Кинезиологические упражнения в работе музыкального руководителя ДОУ
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Михалкинская Марина Евгеньевна

Современный мир постоянно меняется, с ним меняются и наши дети. Они очень активны, любят получать много информации. Чтобы занятие проходило интересно и продуктивно, было эмоционально заряжено, требуется искать новые подходы , одним из таких  здоровье созидающих методов  в работе музыкального руководителя являются кинезиологические упражнения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа средствами музыки в ДОУ

Коррекционная работа средствами музыки может включать в себя различные виды деятельности, такие как пение, игра на музыкальных инструментах, двигательные упражнения под музыку, музыкальные игры и т.д. Все эти виды активности способствуют развитию моторики, координации движений, восприятия звуков и ритма, а также эмоциональной сферы ребенка.

Особую эффективность при работе с детьми дают кинезиологические упражнения. «Кинезиологические» упражнения направлены:

 на развитие общей двигательной координации,

 формирование крупных согласованных движений двумя руками и ногами,

 развитие координации рук и ног,

развитие крупной моторики,

развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, с одновременным использованием речи и движений.

Музыка стимулирует когнитивные процессы у детей. Они учатся сосредотачиваться, анализировать и запоминать музыкальные элементы, что способствует развитию памяти, внимания и мышления.

Успехи в музыкальных занятиях помогают детям повысить свою самооценку и самоуверенность. Они видят, что могут достичь результатов и преодолеть трудности, что положительно влияет на их эмоциональное состояние и уверенность в себе.

Разнотипные движения расширяют резервные возможности функционирования мозга – развивают речь и музыкальное мышление.
Известны такие виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки
- Пальчиковые упражнения
- Упражнения на релаксацию
- Дыхательные упражнения
-Телесные упражнения
-Глазодвигательные упражнения
Каждое музыкальное занятие я начинаю  с ритуала – валеологической  кинезиологической песенки –распевки. (Имеется картотека). Это доступные для восприятия и воспроизведения  понятные и доступные тексты песен - распевок с приятной мелодией (мажорный лад). Данный ритуал приветствия «способствует объединению детей, настройки на активную определенную деятельность».

Перед упражнением дети входят в зал под бодрую музыку «Марш», образуя круг.

 Например, в моей картотеке есть  распевка: «Здравствуй!»
Муз. руководитель ( пропевает): Чтобы вежливыми быть, надо здравствуй говорить

И тогда в ответ вы услышите…?.. Дети (отвечают): Привет!

Здравствуй, солнце золотое!         Правая рука вверх

Здравствуй, небо голубое!              Левая вверх

Здравствуй, вольный ветерок!       По очереди «здороваются» с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок!       похлопывая друг друга по плечу,
Мы живем в одном краю                «Здороваются» кончиками, начиная с больших
                                                             
пальцев.
Всех мы вас приветствуем!       Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
 Когда дети запоминают ритуал приветствия, я меняю  движения, придумываю с детьми другие формы приветствий.

 На занятиях   под  веселую музыку я использую следующие упражнения для развития крупной моторики:

«Ухо – нос»

Правая рука касается кончика носа, левая – мочки
правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос,
хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Ножницы»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем
правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем
тоже с правой ногой и левой рукой

«Колено – локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем
правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем
тоже с правой ногой и левой рукой.

«Прыжки на месте»

Выполняются с одновременными движениями
руками и ногами:
 Ноги вместе – руки врозь, ноги врозь – руки вместе.
 Ноги вместе – руки вместе, ноги врозь – руки врозь.
 Ноги врозь и ноги вместе.
 Ноги врозь и ноги перекрещены – поочерёдно
правая и левая нога впереди.
 То же, но с аналогичным движением рук,
вытянутых прямо перед собой.

На занятиях со старшими дошкольниками я  применяю музыкально-подвижные игры, сочетающие в себе элементы кинезиологии. Так, дети старшего возраста с радостью поэтапно разучивают и  выполняют упражнение «Танец сидя» сначала в медленном темпе по показу педагога (со временем темп музыки ускоряется).

А.1-2 – хлопки ладошами по коленям,

3-4 -  хлопки в ладоши перед собой,

5-6  -  «ножницы» (перекрестные движения руками справа),

7-8 -   «ножницы» (перекрестные движения руками слева),

Б.1-2 – «погремушки» (имитация игры) справа,

    3-4 -  то же слева,

5-6 – «зайчики» (разгибание двух пальцев – «ушки» -  на правой руке, поднятой над головой)

7-8 – то же слева,

В. 1-2 – «пианино» (имитация игры на пианино) справа

3-4 - «пианино» (имитация игры на пианино) слева
5-6 – поклоны головой вправо

7-8 – влево,

Г. 1-2 – топнуть правой ногой,

3-4 топнуть левой ногой,

5-6 все встают,

7-8 – все садятся.

Можно играть 5-6 раз.

В отличие от малышей, для которых используются упражнения  с симметричными движениями,  старшим дошкольникам  я предлагаю, одновременные разнотипные движения рук.

Чтобы снять усталость и напряжение, мною применяется релаксационные упражнения. Используется классическая музыка: Т.Альбиони Адажио, И.С. Бах Ария из сюиты № 3, Дебюсси, Бетховен «Лунная соната» и др. Игры  «Облака», «Водопад» расслабляют, успокаивают, игры «Холодно-жарко», «Солнышко-тучка» и др. способствуют снятию напряжения. Правильно подобранная музыка усиливает положительный эффект коррекционного воздействия.

Таким образом, кинезиологические упражнения существенно помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, речь, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...