Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"
статья по рисованию (старшая группа) по теме
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обеспечения наилучшего результата в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_melkaya_motorika.docx | 28.4 КБ |
raboty_detey.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обеспечения наилучшего результата в работе.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений: таких как, например, рисование, письмо, вязание и др.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Также развитие мелкой моторики является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»- сказал В. А. Сухомлинский. И действительно,от развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень развития мелкой моторики. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Педиатры и психологи бьют тревогу: в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией, проблемами с письмом и нарушениями речи стало на порядок больше, чем 30-40 лет назад. Это хорошо видно по количеству детей, которые нуждаются в логопедической помощи.
В настоящее время в нашей старшей логопедической группе 16 детей с общим недоразвитием речи (ОНР III ) Дети пришли к нам в группу в прошлом 2014 на два года. При обследовании детей в начале года было выявлено, что большую сложность для них представляют движения пальцев рук, то есть слабо развиты мышцы пальцев. Диагностика по изобразительной деятельности показала, что умения и навыки большинства детей не соответствует их возрасту, а у некоторых осталась на уровне трехлетних детей. Поэтому развитие мелкой моторики стало одной из наших важнейших задач.
Ведь систематическое развитие мелкой моторики служит не только механическому укреплению кисти руки, но и:
-способствует четкому артикуляционному укладу;
- улучшает иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);
-активизирует речевой двигательный отдел коры головного мозга; -нормализует психику ребенка;
-оказывает общее оздоравливающее действие;
-учитывая пластичность ЦНС ребенка, помогает корректировать основной дефект речи.
. . В игре и изобразительной деятельности, а не против воли ребенка, с радостью, не травмируя психику маленького человека, укрепляя кисти и пальцы рук, мы совершенствуем речь, родной язык, способствуем сознательному усвоению богатейшего словарного запаса.
Развитие мелкой моторики влияет на развитие умственных способностей детей, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить и реализовывать замыслы, на потребность в полноценном речевом окружении и общении, на усвоение нового вида речи - письменной, в конечном итоге - на формирование человека.
Поэтому нами проводится целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики как в изобразительной деятельности,так и в других видах деятельности у детей нашей группы, что способствует развитию речи, интеллектуальных способностей, формированию знаний об окружающем мире и изобразительном искусстве , а самое главное - подготавливает детей к успешному обучению в школе.
Развитие мелкой моторики детей на занятиях по
изобразительной деятельности: рисовании, лепкеу аппликации.
Все занятия по рисованию, лепке, аппликации подбираются в соответствии с лексической темой недели и служат для ее закрепления.
Рисование.
На занятиях по рисованию я использовала не только традиционные, но и нетрадиционные техники. Эту работу я делала целенаправленно, чтобы познакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. В учебный процесс были включены самые необычные средства изображения: свеча, пастель, угольные карандаши, ватные палочки, поролоновые тампоны разной формы, трафареты, зубные щетки для набрызга, коктельные трубочки, для выдувания пузырей, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию,
воображение, снимает отрицательные эмоции, а также способствует развитию мелкой моторики. Дети, пользуясь при рисовании различными предметами, должны правильно и по-разному их держать, манипулировать ими, делать разный по силе нажим, например: восковые мелки, довольно твердые — нажим должен быть достаточно сильным. Пастель мягкая, крошится, и нажим должен быть очень легким, так как мелок может просто развалиться в руках. На занятиях по рисованию я использовала различные техники:
-Рисование гуашью;
-Рисование акварелью;
-Рисование с использованием акварели для фона и гуаши;
-Рисование восковыми мелками;
-Рисование восковыми мелками и акварелью;
-Рисование фломастерами, цветными карандашами;
-Рисование свечой и акварелью (фон);
-Рисование гуашью методом «примакивания» кистью;
-Рисование гуашью жесткой кистью методом «тычка»;
-Рисование гуашью методом печати через трафарет;
-Рисование гуашью, используя оттиски поролоном;
-Рисование пастелью;
-Рисование угольными карандашами;
-Выдувание цветных пузырей коктейльными трубочками и мн. др.
Аппликация
Аппликация играет важнейшую роль в развитии мелкой моторики у детей. В старшем дошкольном возрасте аппликация значительно усложняется и обогащается. Навыки, приобретенные в процессе выполнения аппликации из бумаги, а также продолжение совершенствования мелкой моторики руки, воображения и мышления, позволяют ребенку не только создавать интересные по содержанию композиции, но и за счет овладения новыми приемами работы с различными материалами делать изображаемый образ более выразительным и красочным
. Основной задачей в работе со старшиши дошкольниками является подготовка к школе, поэтому аппликация из природных материалов (листьев, семечек арбуза, тыквы, дыни, крупы, и т.д.) особенно полезны для развития координации, точности движений и силы нажима руки ребенка. На занятиях, наряду с обычными видами аппликации мною использовалась:
-Мозаичная аппликация из бумаги;
-Мозаичная аппликация из круп;
-Обрывная аппликация по контуру;
-Обрывная аппликация кусочками;
-Аппликация из мятой бумаги;
-Аппликация из скрученной бумаги;
-Аппликация из скатанных бумажных шариков;
-Аппликация из ниток;
-Аппликации из природных материалов, таких как листья, крупы, окрашенные крупы, семена, крыльчатки растений, спички, кунжут, и т.д.).
Лепка
Лепка - одно из самых любимых и полезных для детей занятий. Лепка развивает мелкую моторику кистей и пальцев рук, а также зрительное восприятие, воображение, память, наблюдательность, глазомер и творчество ребенка. Дети старшего дошкольного возраста уже могут передавать объемность в лепке, делая свою поделку очень выразительной. Основная цель моей работы в старшей и подготовительной группе заключается, прежде всего, в том, чтобы научить детей лепить из целого куска, оттягивая или вдавливая характерные детали с помощью пальцев. Также я стараюсь научить детей передавать в лепке движения фигурок и различные мелкие детали в дополнение к общей форме. Например, в коллективной лепке «На арене цирка» каждый ребенок не только хорошо передал движение своего персонажа (фокусника, дрессировщицы, клоуна, цирковой лошади, льва и др.), но и дополнил образы различными мелкими деталями (см. приложение).
Также на занятиях я стараюсь чаще использовать нетрадиционный метод лепки - пластилинографию.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятие лепкой с младшего возраста, дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Использование пальчиковой гимнастики с предметами для
развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной
На занятиях по изобразительной деятельности во время физкультминуток я использовала пальчиковую гимнастику с различными предметами (кистью, свечой, нитью, коктейльной трубочкой, поролоновой губкой, штампами и т.д.). Например:
С кисточкой:
Над бумажным над листом ( взять кисточку и помахать ей вправо- влево)
Машет кисточка хвостом ( помахать кисточкой вверх- вниз)
И не просто машет, а бумагу мажет( потопать кисточко по листу бумаги)
Красит в разные , ух, какая красота!( имитировать рисование на листе)
С мятой бумагой:
Листок бумаги мы сминаем ( Смять листок бумаги руками)
И в шарик дружно превращаем.( покатать из него комок)
Бумаги мятой наш комочек
На ёжика похож уж очень! (Показать друг другу)
Не дадим ему скучать, (Имитация тычкования получившимся бумажным шариком на ладошке
Мы им будем рисовать! другой руки) и т. п.
Создание развивающей среды в логопедической группе.
Понятие “развивающая среда” означает создание необходимых условий для развития ребенка. В нашей логопедической группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности, соответствовала новым ФГОСам и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Особое внимание мною было уделено уголку изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять все необходимые изоматериалы и заниматься художественной деятельностью. В уголке в свободном доступе для детей находятся различные предметы и материалы для творчества детей и развития мелкой моторики. Это обводки, трафареты, печатки, штампы, поролоновые тампоны, ватные палочки, коктельные трубочки, кисти клеевые и для рисования, зубные щетки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашевые и акварельные краски, пластилин. Положены разные виды бумаги: белая, цветная, гофрированная, картон и др. и различный бросовый материал. Так же я сделала специальные папки с раскрасками по тематикам для девочек и мальчиков. Были подобраны книги с рассказами о художниках, иллюстрациями картин, различная развивающая литература по изобразительной деятельности и народному прикладному искусству, предметы народного искусства. Мною были сделаны пооперационные карты по рисованию и пособие, знакомящее детей с работой художника. Они призваны помочь детям в обучении рисованию. Начиная с простых форм и их комбинаций, дети легко переключаются на все более сложные изображения. Доступность и легкость позволяет любому ребенку научиться рисовать животных, цветы, человечков. Для каждого ребенка в группе были куплены тетради со штриховками для еще лучшего развития мелкой моторики рук.
В логопедическом уголке собрано большое количество пазлов на различные темы, разного уровня сложности, для девочек и мальчиков, чтобы каждый ребенок группы мог найти себе то, что соответствует его возможностям, желаниям , настроению.Пазлы развивают мелкую моторику, внимательность, тренируют умение сосредоточиться, усидчивость и мышление, умение воссоздать из частей целое. Мы собрали там также большое количество разнообразных игр- шнуровок.Например, игра «Шнур—затейник »позволяет развивать мелкую моторику и одновременно обучает грамоте, так же как и игры – пазлы « Сложи букву», «Сложи слово из слогов».
В группе для игр детей предлагается большое количество разнообразных мозаик: обычных и не совсем, где детали в виде цилиндриков, в виде шестиугольников, логические, магнитные «Построй город», « Сложи картину,а также мозайки обучающие, например «Чтение- математика» Играя в эти мозайки дети учатся складывать слова, считать и развивают одновременно мелкую моторику.
Для познавательной деятельности детей есть много игр, когда познание сочитается с развитием мелкой моторики.Например: Игры- пазлы « Сложение и вычитание», « Цифры», «Сложи цифру»,» Время»; игры « Сложи квадрат», « Колумбово яйцо», « Танграм», « Сложи узор», «Геометрическая мозайка», игры –вкладыши- пазлы «Развитие»: « Лягушка», «Бабочка» . « Петушок», «Профессии» и многие другие.
Вывод:
Планомерная и систематическая работа по развитию мелкой моторики детей важна и необходима, особенно в логопедических группах. Применяя все изложенное на практике , уже через полгода мы заметили улучшение развития мелкой моторики у детей нашей логопедической группы:
-Кисть руки у детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность движений обеих рук;
-Движения стали более скоординированными. Это отразилось на всех видах деятельности детей, как на развитии навыков самообслуживания, так и на результатах совместных занятий. Детям стали доступны более сложные виды рисования, аппликации, лепки, например, аппликации из природных материалов, круп и т.д., пластилинография и многие другие.
-Дети стали намного лучше рисовать, штриховать, раскрашивать, не заезжая за контур, лепить, владеть ножницами, кистью, карандашом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год
На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...
Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...