Методика по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ АБВГДейка
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Программа дополнительного образования «АБВГДейка» разработана для детей дошкольного возраста 5–7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия направлены на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование послогового чтения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_detey_s_ovz_abvgdeyka.docx | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ
в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом "АБВГДейка"
Автор-составитель программы: Куприкова Маргарита Николаевна, учитель-логопед. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
I | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
II | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН | 7 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 11 |
IV | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 12 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «АБВГДейка» разработана для детей дошкольного возраста 5–7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия направлены на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование послогового чтения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова.
Направленность программы – коммуникативно-развивающая
Уровень программы – базовый
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый учебный вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой по русскому языку и продолжить обучение. В этом заключается актуальность данной Программы.
Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Программа ориентирована на гуманистические ценности, на создание условий для развития личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое самовыражение. Отличие данной программы, от уже имеющихся, заключается в том, что программа включает в себя три направления:
– развитие речи;
– подготовка к обучению грамоте»;
– развитие и укрепление мелкой моторики рук.
Педагогическая целесообразность. Основная задача образовательной программы «АБВГДейка» состоит в формировании потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной особенностью данной образовательной программы.
Цель и задачи программы
Цель программы – Программа предусматривает подготовку детей к обучению в школе, а именно развитие всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи. А также обучение ребенка послоговому чтению.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- дать базовые знания об окружающем мире;
- сформировать навыки начального слогового чтения;
- развить графические навыки;
- активизировать связную речь;
задачи в развитии:
- развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
- развить логическое мышление;
- развить моторику и координацию движения;
- развить звуковую культуру речи;
- развить фонематический слух;
задачи в воспитании:
- сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- содействовать формированию адекватной самооценки;
- воспитать способность сопереживать;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
Данная ДООП опирается на общедидактические принципы образовательного процесса:
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип воспитания и развития.
Программа предусматривает следующую организацию образовательного процесса: групповые занятия, продолжительность 1 час 10 минут в неделю.
Форма организации обучения: очная
Возраст: программа рассчитана на детей 5–7 лет.
Срок освоения: 1 год.
Объем программы и режим работы: занятия проводятся в группах наполняемостью от 15 до 20 человек. Программа рассчитана на 2 групповых занятия в неделю. Продолжительность занятий 35 минут. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Срок реализации программы: общая продолжительность образовательного процесса – 1 год, занятия начинаются с 1 октября по 31 мая (8 месяцев)
Год обучения | Количество человек | Возраст | Режим занятий |
2021–2022 год обучения | не менее 15 человек | 5–7 лет | 1 час 10 минут в неделю; итого в год 36 ч. |
Продолжительность непрерывной работы за компьютером не более 30 мин.
Формы и режим занятий:
Форма организации занятий групповая. Занятия групп 2021–2022 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 35 минут, т.е.1 час 10 минут в неделю (56 часов в год).
Форма обучения:
– очная.
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – не менее 15 человек).
Режим занятий:
занятия проводятся 2 раза в неделю (время занятий включает 35 мин. учебного времени);
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
в результате обучения по программе «АБВГДейка» ребенок должен уметь:
– выделять из слов звуки;
– находить слова с определенным звуком;
– определять место звука в слове;
– составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
– ориентироваться на странице тетради;
– печатать основные элементы букв;
– обладать навыками послогового чтения;
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ | Тема | Дата проведения |
1 | Понятие о гласных звуках. | октябрь |
2 | Звук и буква У. | октябрь |
3 | Звук и буква А. | октябрь |
4 | Звуки А,У. | октябрь |
5 | Звук и буква И. | ноябрь |
6 | Звук и буква О. | ноябрь |
7 | Звук и буква Э. | ноябрь |
8 | Звук и буква Ы. | ноябрь |
9 | Звуки М и Мь. Буква М. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твёрдый. | декабрь |
10 | Звуки П и Пь. Буква П. | декабрь |
11 | Слог. Деление слов на слоги. Слогообр. роль гласных звуков. | декабрь |
12 | Звуки Т и Ть, буква Т | декабрь |
13 | Звуки К и Кь, буква К. | январь |
14 | Звуки Н и Нь, буква Н. | январь |
15 | Понятие о предложении. | январь |
16 | Звуки С и Сь, буква С. | февраль |
17 | Звуки Х и Хь, буква Х. | февраль |
18 | Звуки Б и Бь, буква Б | февраль |
19 | Звуки Д и Дь, буква Д. | февраль |
20 | Звуки З и Зь, буква З | март |
21 | Звуки В и Вь, буква В | март |
22 | Звуки Г и Гь, буква Г | март |
23 | Звуки К-Г | март |
24 | Звуки Р и Рь, буква Р. | апрель |
25 | Звук и буква Ш. | апрель |
26 | Звук и буква Ж. | апрель |
27 | Звуки Ш-Ж. Слоги ШИ-ЖИ. | апрель |
28 | Повторение тем: слоги ШИ, ЖИ. Буквы Ш, Ж. | апрель |
29 | Звуки Л и Ль, буква Л | май |
30 | Звуки Ф и Фь, буква Ф | май |
31 | Буква Ю в начале слога, буква Ю после согласных. | май |
32 | Звук и буква Ц | май |
33 | Звуки Ч и Щ, буквы Ч | май |
Содержание учебного (тематического) плана.
Занятие состоит из 3-х разделов.
№ | Наименование раздела | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность раздела в структуре занятия | Количество часов в неделю на изучение данного раздела |
1 | Звук и буква (подготовка к обучению грамоте) | 2 | 15 мин. | 30 мин. |
2 | Говори правильно (развитие речи) | 2 | 10 мин. | 20 мин. |
3 | Развитие и укрепление мелкой моторики рук | 2 | 10 мин. | 20 мин. |
Итого в неделю: 1ч 10 мин (2 занятия по 35 минут) |
Содержание занятий
Содержание занятий опирается на программные требования:
– развитие речи: активизировать, расширять и уточнять словарь детей. Привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении. Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
– подготовка к обучению грамоте: развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Учить делить слова на слоги, чтение прямых и обратных слогов.
– развитие и укрепление мелкой моторики рук: штриховка, обведение контура предмета, букв, дорисовывание недостающих элементов букв, печатание букв, слогов, слов.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– промежуточный контроль (1 раз в год, контрольное занятие в форме педагогического опроса, педагогический анализ результатов опроса);
– итоговый контроль (1 раз в год, контрольное занятие в форме тестирования, педагогический анализ результатов тестирования).
Критерии оценки учебных результатов программы:
– уровень теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана;
– уровень практических умений и навыков по основным разделам учебно-тематического плана;
Способы фиксации учебных результатов программы: материал тестирования.
Методы выявления результатов воспитания: анализ и изучение результатов продуктивной деятельности.
Методы выявления результатов развития: анализ и изучение результатов педагогического опроса.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие – тестирование.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
При реализации Программы используются: методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, включая материалы доступные в МЭШ.
При проведении занятий используются:
– словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, вопросы проблемного и исследовательского характера, словесные игры
– наглядные методы обучения: показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
– практические методы обучения: подвижные, пальчиковые развивающие игры; загадки и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
Материально-техническое обеспечение программы
Необходимое оборудование:
столы и стулья по количеству детей, мольберт двухсторонний, наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, ластик, ручки шариковые, линейки, фломастеры, мелки), счетные палочки, бумага, компьютер, принтер в соответствии с требованиями к помещению, оборудованию и оснащению для учебных занятий, соответствующих Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Г. Горецкий Н. А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2. М., «Просвещение», 2012 г.
- В. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., «Просвещение», 1991г.
- С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать», М., Изд-во Гном и Д, 2009г.
- Н. С. Жукова «Букварь», М., Эксмо, 2011г.
- Г.Е. Сычева «Логопедический букварь», М., Книголюб, 2009г.
- О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет», М., Изд-во Гном и Д, 2010г.
- А. И. Макарова «Принципы воспитательной системы Л. С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса», М., Молодой ученый, 2012г.
- Н. А. Федосова «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», М., просвещение, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа
Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...
Программа кружка «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен д...
ПРОГРАММА КРУЖКА «АБВГдейка» по обучению грамоте детей 6-7 лет
Разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции формирования у детей 6 -7 лет навыков: звуко-буквенного анализа, послогового чтен...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....
Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С
В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР)....
Рабочая программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «АБВГДейка»
Рабочая программа по обучению грамоте детей 5-7 лет "АБВГДейка" разработана на основе парциальной программы Нищевой Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". Срок реализа...