Работа музыкального руководителя с одаренными детьми
статья по музыке
Опыт работы музыкального руководителя с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_v_detskom_sadu.docx | 10.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Одаренные дети - дорога в будущее
Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. Музыкально одаренные дошкольники часто проявляют способности к театральной, хореографической и другим видам художественной деятельности.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
• выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
• подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
• актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида). Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.
1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):
• Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества
• Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
1. инициативность - безынициативность;
2. креативность, эвристичность - репродуктивность;
3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;
4. спонтанность - аккуратизм;
5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность
• Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
1. заинтересованность
2. инициативность
3. активность
4. творчество
Теплов выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Несмотря на это, нужна особая диагностика одаренных детей, а именно – по результатам дополнительных занятий в кружковой и индивидуальной деятельности. Ведь только при такой организации музыкального воспитания в ДОУ возможно качественное развитие музыкально одаренных детей!
Музыкальный материал, предлагаемый детям на дополнительных занятиях не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбираться он должен с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала.
В нашем ДОУ я являюсь руководителем вокального кружка "Звонкие голоса". Ко мне дополнительно приходят ребята, чтобы в непринужденной форме и в творческой атмосфере развивать свои музыкальные способности. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов. Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию. В работе с одаренными детьми применяю специальные упражнения для развития всех трех компонентов по Б.М. Теплову:
- на развитие ладового чувства музыкально-дидактическая игра "мажор. минор", "эхо",
-на развитие музыкально слуховых представлений программа "Азбука - потешка",
-на развитие чувства ритма музыкально-дидактическая игра "Матрешки". Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.
Результатом занятий в вокальном кружке, являются победы и участия в конкурсах и фестиваля города, республики и дистанционные всероссийские конкурсы.
Огромную роль в раскрытии и развитии музыкальной детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее: он очень любознателен; любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи; его речь очень развита, большой словарный запас; во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ; настойчив в достижении поставленной цели; у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики; может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило; обладает богатой фантазией и воображением; рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера; его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми. Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов и родителей зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.
музыкальный руководитель
Дмитриева Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...
Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми.
Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОО с детьми»
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствов...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Организация работы музыкального руководителя с одарёнными детьми
Одарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы онвы...
Организация образовательной работы музыкального руководителя с одаренными детьми в ДОУ
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация ...
Анализ работы музыкального руководителя с одаренными детьми
Анализ работы с одаренными детьми...