Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_bukvoy.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии.
У детей с тяжелыми нарушениями речи при подготовке к обучению грамоте,
Как отмечено рядом авторов, А.Н. Корневым, Р.И Лалаевой,
и другими, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, с большими
затруднениями :
- формируется образ буквы;
- образуются связи между звуком и буквой его обозначающей;
В составе формирования навыка звуко-буквенной символизации лежит уровень
интеллектуального развития ребенка, уровень развития устной речи, развития
пальцевого праксиса. А поскольку у детей с ТНР, как правило, все эти базовые способности снижены, то и формирование навыка звуко-буквенной символизации
затруднено.
В целях профилактики вышеуказанных нарушений нами в коррекционной работе
были использованы следующие группы игр и игровых упражнений:
I Формирование зрительного образа буквы, ассоциативных
связей).
1.”На что похожа буква?” ( формирование зрительного образа буквы, ассоциативных
связей).
2.Заучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок с использованием движений
рук на заданный звук, с целью образования прочной связи между звуком и буквой.
3.Работа с трафаретами букв, конструирование букв из палочек, полосок, из проволоки,
из пластилина, шнурком, из кубиков помогают сформировать образ буквы.
П. Игры и игровые упражнения на развитие внимания(зрительного, слухового, тактильного и др.)
1.Варианты упражнений “Найди и покажи все буквы…”
2.Варианты лото: “Найди букву”, “ От буквы к картинке”, “ От картинки к букве”.
3.Варианты упражнений “Внимательные глазки”:
- Написание букв по точкам:
- Написание букв на миллиметровке:
- Нахождение контура буквы по образцу:
- Нахождение заданной буквы по словесной инструкции:
- Узнай букву по элементу и допиши ее:
- Измени букву, добавив элемент:
- Измени букву, изменяя пространственное расположение элементов, так, чтобы
(вместо буквы Н получилась буква П, вместо Г – Т, И –Н):
4.Варианты игры “ Чудесный мешочек”
5.Узнай, какую букву написали на спине”
Чем большее количество анализаторов задействовано в этой работе, тем прочнее будут
представления о букве.
Ш Игры и игровые упражнения, активизирующие мыслительную деятельность при работе с буквой.
1.”Найди сходство и различие при написании данных букв”.
2. Вычленить из множества букв (среди правильно и зеркально расположенных) правильно расположенные.
3. Игра: “Буква сломалась”( дополнить недостающие элементы букв).
4. Нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах.
5.” Продолжи ряд букв…”, “ Найди лишнюю букву”, “ Зачеркни лишнюю букву”.
- “ Какие буквы ты узнаешь на этой картинке?” (развитие ассоциативного мышления).
Эффективность работы.
Использование данной системы игр и игровых упражнений в группе из 15 детей с диагнозом ТНР дало положительную динамику. Диагностика конца года показала,
что из 15 человек 3 показали стойкую несформированность образа буквы и связь
звука с буквой, путали буквы, искажали их, забывали.
Литература:
Корнев А.Н.. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1998
Лалаева Р.И.. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников.- СПб., 1998.
Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей.- СПб., 1995.
Филичева Т. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
Чиркина Г речи в условиях специального детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии
Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...
«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»
Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....
Приемы работы с буквой в процессе коррекционно-развивающего обучения по профилактике оптической дисграфии
Материал данной методической разработки содержит практические приёмы работы и дидактические упражнения с буквой для формирования навыка звуко-буквеннойсимволизации, напр...
Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе группу ...
Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".
Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....
Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ
В статье представлен опыт работы по профилактике дисграфии....
Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр. При подготовке ...