Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
методическая разработка (подготовительная группа)
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения детей между собой и педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.
Использование занимательного игрового материала позволяет включить ребенка в разнообразные виды детской деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др., что также соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности указано как один из принципов дошкольного образования. (ФГОС ДО пункт 1.4.7.) В качестве игрового занимательного материала можно использовать разнообразные камешки: натуральные и декоративные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_habalonova_o.n.docx | 1013.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Название | «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков» |
Актуальность | Дети дошкольного возраста - маленькие исследователи, которые с радостью открывают для себя мир. Они любознательны от природы и полны желания узнавать новое. В процессе активной познавательной деятельности дети приобретают новые знания. Важнейшей предпосылкой этой деятельности является познавательный интерес. В ФГОС ДО нас видим портрет дошкольника, который представлен как личность активная, любознательная и заинтересованно- познающая мир. Такие результаты невозможно достигнуть без формирования познавательного интереса детей. Ведь именно в дошкольном возрасте познавательный интерес становятся побудителем деятельности. Поэтому перед педагогом ставится задача создания РППС, которая обеспечит «игровую познавательную и творческую активность всех воспитанников» (ФГОС ДО 3.3.4) Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску. Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [18]. «Бесспорно, то, что наука сама по себе увлекательна, но только для того, кто углубился в неё, кто овладел её методом, а не для того, кто «лишь стоит в её преддверии». По отношении к нему нужно искать дополнительные средства в виде занимательности, которая побуждает мысль работать». (Г.И. Щукина) Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения детей между собой и педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. В качестве игрового занимательного материала можно использовать разнообразные камешки: натуральные и декоративные. Камешки являются интересным, доступным материалом для сенсорного развития, и к тому же многогранным материалом для множества маленьких затей. Давно замечено, что дети часто собирают различные камушки и играют с ними, их привлекает всё таинственное, а камни несут в себе какую-то неведомую энергетику. Декоративные камешки можно применять для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Использование камешков в разных видах деятельности способствуют развитию сенсорных способностей, внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук детей. Так же работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А это все входит в структуру познавательного интереса, ведь по мнению Г.И. Щукиной познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: • интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства; • эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; • регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; • творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов. Исследования психологов и педагогов (Л. И. Божович, А. А. Люблинская и другие) доказывают, что развитие познавательного интереса тесно связано с развитием наблюдательности памяти, внимания, любознательности. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов Несмотря на то, что данный занимательный материал прост и доступен, только в области познавательного развития камешки способствуют решению следующих задач:
Конечно, эти задачи можно решить и другим способом, но камешки помогают организовать процесс интересно, продуктивно, с огромным удовольствием для ребенка. |
Цель | Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования занимательных камешков |
Задачи |
|
Общее описание: ключевые положения | Старший дошкольник, познавательный интерес, виды детской деятельности, занимательный материал – камешки (Природные и декоративные). |
Необходимое обеспечение при применении методического материала | Занимательный материал: разнообразные камешки |
Практическая значимость представленного материала, ожидаемые результаты | Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что в ней представлен занимательный материал по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков. |
Применимость в массовой педагогической практике | Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных учреждений и родителям. |
Возможные сложности при использовании материала | Ограничения в использовании материала могут быть связаны с несоблюдением техники безопасности при использовании занимательного материала дошкольниками в самостоятельной деятельности. |
Список использованных источников |
Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.
педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, И. А.Сорокин. - Просвещение, Москва, 1988.
лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В.Белошистая. - М.: 2003.
старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3.
педагогические теории, системы, технологии : учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б.Котова, Шиянов Е. И. – Москва: Издательский центр: «Академия», 2009.
способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У –Фактория, 2006.
|
Приложение № 1
Использование камешков в разных видах детской деятельности.
- Использование камешков в игровой и познавательно – исследовательской деятельности
Развитие пространственных представлений «Муха в клетке» В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат |
«Математическое лото» Цель: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, устный счет, умение соотносить количество с цифрой. |
«Сравни камни» Задачи: познакомить детей со свойствами природных камней; развивать восприятие разных модальностей, наблюдательность, внимание, мыслительные операции сравнения, группировки и обобщения, мелкую моторику пальцев рук. Оборудование: морские камешки. Ход игры. Предлагаю детям рассмотреть и ощупать камни, рассказать о своих ощущениях, сравнить разные качества нескольких камней. Затем предлагаю разложить камни на кучки по одному признаку группировки. При увеличении количества признаков для группировки игра усложняется. |
«Продолжи ряд» Задачи: развивать зрительное внимание, мыслительные операции анализа и обобщения. Оборудование: камешки. Ход игры. Предлагаю ребенку продолжить выложенный в определенной последовательности ряд из камней. Начинаем с простых рядов: а) большой, маленький, большой; б) светлый, темный, светлый. Затем предлагаем продолжить более сложные ряды: 2 маленьких светлых, 1 большой темный, 2 маленьких светлых и другие. В дальнейшем ребенок может сам придумывать и выкладывать логические ряды. |
«Графический диктант» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. |
«Весёлый счёт» Выложить столько камешков на столе, сколько: - У человека носов? - Сколько пальцев на одной руке? на двух? - Сколько ушей у собаки? - Сколько глаз у кошки? - Сколько крыльев у птицы? - Сколько ножек у стола? и т. д. |
Использование камешков при изучении лексических тем. «Собери по образцу» |
«Мозаика» Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество, способствовать развитию самостоятельности в работе. |
«Лабиринты» |
Коммуникативная деятельность и речевое развитие
«Крестики – нолики» Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве, умение договариваться с партнером, принимать поражение. |
Игровые упражнения «Напиши слово», «Выложи букву» |
Составление предложений Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.
|
Звуко - буквенный анализ слов |
Двигательная и музыкальная деятельность
Сшить из прозрачной ткани «колбаску». Наполнить «колбаску» камешками. |
Изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд
Использование в работе с детьми камешков развивает фантазию и творчество детей |
Рисование на камнях Этот нетрадиционный материал для рисования повышает интерес детей к изобразительной деятельности, дополняет представления о возможности использования камней, развивает тактильные ощущения ребенка, воображение и фантазию, технику рисования кистью. Можно рисовать на тёмных камнях чистой водой и наблюдать, как рисунок исчезает при её испарении. Можно предложить детям выбрать камешки любой формы и пофантазировать, рассказать, на что или на кого они похожи. С помощью красок и кисти дошкольники «оживляют» божью коровку или забавную мышку. Это может быть домик или машинка, весёлая мордочка котёнка, рыбка, птица. Детям очень нравится рисовать на камнях, их это просто завораживает, а рисунки получаются удивительными и очень красивыми. |
"Создание узоров на песке" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.
В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...
Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...
Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...
Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой
Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....
Методическая разработка "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами поисковой деятельности"
Методическая разработка для воспитателей ДОУ...
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...