Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему
В статье представлен опыт работы по профилактике дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила уч.-дефектолог первой квалификационной категории МБДОУ д/с №368 Зыкова Е.А.
2014 г.
«Актуальность»
Проблема оптической дисграфии у школьников с задержкой психического развития в настоящее время является очень актуальной, о чем свидетельствуют исследования многих отечественных и зарубежных авторов. Изучением дисгафии занимались такие известные авторы, как А. Н. Корнев, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Л. С. Волкова, Г. А. Волкова, Л. Г. Парамонова и другие. Они приводят различные данные о распространенности этого нарушения у детей, однако сходятся во мнении, что она довольно велика.
- Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.
- Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
- Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.
«Определение дисграфии»
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Вместе с этим внимание и память являются составляющими компонентами высших психических функций, так как, развивая внимание и память, мы стимулируем мыслительные процессы, которые являются базой для развития наивысшей из психических функций – речи. Речь устная – первая ступень, а вторая наивысшая – речь письменная.
«Причины возникновения оптической дисграфии у детей с ЗПР»
У детей же с задержкой психического развития как раз недостаточный уровень развития процессов памяти, внимания, мышления, речи.
Поэтому мы видим у них трудности в усвоении письма.
Так как причинами возникновения оптической дисграфии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений, поэтому работу необходимо начинать с выявления возможных трудностей, испытываемых детьми при восприятии окружающего, найти причины этих трудностей и по возможности стремиться эти причины устранить.
Анализируя результаты выполненных заданий (тестирования) для определения состояния зрительного гнозиса и пространственных представлений у детей с ЗПР, нами было выявлено следующее:
- трудности концентрации и переключения зрительного внимания (что мешает выделить наиболее важные элементы, фрагменты, вовремя настроится на принятие нужной информации)
- нарушения восприятия предметов (И.М.Сеченов писал, что глаз «ощупывает» предметы мира и что эти «ощупывания» входят в состав зрительного восприятия, а это создаёт необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира)
- трудности целостности и избирательности (т.е. дети воспринимают только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты являются фоном их восприятия, т.е. не отражаются в их сознании);
- нарушения зрительной памяти (дети не могут на долгое время сохранять, а потом и воспроизводить зрительные образы)
- недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве (безусловно, от уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности);
· нарушение зрительно-моторной координации (а мы знаем, что письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти).
«Этапы коррекционной работы»
В коррекционно-профилактичекой работе по профилактике оптической дисграфии мы выделяем два этапа.
Первый этап – подготовительный – это работа с картинками в старшей коррекционной группе.
На первом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму, а именно:
· развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, зрительное восприятие становится целостным и избирательным;
· развивается зрительная память;
· формируются способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.
Второй этап – основной – работа с буквами в подготовительной коррекционной группе.
На втором этапе дети научаются автоматически распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходства в начертаниях. Работу с буквенным материалом на основном этапе необходимо проводить в подготовительной группе в определённой последовательности и с учетом постепенного усложнения восприятия зрительных образов графем.
Мы знаем,что у большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР. И, конечно же, главная задача учителя-дефектолога – это обеспечение собственной деятельности детей. Для этого необходимо создавать условия для активного включения детей в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой.
Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым детям принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.
Итак, рассмотрим некоторые приёмы, которые мы используем в работе коррекции и профилактики оптической дисграфии.
Упражнения для выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
Упражнения на развитие восприятия формы:
- Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур;
- Соотнести геометрические фигуры с предметами
Развитие восприятия размера и величины (Кто в каком домике живет? Раскрась картинку)
Развитие зрительного гнозиса (узнавание)
Узнай силуэты животных. Узнай зашумлённые картинки.
Развитие зрительного восприятия
Найди спрятанные в рисунке предметы, фигуры.
Дорисуй предмет!
Этот приём позволяет развивать воображение, восприятие величины предметов, формы. А также развивает глазомер, что тоже очень важно при написании букв.
Собери картинку
Играя в эту игру, развивается память детей и умение видеть изменения, которые произошли с предметами, учить запоминать порядок расположения наглядного материала, целостность восприятия всей картинки.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Сравнить две картинки и найти отличия.
15 слайд
Кто лишний? Почему?
Это упражнение также даёт возможность развития анализа и синтеза.
Упражнения на развитие памяти и внимания
Восстановить пары картинок.
Работа с палочками
Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок.
Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве
Показать части тела. Назвать расположение фигур по отношению друг к другу и т.д.
Работа над пространственными предлогами
Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего, нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.
«Бабочка»
Это упражнение развивает навыки располагать предметы в указанном направлении: сверху – вниз, слева – направо или справа налево; находить верх, низ, левый, правый углы, использовать в речи слова над, под, справа, слева, в середине.
Основные приёмы работы на II этапе
Развиваются умения узнавать, находить буквы в перевёрнутом, зеркальном изображении, спрятанные буквы, недописанные.
Умение находить сходства и отличия похожих букв.
"Мастерская Букв"
Пособие помогает детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направлении элементов букв. Выкладывание из бусин на ленточке поможет ребёнку поддерживать устойчивое внимание к образу буквы, а картинка позволит уточнить звук, которым обозначена буква.
Формируются понятия «звук» и «буква». Развивается моторика пальцев.
Для выкладывания букв каждый ребёнок может проявить творчество, это поддержит интерес к данному типу деятельности у детей.
Пособие «Буквы рассыпались»
Это пособие помогает ребёнку не только учится видеть разнообразные палочки и крючочки, из которых потом получаются цифры и буквы, но и весело и с интересом проводить время.
Работа с зашумлёнными буквами
Пособие «Какая буква спряталась?»
Используя это пособие, можно развивать пространственное мышление и внимание.
Работа с перевёрнутым буквами
Это упражнение помогает запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание, память.
Т.е. проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Развитие зрительно-моторной координации
Помоги белочке добраться до грибочков.
Помоги медвежонку поймать мяч.
Эти упражнения помогают формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие.
Приём «Пальчиковая азбука»
Интересный, доступный, занимательный приём. Автор Рыжанкова В.А.
Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис (координация совместных движений рук).
Закрепляются ассоциативные связи на слуховом, зрительном, двигательном, артикуляторном уровне.
«Запоминание букв с опорой на образы»
Игра «Сложи букву» способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).
Вместе с рассматриванием картинок, можно и заучивать стихи про букву, сравнивая её с образом какого-то предмета.
«На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки! »
Или
«На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки! »
Вывод
Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у детей с ЗПР дошкольного возраста навыки оптически грамотного письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.
Список используемой литературы.
- Жукова О.С.Книга заданий и упражнений по развитию внимания и памяти. ООО «Астрель – СПб» – 2010г.
- Липакова В.И., Логинова Е.Н., Лопатина Л.В. «Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста». «Союз» – 2001г.
- Мазанова Е.В. Учись не путать буквы. Альбом. Издательство «Гном», 2008 – 32с.
- Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. «Сфера», 2011 – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии
Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...
Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.
Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...
Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии
План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами...
Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии.
План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами...
Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии...
Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате
Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...
Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"
Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...