Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми.
материал на тему
Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_rabota_s_muzykalno.docx | 23.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ№18 Трубиной Н.А, «Подснежник» г. Канска
РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Актуальность
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.
Исходя из этого, музыкальный руководитель должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, и родителей.
Я хочу рассказать о своём опыте работы с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Наш детский сад открылся всего два года, и в группы к нам пришли в основном «домашние» дети, которые прежде не посещали детский сад. Каждодневное наблюдение за детьми на занятиях, в свободной деятельности в группе, на улице, беседы с родителями помогли постепенно отметить детей, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании. В младшей группе таких детей оказалось еще мало: Мосензова Ева, в средней:Перепечко А, Кирилов К, в старшей группе таких детей было трое – Бенедицкая В Щепеткова М. и София З.
Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала индивидуальную работу, которая предполагает в дальнейшем:
- участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
- подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.
Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей. Было отмечено, что все дети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.
На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план индивидуальной работы и поставлена основная цель занятий - формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.
А также выделены задачи работы:
- создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
- помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
- работа над сценической пластикой, мимикой.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
– приобрела: дидактический материал по распевкам, мульти медиа материал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;
– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).
Были определены методы достижения поставленных задач:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
- Расширение диапазона;
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- Усиление насыщенности звука;
- Полетность;
- Улучшение вибрато;
- Большая певучесть звука;
- Свобода;
- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
- Голосоведение;
- Метроритм, темп;
- Тембр;
- Динамика;
- Фразировка.
4. Тренировка слуха
- Распевки;
- Слушание музыкальных произведений;
- Творческое сочинение мелодий;
5. Техника исполнения мелодии
- Применение дирижёрского жеста;
- Сольфеджио;
- Вокализы.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос
В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:
- Системность занятий.
- Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
- Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
- Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
- Креативность и эмоциональность педагога.
- Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
- Преемственность в работе с другими специалистами.
- Связь с семьей.
Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).
Занятия вокального кружка проводились два раза в неделю по 25 минут. И через четыре месяца была проведена диагностика музыкальных способностей (по методике О.П. Радыновой).
Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.
В прошлом учебном году две солисткт из нашего детскогосада принимали участие в вокальном конкурсе «Песенка, звени». И заняли 1 место!!!.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Способности ребенка в Ваших руках» и «Охрана детского голоса».
Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. У одной из солисток Маши В. мама очень любит петь и с удовольствием поддержала инициативу дочери спеть вместе с ней на празднике в детском саду. Для Марии это было очень сильной мотивацией выступить особенно хорошо. С ними была выучена песня «Доченька моя» и, несмотря на волнения мамы, дуэту рукоплескал весь зал.
В ходе беседы с родителями Маши им было предложено после окончания детского сада продолжить развитие вокальных способностей девочки в одном из городских учреждений культуры. И сейчас она успешно там занимается.
Заключение
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.
Список использованной литературы:
- Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство
«Планета музыки», 2007.
- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы музыкального руководителя «Работа над интонацией с детьми дошкольного возраста»
«Запоют дети – запоет народ»....
Основные направления работы музыкального руководителя в детском саду с детьми ОВЗ (Особенности возможностей здоровья)
В статье рассматриваются наиболее интересные и значимые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...
Организация образовательной работы музыкального руководителя с одаренными детьми в ДОУ
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация ...
Опыт использования нестандартного оборудования в работе музыкального руководителя
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Эффективность коррекционно - образовательной деятельности достигается осуществлени...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Использование в повседневной работе музыкального руководителя многообразия нестандартного оборудования способствует повышению результативности образовательной деятельности...
Опыт работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»
Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир...