведь –[ мь ].Воспитатель предлагает у ], гласный звук (красная], гласный (красная фишка). Если произнести эти звуки и сказать, что «мешает» во рту при их произнесении. Дети убеждаются, что «мешают» язык и зубы. Далее воспитатель говорит, что звуки звучат по – разному  [ м ] – твердо, а  [ мь ] – мягко. Звук  [м ],называется твёрдым согласным звуком, а звук [ мь ]- мягким согласным звуком. После этого воспитатель произносит несколько  твёрдых и мягких согласных звуков. С этого момента дети обозначают  твердые согласные синими фишками , а мягкие согласные звуки- зелеными фишками. Воспитатель следит за правильным употреблением терминов: «твёрдый согласный»,  «мягкий согласный», «гласный» звуки

      Необходимо познакомить детей с тем, что есть звуки не имеющие мягкой или твердой пары. Так звуки [ ж , ц,  ш  ] всегда в словах твёрдые. А звуки [ й, ч, щ  ] всегда в словах мягкие.

      Особое внимание следует  уделить правильному произнесению звука  [й], который звучит в речи кратко. Этот звук самый короткий и его произнесение не следует  подменять названием буквы ( и кратное) или добавлять к нему гласный звук  [ и ] – [ ий ]. Дети выделяют и называют звуки так, как они  слышатся в слове. Например, ребёнок анализируя слово  юла, действуют так:  йула], первый звук  [й ] – мягкий согласный ,(зеленая фишка),  йуула, второй звук  [кто – то из детей затрудняется выделить и назвать первый  звук, воспитатель должен помочь артикуляционно подчеркнуть его, выделить голосом.

         Звуковой, а затем и звуко- буквенный анализ слов

проводится попутно с ознакомлением с буквами алфавита. В работе с детьми не используется термин «схема». Воспитатель говорит ,что дети будут работать с фишками, которыми будут обозначать звуки и выкладывать их по клеточкам или на столах слева на право.  

                                 

                              Обучение умению  вычленять словесное ударение

     Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ведущая роль в обучении умению вычленять ударный гласный звук отводится воспитателю. Он показывает и объясняет детям, как надо  произносить слово, чтобы найти в нём ударение. Воспитатель произносит  с л о в о    ц е л и к о м    с   д л и т е л ь н ы м              

в ы д е л е н и е м    у д а р н о г о    г л а с н о г о   з в у к а   и при этом  ведет указкой  под выложенным из фишек словом, задерживает ёё под  ударным гласным звуком в соответствии со своим произнесением.

      Как впервые на занятии нужно знакомить детей с ударением?

     Воспитатель предлагает проанализировать слово  шуба. Дети разбирая слово выкладывают синюю, красную, синюю, красную фишки.

Воспитатель:  Назовите гласные звуки этого слова.

Дети:  у, а.

Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово  шууба   (ведёт указкой под выложенным словом с длительной остановкой на ударном гласном звуке).Какой звук я произнесла протяжно?

Дети:  Звук  [ у ]

Воспитатель : Теперь послушайте, какой звук я выделю голосом: шубаа?   (При произнесении слова воспитатель, соответственно выделению звука задерживает указку)

Дети: Звук [ а ]

Воспитатель : А как правильно говорить –  шууба  или  шубаа? (Тот и другой образец дается с движением указки под выложенным словом)

Дети:   Шууба.

Воспитатель: Попробуйте сказать слово так как я – шууба (вызываются 5-6 детей для произнесения слова  и они должны произнести его с соответствующим движением указки). А теперь попробуйте сказать – шубаа (5-6 детей произносят слово и  соответственно произнесению продвигают указку). Гласный звук, который в слове можно произнести протяжно, долго и при этом слово не меняется, называется ударным гласным звуком. Послушайте – шууба.  Какой в этом  слове ударный звук?

Дети:   У.

Воспитатель:  Над ударным гласным звуком в слове мы будем ставить фишку черного цвета. Запомните, в слове может быть только один ударный  гласный звук. Фишкой какого цвета мы будем  обозначать ударный гласный звук?

Дети :  Чёрной фишкой.

Фишки чёрного цвета ставятся за красной, на месте звука  [ у  ] и воспитатель предлагает детям ещё раз произнести слово так ,чтобы был слышен ударный звук . Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы выделение ударного гласного звука обязательно  происходило на ф о н е     с л и т н о г о   п р о и з н е с е н и я   с  л о ва с одновременным движением указки под выложенным словом. Иногда дети прибегают к послоговому произнесению слова – шууаа.  Такое произнесение слова исключает правильное  вычленение словесного ударения. Послоговое деление приводит к тому, что  в слове  получается столько ударений , сколько в нём слогов. Поэтому необходимо учить детей произносить слова  т о л ь к о    ц е л и к о м, выделяя ударный звук.

       При обучении детей вычленению словесного ударения очень важно показать им, что ударение  тесно связано со смысловой стороной слова. При изменении места ударения слово превращается в другое или становится бессмысленным. С этой целью фишка чёрного цвета переставляется поочерёдно на все гласные звуки слова в соответствии с поставленным ударением. Дети вслед за воспитателем произносят слово также ,постепенно научаясь самостоятельно выполнять подобного рода задания .Постепенно с помощью воспитателя дети усваивают термины «ударный гласный звук», «безударный гласный звук».

       Для успешного проведения обучения умению вычленять словесное ударение необходимо совершенно исключить коллективные ответы детей, поскольку при этом  возникает произнесение слова по слогам.

     С момента обучения детей  умению вычленять словесное ударение необходимо на каждом занятии проставлять ударение в анализируемых словах                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

Обучение детей 5-6 лет звуковому анализу, умению вычленять ударение, ознакомление с буквами, обучение чтению, подготовка руки к письму....

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

1.Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей2.Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях3.Методика исправления грамматичес...

Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...

Методика по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ АБВГДейка

Программа дополнительного образования «АБВГДейка» разработана для детей дошкольного возраста 5–7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуаль...

Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?  Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, ...