Конспект занятия по теме «Музыка осени» на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Конспект занятия " Музыка Осени.
Цель: Способствовать развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие музыкально-творческих способностей. | 457.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические материалы
музыкального руководителя высшей квалификационной категории
Гололобовой Ирины Алексеевны
Конспект занятия по теме «Музыка осени» на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования.
Конспект образовательной деятельности
для детей подготовительной группы с ТНР
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Тема «Музыка осени»
Подготовила: Гололобова И.А., музыкальный руководитель высшей категорииМДОАУ№121 «Детский сад «Золотой колосок»г.Орск
Цель: Способствовать развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования.
Задачи:
Воспитывающие: через музыку воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Формировать навыки коммуникативного общения, уважения друг к другу.
Развивающие: развивать диапазон голоса, звуковысотный слух. Развивать мелкую моторику, речевую эмоциональную интонацию, произношение. Развивать умение ритмично двигаться под музыку, ориентироваться в пространстве, закреплять умение двигаться змейкой, совершенствовать танцевальные движения. Развивать музыкальную память, внимание.
Образовательные: учить воспроизводить в жестах различные комбинации ритма, побуждать детей самостоятельно составлять ритмические цепочки и проговаривать их. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Расширять представления детей об осени. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки, желание выразить настроение музыки в движении; совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, эмоциональное исполнение песен. Совершенствовать умение выразительно и ритмично двигаться под музыку, передавая в танце, игре личное эмоционально-образное содержание.
Атрибуты и оборудование: средства ИКТ, фортепиано, аудиозаписи музыкальных произведений, презентация, ноутбук, таблицы ритмов, детские музыкальные инструменты, карточки овощей, маски героев, листочки.
Музыкальный репертуар: пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Осенняя шуточная» Н.Куликова, «Веселый огород» Ю.Чичкова, полька «Пиццикато» Л.Делиб, танец «Тучка» Д.Тухманова
Предварительная работа: первое прослушивание пьесы «Осенняя песня»П.И.Чайковского с воспитателем на занятии по изобразительной деятельности, в режимных моментах. Разучивание песен «Осенняя шуточная», «Веселый огород», танца «Тучка», текста пальчиковой игры «Дождик».
Методы и приемы:
1. методы формирования сознания: разучивание новых комбинаций жестов и ритма, и приемом «эхо», пропевание приветствия с показом высоты звуков. Упражнение-приветствие «Ну-ка, повтори», проблемная ситуация.
2.методы организации деятельности и формирования опыта поведения: игровые упражнения, активное слушание музыки «Осенняя песня» П.И.Чайковского, танцевальная импровизация « Деревья, фонопедическое упражнение «Осень», песня «Осенняя шуточная, загадки про овощи (песенная импровизация, речевое упражнение «Огород» (форма рондо), песня «Весёлый огород», игра «Угадай, что ем?», игра-ловишки «Чучело», оркестр «Дождь», танец «Тучка»
3.методы стимулирования поведения: вопросы к детям проблемного характера, танцевальная и песенная импровизация, проблемная ситуация, практическая музыкальная деятельность, игровая деятельность, одобрение, похвала.
4.методы контроля, самоконтроля, самооценки: презентация «Осень» (прием анимации «проявление»), вопросы к детям
5.методы организации и осуществления познавательной деятельности: музыкально-ритмические движения, фонопедические упражнения, пальчиковые игры, оркестр, музыкальная, песенная, танцевальная, ритмическая импровизации, художественное слово, активное слушание, пение.
Интеграция видов детской деятельности: двигательная деятельность (музыкально-ритмические движения, двигательные импровизации, коммуникативная деятельность (беседа, загадки, речевые упражнения), игровая деятельность.
Планируемые результаты:
Эмоционально реагируют на произведения искусства, отображая настроение музыки в движении. Сформированы двигательные навыки: движение «змейкой», бег на носочках, кружение, прыжки, ориентация в пространстве, раскрепощенность движений. Умеют слышать, различать, воспроизводить звуки по высоте.У детей развита речевая активность, владеют речевой интонацией, мимикой. Умеют выразительно петь, передавать игровые образы. Сформированы навыки игры на музыкальных инструментах, развито чувство ритма, общая и мелкая моторика. Сформированы навыки коммуникативного общения.
Время проведения образовательной деятельности - 35 минут.
Ход занятия.
Организационный момент
Под спокойную музыку дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие, как обычно, мы начнем с приветствия. Поиграем в игру « Ну-ка повтори». Сегодня я вам покажу новые комбинации жестов и ритма, а вы постарайтесь точно за мной повторить. И еще я буду пропевать приветствие, а вы приемом «эхо» повторяйте за мной, показывая высоту звуков рукой.
Приветствие «Ну-ка, повтори»
Музыкальный руководитель: Если каждый улыбнется, утро новое начнется.
Давайте поприветствуем наших гостей, пропоём «Доброе утро»
Мотивация детской деятельности
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите какая красивая заставка у нас сегодня на доске. О чем она рассказывает?
Дети: Об осени.
Музыкальный руководитель: Вы видите здесь осенние приметы? Какие?
(дети перечисляют приметы по картинке: разноцветные листья рябины, красные яблоки на подоконнике, капли дождя на стекле)
Вам нравится эта картинка?
(ответы детей)
(внезапно раздаются таинственные звуки, и картинка становится бесцветной)
Целеполагание
Музыкальный руководитель: Ребята, что случилось с нашей картиной? Она была такая яркая, красочная. А стала какая?
Дети: Серая, тусклая, унылая.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему так произошло?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Да, может быть, это злой волшебник колдует, или Зима торопит Осень, чтобы она поскорее уходила. Как же нам оживить картину, как вернуть краски? (советы детей)
Музыкальный руководитель: Я, кажется, знаю, что делать. Вы любите осень? Давайте передадим свою любовь к осени через музыку- силой музыки, красотой музыки попробуем ёе оживить. Согласны?
Основная часть
Музыкальный руководитель: Сейчас зазвучит прекрасная музыка, которая нам будет рассказывать о красоте осени, и мы с вами превратимся в прекрасные осенние деревья. Мы будем двигаться «змейкой», по сигналу треугольника последний из вас останавливается и начинает танцевать руками, изображая под музыку красоту осеннего леса. Двигаться будем до тех пор, пока все из вас
остановятся и будут танцевать.
Активное слушание музыки «Осенняя песня» П.И. Чайковского
Танцевальная импровизация « Деревья».
Музыкальный руководитель: Ребята, соберитесь в пары, продолжаем танцевать руками: девочки ведут движение, а мальчики-«зеркало», а теперь наоборот.
Музыкальный руководитель: Листья мы теперь поднимем и закружим в танце с ними.
(дети берут листочки и импровизируют движения под музыку).
Музыкальный руководитель: Застыли все в красивой позе, полетели дальше.
Ребята, с этого дерева облетели все листочки, давайте его украсим нашими листьями.
«Композиция из листьев» (осенний ковер)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами слушали прекрасную музыку русского композитора П.И. Чайковского, которая называется «Осенняя песня». Какая по настроению музыка?
Дети: Грустная, печальная, спокойная.
Музыкальный руководитель: Почему композитор назвал ёе песней?
Дети: Музыка плавная, напевная, пели ее инструменты.
Музыкальный руководитель.: Прекрасная музыка! Мы свами попали в мир красоты и очарования.
Вы так красиво танцевали! Я вами просто любовалась.
Музыкальный руководитель: Ребята, песню нам пели инструменты, давайте мы изобразить своим голосом, как поют листочки.
Фонопедическое упражнение «Осень»
Идет по лесу осень, -скользить ладонями, произносить «шур-шур»
Шуршит листвой.
Прикоснется осень к березе,
Пожелтеют листья и запоют - петь звук [а], развернув ладони параллельно
друг другу, разводя в стороны на усиление и,
приближая, на затихание.
Заденет осинку, покраснеют
Листочки и запоют. - петь «о» с разведением рук
Прикоснется к рябинке,
покраснеют ягоды и заголосят
разными голосами - петь гласные звуки на разной высоте
Взмахнет руками осень, завоет
Ветер - петь «у» по волнистой дорожке
Закачаются, заскрипят старые деревья -штро-бас
И полетят на землю листочки
разноцветным
дождем. -петь гласные звуки сверху вниз «глиссандо»
М.р.: Ребята, мы с вами своими движениями, голосом прославляем красоту осени. Осень часто называют красавицей, царицей, а еще капризою зовут. А почему капризою? (ответы детей)
Давайте с вами о разном настроении осени споем в песне. Споем с настроением,с задором.
Песня «Осенняя шуточная»
(на картине «ожили» краски в букете рябиновых листьев под звучание волшебной музыки)
Музыкальный руководитель: Ребята, наша картина оживает! Мы на правильном пути!
Чем еще славится осень?
Дети : Урожаем овощей и фруктов.
Так давайте будем славить урожай осени.
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а ответы нужно петь, но не всем сразу, а кого я попрошу.
Загадки про овощи(песенная импровизация)
(педагог импровизирует голосом загадку, ребенок пропевает ответ)
В огороде у Федоры покраснели (помидоры)
А на грядках у Филата много разного (салата)
А у бабушки у Фёклы четыре грядки (свеклы)
А у дядюшки Бориса очень много есть (редиса)
А у Маши и Антошки две гряды (картошки)
Музыкальный руководитель: Ребята, а где овощи вырастают?
Дети: в огороде.
Музыкальный руководитель: А какие овощи поспевают?( ответы детей)
- Поиграем с вами в огород? Давайте разделимся на три огородные команды, я вам раздам карточки, и вы будете хвалить свой урожай и нужно не просто проговорить овощи, а придумать интонацию и звучащие жесты.
Речевое упражнение «Огород»
(форма рондо)
(детям раздаются карточки с изображением овощей)
Рефрен: Что за чудо огород, -проговариваем все вместе с жестами
Что здесь только не растет? по показу.
Эпизоды:
- Каждая команда проговаривает свой текст по карточкам со ЗЖ.
- Озвучивание только жестами.
- Одновременно три команды хвалят свой урожай –эффект «базара».
Музыкальный руководитель: Ребята, а что мы еще знаем про огород?
Дети: Песню.
Музыкальный руководитель: Давайте ее споем и проинсценируем, одевайте маски овощей.
Песня «Весёлый огород»
Музыкальный руководитель: А теперь давайте сядем, отдохнем и подкрепимся. Я «поставлю» перед вами вазу с фруктами. И чего в ней только нет! Вы по очереди будете брать фрукт или ягоду и пробовать, а мы все будем по мимике и движениям отгадывать, кто что ест.
Игра «Угадай, что ем?»
Музыкальный руководитель: Ребята, а в какую игру вы еще любите играть?
Дети: В чучело.
Игра «Чучело».
Ой, там ужасный кто-то.
Он похож на бегемота.
Отчаянный на вид.
Наверное, бандит.
В огромной шляпе драной.
На жерди деревянной.
Чучелу наскучило
Воробьев пугать.
Очень хочет чучело с нами поиграть. Чучело догоняет детей (движения по тексту придумывают дети)
Музыкальный руководитель: Ребята, смотрите, на нашей картине яблоки стали красными! У нас все получается! Теперь осталось «оживить» часть картины с дождем. Что мы про дождь знаем? (дети предлагают изобразить дождь на инструментах)
Музыкальный руководитель: Настоящие музыканты, прежде чем играть произведение разыгрывают свои пальцы. Давайте и мы поиграем с пальчиками и расскажем про дождь.
Пальчиковая игра «Дождь».
(проговаривать каждую строчку со своим настроением по мимическим картинкам, играя пальчиками)
Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку.
Испугал большую кошку.
Вымыл зонтики прохожим.
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город чистым стал.
Дождик кончился, устал.
М.р.: Ребята, а дождик это музыка?
Дети: Музыка природы.
Произведение композитора Делиб «Пиццикато» поможет нам изобразить дождик с помощью музыкальных инструментов.
Оркестр «Дождь»
Танец «Тучка»
(вся картина становится красочной)
- Вот что значит сила любви и музыки! Наша картина ожила, краски заиграли Подведение итогов. Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами так старались славить осень, что все краски на картине вновь засияли.
Вам было интересно? Что вы узнали нового, чему научились новому? Что вам понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось, как вы занималисьА теперь мы попрощаемся и споем «до свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год
На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...
Конспект занятия по теме «Музыка осени» на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности на основе элементарного музицирования.
Конспект музыкального занятия по теме "Музыка Осени"Цель: Способствовать развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста во всех видах музыкальной деяте...