рабочая программа по логоритмике
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)
Данная программа коррекционного курса "Логоритмика" для детей группы коспенсирующей направленности с ТНР.
Цель программы - преодаление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Логоритмика помогает формировать у детей устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, а также улучшает результативность в обучении и воспитании.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 47»
Согласовано на заседании ПМПк УТВЕРЖДАЮ
От «____»______________2023 г. Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»
Протокол № _________________ _________________Бахарева Р.К.
«_____»________________2023 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Логоритмика»
Для детей группы компенсирующей направленности с ТНР
Составители:
учитель-логопед
Маркова Светлана Петровна
музыкальный руководитель
Маслюк Светлана Павловна
Г. Ачинск 2023г.
Содержание программы
№ | Оглавление | Стран6ицы |
Введение | 2 | |
I. | Целевой раздел | 2 |
1. 1. | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цели и задачи рабочей программы | 3 |
1.3. | Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы | 3 |
II. | Содержательный раздел | 3 |
2.1. | Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста | 3 |
III. | Организационный раздел | 4 |
3.1. | Организация коррекционно-развивающей работы | 4 |
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 5 |
3.3. | Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании | 5 |
IV. | Приложение | 6 |
4.1 | Примерное календарно-тематическое планирование логоритмических занятий. | 6 |
Введение
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач:
Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.
Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.
В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В группе компенсирующей направленности у всех детей, в той или иной степени, отмечаются нарушения фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников в нашем детском саду стал использоваться комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая ритмика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность (артикуляционные, дыхательные упражнения, звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева), расслабляющая гимнастика и упражнения для шеи).
Данная рабочая Программа рассчитана на 2 года обучения для детей с ТНР, занимающихся по АООП в группе компенсирующей направленности.
Формы работы с детьми: групповые занятия.
Длительность занятий: составляет 25/30 минут.
Периодичность проведения - 1 раз в неделю.
Чтобы закрепить навыки, полученные детьми на занятиях, целесообразно одно тематическое занятие провести 2-3 раза.
В содержании данной программы используются обязательный минимум содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ, программа «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.
1.2. Цели и задачи рабочей программы
Цель программы – преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи:
К развивающим задачам относятся: развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). Совершенствование фонематических процессов посредством восприятия музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы
Формирование у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям. Улучшение результативности в обучении и воспитании.
II. Содержательный раздел
2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста
Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
1) развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;
выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.
развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
1) контроль за осанкой;
2) ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства: активизация внимания;
умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки, в виде музыкальных распевок, обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.
Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;
Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;
Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).
III. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально - один раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Проводят занятие учитель-логопед и музыкальный руководитель в присутствии воспитателя группы.
Обувь детей должна соответствовать роду логоритмической деятельности: чешки.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности проходит в музыкальном зале, используется ковровое покрытие. Для организации данных встреч в рамках логоритмического занятия используются:
- Компьютер
- Музыкальный центр
- Музыкальное сопровождение
- Иллюстрации
- Музыкальные инструменты
- Дидактические, коммуникативные, речевые и музыкальные игры
- Игрушки
- Различные атрибуты: муляжи, маски, костюмы, платочки, предметы, карточки, спортивный инвентарь, т.д.
3.3. Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании
1. Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика” (электронный вариант)
2. Картушина М.Ю. « Логоритмические занятия в детском саду» Издательство «Сфера», 2004
3. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
4.1. Примерное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
№ недели | Дата | Тема недели |
1 | Исследование индивидуального развития детей. Заполнение речевых карт, диагностических листов. | |
2 | «Волшебный мир игрушек» | |
3 | «Дары осени». Звук и буква А | |
4 | «Хлеб да каша. Продукты питания. Посуда». Звук и буква У. | |
5 | «Город. Транспорт». Звук и буква И. | |
«День дошкольного работника» | ||
6 | «Осень. Сезонные изменения». Звук и буква О. | |
7 | «Домашние животные». Звук и буква ы. | |
8 | «Дикие животные». Звук и буква Н. | |
9 | «Перелетные птицы». Звук и буква Э. | |
10 | «Семья». Звук и буква П. Звук и буква М. | |
11 | «Неделя красивой речи» (логопедическая неделя) | |
12 | «Путешествие по карте. Холодные страны». Звук и буква Т. | |
13 | «Зимующие птицы». Звук и буква К. | |
14 | «Зима. Сезонные изменения». Звук и буква В | |
15 | «Что такое хорошо, что такое плохо». Звук и буква Д. | |
16 | «Моя квартира. Мебель». Звук и буква Х | |
17 - 18 | «Традиции Нового года, игрушки и украшения» | |
19 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» Звук и буква Ф | |
20 | «Зима. Зимние забавы». Звук и буква Б. | |
21 | «Неделя математики» | |
22 | «Профессии» Звук и буква Г. | |
23 | «Человек». Строение тела человека. Звук и буква С. | |
24 | «Путешествие по карте. Теплые страны». Звук и буква З. | |
25 | «Защитники Отечества» | |
26-27 | «Мамин праздник» | |
28 | «Неделя музыки и творчества» | |
29 | «Весна. Сезонные изменения». Звуки и буквы Ш - Ж – Щ - Ч | |
30 | «Театр. Цирк». Звук и буква Ц. | |
31 | «Неделя детской книги». | |
32 | «Космос». Звуки и буквы Л - Р. | |
33 | «Неделя педагогического мастерства» | |
34 | «Растения. Цветы». Буквы Я, Ю, Е, Ё | |
35 - 36 | «Праздники моей Родины. Моя страна – моя Родина» | |
37 | «Мой город» | |
38 | «Насекомые» | |
39 | Выпускной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Рабочая программа по логоритмике
Рабочая программа по логоритмике составлена на основе авторских пособий Г. Волковой и М.Картушиной...

Рабочая программа по "Логоритмике"
Рабочая программа по "Логоритмике"Подготовили:Учитель-логопед Мельникова Т.Н.Музыкальный руководитель Центер В.А....

Рабочая программа по логоритмике
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувств...

Рабочая программа по логоритмике
Данная рабочая программа будет полезна учителям-логопедам, которые самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем проводят дополнительные занятия по развитию речи с использованием логоритмическ...