Рабочая программа "Веселая логоритмика"
рабочая программа (средняя, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38 общеразвивающего вида»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Веселая Логоритмика»
Составитель: музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Сухарева Ирина Алексеевна
Пояснительная записка.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними, как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапазон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма . Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих ( помимо развития чувства ритма ) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Кружок рекомендуется проводить во второй половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий от 10 до 25 минут, в зависимости от возраста детей. Тема кружка берется на 1 -2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных психо - физиологических особенностей детей. Кружок проводится два раза в неделю.
Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях. Но и на занятиях по рисованию. Конструированию, аппликации, развитию речи. В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.
Кружок по логоритмике хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Цель:
Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевыми отклонениями двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционные задачи
Средний возраст 4-5 лет
- развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата,
- обогащение понятийного словаря.
- активизация звукоподражания и стимулирование фразовой речи,
Старший возраст 5-7 лет
- Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
- Расширение и активизация словаря;
- Грамматического строя речи и связной речи,
- Фонематическое восприятие, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.
Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.
Принципы деятельности
- Оздоровительная направленность
- Коррекционная направленность
- Индивидуализация (социализация)
- Единство с семьей
- Разностороннее развитие личности
- Гумманизация
- Демократизация
Принципы организации занятия:
- Комплексного подхода
- Содержательности занятия разнообразием тематики и методов
- Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
- Индивидуальный дифференцированный подход
- Учет мотивации
- Учет возрастных особенностей и диагнозов детей
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий:
- в среднем дошкольном возрасте 4-5 лет – 20 минут
- в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет – 25 минут
- в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет – 30 минут
Структура занятия:
Занятие по логопедической ритмики проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 30 минут в зависимости от возраста. Занятие состоит из трех частей.
Подготовительная часть – продолжается 3-7 минут.
В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.
Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
• На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• На развитие основных сторон внимания;
• Регулирующие мышечный тонус;
• Счетные упражнения;
• Формирующие чувства музыкального размера;
• Развитие чувства темпа и ритма;
• На развитие координации движения;
• На координацию речи с движения;
• На координацию пения с движением;
• Слушания музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
• Пение, танцевальные движения;
• Игра на музыкальных инструментах;
• На развитие тонких движений пальцев рук;
• На развитие речевых мимических движений;
• Игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Форма работы – групповая.
Прогнозируемый результат:
Улучшение состояния общей и мелкой моторики;
Скоординированность движений рук и ног;
Улучшение ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;
Более точное воспроизведение ритмических рисунков;
Адаптация к условиям внешней среды.
Перспективный план кружка «Логопедическая ритмика» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
№ | Месяц | Тема | Часы |
1 | Февраль | Осень | 20/20 мин |
2 | Февраль | Овощи и фрукты | 20/20 мин |
3 | Февраль | Одежда | 20/20 мин |
4 | Февраль | Зима | 20/20 мин |
5 | Март | Домашние животные | 20/20 мин |
6 | Март | Транспорт | 20/20 мин |
7 | Март | Весна | 20/20 мин |
8 | Март | Дикие животные | 20/20 мин |
9 | Апрель | Насекомые | 20/20 мин |
10 | Апрель | Вот так мастера! | 20/20 мин |
11 | Апрель | Петух да собака | 20/20 мин |
12 | Апрель | Лисичка со скалочкой | 20/20 мин |
13 | Май | Красный фонарик | 20/20 мин |
14 | Май | Чьи это ушки? | 20/20 мин |
15 | Май | Горшочек каши | 20/20 мин |
16 | Май | Как стать большим | 20/20 мин |
Литература.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
- Костылева Н.Ю.Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.
- Кузнецова Е.В.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002
- Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.
- Макарова Н.Ш.Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
- Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.
- Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009
- Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа для кружка Логоритмика для малышей
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и ...
Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...
Рабочая программа "Логоритмика для малышей"
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и в...
Рабочая программа "Логоритмика для малышей"
Логоритмические упражнения способствуют всестороннему развитию детей младшего возраста....
Рабочая программа "Логоритмика" на 2021-2022 учебный год
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей и подготовительной групп детского сада №24 "Пчелка"...