Применение эвритмической гимнастики на дополнительных занятиях в ДОУ, как средства здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО
консультация по музыке
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений здоровьесберегающим технологиям, гармонизации личности ребенка должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokaz_na_mo_po_evritmii.docx | 24.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Применение эвритмической гимнастики на дополнительных занятиях в ДОУ, как средства здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО
Автор:
Михалева Валентина Викторовна,
музыкальный руководитель
Ленинск-Кузнецкий городской округ, 2024
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений здоровьесберегающим технологиям, гармонизации личности ребенка должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.
В настоящее время среди разных направлений часто используются родственные между собой направления ЛОГОРИТМИКА, НЕЙРОИГРЫ И ЭВРИТМИЯ, объединяющие одновременно работу с музыкой (ритмом), движениями и словом, то есть, влияющие на речевое, музыкальное и физическое развитие. Хотелось бы рассказать про последнее направление - ЭВРИТМИЮ.
Эвритмия - это относительно молодое направление в логоритмике, возникшее в начале 20-ого века в Европе (Швейцарии, Швеции, Германии, Голландии). В переводе с греческого – эвритмия – это гармоничное движение, которое объясняет потребность человека от рождения придать своему телу музыкальный ритм, привести его в музыкальное созвучие с окружающим миром. А как найти способ выразить все чувства и эмоции, которые рождаются у нас в душе, когда мы слушаем музыку? - через движение, созвучное красоте звука и его ритму и смыслу.
Основные задачи, решаемые на занятиях с эвритмической гимнастикой:
- развитие чувства ритма, пространственной ориентации, двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости);
- навыков взаимодействия вдруг с другом;
- формирование и коррекция осанки,
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
- формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Эвритмическая гимнастика в ДОУ включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры,
- игры с речевыми звукоподражаниями,
- упражнения на развитие мелкой моторики и крупной моторики,
- артикуляционные упражнения,
- пространственная ориентация,
- социальные игры,
- игропластика,
- игротанцы,
- аэробика,
- общеразвивающие упражнения.
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением.
В эвритмии существует три направления:
- сценическое – как способ восприятия поэтического и музыкального материала в движении и в пространстве.
- педагогическое - укрепляет жизненные силы ребенка, развивает ловкость,
концентрацию внимания, улучшает мелкую моторику; координацию движения;
- терапевтическое - проводится с детьми ОВЗ представляет собой систему терапевтических знаний и двигательных упражнений. Последнее направление ведётся совместно с врачом.
Эвритмические упражнения в детском саду могут проходить на дополнительных занятиях, например, ритмикой, в танцевальном или театральном кружке, могут быть включены, как элемент занятия, в форме увлекательной истории, сказки, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движения.
Одним из существенных преимуществ эвритмической гимнастики, является минимальное количество противопоказаний, она не дает серьезных нагрузок на организм, но прекрасно влияет на физическое и психическое состояние ребенка. Еще одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребенка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Познакомившись с этим направлением, можно сделать вывод, что эвритмическая гимнастика обладает определенным неиспользованным резервом в повышении эффективности оздоровительной работы в ДОУ.
Вашему вниманию я предлагаю несколько эвритмических упражнений, используемых мною на занятиях в ритмической студии «зимней» тематики.
1.Музыкальная физминутка под мелодию русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок».
1 вариант:
Дети стоят в кругу, в руках у них ложки, которыми они выполняют движения на каждую строчку песни и припев. Слова разучиваются до разучивания движений и пропеваются.
- Как на тоненький ледок выпал беленький снежок – «поклон» сначала одной рукой, затем второй
Припев: Эх, зимушка-зима, зима снежная была – ложками «тарелочки», идем к центру
- Под ногами снег хрустит, на ладони снег летит – удары ложками по бедрам, затем над головой
- Снежный ком мы соберем и в снежки играть пойдем – перевернутыми горками ложек делают «снежок»
- Санки с горки полетят, повезут на них ребят – идут по кругу, ложки работают обычными ударами по ладони, шаг-удар
То же самое можно выполнять без ложек, заменяя соответственно движения для рук и ног на хлопки и притопы. В последнем куплете взяться парно в «саночки».
2. Игра «Зимняя дорога» под песню «Ах, вы, сени мои, сени», с инструментами, движениями
Едем, едем на лошадке,
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок,
Цок, цок, цок!
(имитация движения езды на лошади, притопывая ногами / Ребенок играет на ложках)
Проигрыш – выполняются движения
Санки полозом скрипят, (имитация езды на санях / Ребенок шуршит пакетом)
А бубенчики звенят ( Ребенок играет на бубенцах)
Шур-шур-шур,
Динь-динь-динь.
Проигрыш
Дятел застучал на ветке,
Белка щелкает орешки.
Тук-тук-тук! (кулачками стучим друг о друга / игра на деревянных палочках)
Щелк-щелк-щелк! (щелчки пальцами / игра на кастаньетах или маракасах)
Проигрыш
Едем, едем на лошадке,
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок,
Цок, цок, цок!
Ехали мы, ехали, и, наконец, доехали!
С горки – «У-ух!» (имитация движения езды на лошади, прыжок вперед и приседание )
В ямку – бух! (прыжок назад).
3. Упражнение «Зима». У детей в обеих руках палочки с лентами, стоят в кругу.
Под музыку «Танец с лентами» / «Allegreto» выполняем предварительно разученные различные движения палочками, изображая зимнюю погоду:
«Поземка» - легко работают палочкой внизу, над полом
«Снежинки» - сидя на одном колене, поднимают и опускают палочку прямо перед собой, крутя ленту волной
«Ветерок» - руки над головой, машут
«Метель» - подбегают к центру и назад, ленты кружатся
«Буря» - легко бегут по кругу, держат левую руку внизу, правую – вверху
И произвольные движения
4.Игра «Инструменты подружились». Мелодия «Бубны». Дети стоят по кругу, чередуясь – с инструментом (бубен, колокольчик, треугольник, трещотка, др.) и без.
С началом мелодии начинают играть на своем инструменте заданный заранее ритм. С окончанием фразы передают по кругу вправо / влево свой инструменти говорят «пе-ре-дал». Получается, что играющие и неиграющие чередуются по фразам. Получается, что в первую часть произошла смена 4 раза.
Вторая часть мелодии – те, кто оказались без инструмента, выходят в центр круга и выполняют любое танцевальное движение, а те дети, у которых инструменты, им играют. Окончание темы – все встают в круг, и опять начинается передача по фразам инструментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС ДО
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» ...
Консультация для педагогов "использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО"
Консультации...
«Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Выступление на РМО инструкторов по физической культуре. Деловая игра "Здоровье - это здорово". Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков з...
"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"
Данная методическая разработка несет задачу формирования основ здорового образа жизни. в ходе образовательной деятельности. Разработана для детей средней группе детского сада....
"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"
Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л...
«Валеологическое образование детей старшего дошкольного возраста в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи вос...