Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «В мире музыки»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
музыкальное занятие для детей подготовительной группы с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальное занятие | 24.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «В мире музыки»
Музыкальный руководитель: Мамаева Румия Ганиевна
Цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников.
Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза
различных видов искусств.
Задачи:
- учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты;
- закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре;
- учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре;
- развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей;
- развитие внимания, мышления, речи.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса, любви к искусству;
- способствовать воспитанию духовной культуры детей.
Программное содержание:
- воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
- учить передавать в движениях характер музыки: плавным, изящным движением рук;
- учить различать группы музыкальных инструментов;
- слышать и узнавать звучание разных инструментов;
- выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение;
- учить выразительно, читать стихи. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. Развивать речевые способности детей.
Оборудование:
- детские музыкальные инструменты: треугольник, дудочки, бубен, шумовые инструменты, колокольчик, деревянные ложки, кастаньеты, погремушки;
- дирижёрская палочка (указка);
- кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, баночки из – под кофе);
- карточки с изображением инструментов;
- медали;
- музыкальный центр;
- фортепиано;
- проектор, ноутбук, экран.
Аудиозаписи:
- А.Вивальди «Весна» (фрагмент); фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;
- запись русской народной мелодии «Барыня»
- фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фонограмма песни «Здравствуйте!»
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Я вас так ждала! Проходите скорее, будем с вами знакомиться. Меня зовут, Румия Ганиевна. Я – музыкальный руководитель, и работаю я в другом детском саду. Давайте поближе с вами познакомимся. Я буду петь вам песенку и выполнять некоторые движения, а вы повторяйте за мной.
Проводится ритмичная игра «Здравствуйте!»
И.П. – дети стоят в кругу либо свободно лицом к педагогу.
Ручки – ручки, просыпайтесь- развести руки в стороны, потянуться.
Здравствуйте!
Ласковые ручки наши, - погладить ладошки,
Здравствуй те!
Пальчики сердитые - погрозить пальцами.
Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки, -ритмично (на каждую долю) хлопать в
Здравствуйте! ладоши,
Разбудите ножки. –пошлёпать по ногам.
Ножки, здравствуйте! -наклониться к ногам.
И притопы, и пружинки, -притопнуть,
Здравствуйте! - слегка присесть.
И притопы, и притопы, - на каждую долю топать ногами,
Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки, - выполнять лёгкие приседания.
Здравствуйте!
Глазки, ушки, носик, ротик, - коснуться пальцами названного
Здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, -улыбнуться окружающим
Здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь - улыбнуться и кивнуть друг другу.
Здравствуйте!
И лукаво подмигните, - подмигнуть.
Здравствуйте!
Вот мы с вами и познакомились, ребята!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенную страну- страну музыкальных инструментов. И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полетим в страну прекрасных звуков. Вы готовы к путешествию? (ответ детей)
(Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнения для рук, изображая птиц)
Дети садятся на коврик
М.Р.Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь… (Дети слушают тишину) Что вы услышали?
Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.
Музыка всюду живет – только прислушаться надо.
Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!
Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада
Чуткая музыка всюду живет – только прислушаться надо.
М.Р. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?
Ответы детей.
М.Р. Жизнь была бы скучной, беззвучной, грустной…….
Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры
персонажей. Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? Какая в ней музыка - зловещая, завораживающая, угрожающая... Очень похоже на сказочную Бабу Ягу?
А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! Например, звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды.
(Звенит колокольчик) - Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас
послушать произведение Антонио Вивальди «Весна» в исполнении оркестра.
Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, чьи голоса вы услышите в этой музыке.
(Слушание произведения, небольшая беседа, Музыка затихает)
М.Р. В исполнении какого оркестра прозвучала «Весна» Вивальди?
Симфонический оркестр самый большой из всех разновидностей оркестров.
Подойдите ближе к экрану, посмотрите, как расположены музыканты в оркестре.
(Дети встают с коврика и подходят к экрану)
1.Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?
(струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные)
2.Почему ударные инструменты называют «ударными? Назовите, какие ударные
инструменты вы знаете.
3.Почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите их.
М.Р. молодцы, ребята. (Звенит колокольчик)
Наш колокольчик вновь звенит и предлагает вам поиграть в музыкальную угадайку. Но прежде чем мы будем играть, мы с вами немножко разомнём наши ручки.
Становитесь в кружок.
Физминутка «Качели» (становятся в круг)
М.Р. Молодцы! Немного отдохнули и я приглашаю вас за столы по два человека. Перед вами, ребята, находятся карточки с изображением инструментов. Приготовьтесь слушать музыку внимательно. Голос какого инструмента прозвучит – карточку с изображением именно этого инструмента вы поднимете вверх.
Игра «Угадай звук» (Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов).
звук арфы
Поднимают карточку
звук скрипки
Поднимают карточку
звук трубы
Поднимают карточку
звук арфы
Поднимают карточку
звук барабана
Поднимают карточку
звук трубы
Поднимают карточку
звук фортепиано
Поднимают карточку
звук флейты
Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей)
Чтобы так играть на этих музыкальных инструментах, надо много лет учиться.
Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах (достаю из музыкального сундучка инструменты.) Назовите эти инструменты. (Ответы детей) (раздаю инструменты)
(Снова звенит колокольчик).
- Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах.
Дети исполняют р.н.п. «Барыня»
М.Р. Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами.
Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «Дирижер и оркестр»
Игра «Дирижер и оркестр»
Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах.
Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дирижер вместе с ними.
С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – становится дирижером.
дети играют в игру 2 раза (сначала дирижёр Музыкальный оуководитель., потом кто-то из детей)
По окончании игры под музыку «Баба Яга» П.Чайковского в зале появляется Баба Яга
Бабка Ежка: Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?
Я - бабулечка лесная, ух, какая заводная!
Что, на занятие собрались? Причесались, заплелись?
М.Р.: Да, Баба-Яга, у нас тут музыкальное занятие. И мы как раз с ребятами собирались в игру интересную поиграть. Поиграешь с нами, Баба Яга?
Баба – Яга: с удовольствием!
Проводится подвижная речевая игра «Баба Яга» (2 раза) (музыкальный руководитель подыгрывает я на фортепиано)
Правила игры: дети идут по кругу, говорят тихо слова:
Бабка – Ёжка, костяная ножка,
Нос – крючком, - показывают рукой горбатый нос
Голова горшком. - показывают рукой большую голову
С печки упала, - поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, одновременно приседая
Ножку сломала. – прыгают на одной ноге, вторая вытянута вперёд
Как гром загремит, - хлопают в ладоши
Бабка Ёжка полетит! – убегают, пойманные Бабой Ягой пляшут вместе с ней.
Баба – Яга: Ну и что это вы, ножками затопали, ручками захлопали.
Расшумелись, раззвенелись,
Расплясались и распелись.
(Грозно) Занятие проводить не дам!
Я музыку не выношу! Колокольчик и все ваши инструменты отниму!
(Забирает колокольчик, короб с инструментами и убегает)
М.Р. Что же нам делать? Баба Яга унесла наши инструменты. На чем же мы будем играть?...Я кажется, придумала. Помните, в начале занятия я вам говорила, что может
звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные
звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты.
Сейчас я вам расскажу об этом сказку.
(Сажаю детей на коврик или на стулья)
Сказка называется: «Чей голос лучше».
(На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д. Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало)
Сказка «Чей голос лучше»
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
-И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.
(Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла.
(Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел. (Шуршание пакета)
-Разве это музыка? – Закричали баночки из-под чипсов. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели…. (Баночки с крупой)
-А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!- И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса!
Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попросим наших гостей сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрите, что получится.
Отдаю по очереди детям кухонные принадлежности и они несут их взрослым
Кухонный оркестр (В исполнении воспитателей) – игра на фортепиано «Во саду ли, в огороде»
Во время звучания оркестра сразу забегает Баба Яга и говорит:
Что слышу я? Опять играют!
И снова музыка звучит…(Пляшет вместе с детьми)
Ну, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела.
Колокольчиком владей скорей… (Отдает колокольчик музыкальному руков.)
Пусть музыка придет скорей! (Звенит колокольчик)
М.Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память о сегодняшнем путешествии. А ты, бабуленька, приходи
к нам чаще на музыкальные занятия и тоже научишься играть на музыкальных инструментах.
Баба Яга уходит
М/р: Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы
снова превратимся в птиц и полетим домой.
(Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнения для рук, изображая птиц )
М.Р. Ну вот мы с вами и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Вы теперь немало знаете о симфоническом оркестре и инструментах. И я верю - вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. А на следующий
год, некоторые из вас пойдут в музыкальную школу, чтобы научиться играть уже на настоящих музыкальных инструментах. И я вам желаю больших успехов в этом.
До свидания! До новых встреч!
В работе использованы интернет-ресурсы - ссылки:
http://www.openclass.ru/node/117946
Изоображения инструментиов для карточек: http://www.goodclipart.ru/index.php?clipart_id=99053
Литература:
Литература:
Журнал «Музыкальный руководитель» №8-2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...
Конспект непрерывно образовательной деятельности «Моя безопасность – в моих руках» для старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию разработку конспекта НОД по основам безопасности жизнедеятельности в старшем возрасте. Данная разработка поможет уточнить и закрепить с детьми знаний необходимых номеров теле...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Составление рассказа на предложенную тему» для старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием современных образовательных технологий.
Формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Дом, в котором я живу» (старший дошкольный возраст)
Конспект составлен для проведения занятия по познавательному развитию по лексической теме "Дом" в подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Заяц, заяц, где твой дом?» (старший дошкольный возраст)
Конспект составлен для проведения занятия по развитию речи по лексическим темам "Мебель", "Посуда" в старшей группе детского сададля детей с нарушениями речи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Социально коммуникативное развитие Тема: « Юные помощники» (средний дошкольный возраст)
Тема: « Юные помощники»Цель: Формирование понятия «волонтёрская деятельность», и его значение в жизни социума.Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с понятием &l...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Музыкальная Весна»
Занятие по музыкальному развитию для детей с ОВЗ "Музыкальная весна"...