"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"
статья по музыке

Корчагина Любовь Евгеньевна

Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования.   

Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.

Вместе с тем, наблюдая за воспитанниками, обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой  чувства ритма у дошкольников.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"

Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования.   

Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.

Вместе с тем, наблюдая за воспитанниками, обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой  чувства ритма у дошкольников.

Исходя из выше сказанного, определена цель опыта.

Цель опыта: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.

Задачи опыта:  

1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.

2. Применять на практике систему эффективных методов и приёмов по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.

Длительность работы над опытом:

сентябрь 2023г. – август 2026г.

Подготовительный этап: сентябрь 2023г. – октябрь 2023г.

Основной этап:  октябрь 2023г. – май 2026г.

Заключительный этап: июнь 2026г. – август 2026г.

Немало важную роль для психологического комфорта ребенка на занятиях имеет музыкальный репертуар. При подборе музыкального репертуара к музыкально – ритмической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность музыкальных образов;
  • моторный характер музыкальных произведений, побуждающий детей к движениям (танцевальность);
  • разнообразие тематики, жанров, стилей музыкальных произведений на примере классической, народной и современной музыки;
  • доступность музыкальных произведений возрасту детей;
  • соответствие музыкального репертуара задачам музыкально-ритмического воспитания детей;
  • тесную взаимосвязь музыки и движений.

Таким образом, используемый мною материал доступен для исполнения, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это оригинальные двигательные упражнения, варианты игровых ситуаций, сюрпризные моменты, вызывающие у детей эмоциональный отклик и желание принимать участие в музыкально – ритмической деятельности.

Поэтому планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.

I этап

Ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.

Начинаю работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные сведения о её характере. Затем знакомлю детей с музыкально – ритмическими движениями, соответствующими данной музыке.

Мой показ всегда идет "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию, т.к. им необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических умений. Особенность «вовлекающего показа» состоит в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.

II этап

Углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

следующие приёмы:

- показ исполнения композиции детьми (выбор ведущих вместо меня (педагога) – по очереди или по желанию);

- показ упражнения словесными жестами, мимикой;

- словесные указания;

- «провокации», то есть специальные мои (педагога) ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку.

III этап

Закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

методические приёмы:

- слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов;

- подбор детьми стихов, сказок;

- пластические импровизации детей, «пробы» - без моего показа;

- показываю варианты движений сама, а ребятам предлагаю выбрать из них наиболее удачное.

Результативность и эффективность опыта:

Проводимая мной работа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности дала положительный результат. Дети стали лучше чувствовать музыку, её характер, ритм, темп, динамику. Сформированы умения ребят согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, дети умеют отражать в движении развитие музыкального образа. Проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. У большинства воспитанников старшей группы развиты чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкальная память, способность к музыкальному творчеству.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействия на ребенка, использование различных методов и приёмов в музыкально – ритмической деятельности способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников.

Планирую продолжить работу по данному направлению. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю, будет целесообразным взаимодействовать с родителями воспитанников по данной проблеме, привлечь их к совместным мероприятиям (танцевальной викторине «Танцуем вместе», музыкальной гостиной «В гостях у Терпсихоры» и др.).

Практическая значимость опыта в том, что систематизированы методы и приёмы, определены условия для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально–ритмической деятельности, разработан методический материал и может быть использован в практике музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования.

Результаты работы по самообразованию

Год

Уровень

Название мероприятия

Результат

2022г.

РФ

VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагогическая статья».

Диплом 1 с.

2022г.

РФ

Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Современный педагог - 2022».

Диплом 1 ст.

2022г.

РФ

Всероссийского творческого конкурса для детей с ОВЗ «Золотая осень – сказочная пора». Организатор: Образовательный Центр «Путь знаний».

Диплом 1 ст

2024г.

РС (Я)

Республиканский открытый дистанционный вокальный конкурс «Новогодние песенки».

Лауреаты 1 ст.

2024г.

РС (Я)

V республиканский творческий всевозрастной конкурс – фестиваль «Таланты земли Олонхо».

Лауреаты 1 ст.

2022г.

РС (Я)

VII Открытый заочный детский фестиваль – конкурс песни и танца «Солнечная долина Туймаада – 2022».

Диплом лауреатов 2 ст.

2022г.

РС (Я)

Победители в республиканском заочном творческом конкурсе – фестивале (всевозрастной) «Таланты земли Олонхо».

Лауреаты 1 ст. ансамбль

2024г.

Муниципалитет

Победители в Открытом вокальном конкурсе военных песен «Песню. Запевай». Приуроченном ко Дню Защитника Отечества.

Лауреаты 1 ст

2023г.

Муниципалитет

Городской конкурс детского творчества «Весенняя капель – 2023» в рамках республиканского проекта «Музыка для всех», среди дошкольников городского округа «город Якутск».

Лауреаты 2 ст.

2023г.

Муниципалитет

Победители в Открытом вокальном конкурсе военных песен «Песню. Запевай». Приуроченном ко Дню Защитника Отечества.

Гран-при

2022г.

Муниципалитет

Выступление в детском заочном конкурсе песен и стихотворений «Мамочка любимая моя», посвященного Году Матери в РС (Я) Международному женскому дню.

Дипломы лауреатов 1 ст.

2022г.

Муниципалитет

Городской дистанционный открытый творческий XVI детский фестиваль – конкурс «Весенняя капель».

Диплом 1 ст.

Представление опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.

Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкальную-ритмическую деятельность....

Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.

Развитие хореогрических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».

Логоритмика направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. А так же относится к здоровьесберегающим технологиям (оптимал...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр"

материал разработан для проведения музыкально - дидактических игр для детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра

Формы и методы обучения детей в дошкольном возрасте музицированию....