Приемы работы с буквой в процессе коррекционно-развивающего обучения по профилактике оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Материал данной методической разработки содержит практические приёмы работы и дидактические упражнения с буквой для формирования навыка звуко-буквенной
символизации, направленные для предупреждения и устранения факторов риска оптической дисграфии ( специфических трудностей при письме ) у дошкольников с ОНР.
Работа с буквенным материалом является обязательным этапом коррекции оптической дисграфии и проводится в определённой последовательности, с учётом постепенного
усложнения восприятия зрительных образов графем с целью автоматизации оптических представлений графических образов букв, а также дифференциации букв, имеющих
оптическое сходство.
Кроме того, в данной методической разработке представлен дополнительный материал по рассмотрению причин возникновения оптической дисграфии, симптоматики ,
а также способы её коррекции. Актуальность данной тематики подтверждается несформированностью предпосылок детей дошкольного возраста с ОНР к усвоению
школьно-значимых функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_bukvoy_.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с буквой в процессе
коррекционно-развивающего
обучения на логопедических
занятиях по профилактике
оптической дисграфии
у детей с нарушениями речи
( примерные виды заданий )
Учитель - логопед ГБДОУ № 21
Московского района г. Санкт-Петербурга
Багринова Ж.А.
- 1 -
Определение , симптоматика и механизмы оптической
дисграфии
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-
пространственных функций и может охватывать :
-- зрительный гнозис ( узнавание )
-- зрительный мнезис ( память )
-- зрительный анализ и синтез ( ребенок не может определить сходства
и различия зрительных образов букв ) . Симптоматика проявляется
в стойких и повторяющихся ошибках
Нарушение пространственных функций :
-- схемы тела
-- пространственных представлений , ориентировок
-- речевых обозначений пространственных соотношений
Дети испытывают затруднения при переводе звуков в графические
образы , смешивают буквы по сходству начертания и расположению
их частей ( П - Н , С - О , Х - Ж , Л - М ) .
Нарушения зрительного гнозиса проявляются в трудностях узнавания
изображения в сложных зрительных условиях - дети не узнают букву ,
написанную стилизованно , перечеркнутую
Нарушение зрительной памяти заключается в том , что нарушается
ее объем , точность запоминания . Ребенку требуется большое количество повторений .
При нарушении зрительного анализа и синтеза - ребенок плохо
определяет различия сходных изображений .
При нарушении пространственных ориентировок - смешивает
правильное изображение букв и цифр с зеркальным
путает правую - левую стороны .
Страдают графические навыки , конструирование как по образцу ,
так и по аналогии .
Нарушение зрительно - пространственных функций приводят к ошибкам
следующего плана :
- Искажение зрительного образа буквы ( дополнение , выпадение
элементов буквы , неправильное пространственное расположение
одного из элементов буквы ) .
- Зеркальное воспроизведение буквы : "с - э" , "э - е" .
- Замены графически сходных букв
-- различающихся только количеством элементов: П-Н, С-О, Ш-Щ, Л-М
-- только пространственным расположением элементов
- 2 -
Оптическая дисграфия может быть подразделена на литеральную -нарушение
узнавания и воспроизведения ( на уровне одной буквы ) и вербальную
( проявляется на уровне слова ) . Чаще всего наблюдается у детей с ДЦП ,
с дизартрией , с ЗПР , при олигофрении , леворукости .
С учетом несформированности оптических речевых систем в головном мозге
можно выделить направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
по предупреждению оптической дисграфии , проявление которой в школьном возрасте будет носитьстойкий характер .
При целенаправленном коррекционно - логопедическом воздействии симптоматика оптической дисграфии постепенно сглаживается .
Профилактика же нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста , особенно у детей с речевыми нарушениями .
П р и м е р н ы е в и д ы з а д а н и й
Примерные виды заданий помогут запомнить образ буквы .
-- Обведение букв по трафарету , шаблону
-- Срисовывание по образцу и после кратковременной экспозиции
-- Лепка буквы , изготовление ее из проволоки
-- Выкладывание контура буквы семечками , ниточками , проволокой
-- Рисование буквы прутиком на песке , на снегу
-- Протоптать на снегу фигурную дорожку - букву
-- Превращать буквы друг в друга при помощи складного метра или
змейки
-- Выпекать буквы - кренделя
-- Изображать буквы с помощью мелких движений пальцев рук
( О , Ш , М , Р , Л и т. д . ) , движений всей руки и тела ребенка
Например :
Буква " Ф " - уставить руки в бока и всем телом изобразить
букву , надув щеки
-- С подключением артикуляторных движений , при произнесении того
или иного звука
Например , на гласные звуки :
" А " - " Рот пошире открываем , руки кверху поднимаем ", в форме
крыши над головой
" Э " - " Рот немножечко сужаем , руки в стороны опускаем "
- 3 -
Первое и главное правило в обращении с буквами :
Ведя детским пальчиком по контуру буквы , надо произносить не ее
алфавитное название , а тот звук , который эта буква обозначает .
Для обозначения конкретного варианта фонемы используется определенный графический знак .
На этапе связи звука и буквы :
" И " -- Уголки губ раздвигаются . Рот улыбается , Руки в стороны .
" У " -- Губы трубочкой вперед , и руки вытянем вперед . Вытянутые
вперед руки фиксируются на уровне груди
" О " -- Губы дружно округляем , руки кверху поднимаем . Дкржим
" венчиком" над головой
" Ы " -- Руки опускаются вниз .
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности :
-- Дифференциация изолированных букв
-- Дифференциация букв в слогах
-- в словах
-- в предложениях
-- в тексте
При этом особое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв
с максимальным использованием различных анализаторов .
Предлагаются различные дополнительные упражнения в работе
над буквой .
Например :
-- Рассмотреть начертание сходных букв и выделить в буквах элементы .
-- Найти букву ( фигуру ) в ряду сходных печатных
Л А Л М Ф Д Л Д В Р В З С Ю К Х
Ь Ы Г Т В Б Г Б Г Е К Ж А Д Ш Ц
Ж Х У Х Г П И Н П Н И П В Ы
И Ц Ш Щ Ц Щ О Ю С О О Р П И
- 4 -
-- Определить различие сходных букв . отличающихся лишь одним элементом :
З -- В , Р -- В
-- Определить различие сходных фигур или букв , состоящих из одинаковых элементов , но различно расположенных в пространстве :
Р -- Ь , Г -- Т , И -- П , П -- Н
-- К данной букве подобрать сходные по начертанию буквы
-- Подобрать слоги , сходные по начертанию
-- Подобрать слова , сходные по начертанию .
Подчеркнуть сходные буквы .
Большое место занимает работа над уточнением и дифференциацией
оптических образов смешиваемых букв .
Для более прочного запоминания конфигурации букв следует ввести их образное изображение , соотнесение с какими - либо сходными предметами .
Х -- шагающий человечек
Ч -- носик чайника
Ф -- очки , клюв и глаза филина
Ж -- ж у к
У -- у ш и Буква " У " - два длинных ушка
З -- з м е я Буква " З " - простая завитушка
О -- о б р у ч
П -- перекладина
При этом используются различные загадки , стихи о буквах .
" Буква "Б" с большим брюшком ,
В кепке с длинным козырьком " .
( А. Шибаев )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.
Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....
Профилактика оптической дисграфии дисграфии.
Методы профилактики оптической дисграфии....
"Профилактика оптической дисграфии в группе компенсирующей направленности на занятии по обучению грамоте"
Задачи: Закрепить знакомство с буквой и звуком «Н»Уточнить характеристику звукаКоррекционно-развивающие: -развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, коорд...
Мастер - класс для педагогов "Знакомство с образом буквы для профилактики оптической дисграфии"
Мастер - класс для педагогов «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с п...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии...
Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»
Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики оптической дисграфии через игровые приемы тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...
Открытое занятие на тему «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении букв В, в»
Это занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушением речи . В конспекте занятия предложены разные приёмы по профилактике оптической дисграфии....