Рабочая программа по "Логоритмике"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Рабочая программа по "Логоритмике"
Подготовили:
Учитель-логопед Мельникова Т.Н.
Музыкальный руководитель Центер В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logoritmike.docx | 452.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план для детей 5 года жизни
3. Содержание изучаемого курса для детей 5 года жизни
4. Учебно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики.
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. Основная задача речевого развития детей - овладение нормами родного языка, определяемыми для каждого возраста, развитие коммуникативных способностей.
В младшем дошкольном возрасте формируется способность давать комплексные ответы (движение, действия и слова). Теперь, когда активная речь начинает сопровождать деятельность ребенка и выполняет функции репродукции, воспроизведения, судят об уровне понимания, восприятия, мышления по его высказываниям.
Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ребенку активно познавать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать.
Во всех формах организации занятий по логоритмике работа логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребёнка: на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи. Обращается внимание на овладение детьми двигательными навыками, на умение ориентироваться в окружающем пространстве, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.
Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
В силу этих возможностей логоритмики и была составлена программа логоритмического воздействия для детей младшего дошкольного возраста с целью предупреждения речевых нарушений.
Цель программы: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.
Задачи:
оздоровительные: - укреплять костно-мышечный аппарат,
- развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат,
- воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку, плавность и динамичность движений;
обучающие: - формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления и способности произвольно двигаться в пространстве,
- развивать переключаемость, координацию движений;
- развивать чувство ритма, способности ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность;
воспитательные: - развивать умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности,
- воспитывать положительные личностные качества, чувства коллективизма,
- обучать правилам игры;
коррекционные: - коррекция речевых и двигательных нарушений в соответствии с возрастными, личностными особенностями, характером и степенью нарушения речевых и неречевых процессов.
Режим организации занятий. Основная форма обучения — занятие. Занятие проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Общее количество занятий — 30.
Занятие проводится с группой детей. Наполняемость группы — не более 12 человек.
Методы используемые на логоритмических занятиях: наглядные, словесные и практические.
Планируемый результат:
1. Увеличение речевой активности детей;
2. Развитие артикуляторного праксиса;
3. Развитие крупной и мелкой моторики;
4. Сформированость умения согласовывать музыку с движениями.
Способы определения результативности:
-контрольные занятия;
-педагогическая диагностика.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие.
Структура нод по логоритмике
Этап | № | Структурная единица | Время | Общее время |
Подготови-тельный | 1. | Орг. момент Ходьба Сообщение темы, цели занятия | 3 мин. | 20 минут |
Основной | 2. | Упражнения –игры на развитие общей моторики, дыхания, просодики, зрительного и слухового внимания. | 3 мин. | |
3. | Упражнение – игра на развитие мелкой моторики | 2 мин. | ||
4. | Артикуляционная гимнастика | 2 мин. | ||
5. | Подвижная игра Расширение словарного запаса, заучивание стихотворных строчек Игра на музыкальных инструментах Развитие фонематических процессов | 8 мин. | ||
Заключи-тельный | 6. | Подведение итогов. Упражнение на релаксацию. | 2 мин. |
Учебно- тематический план занятий
Октябрь
1. Осень золотая
2. Путешествие в осенний лес
3. Грибы
4. Осенние деревья
Ноябрь
5. Заяц-огородник
6. Ежик-садовод
7. Животные жарких стран
8. Зимующие птицы
Декабрь
9. В гостях у бабушки Арины. Домашние животные
10. В гостях у бабушки Арины. Домашние птицы
11. Снег идет
12. Новый год
Январь
13. Что принес Дед Мороз
14. Зимние забавы
15. Зимняя одежда
16. Гости с севера
Февраль
17. Человек. Части тела
18. Человек. Профессии
19. Материалы и инструменты
20. 23 февраля. Кто самый смелый
Март
21. Времена года. Весна
22. Мамин день. Семья
23. Прилетели птицы
24. Труд людей весной
Апрель
25. Транспорт
26. Правила дорожного движения
27. Космос
28. Весенние забавы
Май
29. Насекомые
30. Наш оркестр
Календарно-тематическое планирование
Тема | Цели занятия | Программное содержание примерное |
1. Осень золотая | 1.Формировать знания о признаках осени 2.Учить выполнять движения в соответствии с текстом 3.Формировать правильную артикуляцию | Музыкально-двигательные упражнения «Мчится поезд», «Большие и маленькие ножки» Дид. игра «Признаки осени» Сказка о весёлом язычке П/и «Прогулка» Д/у «К солнышку» |
2. Поездка в осенний лес | 1. Развивать фонематический слух детей через различение голосов животных и звуков природы 2. Вызвать желание использовать прилагательные в речи 3. Учить выражать в движениях образы животных | Муз.-дид. игра «Поездка в лес» Рассказывание сказки «Ежик в осеннем лесу» Изображение животных под соответствующие мелодии Сказка о весёлом язычке |
3. Грибы | 1. Активизировать словарный запас 2. Учить различать съедобные и несъедобные грибы 3. Учить делать длительный выдох 4. Развивать мелкую моторику | Самомассаж пальцев «Грибочки» Д/и «Съедобные и несъедобные грибы», «Один/много» Д/г «Кораблик» П/и «Собери грибы» |
4. Осенние деревья | 1. Учить различать листья деревья 2. Развивать умение отвечать на вопросы по тексту 3. Развивать речевое дыхание 4. Продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом | Упр. на развитие пальцев рук с колючим мячом «Колкие иголки» Игра на внимание «Найди такой же листочек» Упр. на развитие связной речи «Лес осенью» Д/г «Закачался мой листок» |
5. Заяц — огородник | 1.Формировать знания об овощах, тренировать умение образовывать слова 2.Вввести в активный словарь детей названия овощей, их цвет, форму, вкус 3.Развивать мелкую моторику 4.Формировать правильную артикуляцию | Д/и «Овощи» П/г «Зайцы» П/и «Огород» Ритмическая игра «Дождик» |
6. Ежик – садовод | 1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты» 2.Формировать умение образовывать слова 3.Развивать координацию движений 4.Формировать правильную артикуляцию | Д/и «Фрукты» Музыкальная игра «Собери в корзинку» Ритмическая игра «Дождик веселей» П/г «Этот пальчик» |
7. Животные жарких стран | 1. Развивать навыки детей отражать в речи знания о животных. 2. Учить описывать животных 3. Продолжать формировать умение изображать животных | Д/г «Поезд» Показ движений животных под соответствующую музыку Д/и «Сравни», «Опиши животное» Д/и «Кто живет в зоопарке» |
8. Зимующие и перелетные птицы | 1.Вспомнить названия птиц, понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы» 2.Учить отвечать на вопросы по тексту 3.Формировать правильную артикуляцию | Д/и «Что общего у этих птиц», «Кто как говорит» Чтение рассказа «Улетают журавли» П\и «Переложи горошину» Упражнение на развитие силы голоса |
9. В гостях у бабушки Арины. Домашние животные | 1.Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей 2. Учить составлять текст по картинке 3.Учить согласовывать слово и движение 4.Формировать правильную артикуляцию | П/и с прищепками Ритмическая игра «Домашние животные» Д/у «Кто повстречался» Музыкальная игра «Догони» Д/и «Найди свою маму» |
10. В гостях у бабушки Арины. Домашние птицы | 1.Активизировать процесс словообразования по теме «Домашние птицы и птенцы» 2.Развивать фонематический слух 3.Учить двигаться в соответствии с текстом | Упр. на дикцию и мелкую моторику «Кто как кричит» Двиг. упр. «Курочки и цыплята» Д/и «Назови птенца», «Чьё, чья» П/и «Лиса и куры» |
11. Снег идёт | 1.Активизировать словарь прилагательных 2.Учить соотносить слова и движения 3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание | Д/г «Снежинки» Инсценирование песни про зиму, сопровождая ее в движениях Д/и «Скажи какой» П/и «Снежки» |
12. Новый год | 1.Учить изменять слова 2.Учить отгадывать загадки 3. Учить изменять слово в нужной форме | Игра с мячом «Что нам нужно к празднику?» Д/и «Четвертый лишний» Д/г «Кто дольше пропоет» |
13. Что принёс Дед Мороз | 1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово 2. Формировать умение соотносить слова и движения 3.Формировать правильную артикуляцию | Игра «Паровозик Дед мороз» Музыкальная игра «Как у дедушки мороза» Д/и «Что принес Дед Мороз» |
14. Зимние забавы | 1.Активизировать глагольный словарь детей 2.Учить правильно строить предложение 3.Формировать умение соотносить речь и движения | Упражнение на развитие мимических мышц лица Массаж «Снеговик» Д/и «Что делает», «Изобрази» |
15. Зимняя одежда | 1.Ввести в активный словарь детей сезонные названия одежды 2. Упражнять в употреблении притяжательных, прилагательных 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма | Д/и «Одежда» Д/г «Горячий чай» П/и «Ладушки» Коммуникативная игра |
16. Гости с севера | 1.Ввести в активный словарь детей названия животных севера и их детенышей 2. Учить строить предложение из 3-4 слов 3.Формировать плавный выдох, правильную артикуляцию | Упражнения на развитие общей моторики для мышечно-двигательного тренинга Д/и «Кто едет в гости?» Д/у «Согреем пальчики» |
17. Человек. Части тела | 1. Развитие умения соотносить части тела со словом 2. Учить различать стороны право/лево 3. Продолжать развивать координацию движений | Соматотопическое упр. «Части тела» Д/и «Что лишнее?» Игра на внимание и«Покажи у себя и у меня» Двиг. упр. «Делаем зарядку» |
18. Человек. Профессии | 1. Активизировать словарь по теме «Профессии» 2. Продолжать развивать фонематический слух 3. Учить составлять 2-3 предложения по картинке | Двиг. упр. «Мы ногами топ-топ» Д/и «Профессии» Игра с мячом «Отбей слово» П/и «Обгони мяч» |
19. Материалы и инструменты | 1. Учить детей описывать предметы 2. Развивать мышление путем сравнения предметов 3. Закреплять умения соотносить слова и движения | Д/и «Найди пару» Игра с мячом «Что этим инструментом делают?» Игра на развитие фонемат. слуха «Какое слово отличается от других?» |
20. 23 февраля. Кто самый смелый | 1. Знакомить детей с праздником Защитников отечества, воспитывать чувство патриотизма 2. Активизировать словарь по теме «Военная техника», «Защитники отечества» 3. Развивать ловкость, внимание 4. Учить двигаться в соответствии с музыкой | Самомассаж пальцев рук Д/и «Сравни предметы», «Найди пару» Эстафеты Учить играть на барабане Загадки |
21. Времена года. Весна | 1. Активизировать словарь по теме «Весенние явления" 2. Формировать умение строить предложения 3. Развивать умение согласовывать речь и движения | Ритмическая игра «Капель» Упражнение «Солнышко» Двигательное упр. «Солнечные зайчики» Песня «Весна» |
22. Мамин день. Семья | 1. Активизировать глагольный словарь детей 2. Закреплять умение ритмично двигаться под музыку 3. Развивать цветовосприятие, внимание | Д/и «Что любит мама», П/и «Мамочка» Муз.-ритмическое упр. «Красивое движение» |
23. Прилетели птицы | 1. Закрепить умение отражать в речи признаки весны 2. Развивать умение согласовывать слова и движения 3. Формировать правильную артикуляцию | Мимическое упр. «Солнышко веселое и грустное» Муз. игра « Прилетели птицы» Массаж пальцев «птички» |
24. Труд людей весной | 1. Продолжать учить отвечать на вопросы по тексту 2. Продолжать формировать правильную артикуляцию 3. Учить правильно и ритмично играть на муз. инструментах 4. Развивать фонематический слух | Упр. на координацию речи с движением «Мы лопатки взяли» Д/г «Ветерок» Чтение рассказа «Весенние заботы» Д/и «Назови ласково», «Где чей инструмент» Игра на муз. инструментах |
25. Транспорт | 1. Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта 2. Учить строить предложения 3. Развивать фонематический слух, чувство ритма | Фонопедическое упр. «Машины» Д/и «Кто на чем едет» Муз.-дид/и «Едем, летим, плывем» Игра на координацию речи с движением «Ехали-ехали» |
26. ПДД | 1. Способствовать развитию крупной и мелкой моторики 2. Продолжать учить делать длительный выдох 3. Учить различать цвета светофора, их расположение и значение 4. Уточнять знания о ПДД | Д/у «Двери открываются» Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый» Двигательное упр. «Автобус» П/и «Езда на машине» |
27. Космос | 1. Продолжать учить согласовывать слова и движения 2. Активизировать словарь детей по теме «Космос» 3. Развивать фонематический слух 4. Развивать умение ориентироваться в пространстве | Ритмич. игра «Сигналы на Землю» Двиг. упр. «Надеваем костюм космонавта» Игра с мячом «Что я вижу из космоса?» Игра-танец «Невесомость» |
28. Весенние забавы | 1. Закреплять умение строить предложения 2. Расширять знания о занятиях детей весной 3. Формировать способность согласовывать речь и движения | Двиг. упр. «Поездка в парк» Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной П/и «Цветок» Д/и «Изобрази действие» |
29. Насекомые | 1. Активизировать словарь детей по теме «Насекомые» 2. Воспитывать бережное отношение к природе 3. Формировать правильную артикуляцию | П/г «Цветы» Д/и с мячом «Назови ласково» Д/у «Бабочка» П/и «Жуки и бабочки» |
30. Наш оркестр | 1. Уточнить словарь детей, названия музыкальных инструментов 2. Развивать умение согласовывать слова с движением и музыкой. 3. Развивать фонематический слух | Музыкально-речевая игра «Оркестр» Д/и «Кто на чем играет» Слоговое упражнение «Послушай и повтори» Шумовой оркестр «Ну-ка, веселее» |
Принципы построения программы:
- Соответствие возрастным, психофизиологическим и речевым возможностям младших дошкольников;
- Системность и постепенное усложнение материала: музыкального, двигательного, речевого;
- Комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребёнка;
- Соответствие лексического материала сезонным изменениям в природе.
Содержание логоритмического воздействия
разрабатывалось по двум направлениям:
Содержание:
|
Содержание:
|
Структура занятия по логоритмике включает 3 этапа, каждый из которых решает свои задачи.
1-ый этап занятия – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Он необходим для вовлечения детей в атмосферу нод. Малышей важно заинтересовать новой неизвестной для них деятельностью и сразу объяснить, зачем они на логоритмике: они заходят в зал под определённую мелодию, соответствующую характеру героев занятия /вид ходьбы различный в разных направлениях/.
2-ой этап – ОСНОВНОЙ. Он сразу вовлекает малышей в двигательную деятельность, где под яркие, выразительные мелодии дети учатся двигаться в такт музыке, подчинять свои движения музыкальному ритму. Взрослый помогает детям речью в восприятии музыки через движение. Используя забавные стишки, потешки, песенки, взрослый развивает у детей все группы мышц, нуждающиеся в коррекции: общедвигательные, артикуляционные, дыхательные, голосовые. Двигательная деятельность детей постоянно меняется, поэтому они не устают. Все движения сопровождаются речью, в которую вовлекаются дети, развивая свой словарный запас, лексико-грамматический строй.
3-ий этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Он служит для введения детей в спокойное состояние, нацеливает их на запоминание и повторение усвоенной деятельности в обычных играх, закрепление положительных эмоций.
Требования к усвоению программы детьми пятого года жизни
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. Решение этой задачи предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.
Высокий уровень – использует в речевом общении сложные предложения, активно выполняет задания обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства, движения и слова песен выразительны. Пальчиковая гимнастика выполняются в полном объеме.
Средний уровень – ребенок отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, не называет животных и детенышей. Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм). Пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.
Низкий уровень – ребенок отвечает одним словом, испытывает затруднения в подборе слов, воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха с ошибками. Движения пальчиковой гимнастики вызывают затруднения.
Учебно-методическое обеспечение
1. Л.С. Волкова «Логопедия» - М. Просвещение. Владос.1995г.
2. Г.А. Волкова Логопедическая ритмика. М. Владос. 2002г.
3. Г.А. Волкова Логопедическое воспитание детей с дислалией. Л.1999г. 4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.2004г.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия для детей раннего возраста. М 2003г.
6. ЛукинаН.А.. Сарычева И.Ф. Логоритмика для детей 2-3 лет. Спб. 2002г.
7. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001г
8. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. СПб. 1999г.
9. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. М. Просвещение 1974г
10. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М. Просвещение 1986г.
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. Союз. 1977г.
12. Особенности психического развития детей. \под редакцией Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. \М. Педагогика. 1988г. 136с.
13. Павлова В.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М. Просвещение. 1987г.
14. Запорожец А.В. Развитие мышления / Избр. Психологические
труды – Т. 1, раздел 2/ - М. 1986г.
15. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи
ребенка раннего возраста. М 1971г.
16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольниками. М. МПСИТ. 1998г.
17. Герасимова А.Е. Программа развития и обучения дошкольников. Спб. 2001г.
18. Павлова Л.Н. Раннее днтство – развитие речи и мышления. М.2000г.
19. Колесникова Е.В. Лицей для малышей 2-3 лет. М. 2003г.
20. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю.День за днем говорим и растем. М. 2006.
21. Педагогика раннего возраста (под редакцией Григорьева Г.Г.)
22. Венгер Л.А, Венгер А.Л. Домашняя школа М 2007.
23. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия поразвитиюречи М.1974.
24. Бородич А.М. Методика развития речи детей.М.1981.
25. Развитие общения у дошкольников. (под редакцией А.В. Запорожца и М.И. Лисиной) М 1974.
26. Галинина Т.В. Развивающие игры для детей до 3 лет. М 2007.
27. Бондаренко А.К. Дидактические игры всаду.М 1991.
28. Т.Б. Филичева,Т.В. Туманова Формирование звукопроизношения у дошкольников.М.1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...