Консультация для воспитателей: «Использование занимательного материала по обучению детей грамоте в НОД»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Использование занимательного материала
по обучению детей грамоте в НОД»
«Занимательный материал» - это игровой и занимательный материал, который делает обучение детей грамоте более радостным и интересным.
НОД по грамоте построена с учетом психологических и физиологических особенностей воспитанников. У детей повышенная утомляемость - требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий, необходимо заинтересовать материалом детей, вводить в занятие игры и игровые ситуации.
Собирая занимательный материал, интересный игровой материал, я систематизировала и проверяла, как воспринимают его дети. Дети становились спокойнее, дисциплинированее, старательнее, а главное изменение стиля общения с детьми, ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности детей. Игры в непосредственно образовательной деятельности - прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, давать новые знания. Важным моментом является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение у них, умение быстро находить правильное решение и, что очень важно, воспитывает чувство коллективизма.
Подбирая задания для НОД , я исходила из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо. Все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы:
- фонетические;
- графические;
- грамматические;
- развивающие связную устную речь.
«Звуковые» игры («Кто внимательный?» - на выделение и определение звука, «Кто больше?» - на составление слова с изученным звуком) - развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажи словечко» малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В игре «Твердый - мягкий» дети стараются безошибочно выполнять задания по различению твердого и мягкого согласного.
Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагаю им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на фланереграфе или написанных иным шрифтом. Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно», «Полубуковка».
Для лучшего запоминания буквы дети работают в рабочих тетрадях «Азбука для дошкольников. Играем и читаем» Л.Е. Журовой, так же тренируют наблюдательность и интеллект, развивают мелкую моторику руки, учатся слышать звуки русского языка. Очень любят дети слушать сказки о приключениях букв, сочинять свои. Занимательный материал включает в себя так же ребусы, шарады, кроссворды.
Загадки (3-4 по выбору) целесообразно использовать при изучении звука: воспитатель загадывает загадки, а затем, получив ответы детей, спрашивает, с какого звука начинаются отгадки. Загадки, вводимые в занятия, помогут, в свою очередь, активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармонического развития. Загадки - это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
Скороговорки помогают детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься - получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, воспитатель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Пословицы, поговорки - сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они приносят радость приобщения к светлым чувствам, мыслям, тонким чувствам, учат ценить в жизни честность и справедливость.
Ни одно занятие не проводится без физкультминуток. Они бывают разные:
- гигиенические;
- оздоровительные;
- гимнастика для глаз;
- танцевальные;
- подражательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома"
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач...
Консультация для воспитателей "Использование занимательной математики в работе с детьми "
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение...
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Варианты использования мнемотаблиц при обучении детей грамоте...
Консультация для воспитателей «Использование занимательной математики на занятиях и в повседневной жизни».
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»
МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...
Консультация для воспитателей: "Использование занимательного математического материала в непосредственной образовательной деятельности"
Данная консультация поможет воспитателям познакомиться с различным занимательным математическим материалом для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возрас...