Рабочая программа "Веселая логоритмика"
рабочая программа (средняя, старшая группа) по теме

Сухарева  Ирина Алексеева

Рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_logoritmika.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 общеразвивающего вида»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Веселая Логоритмика»

Составитель: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Сухарева Ирина Алексеевна

Пояснительная  записка.

     Логоритмика  является  своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  учебной  дисциплины. Первое  понимание  логоритмики   основано  на  сочетании  слова,  музыки  и  движения.  Взаимоотношения  указанных  компонентов   могут  быть  разнообразными,   с  преобладанием  одного  из  них  или  связи  между  ними, как оздоровительные,  образовательные,  воспитательные,  коррекционные.

     В педагогическом  аспекте  логоритмика -  это  система  физических  упражнений, построенная на  связи движений  с  музыкой. Она  способствует  воспитанию  познавательной,  волевой  и  эмоциональной  сфер  личности,  гармоническому  физическому  и  художественному  развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и  восприятия,  комплексных  видов  памяти,  выразительности  движений,  формирует  эмоциональную  отзывчивость  и  музыкально – ритмическое  чувство,  учит  движениями  выражать  характер  и  темп музыкального  произведения,  развивает  музыкально -  речевые  способности, расширяет  певческий  диапазон.  На  занятиях  логоритмики   формируются  представления  о  музыкальном,   двигательном,  речевом,  изобразительном  ритмах  и  осуществляется  в  неразрывном  единстве.

      В  игровой форме  дети  осваивают  и  закрепляют  понятия  величины,  формы  и  цвета  предметов,  овладевают  движениями  общей  и  мелкой  моторики,  учатся  находить  ритмическую  организацию  в  музыке  и  речи,  знакомятся  с  элементарными  приемами  самомассажа.

      Сюжетно -  тематическая  организация  кружковой работы   позволяет  каждому  ребенку  чувствовать  себя  комфортно,  уверенно,  так как  в  игре  максимально  реализуются  потенциальные  возможности  детей.  Комплексно – игровой  метод  наиболее целесообразен  для  развития  познавательных  процессов  и  соответствует  детским  психо – физическим  данным.  Такое   построение   кружковых  занятий   позволяет  добиться  устойчивого  внимания  на  протяжении всего   занятия  и  соответственно  повышает  результативность  в  усвоении знаний.    

      Кружковые   занятия  включают  в  себя  пальчиковые  и  подвижные  игры,  песни  и  стихи.  Сопровождаемые  движениями,  двигательные  упражнения,  несложные  танцы.  Элементарное  музицирование  на  музыкальных  инструментах,  дидактические  игры,  способствующие  развитию  чувства  ритма .  Речевой  материал  доступен  в  лексическом   отношении,  включает  малые  формы  русского  фольклора  и  стихи  современных  детских  поэтов.  Значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста.  Эти  игры  учат  малышей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.  Обучение  детей  на  музыкально -  шумовых  инструментах  является  средством  для  решения  следующих  (  помимо  развития   чувства  ритма )  задач:  развития  внимания   и  памяти,   координации  движений,  мелкой  моторики и  т.  д.

      Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  выучивается.  

Кружок  рекомендуется  проводить  во второй  половине  дня,  так  как   занятия  являются  интегрированными.  Продолжительность  занятий  от  10  до  25  минут,  в  зависимости  от  возраста  детей.  Тема  кружка  берется  на  1  -2  занятия  в  зависимости  от  сложности  материала и индивидуальных  психо -  физиологических  особенностей  детей.  Кружок  проводится  два  раза  в  неделю.

Работа  по  развитию  чувства  ритма  продолжается  в  процессе  овладения   детьми  различных  видов  деятельности   не  только  на  музыкальных  и  физкультурных  занятиях.  Но  и  на  занятиях  по  рисованию.  Конструированию,  аппликации,  развитию  речи.  В  ходе  подвижных, хороводных,  дидактических  игр  и  игр – драматизаций.

Кружок  по  логоритмике  хорошо  вписывается  в  учебную  работу  любой  современной  программы  по  воспитанию  дошкольников,  так  как  он  построен  в  соответствии с  современными  подходами  к воспитанию  детей  дошкольного  возраста  и  направлен  на  овладение  чувством  ритма,  что  способствует  формированию  у  ребенка  целостного  восприятия  пространства  и  времени,  гармонизации  психического  развития  детей.

Цель:

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевыми отклонениями двигательной сферы  в сочетании со словом  и музыкой.

Задачи:

Коррекционные задачи         

Средний  возраст  4-5 лет

  1. развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата,
  2. обогащение  понятийного словаря.
  3. активизация звукоподражания и стимулирование фразовой речи,

 Старший возраст  5-7 лет

  1. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
  2. Расширение и   активизация словаря;
  3. Грамматического строя речи и связной речи,
  4.  Фонематическое восприятие, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.

        Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.

        Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

        Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.

Принципы  деятельности

  1. Оздоровительная  направленность
  2. Коррекционная направленность
  3. Индивидуализация (социализация)
  4. Единство с семьей
  5. Разностороннее развитие личности
  6. Гумманизация
  7. Демократизация

Принципы организации занятия:

  1.  Комплексного подхода
  2. Содержательности занятия  разнообразием тематики и методов
  3. Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
  4. Индивидуальный дифференцированный подход
  5. Учет мотивации
  6. Учет  возрастных  особенностей и диагнозов детей
  7. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми    

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий:

- в среднем дошкольном возрасте 4-5 лет – 20 минут

- в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет – 25 минут

- в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет – 30 минут

Структура занятия:

Занятие по логопедической ритмики проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 30 минут в зависимости от возраста. Занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть  – продолжается 3-7 минут.

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Основная часть – занимает  от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

•        На развитие дыхания, голоса и артикуляции;

•        На развитие основных сторон внимания;

•        Регулирующие мышечный тонус;

•        Счетные упражнения;

•        Формирующие чувства музыкального размера;

•        Развитие чувства темпа и ритма;

•        На развитие координации движения;

•        На координацию речи с движения;

•        На координацию пения с движением;

•        Слушания музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

•        Пение, танцевальные движения;

•        Игра на музыкальных инструментах;

•        На развитие тонких движений пальцев рук;

•        На развитие речевых мимических движений;

•        Игры (статические, малоподвижные, подвижные).

Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Форма работы – групповая.

Прогнозируемый результат:

Улучшение состояния общей и мелкой моторики;

Скоординированность движений рук и ног;

Улучшение ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;

Более точное воспроизведение ритмических рисунков;

Адаптация к  условиям внешней среды.

Перспективный план кружка «Логопедическая ритмика» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Месяц

Тема

Часы

1

Февраль

Осень

20/20 мин

  2

Февраль

Овощи и фрукты

20/20 мин

3

Февраль

Одежда

20/20 мин

4

Февраль

Зима

20/20 мин

5

Март

Домашние животные

20/20 мин

6

Март

Транспорт

20/20 мин

7

Март

Весна

20/20 мин

8

Март

Дикие животные

20/20 мин

9

Апрель

Насекомые

20/20 мин

10

Апрель

Вот так мастера!

20/20 мин

11

Апрель

Петух да собака

20/20 мин

12

Апрель

Лисичка со скалочкой

20/20 мин

13

Май

Красный фонарик

20/20 мин

14

Май

Чьи это ушки?

20/20 мин

15

Май

Горшочек каши

20/20 мин

16

Май

Как стать большим

20/20 мин

Литература.

  1. Власова Т.М.,  Пфафенродт  А.Н.Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996
  2. Волкова  Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
  4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Кольцова  М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
  6. Костылева Н.Ю.Покажи и расскажи.  Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.
  7. Кузнецова Е.В.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002
  8.  Левина Р.Е. Особенности  акустического восприятия  у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.
  9.  Макарова Н.Ш.Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на  основе логопедической ритмике. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  10. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на  логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  11.  Мухина  А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.
  12.  Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009
  13.  Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа для кружка Логоритмика для малышей

            Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и ...

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Рабочая программа "Логоритмика для малышей"

           Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и в...

Рабочая программа "Логоритмика для малышей"

Логоритмические упражнения способствуют всестороннему развитию детей младшего возраста....

Рабочая программа "Логоритмика" на 2021-2022 учебный год

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей и подготовительной групп детского сада №24 "Пчелка"...