Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНЯЯ СКАЗКА"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Полянская Галина Валерьевна

Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные: способствовать дальнейшему овладению детьми игрой на разных музыкальных инструментах; способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений; закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения.

Воспитательные: Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать у детей интерес к музыке композиторов – классиков и современных авторов, узнавать портрет и называть имя композитора.

Развивающие: Знакомить детей с элементарными музыкально - теоретическими знаниями. Развивать память, внимание и мышление. Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений. Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память, различать регистры, вслушиваться в музыкальные звуки, петь естественным голосом. Приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка» филиал Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3

«Сказка» города Котовска Тамбовской области

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА»

Разработала:

                                                  музыкальный руководитель

                   Полянская Галина

                               Валерьевна

Котовск, 2025

Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные: способствовать дальнейшему овладению детьми игрой на разных музыкальных инструментах; способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений; закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения.

Воспитательные: Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать у детей интерес к музыке композиторов – классиков и современных авторов, узнавать портрет и называть имя композитора.

Развивающие: Знакомить детей с элементарными музыкально - теоретическими знаниями. Развивать память, внимание и мышление. Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений. Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память, различать регистры, вслушиваться в музыкальные звуки, петь естественным голосом. Приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.

Оборудование: ноутбук, музыкальная колонка, проектор, мультимедийный экран, фортепиано, камин, ширма, игрушка Сверчок, портрет П.И. Чайковского, магнитная доска, ритмические партитуры, детские муз. инструменты, метёлки для танца Снеговиков, угощение.

Ход занятия.

Под музыку «Белые снежинки» дети друг за другом проходят в музыкальный зал и выстраиваются на линию.

Муз. руководитель: Что такое – «здравствуй»? Лучшее из слов,        

Потому что «здравствуй» - значит будь здоров!        

Давайте и мы по хорошей традиции начнём наше занятие с пожелания здоровья!

Музыкальный руководитель поёт по трезвучию вверх: Здравствуйте, ребята! Дети по трезвучию вниз: «Здравствуйте!»

Муз. руководитель: Друзья, посмотрите, в нашем музыкальном зале гости. Давайте их тоже поприветствуем!

Дети поют: Здравствуйте, гости, гости дорогие!

Гости по трезвучию: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:

Наступили холода

Обернулась в лёд вода

Длинноухий зайка серый

Стал чудесным зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Снег идёт под белой ватой

Скрылись улицы дома.

Рады снегу все ребята-

Это к нам пришла…

Дети: Зима!

Музыкальный руководитель: Как вы уже догадались наше занятие будь посвящено замечательному времени года –зиме. Расскажите мне, пожалуйста, какая она русская зима?

Дети: Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, снежная, мягкая, красивая.  

Музыкальный руководитель: Молодцы! А знаете, что зиму часто называют волшебницей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Муз. руководитель: Верно, всего только за одну ночь, как по мановению волшебной палочки, зима может всё укрыть белым покрывалом, нарисовать узоры на окнах, сковать речку льдом. А ещё зима нам дарит самые любимые сказочные праздники. Как они называются?

Дети: Новый год, Рождество.

Музыкальный руководитель: Давайте отправимся в зимнюю сказку, наденем сапожки, захватим салазки! 

Музыкально-ритмические упражнения.

2. По зимним дорожкам

После упражнения дети подходят к камину.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите в каком необычном месте мы с вами оказались! И какой интересный предмет интерьера здесь! Что это такое? Кто мне скажет? Чтоб красиво отвечать нужно руку поднимать!

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Всё правильно это камин. Как хорошо прийти с мороза в уютный дом, и погреться у камина, посмотреть, как горит огонь и потрескивают в нём поленца. Как же нам зажечь камин?

3. Звучат волшебные колокольчики, на ширме появляется сверчок.

Сверчок: Здравствуйте, достопочтенные судари и сударыни. Вы находитесь в зимней музыкальной гостиной. А я её хранитель Сверчок (поклон) прошу любить и жаловать.

Муз. руководитель: Здравствуйте, господин Сверчок!

Сверчок: Я услышал, что вы хотите зажечь камин. Так это проще простого! Всего лишь нужно три раза хлопнуть в ладоши!

Дети и муз. руководитель хлопают в ладоши и камин зажигается.

Муз. руководитель: Друзья, я вижу на камине интересный портрет. Вы знаете, кто изображён на нём?

Дети: Композитор.

Муз. руководитель: А чем занимается композитор?

Дети: Композитор пишет музыку!

Муз. руководитель: А как зовут этого композитора?

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Сверчок: Я вижу вы хорошо образованы! Перед вами портрет великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Занимайте скорее стульчики, удобно располагайтесь, не забудьте про осанку! Я вас познакомлю с замечательной пьесой. Называется она – «Январь. У камелька»        

Дети садятся.

Муз. руководитель: Камелёк… какое уютное нежное слово. Ласковое, ласковое! Давайте вместе его произнесём.

Дети произносят.

Муз. руководитель: Дорогой Сверчок, расскажи нам что же оно означает?

Сверчок: Камелёк - это небольшая печка, камин. В то время, когда жил композитор, парового отопления  не было.  В долгие зимние вечера, когда за окном выла вьюга, а Снежная королева пролетала на своих санях, замораживая  всё вокруг,  вся семья собиралась у очага. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух сказки, беседовали. Люди отдыхали от дневных трудов, греясь у огня.

Муз. руководитель: Давайте мы с вами послушаем эту пьесу. И каждый из вас подумает какой характер у этой музыки.

4. Прослушивание пьесы «Январь. У Камелька» П.И. Чайковского

Сверчок: И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.

Таким четверостишием Александра Сергеевича Пушкина озаглавил свою пьесу композитор.
Муз. руководитель: Скажите, какая это пьеса по характеру? Какое настроение она создаёт? Руку поднимаем красиво отвечаем.

Дети: Спокойная, неторопливая, мечтательная, нежная, ласковая.

Музыкальный руководитель: Вы правы. Музыка «Января» звучит спокойно, мягко, нежно, умиротворённо в неторопливом темпе. Как будто ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, человек просто мечтает, сидя у затухающего камина.

Сверчок: Но постепенно музыка меняется. В ней появляются тревожные нотки.

Музыкальный руководитель: Что же нарушило тёплый уютный покой?

Сверчок: Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё.  

Муз. руководитель: Эта пьеса первая в большом музыкальном альбоме, который называется «Времена года». Вспомним ещё раз её название? Руку поднимаем, отвечаем полным ответом.

 

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: На каком инструменте исполнялась музыка? Как зовут композитора, сочинившего это произведение?

Ответы детей.

Сверчок: Я очень рад был знакомству с вами достопочтенные судари и сударыни. Но мне пора. Позвольте раскланяться. А вас ещё ждёт много интересного.

5. Сверчок уходит. Под музыку Января.

Музыкальный руководитель: Пора и нам на зимнюю полянку! Нас ждут весёлые забавы. А чтобы не замёрзнуть мы тепло оденемся, а поможет нам в этом ритмическая игра «Одежда». Предлагаю разделиться на две команды, посовещайтесь полминуты, кто в какой команде будет, и я вас жду у доски.

Муз. руководитель выдвигает на середину магнитную доску, дети делятся на команды.

Музыкальный руководитель: Итак, первая команда занимает место справа от доски, а вторая слева.

Дети занимают места у доски. На доске лишь одна из 4-х картинок повёрнута к детям лицом.

Музыкальный руководитель: Перед вами ритмическая партитура. Каждому элементу одежды соответствует свой ритмический рисунок. Сейчас мы его прохлопаем. Приготовьте ладошки. Будем с вами хлопать по принципу музыкальное эхо. Я начинаю, а вы за мною повторяете.

Хлопаем.

Музыкальный руководитель: Всё запомнили? А теперь прохлопаем всю ритмическую цепочку.

Хлопаем.

Музыкальный руководитель: Отлично. А теперь мы посоревнуемся. (разворачиваю оставшиеся картинки лицевой частью к детям). Первое задание будет выполнять команда №1. А команда №2 будет наблюдать и потом оценят участников. Будьте внимательны прохлопываем ритм справа налево, по принципу музыкальное эхо. Я начинаю, а вы за мною повторяете.  Под музыкальное сопровождение.

6. Первая команда выполняет задание.

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы! А что скажут нам эксперты? Справилась команда с заданием?  Давайте им похлопаем.

Бурные аплодисменты команде №1. После этого задание выполняет вторая команда.

Музыкальный руководитель: Вы все справились, молодцы! А нас ждёт горка. Занимайте места на стульчиках и не забудьте о правильной посадке. Будем с вами распеваться и катать на голос на саночках верх и вниз. Послушайте мелодия сначала поступенно вверх идёт: «Мы на горку поднялись!», а потом опускается также поступенно вниз: « Покатились с горки вниз!». И покажем голосом как мы с горочки съезжаем на гласной букве У. Первая У высоко звучит, а вторая низко. Давайте ещё раз исполним распевку плавно.

Распеваемся.

Музыкальный руководитель: А пойдёмте теперь на горку повыше! Ротики открываем широко, пропеваем плавно мелодию.

Поём распевку на полтона выше. Потом возвращаемся на полтона вниз.

Музыкальный руководитель: Вот как отлично мы покатались. И разогрели наш голос! Совсем недавно мы отмечали Новый год и пели замечательную песню. Кто помнит, как она называлась?

Дети: «Засверкай ёлочка».

Музыкальный руководитель: Давайте исполним её нашим гостям. Выходите на линеечку.

8. ВЫХОД

Дети выстраиваются на линию

Музыкальный руководитель: Какой характер у нашей песни?

Дети: Песня весёлая, радостная, задорная!

Музыкальный руководитель: Улыбнитесь и передайте характер в своём пении. Поём красиво, не кричим. Широко открываем ротики, пропеваем все слова.

9. Песня «Засверкай ёлочка»

Музыкальный руководитель: Друзья, а я знаю ещё одну замечательную зимнюю песню. Она называется - «Кабы не было зимы». Давайте её исполним на музыкальных инструментах, но сначала отгадайте музыкальные загадки и выберите нужные для оркестра инструменты.

Дети и муз. руководитель подходят к столу закрытому ширмой. Проводится музыкально-дидактическая игра:

 «Отгадай инструменты по звучанию»

Музыкальный руководитель: Молодцы, выбрали все инструменты занимайте свои места в оркестре. А мальчики вынесут столы с металлофонами.

10. Расставляются столы, дети занимают свои места в оркестре.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним как правильно держать инструменты. В какой руке держим треугольник? Как держим молоточек  металлофона? Как держим бубенцы? Кто руководит оркестром? Кто у нас с вами дирижер?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Дорогие гости сейчас вы услышите инструментальную композицию «Кабы не было зимы» музыка Е. Крылатова исполняет оркестр «Бим- Бам –Бом».

11. Оркестр

Музыкальный руководитель: Вы большие молодцы! Давайте теперь всё уберём по местам.

12.Дети убирают инструменты

Музыкальный руководитель: У кого морковкой нос?

Очень любит кто мороз?

В стужу он не замерзает,

А весна приходит тает!

Дети: Снеговик.

Музыкальный руководитель: Получайте метёлки и давайте исполним танец Снеговиков, но сначала повторим 2 часть танца. Делайте круг.

Музыкальный руководитель повторяет с детьми некоторые элементы танца

13. Танец Снеговики

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним какими видами музыкальной деятельности мы сегодня занимались? Что вы узнали нового? Что вам особенно понравилось? Что было трудно?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Вы сегодня были активные, любознательные! Я вас хвалю и угощение вам дарю.

Муз. руководитель угощает детей конфетами. Прощается. Дети строем выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста.Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»Цель: воспитать в детях  интерес к миру музыки; познакомить детей с о...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшей группы "Посылка от Зимушки- Зимы"

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшей группы "Посылка от Зимушки- Зимы"...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну музыки»

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя образовательная школа № 619Калининского района...

конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста" Экология и музыка"

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.История учит нас тому, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помо...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Всё про музыку мы знаем, поём, танцуем и играем»

Цель занятия:Выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений...

Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Открытка ветерану»

ГБОУ ШКОЛА №1568Дошкольное отделение №5         Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)«Открытка...