Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Ромашова Галина Александровна

 Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx763.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка по теме:

«Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической  дисграфии»

Проблема изучения и коррекции  специфических нарушений письменной речи у детей  в настоящее время  является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом  в начальной  школе  увеличивается  количество детей  с различными видами дисграфии.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонетического и  слогового анализа и синтеза, деления предложения на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Знакомя детей с буквами на логопедических занятиях в детском саду, не раз отмечались определенные трудности:

  • Ребенку трудно ориентироваться на листе бумаги (не знает, откуда начать писать, печатать букву)
  • Не может расположить буквы в определенной строчке
  • Не выдерживает расстояния между буквами
  • Не соблюдает размер буквы
  • Изображает буквы в перевернутом виде
  • Не дописывает элементы букв
  • Зеркально изображает буквы
  • Испытывает трудности движения руки во время письма

Чтобы успешно преодолеть эти трудности, необходимо работать в следующих направлениях:

  1. Развитие у детей зрительного  восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса)
  2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти
  3. Формирование пространственных представлений
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза

С целью развития предметного зрительного гнозиса  рекомендуются следующие задания:  назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения,  наложенные друг на друга. Следует давать задания и на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтами, назвать или написать буквы перечеркнутые дополнительными линиями, определить буквы расположенные неправильно, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент, выделить буквы наложенные друг на друга. Проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине.  Ребенку предлагается выбрать фигуры одинаковые по цвету, форме, величине, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг- арбуз, овал- дыня, треугольник – крыша дома, полукруг - месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.

 Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

  • Игра «Чего не стало»
  • Дети запоминают 4-6 картинок и отбирают их среди  8-10 картинок
  • Запомнить буквы цифры (3-5) а затем выбрать их среди других
  • Игра «Что изменилось» (запомнить последовательность предметов)
  • Расположить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Необходимо уделять внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений. Пространственные ориентировки включают 2 вида ориентировок тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

Данные конспекты занятий можно использовать для подготовки детей к обучению в школе. Основная цель  их- профилактика нарушений письма , развитие мелких мышц рук,  глазомера, произвольного внимания, зрительно й  и слуховой памяти, а также умение действовать по образцу, контролировать свои действия.

Детям предлагаются два вида упражнений:  

1. Обведение по контуру рисунков, содержащих наиболее частотные элементы букв.

2. Штриховка в разных направлениях, преимущественно с направлением справа налево ( это упражнение очень важно на начальном этапе обучения, поскольку большинство элементов букв имеют направление « к себе - от себя»).В ходе выполнения этих упражнений решается несколько задач: отрабатывается ритмичность письма, линейность , независимость от нажима и инструмента письма, правильная осанка, положение тетради (« уголком») на парте. Если в группе есть леворукие дети, элементы письма для них необходимо демонстрировать отдельно, и наклон тетради у них будет, соответственно, в другую сторону

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1

Тема:

  1. Письмо прямых палочек
  2. Зрительный диктант
  3. Штриховая зарисовка

      Цель:

  1. Зарисовка палочек по точкам
  2. Учить писать прямые линии, располагать палочки строго по линейкам
  3. Учить самостоятельной зарисовке фигур, состоящих из прямых линий
  4. Учить аккуратно заштриховывать фигуры прямыми вертикальными линиями

Оборудование:

  1. Тетради в клеточку
  2. Карандаши простые и цветные
  3. Таблица для зрительного диктанта

Ход занятия:

  1. ОРГМОМЕНТ
  • Обучение правильной посадки.
  • Обучение умению держать правильно  тетрадь и карандаш.
  1. ПИСЬМО ПАЛОЧЕК.      

  • Письмо прямых палочек на доске
  • Написание детьми прямых палочек  в тетрадях по точкам( от красной к синей)
  • Самостоятельное написание палочек в тетрадях.
  1. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

  • На таблице изображены 3 красные палочки, соединённые снизу и 3 синие палочки, соединённые сверху.
  • Дети рассматривают таблицу, запоминают.
  • Написание цветных палочек в тетрадях.3.Проверка правильности выполнения по таблице.
  1. ЗАРИСОВКА КАЁМОЧКИ

  • Рассматривание образца
  • Соединение точек в тетради, получение каёмочки
  • Заштриховка каёмочки вертикальными линиями.

5.ИТОГ

Занятие № 18

Тема:

  1. Письмо овалов
  2. Слуховой диктант
  3. Штриховка

      Цель:

  1. Учить детей обводить овалы карандашом, стараться обводить точно по линиям
  2. На слуховом диктанте отработать понятие слева
  3. Учить штриховать овалы наклонными линиями
  4. Воспитание внимания, усидчивости, сосредоточения

Оборудование:

  1. Тетради в клеточку
  2. Карандаши цветные
  3. Материал для слухового диктанта
  4. Образцы штриховки

Ход занятия:

  1. ОРГМОМЕНТ
  • Отработка навыка правильно держать карандаш
  • Положение тетради «уголком"
  1. ОБВОДКА ОВАЛОВ ( ЗАРАНЕЕ НАПИСАННЫХ В ТЕТРАДИ).      

  1. СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ.

  • Выложить из зеленых полосок большой флажок, палочка флажка равна трем полоскам
  • Справа от флажка положить красный кружок

  1. ШТРИХОВКА ГОТОВЫХ ОВАЛОВ

  • Рассматривание образца
  • Обвести овалы цветными карандашами
  • Заштриховка наклонными линиями.

5.ИТОГ ( Отметить лучшие работы. Выставка).

Далее следует таблица, состоящая из 24 занятий. Каждое занятие включает в себя три вида работы:

  1. Письмо палочек (прямых, наклонных, с закруглением, с петелькой) и овалов.
  2. Зрительный (з/д) или слуховой (с/д) диктант.
  3. Зарисовка каемочки (узора). Каемочка получается в результате соединения различными способами ранее написанных палочек. Штриховка каемочки.

При составлении занятий учитывается принцип от простого к сложному.



Сетка занятий

№ занятия

Письмо/Обводка

Зрительный/ Слуховой диктант

Зарисовка каемочек /Штриховка

1

з/д

2

з/д

3

з/д

4

        з/д

5

з/д

        

6

з/д

7

        з/д

8

з/д

9

        з/д

10

з/д

11

з/д

        

        

12

з/д

13

з/д

14

                з/д

15

з/д

16

з/д

17

        

з/д

18

с/д

19

з/д

20

с/д

21

        с/д

22

с/д

23

        

з/д

24

сз/д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка на тему: "Система работы по правовому воспитанию дошкольников"

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработка содержит обширный материиал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры,  справочный ...

Приложения к методической разработке на тему:"Система коррекционной логопедической работы по устранению врождённой открытой ринолалии в послеоперационный период".

Массаж при ринолалии.Логопедическая гимнастика при ринолалии.Комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания. Схема : Приёмы коррекции голоса у детей с диагнозом ринолалияСхе...

методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"

В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...

Методическая разработка на тему: "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе"

Система работы по воспитанию  звуковой культуры речи в средней группе...

Методическая разработка по теме: Система игр и упражнений по развитию пространственных представлений.

Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение дошкольника к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению, а в дошкольном детстве это приобщение происходит через игровую деятельно...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники и приемы для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

В последние годы в практике наряду с традиционными упражнениями применяю нетрадиционные техники, методы и приёмы, атрибуты и упражнения для развития певческих навыков детей: для массажа пальцев исполь...