Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
статья
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней профориентации, а также этапы деятельности, реализуемые на базе МБОУ "ЦО № 34" (ДО "Колибри")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hodakova_statya.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ходакова Лола Михайловна,
педагог-психолог,
МБОУ «ЦО № 34» (ДО «Колибри»), г.Тула, Тульская область
Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности
(ранняя профориентация)
В настоящее время происходит активный процесс модернизации российского образования. Особенно инновационная деятельность происходит в сфере дошкольного образования. В связи с введением федерального государственного стандарта 17.10.2013 г., который направлен на достижение такой цели, как «повышение социального статуса дошкольного образования», перед педагогами встала задача «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» (дошкольного и начального общего образования), а также «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».
Целью федерального проекта «Успех каждого ребенка», который входит в национальный проект «Образование» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Развитие личности на всех возрастных этапах взаимосвязано с профессиональным самоопределением, так как дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем этап. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца. Однако в дошкольных учреждениях формирование представлений осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Также педагогами не учитывается, что знания о той или иной профессии не могут дать гарантий, что ребенок в будущем будет работать в той деятельности, которая ему по душе. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана и в педагогике. В связи с этим, как педагоги нашего дошкольного учреждения мы поставили перед собой задачу разработать систему работы по выявлению, поддержке способностей детей к разным видам деятельности.
Исходя из того, что ФГОС ДО направлен на создание условий развития ребенка, которые открывают возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, мы можем выделить главную цель психолого-педагогической деятельности.
Цель - создание условий для выявления способностей у детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности, обеспечение реализации интересов, склонностей дошкольников закладывающие основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) разработать систему мониторинга для выявления и развития способностей у детей дошкольного возраста к разным видам деятельности;
2) разработать и составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей;
3) скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в выявлении способностей у детей к разным видам деятельности;
4) разработать план мероприятий, способствующий развитию способностей и талантов воспитанников детского сада.
Следует отметить, что ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру различных видов труда, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Для того чтобы цель и задачи были успешно реализованы нами были выделены психолого-педагогические условия, а именно:
- организация целенаправленной системы деятельности по выявлению старших дошкольников, имеющие способности и склонности к различным видам деятельности;
- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления активности ребенка;
- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательности и заинтересованности со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем;
- использование личностно-ориентированного подхода при психолого-педагогическом сопровождении ребенка;
- индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, в повседневной жизни;
- взаимодействие с родителями воспитанников дошкольного учреждения.
Система деятельности по выявлению и поддержке способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности строится с учётом следующих принципов:
1) принцип комплексной диагностики. Изучение всех сфер ребенка (познавательной, эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной);
2) принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
3) принцип доступности, достоверности и научности знаний;
4) принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
5) принцип диалогичности. Возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат;
6) принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры);
7) принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Далее нами были определены этапы работы и срок их реализации.
I этап «Подготовительный»: сентябрь - октябрь 2020 г.
Данный этап включал в себя анализ комплекса психолого-педагогических условий в ДОО, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников. На «Подготовительном» этапе проводился:
- анализ научно-методической литературы по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- анализ имеющегося опыта работы педагогов;
- наблюдения, анализ продуктов детской деятельности старших дошкольников, направленные на выявление склонностей и способностей, нацеленность дошкольника на будущую профессию;
- разработка индивидуального образовательного маршрута;
- изучение рынков востребованных профессий г. Тула.
II этап «Организационно-внедренческий»: октябрь - декабрь 2020 г.; январь – апрель 2021 г.
На данном этапе организовалась психолого-педагогическая диагностика. После создание комплекса психолого-педагогических условий ранней профориентации воспитанников ДОО, поиск наиболее эффективных форм работы.
В этот период проходило непосредственно психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет):
- диагностика специальных способностей детей;
- внедрение и корректировка индивидуальных образовательных маршрутов;
- создание лэпбуков «Предприятия г. Тулы»;
- проект «Серфинг по профессиям».
III этап «Итоговый»: май 2021 г.
На данном этапе планируется анализ результатов работы по созданию психолого-педагогических условий по выявлению и развитию способностей детей в разны видах деятельности с последующей корректировкой, а именно:
- разработка рекомендаций для родителей;
- анализ профессиональной деятельности педагогических работников ДОО, которые оказывают влияние на выявление и поддержку способностей детей в разных видах деятельности;
- анализ влияния созданных психолого-педагогических условий для выявления и поддержки способностей детей.
В ходе проведенной работы было выявлено, что разработанная система работы может стать основой для поддержки и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на базе дошкольного учреждения. Выделенные нами психолого-педагогические основы смогут способствовать повышению уровня индивидуальных достижений дошкольников в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.;
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004;
3. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63;
4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.;
5. Шадрина Н.В, Степанова Н.В, Гильманова О.Л. и др. Лаборатория профессий. Конспекты образовательной деятельности: «Экстренные и дорожно-патрульная службы», «Сельское хозяйство», «Металлургия», «Машиностроение». 6-7 лет. Методическое пособие / Н.В. Шадрина, Н.В. Степанова, О.Л. Гильманова. – М: ООО «Русское слово - учебник», 2020 – 112 с. – (ФГОС дошкольного образования. ПМК «Мозаичный парк»);
6. Шадрина Н.В, Степанова Н.В, Гильманова О.Л. и др. Лаборатория профессий. Конспекты образовательной деятельности: «Сфера образования», «Медицина», «Сфера обслуживания». 5 - 6 лет. Методическое пособие / Н.В. Шадрина, Н.В. Степанова, О.Л. Гильманова. – М: ООО «Русское слово - учебник», 2020 – 112 с. – (ФГОС дошкольного образования. ПМК «Мозаичный парк»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...
Этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Воспитан...
Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов".
В данной статье рассказывается родителям как можно с помощью разных видов рассказывания способствовать развитию связной речи у детей....