«Валеологическое образование детей старшего дошкольного возраста в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО»
презентация к уроку (старшая группа)
Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_valeologiya.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Валеологическое образование детей старшего дошкольного возраста в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Василенко Наталия Алексеевна, воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с № 18
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Актуальность
ФГОС ДО "направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. " (см. п. 1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. " (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как в детстве происходит развитие и становление личности человека, все, что приобретено ребенком в детстве, в том числе и здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Для воспитания у детей заботливого отношения к своему здоровью, а также знакомства с азами анатомии и строения тела человека составлен перспективный план по Валеологии на год, в который входит 9 занятий, одно занятие в месяц. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно — ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; разработаны комплексы утренней гимнастики, артикуляционной, дыхательной и гимнастики пробуждения, дидактические и развивающие игры, собран иллюстрационный материал.
Главная цель заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться.
Задачи:
1. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
2. Дать детям элементарные сведения о своем организме.
3. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
4. Сформировать представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии мира. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно- двигательного восприятия.
5. Вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетаются с практическими заданиями (массаж, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, творческая деятельность) необходимыми для развития навыков ребенка.
В работе используется методическая литература: Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», Т.А. Шорыгина «Беседы о человеке с детьми 5-8 лет», энциклопедии «Как устроен человек», «Человек», «Моя первая энциклопедия», атлас «Тело человека», подобраны иллюстрации и картинки «Тело человека», «Эмоции», «Как устроен человек», «Продукты питания», «Продукты и витамины», собраны игры, загадки и художественный материал.
В работе применяются методы:
Наглядные: картинки, иллюстрации, энциклопедии, карточки;
Словесные: рассказы педагога, беседы, объяснения, загадки, стихотворения, литература сказки К. Чуковского, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Практические: включают упражнения, развивающие и дидактические игры, продуктивную деятельность детей.
Первое с чего начинаем знакомство по данной теме – это «Какие бывают люди?». Цель: познакомить с понятием люди, какие они бывают; что отличаются по возрасту, полу. Дать представление, что такое раса, нация. Воспитывать уважение и терпимость к окружающим.
Вторая тема: «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души». Здесь мы знакомим с органом зрения – глазом, органами чувств. Использую развивающую игру – лото «Будь активным и здоровым», «Упражнения для глаз», рисование по точкам.
3 тема: рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире», в котором знакомлю детей с важным органом чувств – ухом. Использую такие Д/И «Что услышал?», «Чей голос?», «Какой инструмент звучит?», а также картинки и иллюстрации. Дети очень любят играть в игру «Испорченный телефон», которая дарит массу положительных эмоций. Обязательно проговариваем правила ухода за ушами:
- не ковырять в ушах;
защищать от ветра,
сильного шума,
от попадания воды.
4 тема: «Наши умные помощники – органы чувств» В этой теме работаю над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно- двигательного восприятия.
Использую загадки: видеть папу, видеть маму.
Видеть небо и леса,
помогают нам (глаза)…
Д/И «Найди исправный светофор», «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?» (например, цвет – глаза, запах – нос; вкус – рот, язык; звук – уши; ощущения горячо – холодно – кожа), «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек». Игра «Будь активным и здоровым». Обязательно проговариваем культурно –гигиенические правила и технику безопасности.
Две темы «Что и как ест человек» и «Продукты питания» знакомят детей со здоровым, полезным питанием, витаминами, микроэлементами, пищевой пирамидой. Рассказываем о пользе молочных продуктов, рыбы, мяса, использую загадки о продуктах питания, стихи о хлебе, кашах
Угостим Наташу гречневою кашей.
Гречневая каша – кормилица наша!
С аппетитом ест Наташа нашу гречневую кашу.
Применяю картинки с витаминами А В С Д и продуктами, которые к ним относятся. Картинки и иллюстрации «Продукты», «Овощи, фрукты, ягоды». Д/И «Четвертый лишний», «Назови какой сок, салат», «Сварим борщ, компот», «Собери пиццу», пазлы «Из чего мы сделаны». Задания: раскрась овощи и фрукты из которых готовят салат, варят компот.
Следующие две темы посвящены качествам, характеру и эмоциям человека. Знакомлю с эмоциями, понятием эмоциональный, неэмоциональный. Провожу беседу о плохих и хороших качествах человека, тренируемся в определении своего настроения, рассказываем какая эмоция в данный момент и почему. Использую картинки «Эмоции», картинки – ситуации, чтение сказок Т.А. Шорыгиной «Веселый денек», «Как змей Горыныч добрым стал», «Бальные туфельки», «Тетушка – Заботушка» и другие, а также стихов, сотрудничаем с психологом Е.А. Лыковой, проводим предлагаемые ей игры на развитие эмоций.
Сделала лэпбук «ЗОЖ», в котором можно рассмотреть человека, назвать части тела, прочитать стихи о режимных моментах, отгадать загадки, рассмотреть картинки, как правильно чистить зубы, о полезных и вредных продуктах; сделать упражнения по схеме. Дети с удовольствием заканчивают стихи и рассказывают правила гигиены.
Работа с родителями:
1 Консультации: «10 Самых полезных продуктов питания для детей», «Утренняя гимнастика детям»
2 Памятки «Здоровое питание дошкольника», «В каких продуктах живут витамины», «Правила поведения за столом для дошкольников», «От чего зависит иммунитет ребенка?», «Витаминная семья».
3 Папки – передвижки по ЗОЖ.
4 Размещаю тематический материал на сайте детского сада.
5 сделала ролик с фото от родителей «Мой здоровый завтрак», материал выложен в инстаграм д сада.
Результат:
Дети внимательнее стали относиться к своему телу, следить за гигиеной, могут сами напоминать другим детям о необходимости мыть руки после туалета, прогулки. Понимают необходимость гигиенических процедур.
Появился интерес к познанию своих органов чувств. Понравилось с закрытыми глазами узнавать предметы по запаху. Заходя в детский сад, нюхают воздух и отгадывают, что готовят на кухне.
Понимают эмоции человека, бережнее относятся к глазам, знают: на улице грязными руками не трогаем глаза, аккуратно играем с песком. Собирают пазлы «Человек», каждый раз задают новые вопросы. Понимают необходимость в правильном и разном питании. Мы стараемся, чтобы процесс обучения доставлял удовольствие, положительные эмоции и не вредил здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
«Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1.5 - 3 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «РОМАШКА»
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1,5 - 3 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 2021-2022 учебный год
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотиваци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 (8) ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром лю...