Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОО с детьми»
статья
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил общее название: «здоровьесберегающие технологии». В своей работе музыкального руководителя использую систему музыкально- оздоровительной работы, которая предполагает использование на каждом музыкальном занятии различных здоровьесберегающих технологий, о которых и пойдет речь в этом материале.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Центр развития ребенка - детский сад №14»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Доклад на педагогическом совете
по теме:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОО с детьми»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Д.В. Ланчкина
2017г.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в развитии. Ведь качество жизни понимается нами не только как повышение благосостояния населения, но и как определённый уровень психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья. Здоровье же, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому очень важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
ДОО должна постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название: «здоровьесберегающие технологии».
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни является музыка. Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические песенки-распевки.
Их цель - подготовить голосовые связки к пению, упражнять в чистом интонировании определённых интервалов. Дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот приём можно использовать не один раз в течение занятия, при выполнении музыкально-ритмических движений, а также при организации других видов деятельности.
Рекомендуются также распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.
2. Дыхательная гимнастика.
Она позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В ДОУ рекомендуется применять упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
3. Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, И. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Пальчиковые игры
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
5. Физкультминутки
Физкультминутку проводят с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
6. Слушание музыки
При организации процесса слушания музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекается не только к выразительности музыкальных образов, характеру произведения, его строению, но и к возникшим ощущениям и их влиянию на состояние организма (чувство страха, волнения вызывают сердцебиение, а спокойная музыка восстанавливает дыхание и т. д.). После ознакомления с музыкальными произведениями детей обучают приёмам гимнастики, психогимнастики, игрового массажа
7. Игровой массаж
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
8. Речевые игры
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры (речевое музицирование) необходимы, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавить музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевые игры возможность пантомимы и театрализации. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
9. Валеологические песни
Их отличительной чертой является содержание. Оно направлено на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье. В работе использую музыкальное пособие М.Л. Лазарева «Здравствуй!».
10. Игры
Любимый вид деятельности дошкольников. Они тоже могут нести валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений, формированию здорового образа жизни.
Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъёме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
в соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесб...
Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе: актуальность темы, примерная схема музыкального занятия с применением здоров...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
(выступление на педсовете)...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»
Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...
Доклад на педагогическом совете по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольника".
Доклад на педагогическом совете по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольника"....