РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ.
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Данная программа расчитана для детей от 3-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-logoritmika-2017.docx | 76.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное образовательное
бюджетное учреждение
«Усть-Юганская СОШ» дошкольные группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ
для детей 3-4, 4-5, 5-7 лет.
Срок реализации программы 3 года
Составитель
Учитель-логопед: Капитан Е.Ю.
Усть-Юган, 2018 г.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения в свою очередь влияют на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Для получения хороших результатов рекомендуют проведение занятий, где происходит сочетание пения, движения и речи. Следовательно, занятие, которое позволяет закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие в более интересной форме - это логоритмика.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Актуальность
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Рабочая программа по логопедической ритмике «Логоритмика» имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими такие нарушения речи, как: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза «…пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Новизна и уникальность программы «Логоритмика» заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий, отличной от традиционной.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Реализация рабочей Программы «Логоритмика» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ».
Предлагаемая программа рассчитана на детей младшего (3-4 года), среднего (4-5 лет), старшего (5-7 лет) дошкольного возраста. Обучение детей организуется по программе с 3 лет. Форма занятий – групповая. Состав группы – постоянный в течение всего учебного года, в группе занимаются мальчики и девочки. Занятия проводятся: младший возраст (3-4года) - 1 раз в неделю, 15 минут; средний возраст (4-5 лет) - 1 раз в неделю, 20 минут; старший возраст (5-7 лет) – 1 раз в неделю, 25-30 минут.
2.Цели и задачи реализации рабочей Программы
«Логоритмика»
Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- развивать и увеличивать объём зрительной памяти;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.
3. Принципы построения программы
Успешность логоритмической работы и содержание программы обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
2. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип речевой активности. Речевая активность является одним из условий эффективного развития речи. Ребенок не только проговаривает высказывание, фразу, но и активно воспринимает речь других детей, логопеда.
8. Принцип сезонности. Построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
9. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
4.Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в разработке и реализации рабочей Программы «Логоритмика»
Младший дошкольный возраст
( 3-4 года)
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет. К ним относятся:
- в 3 года — около 1500 слов в активном лексиконе
- норма речевого развития детей 4 лет- около 2 000 слов в активном лексиконе
- попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
- речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
- внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
- создание собственных словоформ;
- попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
- с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
- и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
- нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
- путают звуки;
- переставляют слоги в словах.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
- проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
- называть имена близких родственников и друзей;
- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
- распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
- находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
- называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- точно повторять услышанное;
- пересказывать мультфильм, сказку;
- в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:
- ребёнок постоянно тарахтит;
- ребенок молчит;
- его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
- его сложно понять;
- в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
- ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
- глотает окончания слов;
- произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
- не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
- приоткрытый рот;
- частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.
В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.
Основная задача развития речевой культуры на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.
Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.
На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.
Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.
Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.
Средний дошкольный возраст
( 4-5 лет)
Особенности развития речи детей пятого года жизни:
1. Словарь. У ребенка 5 лет активизируется словарь, развивается качественный рост (признаки и свойства). Осуществляется в речи подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Ребенок подбирает признаки: Какой? Какая? Какое?, «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». В этом возрасте особое внимание уделяется словам – антонимам (с противоположным значением); обобщает по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляются и углубляются знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяется знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи. Ребенок упражняется в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учится образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Подбирает слова в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе), согласование числительных с существительными. Дети этого возраста учатся пользоваться глаголами в повелительном наклонении, спряжению глагола «хотеть».
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед детьми стоит задача- развивать фонематический слух. Они учатся определять звук в слове, когда он выделяется голосом и не выделяется; осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
4. Связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как: - связные высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; -фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для исправления этих недостатков необходимо: - развивать связную речь детей; -научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; -познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь окружающих. Главное, ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком. Это самые общие ориентиры. Развитие речи ребенка: умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями.
Старший дошкольный возраст
( 5-7 лет)
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок в этом возрасте еще учится свободно пользования словами.
Словарь достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в достаточном количестве. Иногда ошибки в употреблении слов возможны, в пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используются слова в середине).
В речи детей реже встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков- л, р-.
В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, по мере необходимости способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.
Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Шестилетние дети имеют достаточно развитый фонематический слух, достаточно четко различают звонкие и глухие согласные.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно - развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ΙI. Содержательный раздел обязательной части Рабочей Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений
- Обязательная часть Рабочей Программы
2. Описание образовательной деятельности по направлениям
развития ребенка
В основе организации образовательного процесса определен комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Возрастная адекватность - один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры как свободной самостоятельной деятельности определяется ее значением для развития дошкольника. В игре реализуются все образовательные области. Образовательная деятельность строится в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В реализации Рабочей Программы «Логоритмика» приоритетными образовательными областями являются:
«Речевое развитие»
Владение речью как средством общения:
- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
Развитие связной диалогической и монологической речи:
- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;
- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;
- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
- побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;
- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:
- развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям;
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
- учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте:
- упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- познакомить с ударением;
- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного и музыкального) и мира природы:
- содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;
- воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;
- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.
Становление эстетического отношения к окружающему миру:
- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;
- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;
- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;
- развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.
Формирование элементарных представлений о видах искусства:
- формировать элементарные представления о видах искусства: литературе (лирика,рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.),музыкальном искусстве (песня, танец, марш)театральном;
- знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;
- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
- развитие основ художественного вкуса;
- помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;
- побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;
- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- учить добиваться выразительной передачи образа через звуки, движения, жесты, мимику и др.
«Физическое развитие»
Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму:
- удовлетворять потребность детей в движении;
- повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;
- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость.
Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и их развитие во время игровой активности детей.
3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности дошкольников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер образовательного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
В работе с детьми старшей логопедической группы используем как общие традиционные методы, так и специализированные, которые применимы для развития творчества в речевой и музыкальной деятельности.
Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности.
При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата
.
4.Содержание работы по логоритмике
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
Ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
Календарно – тематическое планирование занятий
с детьми 3-4л., 4-5л., 5-7лет
Месяц | Неделя | Лексические темы | Темы логоритмических занятий |
Сентябрь | 1 неделя | Диагностика | _________ |
2 неделя | Диагностика | __________ | |
3 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья и кусты осенью | 3-4г.: «Встреча с белочкой» 4-5л: «Магазин «Природа» 5-7л: «Детский сад» | |
4 неделя | Грибы, лес, ягоды | 3-4г: «Кто грибок найдет» 4-5л: «В гостях у лесовика» 5-7 л: «Я по ягоды пойду...» по мотивам русской народной песни «Ягода-малина». | |
Октябрь | 1 неделя | Огород, овощи | 3-4г: «У бабушки, у сударушки» 4-5л: «Осенняя ярмарка» 5-7л: «Сбор урожая» |
2 неделя | Сад, фрукты | 3-4г: «Во саду ли, в огороде..» 4-5л: «Вишенки-подружки» 5-7л: «Сундучок Осени» | |
3 неделя | Домашние птицы | 3-4г: «Во дворе живет индюк» 4-5л: «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Г.Андерсона 5-7л: «Хозяйский двор» | |
4 неделя | Перелётные птицы | 3-4г: «Приключения вороны» 4-5л:«Лягушка-путешественница» 5-7л: «Перелетные птицы вдаль несутся» | |
Ноябрь | 1 неделя | Одежда | 3-4г: «Маша-растеряша» 4-5л: «Чей носок, чей чулок» 5-7л: «Я сошью тебе одежку..»по мотивам стихотворений А.Барто. |
2 неделя | Обувь | 3-4г: «Гармонист в лаковых сапожках..» по мотивам частушек. 4-5л: «Кто как к зиме готовится» 5-7л: «Такая разная обувь» | |
3 неделя | Игрушки | 3-4г: «Магазин игрушек» 4-5л: «Весёлые музыканты» 5-7л: «Мой веселый звонкий мяч» | |
4 неделя | Посуда, кухня | 3-4г: «Вымоем посуду чисто-чисто» 4-5л: «Встреча с Федорой» 5-7л: «Мамины помощники» | |
Декабрь | 1 неделя | Зима. Зимующие птицы |
3-4г: «Синичка заболела» 4-5л: «Зимняя царица» 5-7л: «Мы веселые птахи» |
2 неделя | Домашние животные и их детёныши | 3-4г: «Поездка в Простоквашино» 4-5л: «Сказка о глупом мышонке» 5-7л: «Петушок и курочки» | |
3 неделя | Дикие животные и их детёныши | 3-4г: «Находчивый бобёр» 4-5л: «В лесу» 5-7л: «Дикие животные» | |
4 неделя | Новый год. Зимние забавы | 3-4г: «Два Мороза» 4-5л: «Зимние забавы» 5-7л: «Мы-снеговики» | |
Январь | 1 неделя | Новогодние праздники |
___________ |
2 неделя | Квартира. Мебель | 3-4г: «Мы построим шкаф и стул» 4-5л: «Магазин мабели» 5-7л: «Обустроим наш дом» | |
3 неделя | Транспорт | 3-4г: «Автобус» 4-5л: «Что летит, пыхтит, плывет» 5-7л: «Поездка по городу» | |
4 неделя | Профессии | 3-4г: «Мама варит суп» 4-5л: «Кем быть?» 5-7л: «А что у вас?» | |
Февраль | 1 неделя | Времена года. Дни недели. Части суток. | 3-4г: «В гостях у лесных гномов» 4-5л: «В понедельник я проснулся» 5-7л: «12 месяцев» по мотивам сказки |
2 неделя | Стройка, профессии | 3-4г: «Строим дом» 4-5л: «Молотком бом, да бом..» 5-7л: «Профессии разные нужны» | |
3 неделя | День защитника Отечества | 3-4г: «Марширует наш отряд» 4-5л: «Крокодил Гена идёт в армию» 5-7л: «Кто быстрее, сильнее, ловчее?» | |
4 неделя | Человек. Части тела | 3-4г: «Вот он носик, вот он ротик» 4-5л: «Мойдодыр» по мотивам сказви. 5-7л: «Строение человека» | |
Март | 1 неделя | Мамин день. Семья | 3-4г:«Сказка об умном мышонке» 4-5л: «Мамин день» 5-7л: «Как зайчонок маму искал» |
2 неделя | Весенние приметы | 3-4г: «Весенний дождик» 4-5л: «Весна идет, весна идет!» 5-7л: «Весенние деньки» | |
3 неделя | Почта | 3-5г: «Почтальон Печкин» 4-5л: «Мы – почтальоны» 5-7л: «Почтовая история» | |
4 неделя | Наше село | 3-4г: «Снегурочка» 4-5л: «Вот мой дом родной» 5-7л: «Родина» | |
Апрель | 1 неделя | Весна пришла! Весна в природе | 3-4г:«Прогулка по весеннему лесу» 4-5л: «Весеннее пробуждение» 5-7л: «О чем плачут сосульки» |
2 неделя | Космос | 3-4г: «Мы космонавты!» 4-5л: «Космическое путешествие» 5-7л: «Космонавтом быть хочу» | |
3 неделя | Труд людей в природе | 3-4г: «Мы посадим саженцы» 4-5л: «На птичьем дворе» 5-7л: «Огурцы» по мотивам рассказа Н.Носова. | |
4 неделя | Возвращение птиц. Насекомые. | 3-4г: «Приключения воробьишки» 4-5л: «Муха-Цокотуха» 5-7л: «Мы летим к тебе с приветом» | |
Май | 1 неделя | Майские праздники | 3-4г: «Мы построим танк большой» 4-5л: «Мы отважные солдаты» 5-7л: «Баллада о юном барабанщике» |
2 неделя | Цветы | 3-4г: «Пчелка Майя» 4-5л: «Волшебный мир цветов» 5-7л: «Вальс цветов» | |
3 неделя | Правила дорожного движения | 3-4г: «На лесном перекрёстке» 4-5л: «Красный, желтый, зеленый» 5-7л: «Дядя Степа- милиционер» | |
4 неделя | Лето | 3-4г: «Приключения Квака» 4-5л: «Солнышко-ведрышко!» 5-7г: «Ах, лето!» |
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности семьи и учителя-логопеда заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость Учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
- изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
- открытость детского сада семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Задачи в работе с родителями:
- Включение родителей в образовательный процесс;
- Духовное сближение детей и родителей;
- Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям логопедической ритмикой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.
Формы работы с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий;
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
- Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
- Оформление информационных стендов для родителей.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Так родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ, более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И. Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
«Логопедические распевки» Н.Г. Гавришевой, Н.В. Нищевой;
«Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
«Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В. Пятница.
«Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В. Дедюхина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...
Рабочая программа по логоритмике
Рабочая программа по логоритмике составлена на основе авторских пособий Г. Волковой и М.Картушиной...
Рабочая программа "Веселая логоритмика"
Рабочая программа кружка...
Рабочая программа по "Логоритмике"
Рабочая программа по "Логоритмике"Подготовили:Учитель-логопед Мельникова Т.Н.Музыкальный руководитель Центер В.А....
Рабочая программа по логоритмике
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувств...
Рабочая программа по логоритмике
Данная рабочая программа будет полезна учителям-логопедам, которые самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем проводят дополнительные занятия по развитию речи с использованием логоритмическ...
Рабочая программа по логоритмике
Рабочая программа по логоритмике...