рабочая программа по логоритмике
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)

Маркова Светлана Петровна

Данная программа коррекционного курса "Логоритмика" для детей группы коспенсирующей направленности с ТНР.

Цель программы - преодаление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Логоритмика помогает   формировать у детей устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, а также улучшает результативность в обучении и воспитании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 47»

Согласовано на заседании  ПМПк                                                                   УТВЕРЖДАЮ

От  «____»______________2023 г.                                Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»                                                                                      

Протокол № _________________                                    _________________Бахарева Р.К.

                                                                   «_____»________________2023 г.

                                     

Рабочая программа

коррекционного курса

«Логоритмика»

Для детей группы компенсирующей направленности  с ТНР

                         Составители:

                                     учитель-логопед

                                                        Маркова Светлана Петровна

                                                       музыкальный руководитель

                                                        Маслюк Светлана Павловна

Г. Ачинск 2023г.

Содержание программы

Оглавление

Стран6ицы

Введение

2

I.

Целевой раздел

2

1. 1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цели и задачи рабочей программы

3

1.3.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы

3

II.

Содержательный раздел

3

2.1.

Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста

3

III.

Организационный раздел

4

3.1.

Организация коррекционно-развивающей работы

4

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

5

3.3.

Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании

5

IV.

Приложение

6

4.1

Примерное календарно-тематическое планирование логоритмических занятий.

6

Введение

        Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач:

Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.

В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

        В группе компенсирующей направленности у всех детей, в той или иной степени,  отмечаются  нарушения фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников в нашем детском саду стал использоваться комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая ритмика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность (артикуляционные, дыхательные упражнения, звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева), расслабляющая гимнастика и  упражнения для шеи).

        Данная рабочая Программа рассчитана на 2 года обучения для детей с ТНР, занимающихся по АООП в группе компенсирующей направленности.

Формы работы с детьми: групповые занятия.

Длительность занятий: составляет 25/30 минут.

Периодичность проведения - 1 раз в неделю.

Чтобы закрепить навыки, полученные  детьми на занятиях, целесообразно одно тематическое занятие провести 2-3 раза.

В содержании данной программы используются обязательный минимум содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ,   программа «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.

1.2. Цели и задачи рабочей программы

        

Цель программы – преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи:

К развивающим задачам относятся: развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). Совершенствование фонематических процессов посредством восприятия музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

Формирование у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям. Улучшение результативности в обучении и воспитании.

II. Содержательный раздел

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста

        

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

1) развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;

выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.

развитие воображения и творческих способностей.

2. Развитие у детей основных движений:

1) контроль за осанкой;

2) ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства: активизация внимания;

умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки, в виде музыкальных распевок, обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение  песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.

Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;

Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;

Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).

III. Организационный раздел

3.1. Организация коррекционно-развивающей работы

        Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально - один раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Проводят занятие учитель-логопед  и  музыкальный руководитель в присутствии воспитателя группы.

Обувь   детей должна соответствовать роду логоритмической деятельности: чешки.

        Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды

        Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы компенсирующей направленности проходит в музыкальном зале, используется ковровое покрытие. Для организации данных встреч в рамках логоритмического занятия используются:

  • Компьютер
  • Музыкальный центр
  • Музыкальное сопровождение
  • Иллюстрации
  • Музыкальные инструменты
  • Дидактические, коммуникативные, речевые и музыкальные игры
  • Игрушки
  • Различные атрибуты: муляжи, маски, костюмы, платочки,  предметы, карточки, спортивный инвентарь, т.д.

3.3.  Комплект учебно-методических пособий, используемых при планировании

1. Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика” (электронный вариант)

2. Картушина М.Ю. « Логоритмические занятия в детском саду» Издательство «Сфера», 2004

3. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

IV.  ПРИЛОЖЕНИЕ

4.1. Примерное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности

недели

Дата

Тема недели

1

Исследование индивидуального развития детей.

Заполнение речевых карт, диагностических листов.

2

«Волшебный мир игрушек»

3

«Дары осени». Звук и буква А

4

«Хлеб да каша. Продукты питания. Посуда». Звук и буква  У.

5

 «Город. Транспорт». Звук и буква  И.

«День дошкольного работника»

6

«Осень. Сезонные изменения». Звук и буква  О.

7

«Домашние животные». Звук и буква ы.

8

«Дикие животные». Звук и буква Н.

9

«Перелетные птицы». Звук и буква Э.

10

«Семья». Звук и буква П. Звук и буква М.

11

«Неделя красивой речи»

(логопедическая неделя)

12

«Путешествие по карте. Холодные страны». Звук и буква Т.

13

«Зимующие птицы». Звук и буква К.

14

«Зима. Сезонные изменения». Звук и буква В

15

«Что такое хорошо, что такое плохо». Звук и буква Д.

16

«Моя квартира. Мебель». Звук и буква Х

17 - 18

«Традиции Нового года, игрушки и украшения»

19

«Одежда. Обувь. Головные уборы» Звук и буква Ф

20

«Зима. Зимние забавы». Звук и буква Б.

21

«Неделя математики»

22

«Профессии» Звук и буква Г.

23

«Человек». Строение тела человека. Звук и буква С.

24

«Путешествие по карте. Теплые страны». Звук и буква З.

25

«Защитники Отечества»

 26-27

«Мамин праздник»

28

«Неделя музыки  и творчества»

29

«Весна. Сезонные изменения». Звуки  и буквы Ш - Ж – Щ - Ч

30

«Театр. Цирк». Звук и буква Ц.

31

«Неделя детской книги».

32

«Космос». Звуки и буквы Л - Р.

33

«Неделя педагогического мастерства»

34

«Растения. Цветы». Буквы Я, Ю, Е, Ё

35 - 36

«Праздники моей Родины. Моя страна – моя Родина»

37

«Мой город»

38

«Насекомые»

39

Выпускной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Рабочая программа по логоритмике

Рабочая программа по логоритмике составлена на основе авторских пособий Г. Волковой и М.Картушиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ.

Данная программа расчитана для детей от 3-7 лет....

Рабочая программа "Веселая логоритмика"

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа по "Логоритмике"

Рабочая программа по "Логоритмике"Подготовили:Учитель-логопед Мельникова Т.Н.Музыкальный руководитель Центер В.А....

Рабочая программа по логоритмике

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувств...

Рабочая программа по логоритмике

Данная рабочая программа будет полезна учителям-логопедам, которые самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем проводят дополнительные занятия по развитию речи с использованием логоритмическ...