"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"
статья по музыке
Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования.
Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
Вместе с тем, наблюдая за воспитанниками, обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой чувства ритма у дошкольников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"
Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования.
Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
Вместе с тем, наблюдая за воспитанниками, обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и с друг другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой чувства ритма у дошкольников.
Исходя из выше сказанного, определена цель опыта.
Цель опыта: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности.
Задачи опыта:
1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.
2. Применять на практике систему эффективных методов и приёмов по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.
Длительность работы над опытом:
сентябрь 2023г. – август 2026г.
Подготовительный этап: сентябрь 2023г. – октябрь 2023г.
Основной этап: октябрь 2023г. – май 2026г.
Заключительный этап: июнь 2026г. – август 2026г.
Немало важную роль для психологического комфорта ребенка на занятиях имеет музыкальный репертуар. При подборе музыкального репертуара к музыкально – ритмической деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность музыкальных образов;
- моторный характер музыкальных произведений, побуждающий детей к движениям (танцевальность);
- разнообразие тематики, жанров, стилей музыкальных произведений на примере классической, народной и современной музыки;
- доступность музыкальных произведений возрасту детей;
- соответствие музыкального репертуара задачам музыкально-ритмического воспитания детей;
- тесную взаимосвязь музыки и движений.
Таким образом, используемый мною материал доступен для исполнения, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это оригинальные двигательные упражнения, варианты игровых ситуаций, сюрпризные моменты, вызывающие у детей эмоциональный отклик и желание принимать участие в музыкально – ритмической деятельности.
Поэтому планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.
I этап | Ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении. | Начинаю работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные сведения о её характере. Затем знакомлю детей с музыкально – ритмическими движениями, соответствующими данной музыке. Мой показ всегда идет "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию, т.к. им необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических умений. Особенность «вовлекающего показа» состоит в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. |
II этап | Углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения. | следующие приёмы: - показ исполнения композиции детьми (выбор ведущих вместо меня (педагога) – по очереди или по желанию); - показ упражнения словесными жестами, мимикой; - словесные указания; - «провокации», то есть специальные мои (педагога) ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку. |
III этап | Закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению. | методические приёмы: - слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов; - подбор детьми стихов, сказок; - пластические импровизации детей, «пробы» - без моего показа; - показываю варианты движений сама, а ребятам предлагаю выбрать из них наиболее удачное. |
Результативность и эффективность опыта:
Проводимая мной работа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности дала положительный результат. Дети стали лучше чувствовать музыку, её характер, ритм, темп, динамику. Сформированы умения ребят согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, дети умеют отражать в движении развитие музыкального образа. Проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. У большинства воспитанников старшей группы развиты чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкальная память, способность к музыкальному творчеству.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействия на ребенка, использование различных методов и приёмов в музыкально – ритмической деятельности способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников.
Планирую продолжить работу по данному направлению. С целью дальнейшего развития представленного опыта работы, считаю, будет целесообразным взаимодействовать с родителями воспитанников по данной проблеме, привлечь их к совместным мероприятиям (танцевальной викторине «Танцуем вместе», музыкальной гостиной «В гостях у Терпсихоры» и др.).
Практическая значимость опыта в том, что систематизированы методы и приёмы, определены условия для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально–ритмической деятельности, разработан методический материал и может быть использован в практике музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования.
Результаты работы по самообразованию
Год | Уровень | Название мероприятия | Результат |
2022г. | РФ | VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагогическая статья». | Диплом 1 с. |
2022г. | РФ | Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Современный педагог - 2022». | Диплом 1 ст. |
2022г. | РФ | Всероссийского творческого конкурса для детей с ОВЗ «Золотая осень – сказочная пора». Организатор: Образовательный Центр «Путь знаний». | Диплом 1 ст |
2024г. | РС (Я) | Республиканский открытый дистанционный вокальный конкурс «Новогодние песенки». | Лауреаты 1 ст. |
2024г. | РС (Я) | V республиканский творческий всевозрастной конкурс – фестиваль «Таланты земли Олонхо». | Лауреаты 1 ст. |
2022г. | РС (Я) | VII Открытый заочный детский фестиваль – конкурс песни и танца «Солнечная долина Туймаада – 2022». | Диплом лауреатов 2 ст. |
2022г. | РС (Я) | Победители в республиканском заочном творческом конкурсе – фестивале (всевозрастной) «Таланты земли Олонхо». | Лауреаты 1 ст. ансамбль |
2024г. | Муниципалитет | Победители в Открытом вокальном конкурсе военных песен «Песню. Запевай». Приуроченном ко Дню Защитника Отечества. | Лауреаты 1 ст |
2023г. | Муниципалитет | Городской конкурс детского творчества «Весенняя капель – 2023» в рамках республиканского проекта «Музыка для всех», среди дошкольников городского округа «город Якутск». | Лауреаты 2 ст. |
2023г. | Муниципалитет | Победители в Открытом вокальном конкурсе военных песен «Песню. Запевай». Приуроченном ко Дню Защитника Отечества. | Гран-при |
2022г. | Муниципалитет | Выступление в детском заочном конкурсе песен и стихотворений «Мамочка любимая моя», посвященного Году Матери в РС (Я) Международному женскому дню. | Дипломы лауреатов 1 ст. |
2022г. | Муниципалитет | Городской дистанционный открытый творческий XVI детский фестиваль – конкурс «Весенняя капель». | Диплом 1 ст. |
Представление опыта работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.
Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкальную-ритмическую деятельность....
Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.
Развитие хореогрических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».
Логоритмика направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. А так же относится к здоровьесберегающим технологиям (оптимал...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр"
материал разработан для проведения музыкально - дидактических игр для детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра
Формы и методы обучения детей в дошкольном возрасте музицированию....