Доклад "Использование дидактических игр по обучению детей детей математике". Из опыта работы.
материал по математике (старшая группа) на тему
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование дидактических игр по обучению детей математике»( из опыта работы).
Сулейманова Нурият Ю.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и много аспектным . Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве , форме , величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка.
Формированию у ребёнка математических представлений способствует умственному развитию и использованию разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Основной формой обучения и воспитания в дошкольном возрасте является игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
В детском саду ставятся такие педагогические задачи: развивать у детей память, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры – путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
1. Игры с цифрами и числами.В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 4, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какая цифра убежала?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Положи столько же», «Какой игрушки не стало?» И многие другие игры используются на, занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кто будет первый?» и т.д.
2. Игры путешествие во времени.В старшей группе дети знакомятся с днями недели. Обязательно надо объяснить детям, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, надо обозначить их кружочком разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. В путешествии во времени можно использовать такие игры как: «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток используются карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.
3. Игры на ориентировке в пространстве.Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко близко. Дети выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
4. Игры с геометрическими фигурами.Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагается детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры: «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Анализируют фигуры дети находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
5. Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?». Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей. Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 группы: математические игры и задачи, развивающие игры и упражнения, развлечения. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например, Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы) Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. В дошкольных учреждениях на занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковую гимнастику делят на:
-самомассаж кистей пальцев рук;
-упражнения за столом;
-пальчиковые игры;
-упражнения для активации работы мышц глаза;
-игры со счетными палочками;
-игры с пластилином;
-игры с бумагой;
-игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами;
-игры – манипуляции («Ладушки», «Сорока»);
-сюжетные пальчиковые игры («Распускается цветок»);
-пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой (с помощью них компенсируется работа левого полушария, их выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности («Ухо – нос»);
-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»);
-театр в руке («Сказка» - дети обыгрывают персонаж сказки). Использовать их можно не только на занятиях, но и в течение дня.
Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое), которому свой аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему). Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, программный материал по математике дети усваивают лучше, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Список используемой литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Болотин Л.Р., Т.С. Комарова, С.П. Баранов. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1997 – 240 с.
3. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988–326 с.
4. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова – М.: Изд. «Просвещение», 1966. – 442 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка – М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. – 520 с.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., 4 л. ил.
7. Дурова Н.В., Новикова В.П. Ступеньки к познанию. / Худ. Ю.В. Богатова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 56 с.: ил.
8. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. М. 1978, с. 243 – 267
9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду — М.: Просвещение,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).
Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта рабо...
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...
Консультация для воспитателей ДОО на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значен...
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...
технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя
Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...
«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны
laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...
Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....