Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Харламова Ольга Герасимовна

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»                

                         «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности».

                        Цель:  Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы

в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»                 в разделе «Музыкальное развитие».

 «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности».

Составитель: Харламова Ольга Герасимовна

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

Санкт-Петербург

2018 год

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы

в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»                 в разделе «Музыкальное развитие».

 «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности».

Цель:  Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:  

  • Совершенствовать восприятия музыки.
  • Развивать творческое воображение и способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями(слуховыми, эмоционально-двигательными, зрительными) и звуковыми,  пластическими,  графическими образами.
  • Сформироваать навыки выражения радости, грусти, злости и их распознавания, совершенствовать способность управлять своими чувствами, эмоциями.
  • Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
  • Развивать  произвольность поведения.
  • Совершенствовать  воображение, символические представления, креативность.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки.
  • Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.
  • Развивать внимание и логическое мышление – операции анализа и синтеза; умение обобщать предметы по определённому признаку, упражнять в исключении предметов, не имеющих данного характерного признака.
  • Активизировать словарь детей за счёт слов: (плачущая, шуточный)

  • Используемые технологии:

  • Методические разработки Картушиной М.Ю.
  • Методические разработки Тютюнниковой Т.Э.
  • Программа « Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.
  • Парциальная авторская программа  «Музыкальные шедевры» Радыновой  О.П.
  • Мнемотехника
  • Проектная деятельность в рамках проекта « Развитие эмоциональной сферы детей».
  • Компьютерные технологии  внедрение мультимедиа презентаций в образовательный процесс.
  • Авторские разработки.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Методические приемы:  

  • Использование стихотворения  для выразительного чтения для развития интонационной выразительности, создания эмоции радости, знакомство с понятием «шуточный».
  • Использование мнемотехники, моделирования песни.
  • Использование графического изображения музыкального произведения для работы над ритмом и различения  направления мелодии (вверх, вниз).
  • Использование  вокально-хоровых упражнений на формирование правильной осанки.
  • Использование  вокально-хоровых упражнений
  • Использование координационно-речевого упражнения для развития доброжелательных отношений между детьми,  совершенствования умения координировать движения с речью, создания эмоции радости.
  • Использование хороводной игры «Козелок» для развития  умения         взаи модействовать, развития интонационной выразительтности, творческой активности.
  • Танцевально-игровая композиция «Улыбка» музыка В. Шаинского слова М. Пляцковского. Для развития эмоциональной выразительности обогащения эмоциональной сферы положительными эмоциями.

Предварительная работа: 

  • Изучение литературы соответствующей тематики
  • Систематизация использования музыкально-дидактических игр и упражнений по возрастам.
  • Разработка конспектов «сценариев» с использованием дидактических игр и упражнений.
  • Подбор музыкального репертуара по различным видам музыкальной деятельности.
  • Подготовка наглядного материала для мультимедийной презентации.
  • Подготовка наглядного материала.
  • Подготовка диска CD с фонограммами.

 Виды деятельности: музыкально-художественная (слушание музыки, распевание, пение, музыкальная  игровая, музыкально-ритмическая  двигательная,  танцевально-игровая,  музицирование, коммуникативная,   познавательно-исследовательская.

Входят дети, встают врассыпную, в шахматном порядке.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми песенкой: Здравствуйте, ребята!

                                                 Дети отвечают :   Здравствуйте.

Музыкальный руководитель и  дети здороваются с гостями: Здравствуйте, гости.

         Гости отвечают:  Здравствуйте.

Музыкальный руководитель:  чтобы   настроение  у нас   стало весенним, солнечным,  мы  с солнышком поздороваемся.

                   Коммуникативная координационно-речевая игра: « Здравствуй, солнце ясное!»

                                                                  Ход игры

Здравствуй, солнце ясное!              Дети поднимают правую руку.

Здравствуй, весна красная!            Поднимают левую руку.

Небу синему – привет !                   Скрещивают руки над головой.

Всем хотим мы дать совет:        Протягивают руки вперёд, затем ставят на пояс.  

Чтобы день удачным был,            Отводят правую руку, ставят на пояс, затем

Чтобы каждый вас любил            левую руку в  сторону, ставят на пояс.

Не сердитесь, не ругайтесь,        Грозят пальцем  вправо-влево.

А почаще улыбайтесь !                 Протягивают ладони вперёд.

Музыкальный руководитель (предлагает сесть на стульчики)

    (  На экране пиктограммы с разными эмоциями.)

Музыкальный руководитель обращает внимание на разное настроение пиктограм.

Спрашивает, как дети догадались, что такое настроение у данной пиктограммы.  

Музыкальный руководитель (предлагает послушать стихотворение и определить, какое настроение у стихотворения).

                             Наш товарищ Валерий Петров

                             Никогда не кусал комаров

                             Комары же об этом не изнали

                            И петрова всё емя кусали.  (П.Синявский)

Какое настроение у стихотворения? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель:  конечно, настроениевесёлое, шуточное. Поэт пошутил.

Давайте   исполним  музыкальную шуточку. Наш оркестр  будет играть не на музыкальных инструментах, а на бумажных листочках.

                                 (Раздать бумажные листочки  детям).

Как настоящий оркестр мы попробуем исполнить , глядя на партитуру.  

Исполнить  ритм 2-ой музыкальной части по партитуре.

          Шумовой оркестр  « Шуточка»  музыка Е. Селиванова.

Музыкальный  руководитель предлагает отгадать музыкальные загадки «Угадай по звучанию»  (скрипка, пианино  , саксофон)

            (На экране  изображения скрипки, пианино, саксофона).

Музыкальный руководитель:   Музыканты очень любят пошутить. Какой мы знаем весёлый шуточный танец с музыкальными инструментами?  (Дети отвечают).

                    (Одеть шляпки мальчикам)

                             Танец с саксофонами.

  (Дети садятся на стульчики)

   ( Раздать театральные маски с различными эмоциями  по 3 каждому ребёнку (грусть, радость, злость)).

Музыкальный руководитель:  Мы сей час послушаем музыку П.И. Чайковского « Болезнь куклы», а вы подумайте, какая по настроению музыка?

                  Слушание    « Болезнь куклы» П.И. Чайковский

Музыкальный руководитель: какая музыка?  (дети отвечают).

У вас в руках картинки-маски, покажите мне, пожалуйста картинку с таким же настроением, как у музыки «Болезнь куклы». (Дети показывают).

                   (На экране картинка гномика с грустным настроением).

Музыкальный руководитель:  Действительно, у музыки грустное настроение, плачущее.  Как будто девочка плачет. (Сыграть, выделить плачущую интонацию).  Давайте споём эту плачущую

Песенку со словами: “заболела кукла Маша”.

Музыкальный руководитель предлагает послушать ещё музыку этого же композитора. Напомните мне, пожалуйста, кто композитор музыки « Болезнь куклы», « Марш деревянных солдатиков». (Дети отвечают).
Мы послушаем музыку  Петра Ильича Чайковского «Баба Яга», а вы подумайте, у какой маски-картинки  такое же настроение, как у музыки.

                           «Баба Яга» музыка П.И. Чайковского (Фонограмма).

Музыкальный руководитель:   Покажите, у какой  картинки  такое же настроение, как  у музыки.

       (дети показывают  маски-пиктограммы).

                           (  На экране картинка  «Баба Яга» )

Музыкальный руководитель:   Да, музыка  изобразила нам злую Бабу Ягу. Она  будто летит на своём помеле.

                           (Собрать картинки у детей)  

                      ( На экране звери разными эмоциями)

Что-то мы совсем загрустили. Здесь у меня нарисована  весёлая песенка.  Посмотрите, что за песня здесь  нарисована?

                Песня « Улыбка»  В. Шаинский (Мнемотехника).

(Дети отвечают).

Музыкальный руководитель : Будем  под эту песню танцевать?  (Ответ детей)

                                              Тогда выходите,

                                               Гостям  улыбку подарите!

             Танцевально-игровая композиция «Улыбка» В. Шаинский.

                                           (Дети садятся)

Музыкальный руководитель:   Чтобы настроение стало совсем хорошим, мы с вами поиграем.

Я вас буду спрашивать на языке  какого-то животного, а тот, кого я спрашиваю, мне ответит  .

    Кошка, хочешь молока Мяу?

    Ребёнок отвечает: мяу!  (утвердительно).

Любит лаять твой щенок Гав?

Ребёнок отвечает:  гав!  (утвердительно).

Выбираю я тебе, бе?

Ребёнок отвечает:  бе!  (утвердительно).

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в русскую народную игру «Козелок».

                  « Козелок»  русская народная хороводная игра

Музыкальный руководитель:    Настроение у нас хорошее? (Ответ детей).

Давайте пригласим наших гостей на танец и поделимся  с ними хорошим настроением.

                 Коммуникативный танец   «Потанцуй со мною»  композиция С.Коротаевой.

(Дети садятся)  

Музыкальный руководитель:   Здесь на столе стоят коробочки с разными  эмоциями.  Я вам сейчас раздам цветочки , а вы положите в ту коробочку с тем  настроением, которое вы больше всего любите.

                Дети кладут цветочки в коробочку с настроением.

Сюрприз для детей.

Музыкальный руководитель:  на прощание мы вам пожелаем  счастья!

    Музыкально-ритмическая композиция:  « Мы желаем счастья вам». Композиция                          Л.А. Кустовой.                  

Дети выходят из зала.

         

Оборудование:  

  1. Дидактическая игра-лото «Театр настроений» по количеству детей.
  2. Иллюстративный материалк музыкальным произведениям для слушания «Мир музыкальных образов»  Конкевич С.В.
  3. Мнемотехника, моделирование песни «Улыбка» музыка В.Шаинского

Слова М.Пляцковского.

  1. Графическое изображение ритма и направления мелодии 2- части музыки  «Шуточка»  музыка  Е.Селиванова
  2. Телевизор
  3. Флешкарта
  4. Электронные образовательные ресурсы  аудио диск (CD), флешкарта.
  5. Набор иллюстраций: «Музыкальные инструменты»
  6. Портреты композиторов
  7.  Музыкально-дидактическая игра «Зоопарк настроений»

     

Список используемой литературы:

  1. Вокально-хоровая работа в детском саду  Картушина М.Ю.
  2. Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие Картушина М.Ю.
  3. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет

Картушина М.Ю.

  1. Мир музыкальных образов  Конкевич С.В.
  2. Internet
  3. Элементарное музицирование с дошкольниками «Тутти»

 Тютюнникова Т.Э.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

музыкальное занятие для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

.Развитие коммуникативных умений и навыков.2.Знакомство с эмоцией «гнев».3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека....

Музыкальное занятие для развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:1.     Уточнить представления детей о назначении отдельных органов.2.     Воспитать интерес к собственной личности.3....

музыкальное занятие для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цели*Создание благоприятной атмосферы на занятии..*Развитие коммуникативных умений и навыков, умения  работать в группе.*Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека*Обучать выражению р...

Музыкальное занятие для развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Создать радостное, эмоциональное настроение;Развивать умение преобразовывать знакомые формы в новый образ (Нетрадиционная техника изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превр...

музыкальное занятие для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

1.       Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.2.       Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, уди...