Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр"
методическая разработка

Ереванцян Арусяк Арутюновна

материал разработан для проведения музыкально - дидактических игр для детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Детский сад № 21 «Аленка»

                                  Методическая разработка

   «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально –    дидактических игр»

         

                                                                                                                           

         

                                                                                                         

                                                                                       

                                                                                         Составила:

                                                                                        Музыкальный руководитель Ереванцян А.А.      

 

                                        Гурьевск, 2023

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр»

  Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико.   Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

 Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

  По утверждению специалистов дошкольный возраст  - сензитивный  период  для  формирования музыкальных способностей  (сензитивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).

   Поэтому необходимо научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

  Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

  Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать  музыкальные способности, углублять представления детей о средствах  музыкальной  выразительности.

  Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в  основном  на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

  Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

   Музыкальные  игры и пособия  можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль.

   Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности

     Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

   Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей, которой служат эти игры и пособия.

     Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

  Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

  Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

  Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».

    Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

   Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

  Музыкально - дидактические  игры  и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

  Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

  В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального  восприятия, игровое  действие  помогает ребенку в интересной для  него  форме  услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем  и  действовать  с  ними.

  Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

            В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате  проделанной  работы  было  выявлено:

*  Слуховое внимание детей стало более организованным;

* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение       инструментов по тембру и динамическому звучанию;

*  Стал более точным ритм, и  не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

  Таким образом, музыкально-дидактические  игры  и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют  поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

     В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

           Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

   Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:

· подготовительный

· основной.

    На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

   Подходящий  образ  для  ведущего  данных игр - образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном  действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога - проявить интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Заключение    При определении значимости использования музыкально-дидактических  игр  в  обучении  дошкольников  и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических  игр очень  важна.

Музыкально-дидактические иры

«Укрась  музыку»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: Запись «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить  звучание. Например, где-то можно  уловить  звон  колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

В такой музыкально-дидактической игре  дети  различают  характер  музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ»

- Лесенка – три  ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,  

   музыкальные  коробочки, молоточки.

- Киндеры  с  зерном  внутри.

- Палочки.

- Настольные  МДИ.

- Магнитофон.

- Кассеты   и  диски   с  записями  детских  песен.

- Книжки – песенки.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

« ПТИЧКА  И  ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты  большой  и  маленькой  птички + лесенка + описание  настольной  и  подвижной  игры)

« ГДЕ  МОИ  ДЕТКИ?»

(Большие  карточки  (25/15) с  изображением  взрослых  животных :курицы, утки, гуся, птицы  и  несколько  маленьких  карточек  (10/15)  их  детенышей + описание)

« ДОЖДИК  ЛЬЕТ  И  КАПАЕТ»

(Палочки + картинка + описание)

« НАУЧИ  ИГРУШКУ  ТАНЦЕВАТЬ»

( Маленькая  игрушка + описание)

« ЧУДЕСНЫЙ  МЕШОЧЕК»

( Ярко  оформленный  мешочек  в  котором  находятся  маленькие  мягкие  игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик  и  др.)

« КТО  В ДОМИКЕ  ЖИВЕТ»

(Плоскостной  домик  с  шестью  окошками (три  вверху  и  три  внизу), + описание)

« УСТАЛАЯ  И  РЕЗВАЯ  ЛОШАДКА»

(Палочка + картинка + описание)  

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ»

- Лесенка – три  ступеньки

- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,

   музыкальные  коробочки,  молоточки, любые  звучащие  инструменты.

- Киндеры  с  зерном  внутри.

- Палочки.

- Настольные  МДИ.

- Звучащие  коробочки  (спичечные  коробочки  с  зерном  внутри).

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Книжки – песенки.

- Инструменты  из  бросового  материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕНО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

« ПТИЧКА  И  ПТЕНЧИКИ»

(Трафареты  большой  и  маленькой  птички + лесенка + описание  настольной  и  подвижной  игры)

« УГАДАЙ - КА»

(4 – 6  больших  карточек  (20/10) каждая  разделена  на  две  части. На  первой  половине  изображено  взрослое  животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на  второй  их  детеныши + фишки  по  две на каждую  карточку + описание  игры)

« КТО  В ДОМИКЕ  ЖИВЕТ»

(Плоскостной  домик  с  шестью  окошками (три  вверху  и  три  внизу), + описание)

« КУРИЦА  И  ЦЫПЛЯТА»

(Фланелеграф + изображения  на  фланели: большой  домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание  игры)

« ЗАЙЦЫ»

( Фланелеграф + изображение  леса  на  фланели + изображение зайцев  спящих, танцующих, играющих  в  барабан + описание  игры)

« НАМ  ИГРУШКИ  ПРИНЕСЛИ»

(Музыкальные  игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный  молоточек; кошка (мягкая  игрушка) коробочка.)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым  изображением  инструмента = разрезанные  детали  цветного  изображения  этого  инструмента + кассета  с  записью  звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры)

«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ»

- Лесенка – пять  ступенек

- Инструменты: металлофон,  губные  гармошки, баян, барабан, бубен,

   колокольчики,  музыкальные   молоточки, любые  звучащие  инструменты,

   детское  пианино  или  его  плоскостное  изображение.

- Портрет  композитора.

- Настольные  МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.  

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Инструменты  из  бросового  материала.

 «ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА  ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ»

- Лесенка – семь  ступенек

- Инструменты: металлофон,  губные  гармошки, баян, барабан, бубен,

   колокольчики,  музыкальные  молоточки, любые  звучащие  инструменты,

   детское  пианино  или  его  плоскостное  изображение.

- Портрет  композитора.

- Настольные  МДИ.

- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.  

- Магнитофон.

- Набор  кассет  и  дисков  с  записями  детских  песен.

- Инструменты  из  бросового  материала.

«НАСТОЛЬНЫЕ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА»

 « МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЛОТО»

(Карточки  (4 – 5 шт)  с  изображением  нотного  стана  (30/15) + ноты  кружочки + описание  игры)

« ЛЕСЕНКИ»

(Семи ступенчатые  лесенки – раскладушки  + описание  игры)

« ОПРЕДЕЛИ  ПО  РИТМУ»

(Карточки, на  одной  половине  которых  изображен  ритмический  рисунок  знакомой  детям  песни, другая  половина  пуста; картинки  иллюстрирующие  содержание  этой  песни + описание  игры)

« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»

(Карточки  с  изображением  лиц  человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка  и  т.д.) в  трех  настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись  музыкальных  произведений  соответствующих  характеров)

« СОБЕРИ  ИНСТРУМЕНТ»

(Карточки  с  черно-белым  изображением  инструмента = разрезанные  детали  цветного  изображения  этого  инструмента + кассета  с  записью  звучания  муз. инструментов  (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание  игры)  

«СКОЛЬКО  НАС  ПОЕТ?»

(Карточки  с  прорезями  на  каждого  играющего + изображение  матрешек  вставляющихся  в  прорези + описание  игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».

Логоритмика направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. А так же относится к здоровьесберегающим технологиям (оптимал...

Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...