Применение эвритмической гимнастики на дополнительных занятиях в ДОУ, как средства здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО
консультация по музыке

Михалева Валентина Викторовна

Развитие современного общества диктует особые условия организации  дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики.  На фоне этих прогрессивных изменений здоровьесберегающим технологиям, гармонизации личности ребенка должно уделяться достаточное внимание.  В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokaz_na_mo_po_evritmii.docx24.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 16»

        

                                        

                                

Применение эвритмической гимнастики на дополнительных занятиях в ДОУ, как средства здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО

Автор:

Михалева Валентина Викторовна,

 музыкальный руководитель

Ленинск-Кузнецкий городской округ, 2024

Развитие современного общества диктует особые условия организации  дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики.  На фоне этих прогрессивных изменений здоровьесберегающим технологиям, гармонизации личности ребенка должно уделяться достаточное внимание.  В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.

В настоящее время среди разных направлений часто используются родственные между собой направления ЛОГОРИТМИКА, НЕЙРОИГРЫ И ЭВРИТМИЯ, объединяющие одновременно работу с музыкой (ритмом), движениями и словом, то есть, влияющие на речевое, музыкальное и физическое развитие.  Хотелось бы рассказать про последнее направление - ЭВРИТМИЮ.

Эвритмия  - это  относительно молодое направление в логоритмике, возникшее в начале 20-ого века в Европе (Швейцарии, Швеции, Германии, Голландии). В переводе с греческого – эвритмия – это гармоничное движение, которое объясняет потребность человека от рождения придать своему телу музыкальный ритм, привести его в музыкальное созвучие с окружающим миром. А как найти способ выразить все чувства и эмоции, которые рождаются у нас в душе, когда мы слушаем музыку?  - через движение, созвучное красоте звука и его ритму и смыслу.

Основные задачи, решаемые на занятиях с  эвритмической гимнастикой:

- развитие чувства  ритма, пространственной ориентации, двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости); 

- навыков взаимодействия вдруг с другом;

- формирование и коррекция осанки,
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Эвритмическая гимнастика в ДОУ включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры,

- игры с речевыми звукоподражаниями,

- упражнения на развитие мелкой моторики и крупной моторики,

- артикуляционные упражнения,

- пространственная ориентация,

- социальные игры,

- игропластика,

- игротанцы,

- аэробика,

- общеразвивающие упражнения.

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением.

В эвритмии существует три направления:

- сценическое – как способ восприятия поэтического и музыкального материала в движении и в пространстве.

- педагогическое - укрепляет жизненные силы ребенка, развивает ловкость,

концентрацию внимания, улучшает мелкую моторику; координацию движения;

- терапевтическое - проводится с детьми ОВЗ представляет собой систему терапевтических знаний и двигательных упражнений. Последнее направление ведётся совместно с врачом.

Эвритмические упражнения в детском саду могут проходить на дополнительных занятиях, например, ритмикой, в танцевальном или театральном кружке, могут быть включены, как элемент занятия, в форме увлекательной истории, сказки, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движения.

Одним из существенных преимуществ эвритмической гимнастики, является минимальное количество противопоказаний, она не дает серьезных нагрузок на организм, но прекрасно влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Еще одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребенка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Познакомившись с этим направлением, можно сделать вывод, что эвритмическая гимнастика обладает определенным неиспользованным резервом в повышении эффективности  оздоровительной работы в ДОУ.

Вашему вниманию я предлагаю несколько эвритмических упражнений, используемых мною на занятиях в ритмической студии «зимней» тематики.

1.Музыкальная физминутка под мелодию русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок».

1 вариант:

Дети стоят в кругу, в руках у них ложки, которыми они выполняют движения на каждую строчку песни и припев. Слова разучиваются до разучивания движений и пропеваются.

  1. Как на тоненький ледок выпал беленький снежок – «поклон» сначала одной рукой, затем второй

Припев: Эх, зимушка-зима, зима снежная была – ложками «тарелочки», идем к центру

  1. Под ногами снег хрустит, на ладони снег летит – удары ложками по бедрам, затем над головой
  2. Снежный ком мы соберем и в снежки играть пойдем – перевернутыми горками ложек делают «снежок»
  3. Санки с горки полетят, повезут на них ребят – идут по кругу, ложки работают обычными ударами по ладони, шаг-удар

То  же самое можно выполнять без ложек, заменяя соответственно движения для рук и ног на хлопки и притопы. В последнем куплете взяться парно в «саночки».

2. Игра «Зимняя дорога» под песню «Ах, вы, сени мои, сени», с инструментами, движениями

Едем, едем на лошадке,

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок,

Цок, цок, цок!

(имитация движения езды на лошади, притопывая ногами / Ребенок играет на ложках)

Проигрыш – выполняются движения

Санки полозом скрипят, (имитация езды на санях /  Ребенок шуршит пакетом)

А бубенчики звенят ( Ребенок играет на бубенцах)

Шур-шур-шур,

Динь-динь-динь.

Проигрыш

Дятел застучал на ветке,

 Белка щелкает орешки.

Тук-тук-тук! (кулачками стучим друг о друга / игра на деревянных палочках)

Щелк-щелк-щелк! (щелчки пальцами / игра на кастаньетах или маракасах)

 Проигрыш

Едем, едем на лошадке,

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок,

Цок, цок, цок!

Ехали мы, ехали, и, наконец, доехали!

С горки – «У-ух!» (имитация движения езды на лошади, прыжок вперед и приседание )

В ямку – бух! (прыжок назад).

3. Упражнение «Зима». У детей в обеих руках палочки с лентами, стоят в кругу.

Под музыку «Танец с лентами» / «Allegreto» выполняем предварительно разученные различные движения палочками, изображая зимнюю погоду:

«Поземка» - легко работают палочкой внизу, над полом

«Снежинки» - сидя на одном колене, поднимают и опускают палочку прямо перед собой, крутя ленту волной

«Ветерок» - руки над головой, машут

«Метель» - подбегают к центру и назад, ленты кружатся

«Буря»  - легко бегут по кругу, держат левую руку внизу, правую – вверху

И произвольные движения

4.Игра «Инструменты подружились». Мелодия «Бубны». Дети стоят по кругу, чередуясь – с инструментом (бубен, колокольчик, треугольник, трещотка, др.) и без.

С началом мелодии  начинают играть на своем инструменте заданный заранее ритм. С окончанием фразы передают по кругу вправо / влево свой инструменти говорят «пе-ре-дал». Получается, что играющие и неиграющие чередуются по фразам. Получается, что в первую часть произошла смена 4 раза.

Вторая часть мелодии – те, кто оказались без инструмента, выходят в центр круга и выполняют любое танцевальное движение, а те дети, у которых инструменты, им играют. Окончание темы – все встают в круг, и опять начинается передача по фразам инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС ДО

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» ...

«Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Выступление на РМО инструкторов по физической культуре. Деловая игра "Здоровье - это здорово". Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков з...

"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"

Данная методическая разработка несет задачу формирования основ здорового образа жизни. в ходе образовательной деятельности. Разработана для детей средней группе детского сада....

"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"

Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л...

«Валеологическое образование детей старшего дошкольного возраста в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи вос...