План самообразования Тема: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через певческую и творческую деятельность» 2024 - 2025 год
материал (старшая группа)

В работе рассматриваются различные методики и подходы, направленные на формирование у детей интереса к музыке, развитие их вокальных данных, а также стимулирование творческого самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_samoobrazovanie_2024_-2025.docx20.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 "Сказка" города Котовска Тамбовской области.

План  самообразования

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через певческую и творческую деятельность»

Подготовила: Музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Попова М.В.

Котовск

2024

      Современные преобразования в обществе предъявляют к дошкольному образованию новые требования, связанные с подготовкой детей к школе.  Особое значение приобретает развитие творческих способностей, которые являются неотъемлемой частью общей структуры личности ребенка. Формирование и развитие этих способностей играют ключевую роль в его всестороннем развитии. В этом контексте певческая деятельность выступает как уникальное средство, способствующее раскрытию и развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста.

      Певческая деятельность и развитие творческих способностей неотделимы от социально-экономических и духовных процессов, формирующих современное общество. Пение, как форма  творчества, подразумевает поиск и выражение нового, того, что отсутствовало в индивидуальном и общественном опыте. Творческая активность рождает  нечто уникальное, являясь свободным искусством создания продукта, отражающего внутренний мир человека.  Важно понимать, что творчество не ограничивается лишь материальными и духовными достижениями, но также охватывает процесс самосовершенствования личности, прежде всего в духовной сфере. В контексте дошкольной педагогики и детской психологии проблема детского творчества приобретает особую актуальность.

      Пение занимает особое место в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.  Его доступность и естественность, тесная связь с игрой, делают его привлекательным и понятным видом деятельности. Занятия пением способствуют не только развитию музыкальных способностей, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребёнка в целом. Они развивают фантазию, воображение, память,  способствуют  выражению эмоций и формированию связной речи.

      Кроме того,  певческая деятельность способствует социализации детей, делает их более раскрепощенными и общительными, учит понимать и ценить окружающий мир. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают эффективность использования пения как основы развития общих способностей в дошкольном возрасте, когда искусство является наиболее доступным и действенным средством самовыражения и познания.

      Певческая деятельность, несомненно, представляет собой синтез различных искусств. Начиная с раннего детства, ребёнок погружается в мир музыки посредством колыбельных песен, пестушек и потешек, исполняемых матерью, бабушкой или другими близкими людьми. В современном мире, характеризующемся высокой интенсивностью, динамичностью и быстрой сменой социальных контекстов, певческая деятельность приобретает особую значимость. Она помогает ребёнку адаптироваться к многообразным организационным средам, приобрести необходимые навыки для разрешения конфликтов и создания комфортной социальной атмосферы.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что пение является эффективным средством решения многих воспитательных задач, способствуя развитию творческих способностей, речи, художественно-эстетического вкуса и интеллектуального потенциала ребёнка.

Цель: комплексное развитие творческих способностей детей посредством вокального искусства и расширение их знаний о музыкальных инструментах; раскрытие потенциала каждого ребёнка, стимулирование его креативного мышления и чувство ритма.

Задачи:

- Стимулировать естественные способности детей через музыкальное воспитание.

- Обеспечить возможность совместного пения детей и взрослых.

- Знакомство с разными жанрами вокального искусства (народные, классические, детские песни).

- Стимулировать творческое мышление при создании музыкальных инструментов.

- Формирование у детей понимания выразительных средств музыки и развитие их артистизма.

- Продолжать знакомство с различными музыкальными инструментами и техниками игры на них.

- Разработать сценарий концерта с участием родителей «Лучше всех», сочинить текст песни «Любимый садик», и сделать студийную запись этой песни.

Форма самообразования: индивидуальная.

Программа рассчитана на 1 год.

Мероприятия и действия, осуществляемые в ходе работы над темой:

- Анализ методических материалов по данной теме;

- Самооценка и детальный анализ проделанной работы по указанной теме;

- Взаимодействие с родителями: анкетирование, консультации, групповые обсуждения и проведение совместных мероприятий.

Отчетная форма по проведенной работе:

- Концерт с участием родителей  «Лучше всех»;

- Студийная запись песни «Любимый садик».

Ожидаемые результаты:

1. Овладение разнообразными методами и приемами развития творческих способностей детей в пении посредством музыкально-ритмических и певческих занятий. Развитие творческого потенциала и стремления применять полученные навыки в повседневной жизни.

2. Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности.

3. Обогащение методического арсенала новыми материалами и расширение музыкального уголка в музыкальном зале.

Перспективный план работы по самообразованию 2024-2025 год.

Месяц

Форма работы

Содержание работы

Практические результаты

сентябрь

«Влияние музыки на развитие ребёнка»

Подбор и изучение литературы по теме, а также анализ и планирование работы по музыкальному воспитанию детей.

Проведение анкетирования среди родителей для определения творческого потенциала семей.

октябрь

«Развитие творческого потенциала».

Организация конкурса рисунков на тему «Мой любимый музыкальный инструмент». Развивать у детей способность передавать свои чувства и эмоции через рисование.

Консультация для родителей и организация выставки детских рисунков на тему «Мой любимый музыкальный инструмент».

ноябрь

Мастер-класс «Создание шумовых музыкальных инструментов своими руками»

Подготовка мастер-классов для родителей, проведение индивидуальных консультаций и онлайн-консультаций в WhatsApp, демонстрация детям видеоролика «Музыкальные инструменты своими руками».

Усовершенствование музыкального уголка с добавлением самодельных инструментов и выражение признательности семьям воспитанников за активное участие.

декабрь

«Зимушка-зима».Создание собственных мелодий и песенок на зимнюю тему.

Применение креативного подхода и внедрение новых игр для стимулирования творческих способностей.

Посещение театра и оформление уголка «Слушаем вместе с ребенком».

январь

«Маленькие звёзды»

Развитие сценического мастерства, навыков выступления и пения перед аудиторией.

Постановка творческого номера с элементами театрализации, представление музыкально-театральной сказки.

февраль

Путешествие в 

волшебную Страну Красок!

Стимуляция ассоциативного восприятия и мышления, развитие умений выражать эмоции в разных формах творчества.

Создание видеоматериалов для детей и информационных папок для родителей на тему «Мы рисуем музыку».

март

Работа над вокальным мастерством и сценическим искусством.

Расширять знания детей о правильной технике пения, дыхании, используя игровые методы и распевки. Совершенствовать исполнительскую манеру, развивать навык самоконтроля. Улучшать координацию между слухом и голосом у детей.

Создание карточек с иллюстрациями.

апрель

Написание текста и студийная запись песни «Любимый садик»

Воспитывать любовь к музыке и закреплять полученные знания.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, размещение записи песни на личном сайте и презентация песни в музыкальном зале.

май

Совместный концерт с родителями – «Лучше всех».

Формировать у детей и их родителей эстетическое восприятие, поощрять совместное творчество.

Проводить индивидуальные беседы с родителями и вовлекать их в совместное участие в концертах.

Список литературы:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Пение в детском саду»М.2010.        

2.Антипина Е.А. «Музыкальные представления в детском саду» М.2010.

3. Вакуленко Ю.А.,Власенко О.П. «Музыкальные сказки в детском саду» Волгоград 2008.

4. Веракса Н.Е.,КомароваТ.С.,Васильева М.А., «От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду»,М, «Мозайка-синтез»;

5. Маханева М.Д. «Певческая деятельность в детском саду».М.2009.

6. Щеткин А.В. «Вокальная деятельность  в детском саду»М., «Мозайка-синтез»2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"

Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...

План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...