«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».
методическая разработка по коррекционной педагогике
Логоритмика направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. А так же относится к здоровьесберегающим технологиям (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».
Музыкальный руководитель: Борисова И.Н.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А.. И.. Буренина.
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой. Исходя из этого, мною, как музыкальным руководителем ДОУ была выбрана тема самообразования: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».
Было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополнив тем самым её содержание, с целью более успешного развития музыкальных способностей.
А что же такое музыкальные способности - это «индивидуально - психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».
Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности.
Логопедическая ритмика или логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. А также вляется одним из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии. Опираясь на связь музыки, движения и речи использование элементов логоритмики в занятия позволяют решать разнообразные задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- формирование артикуляционной базы звуков;
- развитие чувства ритма;
- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
- развитие коммуникативных качеств.
Логоритмика осуществляется различными средствами:
Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук
музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами,
играми со словом, движениями, песнями, инсценировками.
Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
При проведении занятий с детьми особое внимание уделяют развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.
Логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.
Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.
Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а. знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие со взрослым. Поэтому нужно дать ему время усвоить движения, не заставлять, а выполнять с хорошим настроением и с улыбкой!
Логоритмика относится к здоровьесберегающим технологиям (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.
Уважаемые коллеги, воспитатели, музыкальные руководители! Советую, в своей практике использовать средства логоритмики и результат не заставит себя долго ждать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
педагогический опыт работы музыкального руководителя Терзьян Надежды Матевосовны...
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр"
материал разработан для проведения музыкально - дидактических игр для детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях...