Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте на тему

Артемьева Ольга Владимировна

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольного образования

Артемьева Ольга Владимировна

Содержание и методика обучения грамоте детей

старшего дошкольного возраста

 

                                                       


Цель –  формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Этапы  работы

Цель

Программное содержание

Приёмы

Ознакомление  с  предложением

   

Формирование  представлений  о  предложениях  как  интонационно – смысловой  единицы  речи.

-Понимание  детьми,  что  предложение  выражает законченную  мысль.

-понимание  и  использование  в  речи  термина  предложение.

-  вычленение  смысловой  стороны  предложения (о  ком,  о  чём).    

Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д.

Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

  Ознакомление  со словесным составом   предложения

Осознание  словесного  состава  предложений  последовательности  слов  в  предложении  и  дискретности  речи,   членораздельность

-членение  предложений  на  слова, определение  их  последовательности.

-составление  предложений  по  заданной инструкции  (сост.  предложение из  двух  слов).

 Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.

Анализ  и  синтез  предложений

Овладение  практическими  навыками  анализа  и  синтеза  предложений,  словоизменения  в  предложении.

-Практиковаться  в членении  предложений  на  слова  и  составление  предложений  из  2-4  слов.

-закрепление  знаний  о  последовательности   слов  в  предложении.

 Один из вариантов игры предусматривает использование приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» (Саша удит рыбу. Саша – рыболов), перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Схематическая запись  предложений.

Овладение  навыками  начального  моделирования.

-схематическая  запись  предложений  с  обозначением   начала  и  конца.

-ознакомление  с  приёмом  составления  предложений  к  заданным  схемам,  

-подбор  схемы  к  заданным  предложениям   из  множества  других  схем.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования; каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

Предложения  повествовательные, вопросительные, восклицательные  

Развитие  интонационной  выразительности  речи.

- овладение  способами  передачи  интонационной   выразительности   речи  при  кодировании  и  декодировании с помощью знаков ?!      

Важным качеством детской речи является выразительность.

«Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», – писал Н. С. Рождественский.

 В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.

Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений.

Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».

Говорила наша Маша:

- Не хочу я кушать кашу.

Каша Машу услыхала

- Зашипела, убежала.

Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

В методических пособиях (СНОСКА: См.: Типовые методические рекомендации к программе подготовительной к школе группы детского сада. (Развитие речи). – М., 1980) рекомендуется ряд интересных упражнений для формирования интонационной выразительности:

1.      Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

2.      Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.

Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

3.      Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций. Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 – 4 высказывания); ответы оцениваются.

Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», – говорит педагог.

Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок.

Правила  записи  предложения  буквами

Овладение  способом  вариативной  фиксации  предложений.

-раздельное  написание  слов

-употребление  заглавной  буквы

-обозначение  конца  предложений

-употребление  предлогов  союзов.

Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.

Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.

Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.

Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).

В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.

Начало формы

Конец формы

Составление  и  запись  коротких  рассказов.

Творческая  речевая  деятельность.  

-составление  и  запись  рассказов  по  серии  сюжетных  картин.

 Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

Что дети должны знать

Что уметь

Приёмы работы

-наша речь состоит

из слов

-слова бывают похожие по звучанию

- слово смысловая единица (обозначает предмет, действие качество, явление)

-слова бывают близкими по смыслу, с противоположным значением и многозначные слова

- практическое использование слово

слово.

-вслушиваться в звучание слова.

- определять  смысл слова, подбирать слова по заданному направлению

- проводить образование новых слов (заяц-зайчик-зайчонок).

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

Приведем примеры игры для средней группы (СНОСКА: Примеры игр Н. В. Дуровой).

«Поезд».

В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т.д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).

С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др. (Подробнее о словарных и словообразовательных упражнениях см. в главах «Методика развития словаря» и « Методика формирования грамматического строя речи»).

Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин (СНОСКА: См.: Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. С.163) рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОГОУДАРНОЙ  СТРУКТУРОЙ   СЛОВА

Что дети должны знать

Что уметь

Приёмы работы

- слово состоит из частей Слог-это часть слова

-количество слогов может быть  разным

-слоги в слове произносятся не одинаково, один более заметный, слышится лучше  (ударный  слог)

-перенос ударения с одного слога на другой ведёт к изменению значения

-послоговое произнесение слов

 - использование термина слог

-элементарный слоговой анализ

- составлять из заданных слогов слова

-определять количество слогов

-уметь слышать ударение

-интонационно выделять ударный слог

- практиковаться в переносе ударения

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом (СНОСКА: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958). Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

 (возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе). Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

Детям показывают, например, две картинки с изображениями лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).

Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов. Детям раздают картинки и предлагают распределить их по соответствующим схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку – кружочку. После завершения классификации проверяется правильность выполнения задания и обсуждаются слова, отнесенные к третьей группе, которые нельзя произнести по частям (пример Ф. А. Сохина).

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:

«Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Md-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).

На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: миш-ка, миш-ка, миш-ка; ма-ши-на, ма-ши-на, ма-ши-на. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

Ударение демонстрируют также на слоговых линейках путем более длительного показа соответствующих ударным слогам окошечек, а также на схемах слов при помощи указки (ее движение замедляется при произнесении ударного слога).

Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА

Что дети должны знать

Что уметь

Приёмы работы

-слова звучат по-разному.

-состоят из разных звуков.

-слова бывают длинными и короткими.

-есть слова одинаково звучание, но имеющие разное значение.

-звуки произносятся последовательно

-местоположение звука в слове

- качественная характеристика звуков (гл/согл)

- ударный звук

-вслушиваются в слова.

-определять длительность звучания.

-сопоставлять по длительности

звучания.

-определять место звука в слове.

-определять первый звук.

-добавлять последний звук.

-уметь протяжно произносить звуки,

последовательно выделять их один

за другим.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Протяженное произнесение отдельных звуков – хорошо известный в школьной методике способ. Л. Е. Журова ввела его в обучение по системе Д. Б. Эльконина.) При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой); другой вариант (СНОСКА: Спецкурс: Обучение дошкольников грамоте/Под ред. Н. В. Дуровой. – М., 1994) – большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле (СНОСКА: Журова Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980). (Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И  РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Название

Цель

Оборудование

Описание

Дидактическая игра «Картошечка»

Учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Игра словесная, без какого-либо оборудования.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать     -         Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать    -   Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать     -     Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать -  Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Рыхлить -

Выкапывать -

Готовить -

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

                                                                                 (Т. Кулакова)

Дидактическая игра: «Близкие слова»

Формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Фишки.

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                             холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…              тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…    пасмурно, ветрено…

Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний - день,… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

Дидактическая игра «Кто кем был»

Расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

Предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.

- Кем был бык? – Бык был теленком.

- Кем был пес? – Пес был щенком.

Дидактическая игра «Назови, какой»

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Картинки различных предметов, для зрительного восприятия

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Упражнять  в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

Дидактическая игра «Закончи предложение»

 Закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.

Сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

Мы украсили елку для того, чтобы …

Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И  РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

Название

Цель

Оборудование

Описание

Дидактическая игра «Назови ласково»

Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Иллюстрации картинок

 Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - …  .

Дидактическая игра «Посчитай»

Упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Счетный материал демонстрировать на фланелеграфе

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы…  .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - …  .

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Мяч

Сад и яблоко.                    Яблоневый сад.

Сад и груша.                       Грушевый сад.

Груша и варенье.              Грушевое варенье.

Персик и сок.                     Персиковый сок.

Гранат и сок.                      Гранатовый сок.

Яблоко и пирог.                Яблочный пирог.

Яблоко и пюре.                 Яблочное пюре.

Ананас и желе.                  Ананасное желе.  

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .                        

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Игра «Дикие животные»

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям  найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Дидактическое упражнение «Слова - родственники»

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка (волк, лиса …).

Дидактическая игра « Кто где живёт?»

Упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … .

Дидактическая игра «Родственные слова»

Развивать  у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Мяч

Береза.                      Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина.                       Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб.                            Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина.                      Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен.                          Кленовый, кленок.

Сосна.                        Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель.                             Елка, елочка, ельник, еловый.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И  РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОГОУДАРНОЙ  СТРУКТУРОЙ   СЛОВА

Название

Цель

Оборудование

Описание

Дидактическая игра «Измени слово»

Упражнять в падежном и предложном согласовании.

 Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Дидактическая игра «Из слогов  - предложение»

Научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

Карточки-ребусы

 Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

Дидактическая игра «Слушай и считай»

научить определять количество слогов в слове на слух.

Ведущий произносит вслух слово, а дети подсчитывают количество слогов и поднимают соответствующую цифру.

Дидактическая игра «Отгадайте, кого я называю»; «Молчанка»; «Кто уйдет дальше».

Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.).

Карточки с точками для игры «Молчанка»

- воспитатель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

- дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).

- ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

Дидактическая игра «Почтальон принес письмо»

Развивать умение делить слова на слоги

Счетные палочки или фишки

- дети получают конверты с картинками и по заданию педагога отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.

Игрушки

- воспитатель расставляет игрушки и предлагает детям купить те, в названии которых определенное количество слогов.

Дидактическая игра «Отправим животных в плавание»

Развивать умение делить слова на слоги.

- на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

Дидактическая игра «Точка»

Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.

Карточки со слогами ВЕ, КИС,У, СЕ, и т.п.

- у педагога карточка со словом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Логопед предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.

Дидактическая игра «Собери слова»

Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу.

Карточки со слогами

- детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Логопед пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И  РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА

Название

Цель

Оборудование

Описание

Дидактическая игра «Повтори»

Развитие фонетико-фонематической стороны речи, памяти, внимания.

 Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                    

Бык-бак-бок                                    

Дам-дом-дым                                  

Ком-дом-гном                                         

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка пленка

Дидактическая игра «Похоже - не похоже»

Развитие фонетико-фонематической стороны речи,  слухового восприятия.

  Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

Дидактическая игра «Поймай звук»

Развитие фонетико-фонематической стороны речи, внимательности.

 Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

Дидактическая игра «Составь слово»

учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

У детей по одной карте, у ведущего – буквы.

Ведущий называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

Дидактическая игра  «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

Закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

 Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Дидактическая игра «Замкни цепочку»

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

 Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее.

Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

Дидактическая игра лото «Назови картинку и найди первый звук»

Научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Настольная игра - лото

У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Дидактическая игра «Каждому звуку свою комнату»

Научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Домики с определенным количеством окошек

Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

 Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

            Литература

        Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку: Учебное пособие. - М., 1997.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...

Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?  Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...