«Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС».
консультация по музыке
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Автор: Елена Геннадьевна Прокопченко,
музыкальный руководитель высшей категории
МДОАУ д/с № 20 города Свободного
Целевая аудитория: музыкальные руководители и воспитатели ДОУ.
Цель мастер-класса:
Трансляция опыта работы в ДОУ по нетрадиционному музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам нетрадиционные методы и приёмы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
•Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
• Разучить с педагогами музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.
Используемый материал: ритм палочки, ложки и маракасы, калька для «Бумажного оркестра», детские шумовые инструменты.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приёмов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я начинаю мастер- класс по теме «Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС» под девизом «Учим детей играя».
Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте.
Всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности.
Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения развивают внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Чем раньше ребёнок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом. Исходя из этого, я сделала вывод о том, что наиболее доступной формой занятий с детьми являются музыкально -ритмические игровые упражнения.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Итак, прошу внимания! Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте расскажу.
Дети любят эти упражнения, увлекут они и вас, вне всякого сомнения. И начать я хочу с музыкального приветствия с элементами игрового самомассажа.
Музыкальное приветствие «Доброе утро».
В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж под музыку. Умение детей общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, даёт новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.
Игровой массаж - это игра, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах) Давайте поиграем. Игровой массаж «Паучок», «Я рисую».
Значительная роль принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Логоритмические игры учат детей координировать движения со словом. Ведь разучивая игры, танцы и песни, дети двигаются в такт словам.
Логоритмические игры развивают вокальные способности детей, речь и артикуляцию, ритмический и фонематический слух, концентрирует внимание детей.
Я предлагаю взять в руки ритм палочку (карандаш) и нарисовать песню (придумать комбинацию ритмичных движений). «Я рисую».
В руках у нас клавесы (ритмические палочки) - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены Карлом Орфом.
Ритмические игры с палочками помогают решить комплекс педагогических задач, связанных с развитием чувства ритма, координации движений, мелкой и крупной моторики, а также творческих способностей у детей дошкольного возраста. Кроме того, игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей. Давайте поиграем.
Музыкально – ритмическая игра «Лошадки» «Солдатики».
«Это что ещё за звук» (приём «ритмическое эхо»)
Детям очень нравится выполнять эти упражнения с различными предметами, которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Это могут быть кубики, палочки, ударные музыкальные инструменты (ложки, бубны, барабаны, музыкальные молоточки).
Например: «Лесной оркестр» (чтению ритмических цепочек)
«Игра с кубиками» упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
У меня в груди, — вот тут, слышите? Часы идут.
Звук их радостен и тих. Только кто заводит их?
«Часики»
Ритмические игры с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки,
в правилах этих игр определено задание по воспроизведению)
Давайте поиграем. Игра «Ложки- маракасы»
Игры, направленные на активное восприятие и воспроизведение ритма музыкальной пьесы.
«Бумажный оркестр»
Stop and Go- движение-пауза.
Игра на остановку-замирание. Ритмические импровизации (придумать комбинацию ритмичных движений).
Детям настолько нравится эта игра, что никак не могут сдержать свои эмоции! 😀
Чем она хороша?
- Развивает координацию движений;
- Слуховое внимание;
- Тренирует два важнейших процессов ЦНС: торможения и возбуждения;
- Развивает коммуникативные навыки;
- Развивает фантазию и воображение;
- Можно играть как на воздухе так и в зале.
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Рефлексия.
В музыкально-ритмических игровых упражнениях ребёнок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребёнок начинает осознавать музыку через движение.
Вот и всё, я закончила мастер- класс,
И пора подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
Так давайте играть с детьми.
+
Наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим,
50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе логопеда
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. для успешной к...
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. Для успешной коррекц...
"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"
27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...
Собственное учебно - методическое пособие "Первоначальные игровые упражнения для развития музыкально - ритмического воспитания дошкольников"
"Первоначальные игровые упражнения для развития музыкально - ритмического воспитания дошкольников"...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
С прекрасным настроением и позитивными эмоциями я хочу познакомить вас со своим докладом «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации федерального государственного образовател...