Рабочая программа по логоритмике
рабочая программа по логопедии

Маточкина Виктория Александровна

Данная рабочая программа будет полезна учителям-логопедам, которые самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем проводят дополнительные занятия по развитию речи с использованием логоритмических упражнений. Данная программа расчитана на три года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logoritmika_2.docx71.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ «ЛОГОРИТМИКА»

Срок реализации: 3 года

        

Составитель:

Маточкина Виктория Александровна

                                     учитель - логопед


Содержание

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи программы

1.3.

Отличительные особенности программы

1.4.

Педагогическая диагностика освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы

1.5.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание программы

2.2.

Календарно-тематическое планирование

2.3.

Режим и формы занятий

2.4.

Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников

3.

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

        Известно, что ребенок развивается в движение. Ученые коррекционной педагогики доказали связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных функций, а также развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

        Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логоритмика» (далее - Программа).

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

    Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Данная Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, расстройства аутистического спектра. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Программа рассчитана на 3 года обучения и направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование  необходимого уровня слухо-зрительно- двигательной  координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  • развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  • развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Цель Программы - стимулирование речевых и познавательных процессов      развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения с взрослым и сверстниками.

        Задачи обучения:

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.

Образовательные задачи:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

Оздоровительные задачи:

  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

1.3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Отличительные особенности  данной Программы   от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.

Данная Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.  

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

С этой целью была разработана Программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».

1.4.        ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в одном из направлений образовательной деятельности. Это определено целевым предназначением учреждений дополнительного образования. Следовательно, образовательная программа является главным документом педагога дополнительного образования, а стандарт для каждого педагога - результаты освоения его учащимися образовательных программ. Поэтому в каждой образовательной программе должны быть определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений учащихся детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики. Таким образом, у каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат освоения образовательной программы.

В дополнительном образовании существуют программы разных уровней освоения: общекультурного (ознакомительные и базовые), углубленные (формирующие интерес к предметной области). В зависимости от уровня освоения программы предполагаются и соответствующие результаты ее освоения.

Исходя из поставленных задач, отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие.

К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента.

К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д.

Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана.

Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих детей, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, при условии, что педагог не просто примет к сведению полученные диагностические результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки.

Наиболее сложным в процессе отслеживания педагогических результатов является вопрос об измерительных инструментах. Для оценки результатов необходимо определить критерии и показатели. Они разрабатываются самими педагогами с учетом целей и задач, основных идей, этапов развития становления личности или коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых.

1.5.        ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И

СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

В ходе реализации Программы ребенок будет:

  • владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам;
  • ритмично выполнять движения в соответствии со
  • словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • управлять своим голосом и интонационной выразительностью речи;
  • правильно брать дыхание во время пения;
  • обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарата;
  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
  • выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
  • ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
  • координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

Так как Программа рассчитана на три года, то результаты ее должны быть определены по годам реализации Программы.

Ожидаемые результаты первого года обучения на более высоком уровне развитие и усвоение:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.

Ожидаемые результаты второго года обучения на более высоком уровне развитие и усвоение:

  • произвольной памяти;
  • темпо-ритмической организации речи;
  • статической и динамической координации общих движений;
  • статической и динамической координации движений пальцев обеих рук;
  • артикуляционной моторики, мимической;
  • восприятия отношений между предметами в пространстве;
  • пространственная ориентировка в объектах, повернутых на 180 градусов;
  • автоматизации всех звуков речи;
  • функций фонематического слуха, навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  • понимания логико-грамматических конструкций;
  • грамматического строя речи, активного и пассивного словаря.

Ожидаемые результаты третьего года обучения на более высоком уровне развитие и усвоение:

  • сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
  • сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
  • способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере;
  • поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
  • улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам;
  • сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки;
  • способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшение результатов диагностик развития речи;
  • воспитание бережного отношения к природе, животным;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

Реализация данной Программы предполагает способы проверки прогнозируемых результатов или диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом.

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций

детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.

Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. Рассмотрим следующие способы проверки прогнозируемых результатов, которые будут применятся в ходе реализации данной Программы.

1.Тест на слухоречевую память – игра «Попугай». Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.  Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). 

5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).

6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).

7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).

Оценка результата:

        Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних.

        Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.

        Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.

 2.Тест на двигательную память – игра «Обезьянка». Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.  

Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).

7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).

Оценка результата:

        Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9).

        Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.

        Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).

3. Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики». Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).

5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).

6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).

7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).

Оценка результата:

        Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.

        Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

        Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.

4. Обследование неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе).

Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

5. Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение 1)

6. Обследование музыкальных способностей.

Выявление качества певческих умений:

Старшая группа – исполнить знакомую песню в сопровождении фо-но, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого.

Подготовительная группа – исполнить любую песню без сопровождении фо-но, повторить индивидуально без помощью взрослого.

Выявление качества музыкально-ритмических движений:

а) выполнение элементов танца:

Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами).

б) создание музыкально-игрового образа:

Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”).

в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах:

Старшая группа – исполнить простейшие ритмические фигу на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.

Подготовительная группа – исполнить любую ритмическую фигу после показа взрослого.

Выявление уровня ритмического слуха:

Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).

Подготовительная группа - прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (восьмитактное построение).

Выявление уровня звуковысотного слуха:

Старшая группа – определить высокий и низкий звуки в пределах кварты – “до”-“фа” (использовать металлофон).

Подготовительная группа - определить высокий и низкий звуки в пределах октавы – “до”-“до” (использовать металлофон).

7. Обследование состояния экспрессивной речи.

1. Состояние дыхательной и голосовой функций:

объём дыхания;

продолжительность речевого выдоха;

сила голоса;

модуляция голоса.

2. Особенности динамической стороны речи:

темп;

ритм;

паузация;

употребление основных видов интонации.

Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач:

- с целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка;

- построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы;

- для отбора методов, приемов и технологий.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  4. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  5. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  6. Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  7. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  8. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  9. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  10. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  11. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  12. Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  13. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  14. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

2.2. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Количество занятий в неделю – 2.

Количество учебных недель – 36.

Количество занятий за учебный год – 72.

I год реализации Программы для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Здравствуйте, дети!

2

Диагностика

2

У нас в гостях игрушки

3

«До свиданья, лето» («Летние Звуки»)

2

Октябрь

«О дождике и настроении» («Признаки осени»)

2

«Ежик -портной» («Фрукты»)

2

Сказка «Пых» («Овощи»)

2

«Дождик шлепает по лужам» («Признаки осени»)

2

Ноябрь

Звуки осени.

2

Волшебный лес.

3

Разноцветная сказка.

2

«В гостях у Лешего».

2

Декабрь

«В гостях у Снеговика» («Признаки зимы»)

2

«Верное средство» («Дикие животные»)

2

«Кто в домике живет?» («Игрушки»)

2

«Приключения маленькой Бабы Яги» («Новый год»)

2

Январь

«Мороз трещит и колется» («Зимние забавы»)

2

«Приключения детей и зверей в зимнем лесу» («Дикие животные»)

2

«Котенок по имени Гав» («Домашние животные»)

1

«Мороз трещит и колется» («Зимние забавы»)

2

Февраль

«Веселая карусель» («Домашние птицы»)

3

«Путешествие по старому дому» («Мебель»)

3

«Расти, коса, до пояса» («Человек; части тела»)

2

«Носик, привет, привет!» («Части тела»)

2

Март

«Родной дом» («Семья»)

3

«Красная Шапочка и ее друзья» («Мамин праздник»)

2

«А что у вас?» («Профессии»)

2

«Волшебный клубочек» («Наш город»)

1

Апрель

«Мы за солнышком идем» («Признаки весны»)

2

«Птичий базар» («Перелетные птицы»)

2

«Едем, летим или плывем?» («Транспорт»)

2

Сказка «Как поссорились иголка с ниткой» («Профессии»)

2

Май

«Дождь играет в прятки» («Цветы»)

1

«Путешествие на воздушном шаре» («Наш город»)

2

Сказка «Честное гусеничное» («Насекомые»)

1

Диагностика

«Девочка чумазая» («Лето»)

1

Всего занятий

                                                                            72

II год реализации Программы для детей 5-6 лет

Месяц

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Здравствуйте, дети!

2

Диагностика

2

У нас в гостях игрушки

2

«Осенние краски» («Грибы», «Ягоды», «Деревья»)

2

Октябрь

«О чем рассказал старый дуб» («Признаки осени»)

2

«Во саду ли, в огороде...» («Овощи», «Фрукты», «Ягоды»)

2

Сказка «Щи из топора» («Овощи», «Фрукты»)

2

«Сарафан надела Осень» («Перелетные птицы»)

3

Ноябрь

«Дед Егор зовет во двор» («Домашние животные и их детеныши»)

2

Сказка «Дорога на мельницу» («Дикие животные»)

2

«У нас в гостях инопланетяне» («Посуда»)

1

«Наше меню» («Продукты питания»)

3

Декабрь

«Фея Зима» («Признаки зимы»)

1

Сказка «Проказы старухи Зимы» («Дикие животные»)

3

«Ах, эта Дюдюка!» («Игрушки»)

2

«Путешествие в новогоднюю сказку»

2

«Фея Зима» («Признаки зимы»)

1

Январь

«Эх, качусь я с горки...» («Зимние забавы»)

3

Сказка «Как лиса пробралась в курятник» («Домашние птицы»)

2

«Синичкин календарь» («Зимующие птицы»)

3

Февраль

«Полосы и пятнышки» («Животные жарких стран»)

2

«Пау-пау-паучок» («Ткани и одежда»)

2

«Живая шляпа» («Головные уборы, обувь»)

2

«Три богатыря» («День защитника Отечества»)

2

Март

«В доме моем» («Семья»)

3

«Добрые советы» («Мамин праздник»)

2

«Озорной ветер» («Профессии наших мам»)

2

«Поездка в Диснейленд» («Транспорт»)

2

Апрель

Сказка «О чем плачет сосулька» («Признаки весны»)

2

«С ветром наперегонки» («Перелетные птицы»)

2

«Мы едем, едем, едем» («Транспорт», «Петербург»)

2

Сказка «Откуда берутся вещи?» («Профессии», «Инструменты»)

2

Май

«Песенка весенних минут» («Первоцветы»)

1

«Путешествие в страну Фантазий» (обобщение пройденных тем)

2

Сказка «Старик Годовик» (обобщение по теме «Времена года»)

1

Диагностика

1

Всего занятий

                                                                        72


III год реализации Программы для детей 6-7 лет

Месяц

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Здравствуйте, дети!

1

Диагностика

2

У нас в гостях игрушки

2

«Летняя симфония» («Деревья», «Грибы», «Ягоды»)

3

Октябрь

«Путешествие кленового листочка»

(«Признаки осени»)

2

«Путешествие кленового листочка» («Овощи», «Фрукты»)

2

Сказка «Чиполлино и его друзья» («Овощи», «Фрукты»)

3

«Лягушка-путешественница» («Перелетные птицы»)

2

Ноябрь

«Солнечный луч в ноябре» («Признаки поздней осени», «Дикие животные»)

2

«В пещере Людоеда» («Посуда», «Продукты»)

2

«Какие бывают гости?» («Продукты питания»)

2

«Мы не можем друг без друга» («Домашние животные»)

2

Декабрь

«Спутники зимы» («Признаки зимы»)

2

«Путешествие по зимнему лесу» («Дикие животные»)

2

«Волшебное кольцо» («Игрушки»)

2

Новогодняя сказка «О чем грустит Домовенок»

2

Январь

«Два Мороза» («Зимние забавы»)

2

Сказка «Гадкий утенок» («Домашние птицы»)

3

«Птичья кладовая» («Зимующие птицы»)

3

Февраль

«Эти забавные животные» («Животные жарких стран»)

2

«Марья-искусница» («Ткани, одежда»)

2

«Сказка старого башмака» («Обувь», «Головные уборы»)

2

«Карта путешествий» («День защитника Отечества»)

2

Март

«Что всего дороже» («Семья»)

3

«Задушевный разговор»

(«Мамин праздник»)

2

Сказка «Мамы всякие важны» («Профессии наших мам»)

2

«Вчера и сегодня»

(«Транспорт»)

2

Апрель

«Путешествие капельки»

(«Признаки весны»)

2

«Как птицы царя выбирали» («Перелетные птицы»)

2

«Экскурсия по Петербургу» («Транспорт», «Петербург»)

2

Сказка «Мегаполис»

(«Профессию, «Инструменты»)

2

Май

«Приятная весть»

(«Первоцветы»)

1

«Дважды два четыре»

(«Школа»)

2

Сказка «Снегурочка»

(обобщение по теме «Времена года»)

1

Диагностика

«Карнавал звуков»

(«Лето»)

2

Всего занятий

                                                                       72

2.3. РЕЖИМ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логоритмики также учитываются следующие принципы:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования - ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут. Одна лексическая тема берется на два или три занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Программа основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

В данном образовательном процессе используется групповая форма работы.

Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).

Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей.

Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п.  Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.

В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы - обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;

2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;

3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы - помогают осмысливанию поставленной задачи:

1) краткое описание и объяснение новых движений;

2) пояснение, сопровождающее показ движения;

3) указание, необходимое при воспроизведении движения;

4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

5) вопросы для проверки осознания действий;

6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Структура занятия по Программе представлена в Приложение 2.

2.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.

          В основу совместной деятельности семьи и учителя-логопеда заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость Учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

            Главная цель - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребёнка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в
  • постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между детским садом и семьей являются следующие:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

    Задачи в работе с родителями:

  • включение родителей в образовательный процесс;
  • духовное сближение детей и родителей;
  • формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям логопедической ритмикой.
  • работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.
  • формы работы с родителями:
  • посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
  • индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
  • организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
  • семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе
  • работы по всем разделам программы).
  • анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
  • оформление информационных стендов для родителей.

Учитель-логопед пытается привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.  Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.

Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

         Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Учитель-логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, принимая участие в интегрированных занятиях. Так они могут проследить систему и динамику обучения.  

        С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.


3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной Программы предполагают наличие специального учебного кабинета - кабинета дополнительного образования.

Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы:

  • Зеркала для индивидуальной работы;
  • Шкафы для пособий;
  • Столы для занятий с детьми;
  • Стулья детские;
  • Мольберт;
  • Ноутбук и флеш-диск c записью музыкального сопровождения к занятиям;
  • Музыкальные инструменты;
  • Декорации и костюмы;
  • Сказочные персонажи;
  • Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, кубики;
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями;
  • Шпатели для постановки звуков и артикуляционного массажа;
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи;
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики;
  • Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.
  • Пальчиковый театр;
  • Шнуровки;
  • Паззлы и конструкторы;
  • Природные материалы (камешки, ракушки)простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др. (При этом записи, тексты, документы, карты и т.п. нужно перечислить по наименованиям и количеству).

3.2.        ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.

Наглядно-дидактическое пособие

Город, издательство

Год

1

«Рассказы по картинкам»  Весна.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

2

«Рассказы по картинкам». Лето.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

3

«Рассказы по картинкам» - Осень.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

4

«Рассказы по картинкам» - Зима.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2015

5

«Рассказы по картинкам» - Распорядок дня.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

6

«Рассказы по картинкам» - родная природа.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

7

«Рассказы по картинкам» -  Мой  дом.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

8

«Рассказы по картинкам» -Кем быть?

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

9

«Рассказы по картинкам» - В деревне.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

10

«Рассказы по картинкам» - Профессии.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

11

«Рассказы по картинкам» - Курочка ряба.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

12

«Мир в картинках» - Птицы домашние.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2015

13

«Мир в картинках» - Школьные принадлежности.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

14

«Мир в картинках» - Посуда.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

15

«Мир в картинках» - Морские обитатели.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

16

«Мир в картинках» - Цветы.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

17

«Мир в картинках» - Деревья и листья.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

18

«Мир в картинках» - Животные жарких стран.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

19

«Мир в картинках» - Государственные символы.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

20

«Расскажите детям о…» - садовых ягодах.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

21

«Расскажите детям о…» - о насекомых.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2017

22

«Расскажите детям о…» - о космонавтике.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

23

«Расскажите детям о…» - о бытовых приборах.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

24

«Расскажите детям о…» - о птицах.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

25

«Расскажите детям о…» - о животных жарких стран.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2017

26

«Расскажите детям о…» - о лесных животных.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

27

«Расскажите детям о…» - о домашних животных.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

28

«Расскажите детям о…» - о домашних питомцах.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

29

«Расскажите детям о…» - о морских обитателях.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

30

«Расскажите детям о…» - деревьях.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2016

31

«Играем в сказку» -  Три поросёнка.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2014

32

«Играем в сказку» -  Три медведя.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2014

33

«Играем в сказку» -  Теремок.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2014

34

«Играем в сказку» -  Репка.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2014

35

Правильно или неправильно.

Москва изд. «Мозаика Синтез»

2014

Демонстрационный материал

Город, издательство

Год

1

«Забавы в картинках» - Природно – климатические зоны Земли

2

«Забавы в картинках» - Насекомые

3

«Забавы в картинках» - Хорошо  или плохо

4

«Забавы в картинках» - Музыкальные инструменты

5

«Забавы в картинках» - Что происходит в природе?

6

«Забавы в картинках» - Где растёт огурчик?;

Электронное пособие

Город, издательство

Год

1

«В помощь педагогу ДОО» - Интерактивные развивающие познавательно - речевые игры для детей 5-7 лет.

Волгоград издательство «Учитель»

2

«В помощь педагогу ДОО» Познавательно – речевое развитие детей 5 – 7 лет. Интерактивные тренажёры.

Волгоград издательство «Учитель»

3

«В помощь педагогу ДОО» Познавательно – речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники.

Волгоград издательство «Учитель»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
  2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников/  Г.И. Анисимова.- Ярославль: Академия развития, 2005.-96 с.
  3. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1967.-445 с.
  4. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с.
  5. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: Каро, 2005.
  6. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
  7. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003.
  8. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2004.
  9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.
  10. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007.
  11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000.
  15. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  16. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  17. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  18. Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994.
  19. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

Интернет ресурсы:

http://www.logoped-sfera.ru/

http://www.logoburg.com/        

http://www.defectolog.ru/

http://www.vivatoshka.ru/

http://logopediks.narod.ru/

http://slovari.yandex.ru/

Приложение 1

Сводная таблица результатов обследования детей

Группа № ______                                        Дата обследования:____________________

п/п

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Приложение 2

Структура занятия

Основные требования проведения занятий с детьми в ходе реализации данной Программы:

  • последовательность;
  • повторяемость;
  • доступность;
  • эмоциональность;
  • создание единых игровых ситуаций.

Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредственность его восприятия облегчают поставленную задачу.

       Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:

тесный контакт воспитателя и музыкального руководителя;

тесный контакт педагогов и родителей.

Большинство авторов (Е.Кузнецова, А.Е. Воронова, М.Ю.Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

I водная часть (от 3 до 5 минут) включает в себя:

  1. различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
  2. упражнения на ориентировку в пространстве;
  3. упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.

II основная часть (от 10 до 15 минут) включает в себя:

  1. развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
  2. упражнения на развитие внимания, памяти;
  3. упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
  4. упражнения на развитие координации речи с движением;
  5. упражнения на развитие координации пения с движением;
  6. слушание музыки для снятия напряжения;
  7. игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть (от 3 до 8 минут) включает в себя:

  1. упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы;
  2. упражнения на релаксацию;
  3. оценку деятельности ребенка.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Рабочая программа по логоритмике

Рабочая программа по логоритмике составлена на основе авторских пособий Г. Волковой и М.Картушиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ.

Данная программа расчитана для детей от 3-7 лет....

Рабочая программа "Веселая логоритмика"

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа по "Логоритмике"

Рабочая программа по "Логоритмике"Подготовили:Учитель-логопед Мельникова Т.Н.Музыкальный руководитель Центер В.А....

Рабочая программа по логоритмике

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувств...

Рабочая программа по логоритмике

Рабочая программа по логоритмике...