Использование дидактических игр при обучении детей грамоте
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Лариса Александровна

Материал для педагогического совета.

Представлены  дидактические игры для закрепления материала по обучению дошкольников грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_chislu_predposylok.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой относится осознание ребенком речевой действительности ее элементов: звуков, слов. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

Именно дидактическая игры дают нам возможность добиться положительного результата в работе с детьми по обучению грамоте. Мы подтверждаем, что игровой материал легче усваивается детьми.

В своей работе  по обучению  грамоте мы  используем  следующие игры:

«Накорми птиц»

Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.

На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит: «Кормлю синицу».

Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.

Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.

Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.

«Звонкий мячик»

Ведущий называет обобщающее понятие и одновременно бьет мячом об пол. Игрокам нужно привести пример – назвать предмет, относящийся к обобщающему понятию, одновременно ударяя мячом. Удар мячом совпадает с ударением в слове.

Овощи – репа, лук

одежда – брюки, майка

украшения – кольцо, бусы

инструменты – молоток, клещи

цветы – роза, мак

мебель – диван, кресло

«Загадки под ударением»

Ребенок должен отвечать одним словом, выделяя голосом ударный звук. Малышу нужно показать, как нужно отвечать, не объясняя, что такое ударение:

Взрослый: Острый, железный, нужен для резки.

Ребенок: нож.

Взрослый: Бывает сильный, бывает слабый, надувает паруса и полощет флаги.

Ребенок: ветер.

Взрослый: Легкая или теплая, от холода спасает, голову укрывает.

Ребенок: шапка.

Взрослый: Может быть столовой, может быть чайной, ею едим и размешиваем чай.

Ребенок: ложка.

Взрослый: Расчесываем ею волосы и делаем прическу.

Ребенок: расчёска.

Взрослый: Наливаем в нее воду, молоко или чай и пьем.

Ребенок: чашка.

Взрослый: Им моем руки, смываем грязь.

Ребенок: мыло.

Взрослый: Ею чистим зубы.

Ребенок: щётка.

Взрослый: Его кладем в чай, чтобы было сладко.

Ребенок: сахар.

Взрослый: Им укрываемся, когда ложимся спать, чтобы не было холодно.

Ребенок: одеяло.

«Исправь ошибку»

Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:

– Я иду по вода.

– Заяц спит над снегом.

– Цветы стоят на вазе.

– Мальчик вышел за дома.

– Дождик идет под лесом.

– Рыбы плавают к реке.

– Девочка съела два тарелки каши.

– В магазине продают много хлеб.

– У коты пушистые усы.

– Курица зовет своих  цыплятов.

«Телеграмма»

Игра заключается в том, чтобы из начальных букв любого слова составить текст телеграммы, в которой все слова начинались бы с букв этого слова. Первое слово телеграммы должно начинаться на первую букву выбранного слова, второе – на вторую букву и т. д. КОТ - Коля отзовись. Таня.

«Найди свой круг»

Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге.

«Загадки Лесовичка»

Ведущий читает письмо: "Дорогие дети! Я, Лесовичок, живу в лесу, люблю  собирать грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте,  какие это грибы? Если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички)  

«Незнайка»

Незнайка обращается ко всем играющим поочередно с вопросами: кто? с кем? зачем? откуда и т. д. Играющие должны давать ему ответы с любой заданной буквы.

Например, надо отвечать только с буквы «С»: «Кто? — Собака. — Когда? Сегодня. — С кем? — Со слоном. — Откуда? — Со стола.- Что сделала?- Стащила. Что?- Сосиски.

Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, отдает свой фант.

«Поймай рыбку»

Игра поможет автоматизировать звук в словах, закрепляет знание обобщающих понятий, знание основных и оттеночных цветов, развивает фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие, память.

В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно дифференцировать,  ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование дидактических игр по обучению детей детей математике". Из опыта работы.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если ...

Использование дидактических игр в обучении детей ПДД

В данной презентации описаны цели и задачи дидактических игр используемых при изучении правил дорожного движения....

План саморазвития " Использование дидактических игр в обучении детей среднего возраста основам математики"

План саморазвития «Использование дидактических игр в обучении детей среднего возраста основам математики»....