ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
проект (средняя группа)
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени и сегодняшняя жизнь XXI века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 586.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЫСОКОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ВЫСОКОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказ №31-ОД от 31.08.2018 г.
протокол №1 от 28.08.2018 г.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
посредством музыкально-ритмических движений»
Автор проекта:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Гафиятуллина Эльмира Вильевна
2018 год
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1: Теория и методика обучения музыкально-ритмическим
движениям
1.1. Значение музыкально-ритмического воспитания в
формировании личности ребенка. Цель и задачи музыкально-
ритмических движений ………………………………………………….……6
1.2.Современные программы дошкольного образования и их задачи,
направленные на развитие чувства ритма у детей……………………………10
Глава 2: Экспериментальное изучение уровня развития чувства ритма
у детей дошкольного возраста
2.1. Исследование уровня развития чувства ритма у детей
дошкольного возраста………………………………………………………...16
2.2. Формирование навыков по развитию чувства ритма у детей
дошкольного возраста………………………………………………………….22
Глава 3: Заключительный этап
3.1. Контрольный эксперимент………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………..30
Приложения
Введение
Известно, что музыка родилась из двух источников - из слова и движения. Рождение музыки путем «отделения» интонации от слова – лишь один путь ее создания; другой – рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, музыкально – речевых интонаций, с другой – пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений (В.Г.Горшкова, А.И.Буренина, С.Руднева).
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Э.Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, М.А.Румер, Е.В.Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
В ФГОС ДО обращается внимание на широкие границы возрастной нормы развития детей. Музыкальный руководитель создаёт условия, которые способствуют музыкальному, эстетическому, творческому развитию детей. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка, развиваются музыкальный слух, память, внимание. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. Видя красоту движения, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Вышесказанные утверждения обосновывают актуальность проблемы.
Целью проекта является изучение развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений.
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование времени и сегодняшняя жизнь XXI века.
Объектом исследования чувства ритма у детей стали дети средней группы МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования: развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством занятия музыкально – ритмическими движениями.
Гипотеза исследования: если систематически проводить деятельность по обучению музыкально - ритмическим движениям, то развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста будет протекать успешнее.
Задачи исследования:
1.Изучить, проанализировать и систематизировать литературу по данной теме.
2.Познакомиться с современными образовательными программами по музыкально – ритмическому воспитанию.
3.Исследовать уровень развития чувства ритма каждого ребенка средней группы.
4.Разработать систему упражнений по формированию чувства ритма у детей средней группы.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-опытно-экспериментальная работа с детьми, включающая подготовительный (сентябрь-октябрь 2018 год), основной и заключительный этапы реализации проекта (ноябрь 2018-май 2019 год);
-анализ опытно-экспериментальных данных.
Практической значимостью является то, что данная работа будет представлять интерес для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, заинтересованных в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений. Материал исследования можно использовать при подготовке к педсоветам, семинарам и КМО музыкальных руководителей; является практическим материалом для повышения квалификации молодых специалистов.
Глава 1: Теория и методика обучения музыкально-ритмическим движениям.
- Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личности ребенка. Цель и задачи музыкально-ритмических движений.
Изучая законы жизни, наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, прослеживая влияние музыки на повышение работоспособности во время физического труда, ученые-физиологи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и воспитательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балетные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика. Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Российский педагог Н.Г.Александрова, последовательница Э.Жак-Далькроза, неоднократно подчеркивала лечебное значение занятий ритмикой.
Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания проводили А.В.Кенеман, Н.А.Ветлугина и их ученики - А.Н.Зимина, М.Л.Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, С.Д.Руднева, Е.Н.Соковнина, И.В.Лифиц и др.
Среди зарубежных педагогов исследователей необходимо выделить Карла Орфа. Благодаря ему и его коллегам – Г.Кеетман, В.Келлеру, элементарное музицирование пришло в мировую педагогическую практику. Карл Орф считал, что дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку.
Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное – к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Музыка – это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка, координация движений; развиваются музыкальный слух, память, внимание. Воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность. Вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движения в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.).
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовывать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, хороводные игры с пением, построенных на лучших образцах народной (русской, татарской), классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
- развивают познавательные способности;
- воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- способствуют физическому совершенствованию организма.
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
В процессе музыкально-ритмических движений осуществляется как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
- развитие художественно-творческих способностей.
Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок, упражнений и хороводов, являются:
- основные движения – ходьба, бег, подскоки, прыжки;
- гимнастические упражнения, построения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
- танцевальные движения (элементы танцев);
- сюжетно-образные движения: имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений (сбор цветов, приглашение гостей, стирка, лечение и др.) людей, зверей, птиц, погоды, быта.
Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности, - все они направлены на развитие навыков выразительного движения.
Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
1.2. Современные программы дошкольного воспитания и их задачи, направленные на развитие чувства ритма у детей.
В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др.
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – Учреждение) реализуется основная общеобразовательная программа – основная образовательная программа дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по пяти образовательным областям. В рамках образовательной области художественное – эстетическое развитие проводится работа по формированию и развитию у детей музыкальных способностей. Я считаю, что важным в этом возрасте развивать чувство ритма у детей, так как это способствует правильному формированию речи и её восприятию. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений.
Младшая группа:
- совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег);
- улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой;
- двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения;
- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка и др.
Средняя группа:
- продолжить формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
- совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;
- обучать детей ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки;
- продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).
Старшая группа:
- развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки;
- способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед);
- формировать танцевальное творчество;
- продолжить развивать навыки инсценирования песен;
- учить импровизировать образы сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях;
- познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Подготовительная к школе группа:
-уметь выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
- знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев;
- развивать танцевально-игровое творчество;
- передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
В рамках основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения реализуется парциальная программа – Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» (Авторы: И.М.Каплунова и И.А.Новоскольцева (СПб: Издательство «Реноме», 2015 г.)
Основной задачей программы «Ладушки» является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача – главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Задачи программы «Ладушки»:
1.Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2.Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3.Приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре.
4.Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5.Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6.Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Программа «Ладушки» обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:
а) эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
б) умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
в) нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте. В основе разработок И.Каплуновой и И.Новоскольцевой – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональной окрашенной и субъективно значимой для ребенка игровой деятельности.
Они учитывали возрастные особенности детей, у которых постоянно усложняется восприятие организованных во времени ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения.
Раздел «Развитие чувства ритма» является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируются и исполняются детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.
Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: I ступень – младшая группа, II ступень – средняя группа, III ступень – старшая группа, IV ступень – подготовительная к школе группа. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
I ступень (младшая группа): используются игры с игрушками и картинками, с именами и с предметами; происходит знакомство с длинными и короткими звуками. Педагог, проводя такие игры, активизирует детей на индивидуальное выполнение задания, и проходит это незаметно и безболезненно для солирующего ребенка, а у остальных детей воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.
II ступень (средняя группа): повторение игр младшей группы с небольшими усложнениями (например, в игре с игрушками, давать игрушкам ласкательные наименования: зай-чик, за-инь-ка). По этой возрастной группе присуще также воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение детей слышать и слушать игру других.
III ступень (старшая группа): повторение игр младшей и средней групп с усложнением и добавлением игр «Разрезные картинки», «Знакомство с паузой» и др. При обучении детей этим играм, педагог ставит следующие задачи: закрепление правильного произношения звуков, развитие выразительности речи, умение сочетать текст с движением и игрой на музыкальных инструментах.
IV ступень (подготовительная к школе группа): повторение игр старшей группы с усложненными заданиями («Штили», «Дирижер», «Ритмическое двухголосье», «Ритм в стихах»). Обучая играм на развитие чувства ритма в подготовительной группе, ставятся следующие задачи: развитие чувства ритма; совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения; стремление использовать стихи в самостоятельной деятельности.
«Программа по ритмической пластике для детей» А.И.Бурениной («Ритмическая мозаика», СПб.: РЖ «Музыкальная палитра» 2012 г.)
Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяющие использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников), отражено в названии программы – «Ритмическая мозаика».
Дети 3-4 лет непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.
Задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Дети 4-5 лет выполняют более сложные движения. В этом возрасте появляется способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа.
Задачи: развитие гибкости, пластичности; воспитание самостоятельности в исполнении; побуждение детей к творчеству.
Дети 5-7 лет способны исполнить разнообразные и сложные по координации движения – из области хореографии, гимнастики.
Задачи: развитие способности к выразительному исполнению движений; умение импровизировать под незнакомую музыку; формирование адекватной оценки и самооценки.
Для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:
1.Совершенствование двигательных навыков и умений.
2.Совершенствование музыкальности, умения анализировать форму и содержание музыкального произведения.
3.Развитие творческих способностей.
4.Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений.
Педагог, работающий по данной программе, становится практическим психологом, использующим специфические средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния.
Все выше перечисленные программы имеют одну цель – всестороннее развитие личности дошкольника средствами музыкального воспитания детей. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Вывод: наиболее приемлемой и интересной, на мой взгляд, для работы в детском саду является программа «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, которая охватывает все разделы музыкального воспитания дошкольников, соответствует возрастным особенностям детей и включает современные подходы обучения. Программа «Ладушки» поможет превратить каждое занятие в маленький праздник. Девиз программы: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!».
Глава II: Экспериментальное изучение уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
2.1 Исследование уровня развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.
Развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогают детям осваивать музыкально-ритмические движения.
Для изучения влияния музыкально – ритмических движений на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста было проведено исследование в средней группе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан по методике И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой. Было привлечено 20 детей. Дети не чувствовали, что за ними наблюдают, так как все отметки делались в отсутствие детей. Параметры обследования в средней группе по развитию чувства ритма следующие:
1)двигается ли ребенок ритмично;
2)ритмично ли хлопает в ладоши (или ритмично простукивает ритм с предметами);
3)активно ли принимает участие в играх;
4)играет ли на музыкальных инструментах.
Цель исследования – это выявление уровня развития чувства ритма у детей.
Использовали методы исследования:
- наблюдение за детьми в течение с 10.09.2018г. по 22.09.2018г. на занятиях, утренней гимнастики, в самостоятельной деятельности, в процессе музыкально-ритмических движений и музыкально-дидактических игр, при индивидуальной работе;
- индивидуальный эксперимент с детьми.
Для проведения исследования были использованы следующие материалы и оборудование: ритмические карточки с изображением животных и ритмических рисунков, помпоны, флажки, музыкальные треугольники, деревянные палочки, деревянные ложки, бубны, ксилофоны.
Детям были предложены следующие упражнения:
1.Для того, чтобы узнать, двигается ли ребенок ритмично, предложить выполнить упражнение
а) «Ритм в стихах» - проговаривать и прохлопывать стихотворение «Наша Таня» (А.Барто):
Наша Таня громко плачет (маршировать четвертными длительностями)
Уронила в речку мячик (топать ногами восьмыми длительностями)
Тише, Танечка, не плачь (маршировать четвертными длительностями)
Не утонет в речке мяч (топать ногами восьмыми длительностями)
б) упражнение «Ходьба и бег» (латв.нар.мел.): ходить ритмично, менять движения с изменением характера музыки.
Под музыку 1-ой части дети идут врассыпную по залу, на повторение – останавливаются и размахивают флажками над головой, на 2-ю часть – легко бегают на носочках.
2.Чтобы определить, ритмично ли хлопает ребенок в ладоши (или простукивает ритм с предметами), было предложено упражнение
а) «Стихи и палочки»:
Что ты ждешь? Плясать пошли! (стучать поочередно концами палочек по полу)
Эй, сапожки все в пыли! (водить концами палочек по полу вправо, влево)
Топ-топ – на каблучок! Ударить два раза концами палочек по полу. Поставить палочки на пол.
Ай да танец «Казачок»! (быстро стучать палочками по полу).
б) упражнение «Хлопки в ладоши» (анг.нар.мел.): хлопать перед собой, над головой, по коленям.
3.Для определения активно ли принимает ребенок участие в играх (танцах), предложить
а) танец «Казачок»:
Что ты ждешь? Плясать пошли! (идти ритмичным шагом к центру – 4 шага)
Эй, сапожки все в пыли! (отойти назад – 4 шага)
Топ-топ – на каблучок! (два раза топнуть ногой, поставить ногу на пятку)
Ай да танец «Казачок»! (быстро топать ногами)
б) игра «Колпачок» (рус.нар.песня): дети идут по кругу, держась за руки, и поют песню. В центре круга сидит ребёнок в колпачке – «Колпачок». Он выбирает из детей себе пару и танцует вместе с ним под любую весёлую мелодию.
4.Для того, чтобы узнать, играет ли ребенок на музыкальных инструментах, использовать упражнение «Ритм в музыкальных произведениях». Дети подыгрывают педагогу на треугольниках, бубнах, ложках, палочках, ксилофоне «Польку» М.Глинки. Первую часть играют одни инструменты, вторую часть другие. Например,
1 часть – играют бубны, ложки, палочки
2 часть – играют треугольник и ксилофон
Суть задания заключается в том, что нужно попытаться точно передать ритмический рисунок.
Оценка проводится по следующей системе:
- самостоятельно справился с заданием (высокий уровень)
- справился после словесной помощи взрослого (выше среднего уровня);
- справился после словесной помощи и какого-то действия (средний уровень);
- не справился с заданием (ниже среднего уровня).
Данные исследования занесены в таблицу №1.
Таблица № 1
Исследование уровня развития чувства ритма у детей средней группы
Фамилия Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | Итог |
Багиров Матвей | |||||
Габидуллин Руслан | |||||
Зиганшина Линара | |||||
Исаева Мария | |||||
Кадырова Язиля | |||||
Киселёв Арсений | |||||
Лавров Александр | |||||
Латыпова Евгения | |||||
Лизунина Ангелина | |||||
Лорай Полина | |||||
Нигматзянов Артур |
| ||||
Петров Роман | |||||
Пузикова Полина | |||||
Разгулова Кира | |||||
Садюкова Кристина | |||||
Сайфуллин Азамат | |||||
Смышляев Егор | |||||
Тюрина Анастасия | |||||
Хамадшина Амилия | |||||
Шикин Марк |
1 - двигается ли ребенок ритмично
2 – ритмично ли хлопает в ладоши (или простукивает ритм с предметами)
3 – активно ли принимает участие в играх
4 – играет ли ребенок на музыкальных инструментах
В результате исследования детей средней группы были выявлены следующие результаты:
высокий уровень ( ) – 10 %;
выше среднего ( ) – 40 %;
средний уровень ( ) – 45 %;
ниже среднего ( ) – 5 %.
Диаграмма уровня развития чувства ритма у детей при констатирующем эксперименте
Вывод: как видно из результатов исследования, не все дети справляются с программными требованиями. Поэтому, для улучшения результатов нужно включить в план работы музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма по Программе «Ладушки», как во время музыкальных занятий, так и в режимные моменты, и проводить их систематически.
2.2. Формирование навыков развития чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста.
Известный швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак – Далькроз говорил: «Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом…Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя сразу внушать детям понятия долга, обязательного труда».
Игрушка вносит веселые моменты, дает желание научить этому кого-то другого. Манипулируя с игрушкой, ребенок непроизвольно переносит ответственность за свои действия на нее.
Для улучшения результатов исследования музыкальным руководителем была составлена система работы по реализации данного проекта. Период внедрения: с 01.10.2018 года по 15.05.2019 года. Решено использовать игровые упражнения на музыкальных занятиях и во время индивидуальной работы с детьми.
I. « Игры с игрушками» - даем игрушкам ласкательные наименования:
Зай-чик, за-инь-ка
ко-тик, ко-те-но-чек
Проговариваем, прохлопываем, потопываем, проигрываем эти названия на музыкальных инструментах в сдержанном темпе (см. приложение 1).
- «Игры с картинками» - знакомство с новой картинкой:
по-ро-се-нок
Придумать песенку про поросенка и прохлопать ее в ладоши, например:
по-ро-се-нок ХРЮ-ХРЮ
по-ро-се-нок хрю-хрю-ХРЮ
Педагог играет на музыкальном инструменте слово «поросенок», а дети, хлопая в ладоши, говорят: «хрю-хрю» (см. приложение 1).
- «Игры с именами»
Та-ня, Та-неч-ка
Се-ре-жа, Се-ре-жень-ка
Педагог спрашивает (пропевает импровизируя) у ребенка: «Как тебя зовут?». Ребенок должен постараться спеть свое имя так, как захочет. Он, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последовательность звуков (см. приложение 2).
- Знакомство с длительностями «Долгий – короткий».
Чтобы у детей сохранялся устойчивый интерес к занятию, педагог должен придумать к каждому пособию простую историю. Например:
« В синем-синем море жили-были золотые рыбки. Их было много».
Выкладывается цепочка из рыбок. Получается ритмическая формула:
ТА-ТА-ТА-ТА
« Стало тепло, и на травку выползла большая божья коровка – мама (ТА). За ней появился папа (ТА). Потом сыночек и доченька (ти,ти). И наконец, бабушка (ТА). Получается формула:
ТА-ТА-ти-ти-ТА
« В одно лесу жила дружная семья грибов: детки (ти,ти), папа (ТА), мама (ТА), дедушка (ТА)». Получается ритмическая формула:
ти-ти-ТА-ТА-ТА
Все получившиеся ритмические формулы следует проговорить, прохлопать, протопать (см. приложение 3).
Выполняя это задание, ребенок учится выкладывать ритмические формулы с помощью других картинок. В результате легче усваивается учебный материал, развивается логическое мышление и зрительное восприятие. Продолжает закрепляться понятие о коротких и долгих звуках, формируется активность.
- Ритмические карточки
Все ритмические цепочки проговариваются, прохлопываются, протопываются, проигрываются на музыкальных инструментах.
1.Дети разучивают на занятиях песенки-попевки, педагог, проводя пальцем по карточке, показывает детям короткие и долгие звуки (см. приложение 2).
В дальнейшем дети угадывают песенку по ритмической формуле по карточке (см. приложение 2).
2.Дети сидят на стульчиках. Педагог раздает им по одному листку с ритмическими формулами (III, IV). (Приложение 2)
Они, проводя пальчиком по бумаге, произносят вслух последовательность коротких и долгих звуков, каждый в своем темпе. Педагог должен учесть, что не все будут проговаривать формулы ритмично, поэтому, когда дети закончат проговаривать, он предлагает всем вместе произнести ритмично и громко первую строчку, затем вторую и т.д.
VI. Ритм в стихах (см.приложение 1)
«Зайчик» - прохлопать ритм.
Зайчик ты зайчик, дети прыгают на двух ногах
Коротеньки ножки. Педагог ритмично ударяет в бубен.
На этих на ножках, дети вместе с педагогом выставляют
Красные сапожки. вперед ноги поочередно
«Колобок» - проговаривать и прохлопывать стихотворение.
Колобок, колобок, дети маршируют по залу
У тебя румяный бок. ( четвертными)
Ты от бабушки ушел, притопывают ногами (восьмыми), делая
Ты от дедушки ушел. акцент на последнюю четверть каждой
фразы, слегка поворачиваясь вправо, влево;
руки на поясе.
VII.Упражнения с ладошками (см. приложение 3)
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а они должны постараться точно повторить его хлопки. Он сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. Упражнение сменяется другим, как только большинство детей справится с первым заданием.
- 4 раза по коленям обеими руками (2 раза)
-3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения)
- 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши
- 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением) и т.д.
Выполнять на одном занятии можно не более четырех комбинаций, чтобы дети не устали. Делать упражнения следует в сдержанном темпе. Обязательно нужно похвалить всех детей.
Эти упражнения развивают детское произвольное внимание (ребенок сознательно наблюдает за действиями педагога, контролирует свои действия), координацию движений, моторику рук, двигательную память.
Глава 3:Заключительный этап:
3.1.Контрольный эксперимент.
После систематической работы с 01.10.2018 г. по 15.05.2019 г. в средней группе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан планируется повторное исследование с использованием той же методики, и тех же заданий, что и при констатирующем эксперименте.
Форма для проведения контрольного исследования. (Приложение – таблица №2)
Приложение
Таблица № 2
Контрольное исследование уровня развития чувства ритма у детей средней группы
Фамилия Имя Ребенка |
1 | 2 | 3 | 4 | Итог |
Багиров Матвей | |||||
Габидуллин Руслан | |||||
Зиганшина Линара | |||||
Исаева Мария | |||||
Кадырова Язиля | |||||
Киселёв Арсений | |||||
Лавров Александр | |||||
Латыпова Евгения | |||||
Лизунина Ангелина | |||||
Лорай Полина | |||||
Нигматзянов Артур | |||||
Петров Роман | |||||
Пузикова Полина | |||||
Разгулова Кира | |||||
Садюкова Кристина | |||||
Сайфуллин Азамат | |||||
Смышляев Егор | |||||
Тюрина Анастасия | |||||
Хамадшина Амилия | |||||
Шикин Марк |
Ожидаемые результаты:
Считаю, что после систематически проведённых мероприятий, уровень развития чувства ритма у детей значительно повысится. В обучении
музыкально-дидактическим играм и упражнениям педагог создаёт такие условия для ребёнка, что он может проявить инициативу, активность, решительность, а музыка, сопровождающая движения, повысит жизненный тонус детей, улучшит качество движений, будет способствовать ритмичности и большей координации.
Заключение
Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку и его влияние на развитие чувства ритма, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Именно поэтому важно развивать чувство ритма, начиная с младшего дошкольного возраста, именно поэтому обратилась к данной теме.
Изучив и проанализировав методическую литературу по данной теме, пришла к выводу: пополнила свои знания в области теории и методики обучения музыкально-ритмическим движениям; ознакомилась с имеющимися программами по музыкально-ритмическим движениям и совершенствовала полученные знания и умения. Обобщила свой педагогический опыт работы и изменила свое отношение в работе: более тщательно стала подбирать репертуар, творчески подходить к работе. Попыталась соединить теорию с практикой, - проводила эксперименты, используя музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма по Программе «Ладушки» (авт.И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева) работая с детьми в ДОУ, с целью выявления возможностей детей и повышению качества, выразительности движений и развитию чувства ритма. С помощью исследования, выявила уровень развития чувства ритма каждого ребенка средней группы в МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, который показал, что только систематическое использование музыкально – дидактических игр и упражнений влияет на развитие чувства ритма детей дошкольного возраста.
Закончить работу хотелось бы высказыванием Э.Жак-Далькроза: «Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить».
Литература:
1.Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.- М.: Просвещение,2012.-229с.
2.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб.:РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-192 с.
3.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:Просвещение, 2008. - 233 с.
4.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 328 с.
5.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Просвещение, 2000.-237 с.
6.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».– СПб.: Издательство «Невская нота», 2015.- 116 с.
7.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб.: Издательство «Композитор», 2007.- 76 с.
8.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Мы играем, рисуем, поем. – СПб.: Издательство «Композитор», 2007.- 88 с.
9.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Музыка и чудеса. – СПб.: Издательство «Композитор», 2008.- 88 с.
10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. №1155, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14.11.13 г. №384.
11.Раевская Е., Руднева С. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 2007.-222 с.
12.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об бразовании в РФ».
13.Интернет - ресурсы //nsportal – социальная сеть работников образования, педагогический клуб «Наука и творчество»//
Приложение 1
Конспект деятельности в средней группе
Программное содержание: воспитывать бережное отношение к игрушкам. Учить приемам игры на деревянных ложках, треугольнике, развивать ритмичность, музыкальность.
Материал: домик игрушечный; игрушки – зайчик, котик; картинка с изображением поросенка.
Ход деятельности:
Дети входят в зал. На столе стоит игрушечный домик.
Музыкальный руководитель (М.р.): Ребята, давайте отправимся в гости к нашим друзьям – зайчику и котику. А поедем мы на поезде (на аудиокассете звучит пьеса «Поезд» и дети имитируют езду поезда).
Цель – совершенствовать топающий шаг, образность движений, сохранять осанку.
М.р.: Вот мы приехали к домику. Сейчас проговорим, потом прохлопаем и протопаем ласково:
зай-чик, за-инь-ка
и ко-тик, ко-те-но-чек
Вот и наши друзья – игрушки нас встречают (из домика воспитатель выносит игрушку зайчика и котика, и ставит перед детьми). Сыграем теперь на инструментах:
зай-инь-ка
ко-те-но-чек
(проигрывают эти названия на музыкальных инструментах в сдержанном темпе).
М.р.: А еще с нашими игрушками живет поросенок (показывает картинку с изображением поросенка).
Давайте придумаем песенку про поросенка и прохлопаем в ладоши:
по-ро-се-нок ХРЮ-ХРЮ
по-ро-се-нок хрю-хрю-ХРЮ
Педагог играет на музыкальном инструменте слово «поросенок», а дети, хлопая в ладоши, говорит: «хрю-хрю» и «хрю-хрю-ХРЮ».
Цель – в веселой игровой форме закрепить понятия «короткие и долгие звуки»; развить фантазию, воображение.
М.р.: Ребятки, а сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик, пальцы одной ладони широко расставлены.
Скачет зайчик, скачет зайчик. Указательным пальцем другой ладони
дотрагиваться до каждого пальца.
Поменять действия ладоней.
М.р.: Послушайте, я вам спою песенку про игрушки и про детский сад (педагог исполняет песню «Детский сад» А.Филиппенко). Хотите еще раз послушать? Можете мне помогать (поет песню еще раз). А какую еще песенку вы хотели бы спеть про игрушки или про животных друзей? Дети называют и исполняют песню «Собачка» М.Раухвергера, «Лошадка Зорька» Т.Ломовой. Педагог отмечает детей, чисто интонирующих, поющих выразительно; им предлагает спеть отдельно.
М.р.: Пели вы сегодня замечательно. А теперь давайте поиграем (Игра «Ритм в стихах»)
«Зайчик»
Зайчик ты зайчик, (дети прыгают на двух ногах)
Коротеньки ножки (педагог ритмично ударяет в бубен)
На этих на ножках дети вместе с педагогом выставляют
Красные сапожки. вперед ноги поочередно.
«Колобок»
Колобок, колобок (дети маршируют по залу – четвертными)
У тебя румяный бок.
Ты от бабушки ушел притопывают ногами – восьмыми, делая акцент
Ты от дедушки ушел. на последнюю четверть каждой фразы, слегка
поворачиваясь вправо, влево; руки на поясе.
М.р.: Молодцы! Как у вас все хорошо получается. Это потому, что вы стараетесь. Понравилось вам в гостях у игрушек? (дети отвечают). А теперь пора отправляться домой. Занимайте свои места, поезд уже ждет (звучит фонограмма «Поезд», дети имитируют движение поезда и « уезжают» в группу).
Приложение 2
Конспект комплексной деятельности «Цветы» в средней группе
Программное содержание: продолжать развивать музыкальность – чувство ритма, ощущение музыкальной фразы, динамики, регистра.
Материал: ритмические карточки (II, III, IV).
Ход деятельности:
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель (М.р.): Я сегодня шла в детский сад и увидела плачущего мальчика. Он не хотел с мамой расставаться. А вы уже большие, не плачете. Этого мальчика зовут Кирилл. А как вас зовут?
М.р. спрашивает, припевает, импровизируя у ребенка: «Как тебя зовут?» Ребенок старается спеть свое имя так, как хочет
М.р.: Мы с крылечка машем маме и вечером ждем обратно. (Начинает петь песню «Ласковая песенка» О. Сивохиной, без музыкального сопровождения, дети подхватывают). Мы очень любим своих мам и дарим им цветы.
(Дети выполняют танцевальную фантазию «Цветы» на музыку Э. Грига «Песня Сольвейг»).
М.р.: Вот, сколько цветов мы подарим маме. Педагог с детьми разучивает песенки - попевки «Я иду с цветами», «Василек». Музыкальный руководитель, проводя пальцем по карточке, показывает детям короткие и долгие звуки. На последующих занятиях, дети, проводя пальчиком по бумаге, произносят вслух последовательность коротких и долгих звуков.
М.р.: Ребятки, а какие вы знаете цветы? Рассматривают картинки с изображением цветов: фиалки, незабудки, кувшинки, колокольчики, тюльпаны. Найти сходства (у всех есть лепестки, стебли, листья) и различия (разный цвет, размер).
М.р.: А давайте, изобразим большую поляну тюльпанов.
Аппликация и рисование: «Поляна тюльпанов». Дети приклеивают вырезанные из цветной бумаги тюльпаны на большой лист бумаги, пририсовывают стебель, приклеивают листики.
М.р.: Нет цветка красивее тюльпана –
Полыхает праздничным огнем.
Если я Дюймовочкою стану,
Буду жить в тюльпане под окном.
Мама утром к клумбе подойдет:
- Где моя Дюймовочка живет?
- Не волнуйся, мамочка, я здесь,
Принеси мне что-нибудь поесть.
(Г.Глушков)
Замечательная получилась у нас поляна из тюльпанов. Вы все очень старались! Молодцы!
Вот и подошла к концу наша встреча. До следующей встречи!
Приложение 3
Конспект комплексной деятельности «Зайчик» в средней группе
Психолого-педагогические задачи:
- развивать у детей внимание, создавать поисковую ситуацию, знакомить с характерными особенностями зайчика;
- развивать чувство ритма;
- знакомить с разными музыкальными жанрами (колыбельная песня, танец, хоровод);
- осваивать практические навыки работы с кисточкой и клеем;
- формировать нравственные качества (забота, ответственность).
Материал: зайчик-игрушка; клей, кисточки, салфетки. Морковки из бумаги, полоски зеленой бумаги.
Ход деятельности:
Дети приходят на музыкальное занятие.
М.р.: Ребятки, сегодня в детский сад приходил почтальон Печкин и принес письмо. Давайте я его прочитаю:
« Я прыгаю ловко, люблю я морковку,
но всех боюсь, боюсь, боюсь!»
Кто же это?
Дети: Зайка.
М.р.: Давайте поищем зайчика, он где-то спрятался. А чтобы зверек не испугался, ребятки, наденем заячьи «ушки».
Дети одевают заячьи «ушки», ищут и находят зайчика за занавеской в углу зала.
М.р.: Вот он где спрятался. Поздороваемся с зайчиком ласково по-музыкальному (дети пропевают), тихо, громко. А сейчас, вместе с зайчиком попрыгаем и сделаем зарядку для ушек, хвоста и лапок.
Под любую веселую музыку дети прыгают и делают зарядку.
М.р.: Ребятки, а теперь выполним гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить),
Под высокой сосной (ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены).
Под другою сосной (ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены),
Скачет зайка второй (указательный и средний пальцы левой руки – вверх, остальные соединить).
(Т.Ткаченко).
М.р.: Я сейчас поставлю веселую польку для зайчика (зайчик – игрушка танцует в руках у педагога), и мы с вами весело похлопаем в ладоши.
Упражнение с ладошками (на развитие чувства ритма)
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки:
- 4 раза по коленям обеими руками (2 раза);
- 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения);
- 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши;
- 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (2 раза).
М.р.: Вот как весело мы поиграли с ладошками, да и зайка устал танцевать. Ему хочется отдохнуть и поспать.
Звучит «Колыбельная» Т.Назаровой. Один ребенок «качает» зайчика, остальные дети тоже «спят».
М.р.: Все, усыпили мы зайчика, пусть он немного поспит. А я расскажу вам интересные истории. Послушайте:
« В одном лесу жила дружная семья грибов: детки (ти, ти), папа (ТА), мама (ТА), дедушка (ТА)». Педагог выкладывает цепочку из грибов. Получается ритмическая формула: ти-ти-ТА-ТА-ТА.
« Стало тепло, и на травку выползла большая коровка – мама (ТА). За ней появился папа (ТА). Потом сыночек и доченька (ти, ти). И, наконец, бабушка (ТА). Получается формула: ТА-ТА-ти-ти-ТА.
Все получившиеся ритмические формулы проговариваются, прохлопываются, протопываются. Эти упражнения позволяют закреплять понятие о коротких и долгих звуках.
М.р.: Вот и зайка проснулся. Он приглашает с ним хоровод водить.
Хоровод « Мы на луг ходили» А.Филиппенко
М.р.: За уши зайца несут к барабану.
Заяц ворчит: «Барабанить не стану!»
Нет настроения, нет обстановки,
Нет подготовки, не вижу морковки! (В. Берестов)
Давайте мы с вами сделаем для зайки морковки.
Конструирование «Морковка для зайчика»
Дети склеивают две половинки вырезанной из бумаги морковки, предварительно вставляя между ними зеленые хвостики (длинные полоски зеленой бумаги). Отдают зайчику.
М.р.: Зайчик вам спасибо говорит. Он тоже вас хочет угостить морковкой со своего огорода (угощение настоящей морковкой).
М.р.: Весело было на занятии. Но пора прощаться с зайчиком по-музыкальному, спеть ему: «До свидания, зайчик!» (Дети прощаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».
Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».Автор проекта: воспитатель Квитка Наталья Васильевна.Вид проекта...

СИСТЕМА РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"
Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из осно...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...
Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"
презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"...

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений.
Материал предназначен для музыкальных руководителей...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...