Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
методическая разработка по информатике на тему

Зинова Наталья Анатольевна

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_v_rabote_muz_ruk_i_logopeda.docx18.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Подготовила: Зинова Н.А.  музыкальный руководитель ДОУ

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  •  коррекционно-развивающее;
  •  информационно-консультативное.

Выстраивая свою работумузыкальный руководитель и логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Можно выделить основные задачи:

Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.

Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Коррекционные: развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  •  формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  •  укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  •  коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  •  развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
  •  обучение умению связно выражать свои мысли;
  •  совершенствование мелкой моторики.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

  •  слухового внимания и слуховой памяти;
  •  оптико-пространственных представлений;
  •  координации движений;
  •  умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  •  фонематического слуха.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений,

  • мелких мышц руки, активизации внимания,
  • воспитания чувства музыкального ритма,
  • ориентировки в пространстве,
  • развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Впервые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Помимо традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединени...

План индивидуальной работы учителя- логопеда по профессиональной коррекции речи

План индивидуальной работы учителя- логопеда по профессиональной коррекции речи разработан на первый период учебного года....

Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ТЕМА: ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РАЗДЕЛЕ «МУЗЫКА»

Основная общеобразовательная программа Дошкольного Образования в соответствии с ФГОС требует систематического развития музыкальной восприимчивости, расширения музыкального кругозора, художественного в...

Консультация "Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений детей с ОВЗ"

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ положительную роль играют совместные  занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда....