Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра
учебно-методический материал
Формы и методы обучения детей в дошкольном возрасте музицированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра | 27.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра»
Одним из направлений в дошкольном образовании является развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра. Каждый ребенок для музыки открыт с самого рождения, поэтому важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы. Чем раньше ребенок получит разнообразие музыкальных впечатлений, тем более гармоничным и успешным будет его дальнейшее развитие.
Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом, действием. Для того чтобы это подтвердить я взяла диагностический инструментарий по программе музыкального воспитания в ДОУ «Ладушки» методическая разработка по теме Ремхе Елены Владимировны с подбором репертуара и провела диагностику. Методика диагностики позволила мне оценить критерии освоения программы детьми.
Проводя работу с родителями о важности развития музыкальных способностей в дошкольном учреждении, я убедилась в высокой востребованности данного направления работы, а также необходимости его развития, т.к. 99% родителей хотят видеть своего ребёнка творческим не только с музыкальным слухом и ритмом, но и воспитанным, дисциплинированным, самостоятельным, настойчивым, усидчивым, волевым и с художественным вкусом.
Включения развития чувства ритма и музицирования в систему общего образования рассматривается сегодня исследователями как одно из направлений воспитания детей дошкольного возраста, так как от творческих способностей во многом зависит такое качество как коммуникация, эстетика, умственное развитие.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься музыкальным воспитанием, хотя ребенок очень рано включается в культурную, музыкальную жизнь семьи. Малыш может начать знакомиться с музыкой с самых первых дней жизни. Мама поет малышу колыбельную, баюкая напевает мотив, включает музыкальную карусельку над кроваткой - первое знакомство состоялось! Необходимо помочь ребенку найти себя, развивать свои творческие способности, пополнить знания о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и музыкальных направлениях в жизни современного общества. Формировать навык творческой активности, раскрепощения в обществе, чувство ритма. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать творческую активность и желание музицировать.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что развитие музыкальных способностей посредством оркестра и элементарного музицирования приближает дошкольника к созданию условий для обретения своего собственного профессионального стиля.
Использование такой технологии в развитии музыкальных способностей у дошкольников определяется их наглядно-образным мышлением:
- Развиваются у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.
- Развиваются коммуникативные навыки.
- Развиваются художественно-творческие способности: ребёнок учится исполнительству и принимает участие в оркестровке произведений.
- Расширяется музыкальный кругозор и формируется эстетический вкус: хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины.
- Формируются первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развиваются мелкая моторика и координация движений у детей.
- Развиваются внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.
- Дисциплинирует детей.
Задатки музыкальности имеются у каждого человека, хотя порой они остаются своевременно не обнаруженными или неразвитыми.
Важнейшим из них является музыкальный слух. При этом наличие абсолютного слуха или тонкого относительного слуха оказывается менее важным, чем способность ощущать ладофункциональные отношения звуков.
Большое значение имеет чувство ритма. Ценным задатком является музыкальная память. Особо выделяют композиторские задатки: музыкальную фантазию, способность представлять себе звучания и их исследования, «мыслить в звуках». Музыкально-эстетическое сознание формируется у ребенка в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Поэтому для формирования устойчивого интереса к музыке, становлению творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучения его игре на детских музыкальных инструментах, выявления одаренных детей, я использую развивающие занятия по инструментальному музицированию, как форму коллективной художественной деятельности.
Мною создана образовательная среда:
- Картотека методической литературы.
- Картотека музыкально-дидактических игр.
- Картотека музыкальных игр и упражнений
- Аудиотека
- Наглядности и атрибуты
- Костюмы
- Детские музыкальные инструменты
- Карточки с музыкально-ритмическими рисунками
- Мультимедийное оборудование
- Ноутбук и музыкальные колонки
- Авторские пособия для музыкального развития
- Самодельные шумовые инструменты
Для эффективности такого процесса реализации в деятельности технологии я выбрала направления:
- Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить три этапа.
1) Прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие
инструменты будут звучать. Распределение инструментов для
исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей
и их способностей.
Наиболее простой и доступный для детей - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения использовались такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности, чтобы звучание оркестра было более разнообразным, интересным. Инструменты звучали не только все вместе, но и поочередно, чередовались различные тембровые краски.
Оркестр с диатоническими музыкальными инструментами развивают ещё и гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый элемент имеет своё звучание от ноты «до» I-й октавы, до «до» II-й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные ноты соответствуют цвету используемых музыкальным руководителем набору диатонических инструментов. Цвет в разных диатонических музыкальных инструментах может быть разным.
2) Разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание
ритмического рисунка.
На этом этапе я использовала цифровую систему или по слуху для освоения ритмического рисунка мелодии, исполнительских приемов, учитывая степень готовности к такому занятию, требующим от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Для этого использовалась занимательная игровая форма обучения, не требующая длительного времени и специальной подготовки. Обучение начиналось с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводились с небольшими группами детей и индивидуально. Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры, а также музыкальные инструменты другой группы оркестра. В обучении игре на диатоническом инструменте, следовала руководству по работе с цветными партитурами, использовала их для работы с группой детей из 8 человек, в работе со всеми детьми, задействовала несколько наборов диатонических инструментов, тогда один звук играют несколько детей. Цветная партитура–это доступный и интересный способ обучения.
3) Освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение
своей партии, объединение в оркестр.
- Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по- своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным для дальнейшего развития детей.
Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.
- Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационные формы в законченные пьесы, в совершенствование навыков ансамблевого музицирования.
- Двумя основными принципами технологии детского оркестра являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти
аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных,
речью человека. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.
Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело.
Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты – это
игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой»,
позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых
других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы,
щелчки и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная
импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты- это надежный путь к тому,
чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то,
что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии
ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение
и мышечные ощущения человека. Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку.
Для подобных игр мной создан дидактический стол
«Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками,
сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы:
∙ Почему все звучит?
∙ Откуда берется голос?
∙ Где живет эхо?
∙ Как сделать звук громче, тише?
Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от
способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом
ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть
небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его
саморазвития.
Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм
общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется
ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность,
сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю,
упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть
нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха:
звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.
Опыт музицирования, пусть даже небольшой и элементарный, часто
становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой.
Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить
детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и
шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более
точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать
самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью
музицирования можно украсить и сделать более выразительными
всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.
Данная технология основывается на лучших традициях отечественной и
зарубежной музыкальной педагогики. Работы таких известных авторов, как
Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Т.Э. Тютюнников, Карл Орф отмечают, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
В последующем этапе, для детей дошкольного возраста были использованы игровые упражнения, задания, ситуации более сложного характера, требующие от дошкольников более глубокого анализа самостоятельного музицирования, коллективного исполнительства.
Дети старшего дошкольного возраста учились правильно держать в руках инструменты, расшифровывать музыкально – ритмические карточки, самостоятельно составлять ритмические музыкальные рисунки, которые активно использовали в игровых ситуациях «Составь и исполни», «Пропой по схеме - рисунку», передавая ритм услышанных или придуманных мелодий посредством схем и рисунков ритмических карт.
Для закрепления умений и навыка игры на музыкальных инструментах, предлагаю воспитанникам игровые упражнения «Замени инструмент», когда после прослушивания музыкальной композиции участники оркестра менялись инструментами разного звучания.
Использование оркестра в досуговой деятельности: здесь дети могут свободно взять любой музыкальный инструмент и подыграть звучащей аудиозаписи.
Благодаря использованию технологии детского оркестра дети старшей возрастной группы более детально подходили к разбору изучаемого музыкального произведения, анализировали его, искали связь тембров звучания.
На заключительном этапе я использовала технологию музицирования в оркестре с целью формирования у детей чувства товарищества, взаимопомощи, сознательного отношения в коллективе, выработки дисциплинированности, ответственности за порученное дело. В совместной образовательной деятельности использовала методику обучения игре в оркестре, которая сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения туков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.
Для реализации развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством оркестра было активное сотрудничество
с «Социальными партнерами» и родителями, встречи с педагогами по классу фортепиано, баяна, гитары, аккордеона, ударной установки, что позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы в группах.
Таким образом, технология элементарного музицирования в оркестре является эффективным средством развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. В результате систематической работы у дошкольников значительно возрастает познавательный интерес к изучению музыкальных инструментов, музыкально-ритмических партитур, коллективному исполнению музыкальных композиций, творческой аранжировке музыкального материала, индивидуально-солирующей деятельности, подбору музыкального репертуара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством логоритмики».
Логоритмика направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей. А так же относится к здоровьесберегающим технологиям (оптимал...
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством интерактивных музыкально - дидактических игр"
материал разработан для проведения музыкально - дидактических игр для детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях...