Конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весна пришла»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Елена Геннадьевна Волкова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_na_sayt.docx24.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весна пришла»

Цель: осознанное восприятие светлого,радостного образа весны в вокальной,инструментальной музыке, в поэзии и живописи.

Задачи:

  1. Образовательные:

-  Познакомить с творчеством великого  русского композитора П.И. Чайковского

-учить детей игре в оркестре на различных детских инструментах; совершенствовать навыки и умения добиваться ритмического, динамического ансамбля.

- учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных образов зверей в музыкальной песне-игре «Весеннее пробуждение», учить согласовывать свои  действия с действиями товарищей в игре «Весенний ручеёк»

- упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, «светлым» звуком; знакомить с особенностью муз. речи (фразировкой),слышать начало и конец музыкальной фразы.

 - научить  исполнять естественным голосом песню «Подснежник» муз. Р. Рустамова кантиленного характера, точно интонируя скачки мелодии.

2. Развивающие:

-  развивать координацию слуха и голоса у детей.

- развивать ловкость в играх, умение двигаться в соответствии с характером музыки.

- развивать словарный  запас слов у детей.

  1. Воспитатальные:

-  воспитывать культуру слушания.

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение кней, инициативность  и  творческие проявления.

Планируемые результаты:

- у детей обогатятся, расширятся знания о признаках весны в природе, поэзии, живописи, музыке. Они ближе познакомятся с творчеством композитора П.И. Чайковского, художника Саврасова, поэта Аполлона   Майкова.

- дети научатся петь  эмоционально, точно передавать мелодию, чётко произносить слова, исполняя песню «Подснежник» Р.Рустамова  спокойного характера, рисующую картину ранней весны и первого весеннего цветка подснежника.

-научатся придумывать разнообразные движения в соответствии с характером музыки при исполнении музыкальной игры «Весеннее пробуждение»

- научатся чувствовать настроения, выраженные в музыке,  высказываться о ней, у детей разовьются представления об изобразительных возможностях музыки.

-у детей разовьётся ритмическое чувство в совместной игре на детских шумовых инструментах.

 Предварительная работа:

- Работа воспитателя на занятиях, прогулках за наблюдением пробуждающейся природы весной  ( рассматривание проталинок, ручейков,  слушание  пения птиц…)

- Музыкальный руководитель даёт детям задание на дом: послушать пение птиц, рассказать на музыкальном занятии о нём; понаблюдать за журчанием ручейка, подобрать слова; послушать весеннюю капель , подобрать слова.

Материалы и оборудование:

-Фортепиано, музыкальный центр, аудио диски с запись    произведений П.И. Чайковского, портрет П.И. Чайковского; репродукция картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»,его портрет.

- Иллюстрации  с изображением подснежников

- музыкально-шумовые инструменты: бубны, ложки, маракасы.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

Вход детей в музыкальный зал под музыку  марша И. Дунаевского «Весёлый ветер» - учить детей двигаться в соответствии с характером музыки: на запев двигаться поскоками по кругу, на припев идти бодрым,     энергичным шагом.

  1. Музыкально – ритмическая игра «Весеннее пробуждение» (песенка «Зверобика»муз.Б. Савельева)

  Муз. руководитель: Небо ярко засинело, землю солнышком       пригрело    

    Из-за гор, из-за морей мчатся стаи журавлей.

     Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.

      Пробудились все от сна.

       Это к нам пришла …

Дети: Весна

Муз. руководитель: Правильно, ребята. Весной  всё пробуждается: и ручейки, оживают проталинки, просыпаются от зимней спячки медведи и разные животные.

И мы сегодня  тоже проснёмся вместе с героями  красивой песенки. Повторяйте за мной движения!

Звучит музыка, дети повторяют за муз. руководителем движения.

3. Слушание музыки

Муз. руководитель: Сейчас мы с вами прослушаем музыку известного вам русского композитора Петра Ильича Чайковского (показывает портрет композитора) из сборника фортепианных пьес «Времена года». В этом сборнике столько же пьес, сколько месяцев в году : 12. Каждая пьеса носит название определённого месяца и подзаголовок.

Давайте закроем глаза и  послушаем   эту пьесу  и  каждый из вас  после  прослушивания расскажет нам о картинке, которая возникла перед глазами.

После звучания музыки дети высказываются о ней.

 Муз. руководитель: Что вы услышали? ( звон капели, журчание воды, пробуждение природы, расцветают первые цветы)

- Какая  музыка по характеру? ( нежная, взволнованная, трепетная, проникнута порывом, взлётом эмоций)

Муз. руководитель: В этой музыке проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы и радостное, скрытое в глубине чувство надежды на будущее и выражено затаённое ожидание.

- Как бы вы назвали эту пьесу? Какое  название месяца ей больше всего  подходит? ( Апрель)

Муз. руководитель: У этой пьесы название « Апрель» (Подснежник)

- Ребята, а вы знаете, что это за цветок?

Показ картины с изображением цветка.

Подснежник – так называют растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. На лесных полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зелёная трава, из-под которой пробиваются подснежники. Трогательно  после зимней стужи, мёртвой безжизненной поры выглядят появляющиеся небольшие голубые  или  белые цветочки. Подснежник очень любим в России. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.

У поэта Аполлона  Майкова  есть красивое стихотворение о подснежнике, в котором подснежник  сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

Послушайте его:

Голубенький, чистый подснежник цветок.

А подле сквозистый последний снежок.

Последние слёзы о горе былом и первые грёзы о счастье ином!

Муз. руководитель: Присядьте возле стульчиков, возьмите в руки по одному такому подснежнику и попробуйте, слушая музыкальную пьесу «Апрель» П.И.  Чайковского  изобразить, показать, как подснежник пробивается из-под снега, растёт, колышется на  весеннем ветру.

Муз. руководитель: Я включаю музыку. Вы – подснежники. Вам нужно поднять свой цветок к солнышку, он у вас распускается на солнечном свете.

Звучит музыка, дети  изображают вместе с муз. руководителем, как растёт подснежник.

Дети садятся на стульчики.

Муз. руководитель: На  какой  танец похожа эта фортепианная пьеса? ( на вальс)

- Какая музыка? ( волшебная, лёгкая, плавная)

4.Пение

Распевка «Весенняя песенка» муз. С. Полонского -  разогреть голосовой аппарат детей, подготовить его к пению.

Прослушивание песни «Подснежник»  Рустамова – знакомство с новой песней.

Беседа по содержанию.

Разучивать с детьми 1 куплет песни эмоционально, протяжно, точно соблюдая динамические оттенки, смягчая концы фраз. Побуждать петь не спеша, негромко, напевно, передавая характер лирической песни.

Муз. руководитель: А сейчас,ребята, я предлагаю вам немножко отвлечься от музыки и поиграть. Так как наше занятие посвящено сегодня весне, то и игра тоже будет весенней. Условия игры такие: я буду читать стихи о весне, пропуская в них некоторые слова. Вы должны догадаться, какие это слова и вставить в мои стихи…

- Тук,тук,тук! – стучит капель.

Открывайте весне…

Дети( подсказывая)Дверь!

Муз. руководитель ( продолжая). Пусть в квартиры и дома с пеньем птиц войдёт…

Дети: Она!

Муз.руководитель: Сосулька горестно рыдает:

                                      Придёт весна –она…

Дети:растает!

Муз.руководитель: Дружно капает капель,

                                       На дворе уже…

Дети: Апрель!

Муз .руководитель:  Тает снег, бегут ручьи,

                                         В гости к нам спешат…

Дети: Грачи!

Муз. руководитель: Кто такие грачи?(это птицы)

Они прилетают ранней весной. Грачи живут на старых деревьях, вьют гнёзда из веток, палочек, на толстых ветках.

Место, где они живут, называется  грачовником. Там всегда слышен грачиный гомон. Постарайтесь дома вместе с родителями отправиться вместе на весеннюю прогулку и отыскать грачовник или хотя бы просто понаблюдать за грачами.

Муз. руководитель: Я хочу вам, ребята, показать одну картину.

Давайте посмотрим, что на ней изображено…( показывает репродукцию картины  Саврасова  «Грачи прилетели»)

Дети: На картине изображена весна, птицы. Они кружатся над деревьями.

Муз. руководитель: Как вы догадались о том, что на картине художник изобразил весну, а не зиму?

Дети: На картине художник изобразил проталины, подтаявшийснег,погоду, которая бывает ранней весной.

Муз. руководитель: Как бы вы назвали эту картину? ( дети придумывают свои названия)

Муз. руководитель: Картина, которую вы перед собой видите, называется «Грачи прилетели». А написал её известный русский художник, который жил более ста лет тому назад, Саврасов Алексей Кондратьевич ( показывает портрет художника)

Грачи первыми из птиц прилетают к нам ранней весной из тёплых краёв, а чуть позже, вслед за ними прилетают и другие птицы.

Сначала жаворонки, потом ласточки, стрижы.

Муз. руководитель:Какую краску  использовал художник Саврасов, чтобы написать небо? (небо серо-голубое, а по нему плывут белые, бледно-жёлтые облака)

-Что ещё можно сказать о красках? ( холодные краски неба, снега и воды сочетаются с тёплыми красками солнечного света)

  1. Игра на детских муз. инструментах – учить детей вслушиваться в музыку, играть в ансамбле, совершенствовать свой ритмический слух.
  2. Муз. руководитель, наигрывает мотив «Неаполитанской песенки» П.И. Чайковского

- кому знакома эта мелодия? ( это музыка П.И. Чайковского, музыку которого мы слушали в начале сегодняшнего занятия)

Неаполь – это город, который находится в очень тёплой стране.

Давайте возьмём в руки инструменты и попробуем исполнить «Неаполитанскую песенку» весело, задорно, но в то же время, слушая себя и своих товарищей.

Молодцы!

  1. Муз-ритмические движения

Игра «Ручеёк» - воспитывать внимание ,быстроту реакции, выдержку, ориентировку в пространстве.

Муз. руководитель: В конце занятия  предлагаю вам, ребята и нашим гостям поиграть в известную всем народную игру «Ручеёк». Мы сейчас изобразим настоящий весенний ручеёк, который течёт.

Выбирайте себе пару. Последняя пара пробегает вперёд, за ней бежит следующая и так непрерывно, как бурлит ручеёк.

Звучит «Весенняя песенка».

  1. Рефлексия.

Дети встают в круг вместе с гостями.

Муз.руководитель берёт в руки мяч и начинает его передавать каждому.

Муз.руководитель:Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами  слушали музыку,пели песни, слушали стихи – о чём?

Дети: о весне!

Муз. руководитель бросает мяч, задаёт вопросы.

- Что  тебе сегодня  понравилось на занятии?

Чем мы занимались?

Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?  Тебе было сегодня комфортно или нет? Музыку какого композитора слушали ?и т.д.

Муз. руководитель: Ну что ж, я с вами прощаюсь до следующего занятия. Под музыку  Моцарта  дети  выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Красный, желтый, зеленый"

В  процессе игровой двигательной деятельности  дети  закрепляют основные виды движений,  познают основы безопасности жизнедеятельности, закрепляют знания  правил дорожног...

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Весна пришла"

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Весна пришла"...

Сороки! Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Народные календарные праздники - источник радости для ребят, знакомство с культурой своего народа....

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну музыки»

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя образовательная школа № 619Калининского района...

конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста" Экология и музыка"

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.История учит нас тому, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Весна пришла"

Цель: актуализация знаний по образовательной области «Экология».Задачи: Образовательные: закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова,  умение детей делить слова на слоги и...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Всё про музыку мы знаем, поём, танцуем и играем»

Цель занятия:Выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений...