Перспективное планирование по программе "Выразительное движение" автора Е. В. Горшковой.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Активное приобщение детей к танцевально – художественной деятельности происходит в детском саду, где предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает музыка. Воздействие музыки происходит, прежде всего, в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Мною было разработано перспективное планирование по программе "Выразительное движение" автора Е.В.Горшковой. предлагается два занятия по теме для дошкольников младшей группы и старшей группы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по программе
«Выразительное движение»
Е.В.Горшковой.
(4-5 лет, 6 лет, 7 лет)
Планирование по «Выразительному движению»
Младшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | «Игрушки» | 1 Развивать ориентировку в пространстве. 2 Знакомство с движением ,снимающим мышечное напряжение. 3. Передача образа и его характера в движении. 4. Развивать воображение. | Кукла Петрушка с мягкими руками и ногами, лошадка; англ. нар. песенка «Шалтай – болтай», С.Маршак «Мяч» |
«Игрушки» | 1. Знакомство с передачей образа(игрушки). 2. Знакомство с движениями, помогающими снимать мышечное напряжение. 3.Развивать ориентировку в пространстве. | Мяч, волчок; С.Маршак «Мяч» Н.Саконская «Волчок» | |
Октябрь | « Утро – вечер» | 1.Развивать воображение детей . 2.Побуждать самостоятельно, искать выразительные движения. 3. Обучать располагаться врассыпную. 4. Осваивать движения, помогающие снять мышечное напряжение.
| Народные песенки потешки: «Потягунушки», «Водичка», «Шалтай – болтай» |
Ноябрь | «Петушок» «Большие и маленькие крылья» | 1.Знакомство с приемами игрового взаимодействия. 2. Работа над образом петушка. 3. Развивать умение воспроизводить контрастный темп движения. 4. Осваивать движения, помогающие развивать мышечную раскованность. 1. Учить передавать размеры персонажей. 2. Развивать способность понимать язык движений. 3. Развивать умение произвольно управлять своим телом. 4. Продолжать учиться располагаться в рассыпную. | Кукла Петушок Фрагменты из Сюиты старинных танцев: Алеманд, Шутка, Вальс, Контр – танец, обработка плясовых «Полянка», «Барыня» Народная песенка «Петушок» Птичка - игрушка Фрагменты из Сюиты старинных танцев: Алеманд, Шутка, Вальс, Контр – танец, нар. плясовая «Барыня», С.Прокофьев «Птичка» |
«Кошка» | 1. Работа над образом. 2. Закрепить опыт игрового взаимодействия с куклой. 3. Развивать умение расслаблять мышцы тела. 4. Учить свободно, двигаться врассыпную. | Кукла « Кошка», стих «Кошка , как тебя зовут?» Фрагменты из Сюиты старинных танцев: Алеманд, Шутка, Вальс, Контр – танец, обработка плясовых «Полянка», «Барыня» П.Чайковский «Белая Кошечка» | |
Декабрь | «Кошка и птичка» | 1. Работа над образом. 2. Знакомство с жестом «уходи». 3. Знакомство с простейшими приемами воспроизведения сюжета. 4. Развивать умение двигаться «всем телом». | Фрагменты из музыки к балету А.Ш.Адана «Жизель» С.Прокофьев «Птичка», «Кошка» |
«Большие и маленькие» | 1. Осваивать приемы образного перевоплощения. 2. Знакомств с жестами прислушивания. 3. Знакомство с приемами исполнения сюжета по ролям. 4. Развивать раскованность движений и пространственную ориентировку. | Медведь, мишка – куклы Нар. потешка «Большие ноги» Фрагменты из музыки к балету А.Ш.Адана «Жизель» Фрагменты из Сонаты Г.Генделя, Дуэта Дж.Россини | |
Январь | «Отправляемся в зимний лес» | 1. Развивать воображение. 2. Побуждать к поиску пластических средств, передающих образы. 3. Развивать умение свободно двигаться «всем телом». 4. Осваивать движения друг за другом., врассыпную.
| Фрагменты из музыки к балету А.Ш.Адана «Жизель» А.Введенского «На лыжах», И.Токмаковой «Как на горке – снег» Фрагменты из Сюиты А.Пашкевича |
«Игра со снегом» | 1.Развивать воображение через освоение детьми действий с предметами (воображаемыми) 2.Развивать игровое взаимодействие. 3. Развивать умение двигаться «всем телом». | Фрагменты из музыки к балету Чайковского «Щелкунчик»: Гросфатер и отрывки из Сцены с танцами, П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» | |
Февраль | «Зайчик» | 1. Знакомство с «закрытым» и «открытым» положением корпуса. 2. Развивать способность понимать язык движений. 3. Побуждать к поиску выразительных движений. 4. Развивать ориентировку в пространстве | Зайка – кукла Тексты нар. песенки «Зайке холодно сидеть», В.Хорола «Зайчик», П.Чайковский: Вариация Феи Серебра(«Спящая красавица»), Вариация («Лебединое озеро») |
«Грустно – весело» | 1. Знакомство с выражением в движении персонажа. 2. Развивать способность понимать язык движений. 3. Побуждать к самостоятельному поиску выразительных движений. 4. Умение свободно двигаться | Фрагменты из музыки к балету Чайковского «Щелкунчик»: Гросфатер и отрывки из Сцены с танцами « Славацкая пляска», «Ах вы, сени» | |
Март | «Злой - добрый» | 1.Знакомить с движением, выражающим злость, доброту, тоску. 2. Продолжать побуждать детей к взаимодействию в воображаемой ситуации. | Фрагменты из музыки к балету П.Чайковского «Щелкунчик»: Марш, Детский галоп, Зажигание елки и другие Фрагменты из сонат А.Вивальди, Г.Генделя, Дж.Россини. |
«Солнце весной» | 1. Знакомство с пластическими способами передачи образа солнца. 2. Побуждать к поиску вариантов выразительных движений. 3. Произвольно напрягать и расслаблять мышцы. | П.Чайковского «Лебединое озеро» Стих В.Лифшица «Утро года», А. Бродского «Солнечные зайчики» «Утро» Э.Грига, «Солнечные блики» М.Зива | |
Апрель | «Подснежник расцветает» | 1. Знакомить со способом пластического образа расцветающего подснежника. 2. Развивать желание выступать перед зрителями. 3. Развивать умение произвольно напрягать – расслаблять мышцы. | Фрагменты из Сюиты старинных танцев: Алеманд, Шутка, Вальс, Контр –танец «Апрель» П.Чайковского |
«Игра с водой» | 1. Знакомить детей с движениями, изображающими капание дождя, игру с водой. 2. Знакомить с приемами игрового взаимодействия. 3. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | Фрагменты из музыки к балету А.Ш.Адана «Жизель» Вариация из балета П.Чайковского, Шум журчащего ручья | |
Май | «Птица и птенчики» | 1. Знакомить с выразительными движениями, передающими образ птенчика. 2. Продолжать развивать образно-пространственную ориентировку: построение в круг(«гнездо птицы). 3. Развивать у детей желание «выступать» перед «зрителями» и смотреть «выступления» сверстников и взрослых | Фрагменты из музыки к балету Чайковского «Щелкунчик»: Гросфатер и отрывки из Сцены с танцами; Фрагменты музыки к балету П.Чайковского: Вариации Феи щебечущая канарейка ,Принцессы Флорины; «Балет не вылупившихся птенцов» М.Мусоргского |
«Приглашение» | 1. Учить детей простейшим приемам парного взаимодействия: приглашению на танец. 2. Обратить внимание детей на важность направленности взгляда на партнера при (невербальном) общении. 3. Развивать умение двигаться «всем телом». | Петрушка - кукла Фрагменты из музыки к балету П.Чайковского «Щелкунчик»: Марш, Детский галоп, Зажигание елки и другие «Пойду ль выйду ль я» р.н.плясовая |
Средняя группа
Месяц | Тема | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | «Игрушки: лошадка» | 1. Подводить детей к поиску парного образно- пластического взаимодействия. 2. Знакомство с движениями, имитирующими причесывание шерсти, хвостика у лошадки. Побуждать к поиску дополнительных изобразительных действий «уход за лошадкой». 3. Развивать умение свободно двигаться «всем телом». | П.Чайковский «Спящая красавица»: №10, №12, Вариация 1 Д.Кабалевский «Смелый наездник» Стих А.Барто «Лошадка» |
«Игрушки: мишка» | 1. Продолжать знакомить с простейшей разновидностью «простейшего рисунка» парного образно-пластического взаимодействия. 2. Подводить детей к поиску и выразительному исполнению воображаемых игровых действий. 3. Побуждать к поиску характерных для «мишки» особенностей пластики. | П.Чайковский «Спящая красавица»: №10, №12, Вариация 1 П.Чайковский «Спящая красавица»: Танец (из Фарандолы №19) Стих А.Барто «Мишка» | |
Октябрь | «Играем с мячом» | 1. Знакомить детей с вариантами использования простейшего « рисунка» парного образно- пластического взаимодействия. 2. Побуждать к поиску выразительных движений. 3. Продолжать умение свободно двигаться «всем телом». | П.Чайковский «Спящая красавица»: №10, №12, Вариация 1 «Спящая красавица»: Кода Стих С. Маршак «Мяч» |
«Тряпичная и деревянная кукла» | 1. Побуждать к поиску выразительных движений. 2. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | Моцарт «Маленькая ночная серенада», менуэт, аллегретто, рондо; П.Чайковский «Щелкунчик»; 2 куклы | |
Ноябрь | «Как интересно» | 1. Знакомство с простейшим «рисунком» парного образно-пластического взаимодействия. 2. Создать условия для освоения детьми подготовительных действий к игре. 3. Побуждать детей выразительно передавать в мимике и пантомимике заинтересованность, удивление, вызванное «необычной игрушкой». | И.Гайдн.Концерт №4 для фортепиано с оркестром соль мажор: Адажио - фрагменты |
«Волк и заяц» | 1. Продолжать знакомить с использованием «простейшего рисунка». 2. Продолжать создавать условия для освоения детьми действий подготовки к игре 3. Побуждать детей выразительно передавать в мимике и пантомимике образы. 4. Продолжать развивать умение двигаться «всем телом». | И.Штраус, Венская кровь; императорский вальс (фрагменты) С.Прокофьев «Петя и волк»: Волк | |
Декабрь | «Иди сюда – до свидания» | 1. Знакомить детей с разновидностями « пространственного рисунка». 2. Побуждать детей подбирать знакомые жесты, подходящие по содержанию игровой ситуации. 3. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | И.Штраус, Венская кровь; императорский вальс (фрагменты) П.Чайковский «Спящая красавица»: Вариации из №8 |
Январь | «Давай дружить» «Играем со щелкунчиком» | 1. Знакомство с разновидностями «пространственного рисунка». 2. Знакомство со значением жеста руки « открытой ладонью». Продолжать знакомые жесты в игровой ситуации. 3. Выразительно передавать в мимике и пластике дружелюбие. 4. Продолжать развивать умение двигаться «всем телом». 1. Подводить детей к использованию основных разновидностей «пространственного рисунка». 2. Побуждать к выразительному исполнению игровых персонажей. 3. Продолжать подводить к освоению действий подготовки к игре. 4. Продолжать развивать умение двигаться всем телом. | И.Штраус, Венская кровь; императорский вальс (фрагменты) А.Адан «Жизель»: Вариации (из №7) П.Чайковский .Сцена и танец из балета «Щелкунчик» |
«Смешные скоморохи» | 1. Побуждать к свободной импровизации движений, которая выражает характерную особенность персонажа. 2. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | Е.Кузнецов. Сюита «Русские узоры» А.Аверкин «Скоморошина» | |
Февраль | «Колобок» | 1. Подводить к поиску вариантов «пространственного рисунка» поведения персонажей. 2. Побуждать к импровизации к пляске. 3. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | Е.Кузнецов. Сюита «Русские узоры» «Как у наших у ворот» (Фрагменты) |
«Март» | « Я тебя съем» «Кот и мыши» | 1. Подводить к подбору подходящих по смыслу жестов. 2. Побуждать к поиску особенностей пластики разных персонажей . 3. Знакомство с разновидностью «пространственного рисунка». 4. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». 1. Побуждать к соблюдению особого «правила игры», при изображении разнохарактерных персонажей. 2. Подводить к разыгрыванию целостного сюжета. 3. Побуждать выразительно исполнять роли. | Е.Кузнецов. Сюита «Русские узоры» «Как у наших у ворот» (Фрагменты) Дж.Боттезини. Финал из Большого концертного дуэта для скрипки, контрабаса и оркестра |
«Тянем – потянем» | 1. Повторять известные детям жесты. 2. Знакомство со способом образно-пластического взаимодействия (сотрудничество, помощь). 3. Побуждать к выразительности жестов. 4. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | Е.Кузнецов. Сюита «Русские узоры» Уральская плясовая «Полянка», обр. Л.Окаемовой (Фрагменты) | |
Апрель | «Лиса похищает петушка» | 1.Знакомство с разновидностями «пространственного рисунка» 2. Продолжать знакомить со способами условного изображения конфликта. 3.Побуждать к выразительному исполнению игровых образов 4. Продолжить развивать умение свободно двигаться «всем телом» | Моцарт «Маленькая ночная серенада», менуэт, аллегретто, рондо, аллегро Л.Яначек Сюита из оперы «Приключения лисички – плутовки» |
Май | «Котик спасает петушка» «Кот, петух и лиса»» | 1. Продолжать знакомиться с разновидностями «пространственного рисунка» парного взаимодействия 2. Побуждать к выразительному исполнению игровых образов и пластического взаимодействия. 3. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». 1. Побуждать детей к выразительному разыгрыванию сюжета по ролям , с передачей в движениях настроений героев и особенностей пластики каждого | И.Штраус, Венская кровь; императорский вальс (фрагменты) Л.Яначек Сюита из оперы «Приключения лисички – плутовки» Л.Яначек Сюита из оперы «Приключения лисички – плутовки» |
«Секрет» | 1. Побуждать детей самостоятельно выстраивать «пространственный рисунок» парного образно пластического взаимодействия. 2. Продолжать осваивать жесты шептания и прислушивания, исполняемых партнерами во взаимодействии друг с другом, а также повторять жесты вглядывания вдаль, прислушивания (к звукам пространства). 3. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом». | А.Адан «Жиэель»: №4, 4 - бис, 5 (фрагменты) В.А.Моцарт Си бемоль мажор: Андантина грациозо (фрагмент) |
Старшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | «Лепим из глины» | 1. Знакомство со способом парного взаимодействия. 2. Развивать способность чутко воспринимать партнера. 3. Повторять подготовительные действия к игре. | Сюита старинных танцев: Контртанец, Алеменд, Англез, Шутка, Вальс, Контрданс - экосез |
«Приготовление теста» | 1. Подводить к детальному изображению процесса «приготовления теста». 2. Побуждать искать соответствующие способы парного взаимодействия. 3. Развивать выразительность исполнения движений «всем телом». | Сюита старинных танцев: Контртанец, Алеменд, Англез, Шутка, Вальс, Контрданс - экосез | |
Октябрь | «Выпекание колобка» | 1. Знакомить со способами взаимодействия трех партнеров. 2. Побуждать к поиску и выразительному исполнению движений. 3. Продолжать развивать свободное движение «всем телом». | Сказка «Колобок» «Как у наших у ворот»,обр. А.Курченко Сюита старинных танцев: Контртанец, Алеменд, Англез, Шутка, Вальс, Контрданс - экосез |
«Колобок – встречи в лесу» | 1. Знакомить со способами взаимодействия трех партнеров. 2. Побуждать к поиску и выразительному исполнению движений. 3. Продолжать развивать свободное движение «всем телом». | В.Нестеров «В хороводе»; Н.Вязьмин «Полька – кадриль» (фрагменты) | |
Ноябрь | «Облака» | 1. Развивать у детей умение «постоянно переходить» от одного движения к другому. 2. Побуждать к творческому исполнению образа. 3. Продолжать развивать свободное движение «всем телом». | К.Дебюси «Облака» А.Адан «Жизель»:Вариации, Финал, Кода - посл.часть (фрагменты) |
«Превращение птиц» | 1. Знакомство со способами изображения «волшебного превращения». 2. Подводить детей к самостоятельному нахождению новых способов для превращения образов. 3. Развивать выразительность исполнения образов разных птиц. | А.Адан «Жизель»:Вариации, Финал, Кода - посл.часть (фрагменты) Чайковский «Спящая красавица» | |
Декабрь | «Утка» | 1. Продолжать осваивать с детьми способы изображения постепенного «превращения». 2. Развивать выразительность исполнения образа утки. 3. Продолжать развивать умение двигаться «всем телом». | С.Прокофьев «Петя и волк» Утка А.Адан «Жизель»:Вариации, Финал, Кода - посл.часть (фрагменты |
«Утка и птичка спорят» | 1. Продолжать осваивать способы пластического изображения. 2. Подводить детей к нахождению вариантов парного взаимодействия. 3. Учит анализировать выразительность исполнения образов. | С.Прокофьев «Петя и волк» Птичка,Утка Сюита старинных танцев: Контртанец, Алеменд, Англез, Шутка, Вальс, Контрданс - экосез | |
Январь | «Кошка» | 1. Развивать мягкость и пластичность движений, передающих характер образа. 2. Побуждать придумывать варианты отдельных выразительных движений. | Чайковский «Спящая красавица»: Танец фрейлин и пажей, выход |
«Волк, утка, кошка» | 1. Продолжать знакомить со способами взаимодействия персонажей. 2. Продолжать развивать умение организовывать игровое пространство. 3. Развивать выразительность исполнения. | С.Прокофьев «Петя и волк» Чайковский «Щелкунчик»: Марш, Танец, Сцена - окончание | |
Февраль | «Волшебные цветы» | 1. Побуждать к поиску выразительных движений, изображающих изменение образа. 2. Подводить к творчеству, «решению» танца волшебного цветка. 3. Развивать выразительность исполнения образа в целом. | Чайковский «Щелкунчик»: Вальс цветов, марш, Танец, |
«Цветы и ветер» | 1. Побуждать к поиску выразительных движений, передающих изменение образа. 2. Развивать выразительность исполнения образа в целом. 3. Подводить к использованию условно игрового взаимодействия. | Чайковский «Щелкунчик»: Марш, Танец, Сцена - окончание | |
Март | «Волшебные превращения» «Баба Яга» | 1. Знакомство детей со способами пластического изображения процесса «волшебного превращения». 2. Знакомство со способами взаимодействия. 3. Развивать пластическую выразительность. 1. Знакомить детей со способами воплощения фантастического существа Бабы Яги. 2. Развивать выразительность исполнения, включая в образное движение «все тело». 3. Побуждать к поиску способов воплощения образа Бабы Яги. | Чайковский «Спящая красавица»: Танец фрейлин и пажей, выход П.Дюка «Ученик Чародея» Чайковский «Спящая красавица»: Танец фрейлин и пажей, выход Чайковский «Детский альбом»: Баба Яга |
Апрель | «Добрая волшебница» | 1. Знакомить со способами воплощения фантастического существа «Доброй волшебницы». 2. Развивать выразительность исполнения . 3. Побуждать к поиску способов воплощения образа Доброй волшебницы. | Чайковский «Спящая красавица»: Танец фрейлин и пажей, выход Выход фей |
«Добрая волшебница 1» | 1. Знакомить со способами воплощения фантастического существа «Доброй волшебницы». 2. Развивать выразительность исполнения . 3. Побуждать к поиску способов воплощения образа Доброй волшебницы. | Чайковский «Спящая красавица»: Танец фрейлин и пажей, выход Финал Пролога | |
Май | «Добрая волшебница 2» | 1. Подводить детей к нахождению способов разыгрывания развернутого сюжета с участием противоборствующих персонажей. 2. Побуждать к выразительному исполнению характеров персонажей и их взаимодействия, к выявлению нюансов поведения каждого. | Чайковский «Спящая красавица»: Танец фрейлин и пажей, выход Финал Пролога |
Подготовительная группа
Месяц | Тема | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | «Лепим из глины» | 1. Развивать способность чувствовать партнера в образно-пластическом взаимодействии. 2. Побуждать к поиску творческих решений. | Н.Вязьмин «Полька – кадриль» |
«Старый, молодой» | 1. Развивать выразительность исполнения в передаче двигательной пластике. 2. Побуждать к творческому поиску выразительных деталей. | Н.Вязьмин «Полька – кадриль» «Камаринская» р.н.м. | |
Октябрь | «Дед и бабка» | 1. Развивать пластическую выразительность в передаче образов деда и бабы. 2. Побуждать к поиску деталей, обогащать образ. | Н.Вязьмин «Полька – кадриль» «Как у наших у ворот» Обр. А.Курченко |
« Иван» и «Жар птица» | 1. Знакомить со способом условно-сценического взаимодействия партнеров. 2. Побудить к поиску выразительных деталей в изображении действий. | В.Моцарт .Концерт №2 для клавесина с оркестром, си бемоль мажор. Кассация №1 соль мажор | |
Ноябрь | Слушание сказки «Петя и волк» с музыкой | 1. Создать условия для возникновения у детей представления о целостности сюжета и последовательности эпизодов сказки. | С.Прокофьев «Петя и волк» |
«Петя и дедушка» | 1. Развивать выразительность образов. 2. Побуждать к творческому поиску двигательно- пластических деталей в воплощении образов. | В.Моцарт .Концерт №2 для клавесина с оркестром, си бемоль мажор. Кассация №1 соль мажор С.Прокофьев «Петя и волк» | |
Декабрь | «Петя, волк и птичка» | 1. Продолжать осваивать способ условно- сценического взаимодействия партнеров. 2. Развивать выразительность исполнения образов и взаимодействия персонажей. | В.Моцарт .Концерт №2 для клавесина с оркестром, си бемоль мажор. Кассация №1 соль мажор С.Прокофьев «Петя и волк» |
«Завершение» | 1. Знакомить детей с завершающим эпизодом сказки «Петя и волк», используя их, как пример построения «развязки». 2. Побуждать детей к выразительному исполнению этих эпизодов по ролям. | В.Моцарт .Концерт №2 для клавесина с оркестром, Симфония №24 си бемоль мажор. Кассация №1 соль мажор С.Прокофьев «Петя и волк» | |
Январь | «Зеркало» | 1.Развивать умение чутко воспринимать ( понимать) партнера | С. Джоплин. Стоп – тайм. Переложение для скрипки и фортепиано Ю. Смирнова И.Бах – Г.Малер Сюита |
«Пластичный – механический» | 1. Развивать умение передавать контрастную манеру исполнения движений. 2. Развивать исполнительскую выразительность при воплощении образа. | С. Джоплин. Стоп – тайм. Переложение для скрипки и фортепиано Ю. Смирнова И.Штраус «Пиццикато – полька» | |
Февраль | «Маша и щелкунчик» | 1.Развивать способность придумывать варианты композиций, выразительное исполнение ролей. | С. Джоплин. Стоп – тайм. Переложение для скрипки и фортепиано Ю. Смирнова Чайковский «Щелкунчик» ср.гр. |
«Фантастическое существо» | 1. Развивать творческую фантазию детей, побуждать их искать необычные движения и пластику сказочного существа | А.Адан «Жизель».Фрагменты А.Лядов «Кикимора» | |
Март | «Жил – был» | 1.Развивать «сочинительское» творчество, побуждая к поиску вариантов композиций. | А.Адан «Жизель».Фрагменты В. Моцарт. Соната фа мажор |
«И вот однажды» | 1.Развивать «сочинительское» творчество, побуждая к поиску вариантов композиций. | Н.Вязьмин «Полька – кадриль» В. Моцарт. Соната фа мажор Фантазия До минор | |
Апрель | «Преследование» | 1. Развивать «сочинительское» творчество, побуждая к поиску вариантов композиции сюжета. 2. Знакомить детей с условно – сценическим способом взаимодействия партнеров. | И.Штраус. «Полька» В.Моцарт Фантазия До минор |
«Чем дело кончилось» | 1.Продолжать развивать «сочинительское» творчество, побуждая детей к поиску вариантов сюжетного образно-пластического произведения (этап: построение кульминации и развязки). | И.Штраус. «Полька» В.Моцарт Фантазия До минор | |
Май | «Бабочка» | 1. Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих образ бабочки. 2. Развивать выразительность исполнения образа бабочки. 3. Подводить детей к исполнению способа условно- сценического взаимодействия партнеров, передающего ловлю бабочек (воображаемым) сачком. | А.Адан «Жизель».Фрагменты И.Бах – Г.Малер Сюита |
« Медвежонок и бабочка» | 1. Развивать композиционное творчество, побуждая детей придумывать варианты воплощения сюжета, заданного в обобщенной схеме. 2. Развивать выразительность исполнения сказки по ролям. | В.Моцарт .Концерт №2 для клавесина с оркестром, си бемоль мажор. Кассация №1 соль мажор А.Вивальди. Концерт для фагота, струнных и чембало си бемоль мажор |
Предварительный просмотр:
Занятие по «Выразительному движению» (младшая группа)
Тема: «Здравствуй, лучик солнечный»
Цель: Формирование навыков муз. ритмической деятельности. Развитее у детей образно-пластического творчества.
Задачи:
Развивать музыкально слуховое восприятие, способность анализировать средства муз. выразительности
Вовлекать детей в музыкально двигательное творчество.
Свободно ориентироваться в муз. зале.
Закреплять танцевальные элементы в процессе муз. ритмической деятельности.
Знакомить со способом пластического воплощения образа расцветания цветка
Развивать умение произвольно напрягать, расслаблять мышцы, свободно двигаться всем телом
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
Разучивание упражнения «Покажи ладошки» (Латвийская народная полька)
Находить выразительные, конкретизирующие, воображаемые ситуации, опираясь на пояснения педагога.
Оборудование.
Магнитофон
Записи музыки
Обруч
Гимнастические палки.
Ход занятия
Дети входят в зал – приветствие «Доброе утро»
- Спели веселым голосом, только солнышко нас не встречает. Давайте его позовем.
«Солнышко вставай» - дети повторяют мелодию песенки
- Не выглядывает, пойдемте искать солнышко?
По узкой извилистой дорожке, а помогать нам будет музыка.
(Звучит музыка П.Чайковского «Лебединое озеро». Дети двигаются «змейкой» за музыкальным руководителем.)
- Вот мы пришли с вами на полянку ( на полу обруч и гимнастические палки)
- Что это такое? – (это обруч)
На что он похож – (предлагают разные варианты, остановиться на сравнении с солнышком, дети кладут палки – лучики к обручу - солнышку)
- Я поправлю лучики, чтобы солнышко светило в разные стороны.
Пробуждается природа постепенно ото сна
Наступает утро года, начинается весна.
Звучит музыка Грига «Утро» ( выполнять движения под музыку)
- Солнышко поднимается , ( дети присели )
Светит кругом постепенно поднимаются
разводят руки в стороны
Собирает тепло сердца, прижимают руки к
сердцу
Посылает его земле, птицам, людям опускают руки вниз,
поднимают вверх
- Как настоящее, смотреть невозможно. (загородить глаза, отвернуться)
- Солнышко какое? – теплое
- Погреем животики, бок, спинку, ладошки, поиграем с солнышком.
( дети поворачиваются в разные стороны)
- Посмотрите на себя, и мы как лучики, и между нами окошечки.
(проверили).
Упражнение «Покажи ладошки» (Латвийская народная мелодия)
- «Спасибо солнышко» - дети помогают собрать палочки и обруч
- Солнышко так сильно припекает, что сосульки стали таять.
Давайте представим себя ледяными сосульками и покажем как они
тают, мышцы напряжены («лед твердый») – сосулька тает (руки,
голова, плечи, корпус, на пол) - «Растеклась лужа»
- Но не везде еще солнышко снег растопило, где еще много снега лежит?
(в лесу)
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ноги
Проложи себе дорогу
( дети двигаются врассыпную, высоко поднимая колени)
А под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок – подснежник.
Встаньте по всему залу, «сугробы» по всему лесу.
- Посмотрите цветок прячется под снегом, растет, распрямляя стебелек, тянется листочками к солнышку, качается на ветру. ( дети повторяют отдельные движения без музыки
Упражнение «Подснежник расцветает» музыка «Подснежник» П.И.Чайковского
К солнцу потянулось высоко
Стало нам приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
Влево качнулись, вправо качнулись.
Низко пригнулись.
Ветерок , убегай!
Ты цветочки не ломай!
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут.
- Рвать мы их не будем, знаем, что надо природу охранять, мы оставим цветы на поляне, пусть они украшают наш лес, и все любуются этими цветами, а мы с вами вернемся домой по узкой тропинке.
Занятие по «Выразительному движению» в старшей группе:
Тема «Весенние контрасты»
Цель: Развитие творческих способностей в различных видах деятельности.
Задачи:
- Развитие музыкальной памяти, мышления, воображения.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах в оркестре.
- Знакомство детей со способами образно – пластического взаимодействия персонажей в единой игровой ситуации.
- Побуждение к поиску выразительных движений, передающих образы природы.
- Знакомство со способами «Волшебного превращения».
- Развитие пластической выразительности и исполнение образа в целом.
Предварительная работа.
1. Знакомство с творчеством композитора А.Вивальди
2. Разучивание физ. минутки, пальчиковой гимнастики «Утро в
деревне».
3. Обучение передачи пульса, ритма в игре на детских музыкальных инструментах в произведении «Вальс петушков» Г.Стрибогга
4. Находить условные движения и жесты , используя их в игровом
взаимодействии.
Оборудование.
Музыкальный центр
Видео
Музыкальные инструменты: металлофон, ложки, треугольник, ксилофон.
Ритмические карточки.
Ход занятия.
Дети входят в зал и садятся на стульчики около пианино.
М.Р. «Доброе утро» (дети повторяют в точности мелодию музыкального)
руководителя.
Звучит музыка А.Вивальди «Весна»
М.Р. Вы узнали, что за музыка звучит? (дети отвечают на вопрос)
Музыка рассказывает о природе, композитор написал к этому
произведению стихи:
Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
М.Р. Предлагаю посмотреть фрагмент пробуждения природы на видио
Дети просматривают фрагмент под звучание музыки А.Вивальди
«Весна»
М.Р. Как созвучны с природой стихи и музыка. А из чего состоит музыка?
Дети. Из звуков.
М.Р. Какие звуки вы знаете по длительности?
Дети. Долгие и короткие
М.Р. Неравномерное чередование звуков называется ритмом. И вам приготовила карточки с ритмом.
На фланелеграфе выкладывается карточки с ритмом:
I I I I
I I I I I I I I
(Детям предлагается прохлопать ритмический рисунок.)
М.Р. Правильно, ребята. Музыку можно не только слушать, но и
играть. Вы определили по ритму на каких инструментах будем
играть?
(Детям предлагается из карточек заменителей найти нужные инструменты и выложить их на фланелеграфе к определенному ритму)
М.Р. Прежде, чем взять инструменты, поупражняем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Утро в деревне».
М.Р. Пройдите и возьмите инструменты.
Давайте сыграем в оркестре, а Наталья Александровна будет
дирижером
Дети исполняют «Вальс петушков» Стриббога
(М.Р. оценивает исполнение детей – дружно, слажено. )
М.Р. А теперь всем детям встать дети встают, оставляют
Руки медленно поднять инструменты на свои стульчики
Пальцы сжать потом разжать
Руки вниз и побежать
Поторопимся немножко дети выбегают и строят круг
Побежим мы по дорожкам парами, лицом друг к другу
Тише, тише мы пойдем маршируют на месте
Ведь устали мы бегом
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носочках
А потом на пятках
Постояли, покачались качание с пятки на носок
А потом как аист встали
(М.Р. подбадривает детей, чтобы они держали равновесие. После разминки для ног дети выполняют упражнении для рук)
Дуйте, дуйте ветры в поле качание рук вдоль туловища
Что бы мельницы мололи круговые движения руками
И на завтра из муки
Испекли нам пироги вытягивают руки вперед.
ладонями вверх.
М.Р. В каждом человеке прячется весна
Если ты печален, значит спит она
Если ты бежишь, смеясь, в сапогах по лужам
Это значит, в вас весна вылезла наружу.
М.Р. И сейчас мы с вами движениями и мимикой передадим
настроение, которое выражает музыка.
Упражнение «Уходи от меня»
М.Р. Ваше веселое настроение помогло растопить снег и появились
первые проталинки, по которым бегут весенние ручейки.
Построим три проталинки, заняли на них места:1 – за Женей, 2 – за
Дашей, 3 – за Аней.
Журчат весело ручейки по своим проталинкам
Упражнение «Весенние проталинки» музыка С.Затеплинского
М.Р. Давно весны пришел черед
Солнышко она зовет
Деревья просыпайтесь
Теплом и светом наполняйтесь
Я предлагаю превратиться в волшебные, мрачные, не
проснувшиеся после зимы деревья, используя разные способы
превращения. Какие вы знаете?
Дети отвечают – удариться озимь, завертеться волчком и перевернуться.
М.Р. А поможет нам музыка
Превращение «Ученик чародея» музыка П.Дюка
Смотрите ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий
Упражнение Контрасты - «деревья» двигаются по залу врассыпную
А меж деревьев вековых
Пробился яркий солнца лучик
«деревья» останавливаются в своем образе, выбегают девочки – «лучики» двигаются легким бегом, в темпе музыки, между «деревьями»
Оценка музыкального руководителя о сохранении и передаче образов детьми.
М.Р. Прогрели солнечные лучи землю. Деревья проснулись,
наполнились светом и вся природа ожила
Мальчики перевоплотились в весенние цветы, а девочки – в
бабочек.
Упражнение «Бабочки и цветы» - музыка П.Чайковского «Валь цветов».
Какая замечательная полянка у нас получилась, на ней много цветов и бабочек.
Давайте ляжем на мягкую травку и послушаем как поют птички.
Греет солнышко. Сейчас глазки наши закрываются.
Спинки наши расслабляются.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
В группу мы идти готовы.
Активное приобщение детей к танцевально – художественной деятельности происходит в детском саду, где предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает музыка. Воздействие музыки происходит, прежде всего, в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Специфика танца – в том, что художественные образы воплощаются только с помощью выразительных движений исполнителей, без каких – либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми « при посредстве собственного тела». Из это следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа. Однако дошкольники самостоятельно не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменений, варьирования, а также простейшими приемами композиций танца.
Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику тела. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа. Однако дошкольники самостоятельно не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменений, варьирования, а также простейшими приемами композиций танца.
Поэтому, чтобы помочь детям раскрепоститься, ощутить возможности своего тела, раскрыть эмоциональный мир ребенка, творческое воображение, необходимо использовать в работе дополнительный раздел «Выразительное движение».
Цель работы по «Выразительному движению» - развитие творческих способностей и невербального общения. Она достигается путем развития у дошкольников образно – пластического творчества, которое проходит на основе обучения детей языку выразительных движений.
В связи с этим в качестве творческих заданий используются игровые упражнения и этюды, многие из которых имеют сюжет ( или его элементы) и построены на эмоционально – пластическом (невербальном) общении разнохарактерных персонажей. Вот почему главными направлениями работы являются:
- развитие образно – пластического взаимодействия;
- развитие способности к образному перевоплощению.
Чтобы передать сюжет и характер персонажей дети младшего возраста, из – за присущей им подражательности, могут одновременно исполнять лишь общий для всех образ ( сначала одного персонажа, потом другого и т.д.), а сюжет существует лишь в плане словесных пояснений педагога, связывающих отдельные эпизоды и раскрывающих причины смены событий, настроений героев. В старшем возрасте эти направления работы осуществляются на новом уровне. Шестилетки, благодаря возрастающим психо – физическим возможностям, становятся способными воплощать ( средствами выразительных движений) игровые содержания – более сложные по способам передачи сюжета и характеров персонажей.
Стажерская площадка для музыкальных руководителей города «Особенности передачи музыкальных образов средствами выразительных движений»
Занятие по выразительному движению.
Младшая группа «Улыбка» ДОУ № 22.
Тема: «Здравствуй лучик солнечный»
Музыкальный руководитель: Байнова Ирина Викторовна
2005г.
Стажерская площадка для музыкальных руководителей города «Особенности передачи музыкальных образов средствами выразительных движений»
Занятие по выразительному движению.
Старшая группа «Ягодка» ДОУ № 22.
Тема: «Весенние контрасты»
Музыкальный руководитель: Байнова Ирина Викторовна
Предварительный просмотр:
Занятие по «Выразительному движению» в старшей группе:
Тема «Весенние контрасты»
Цель: Развитие творческих способностей в различных видах деятельности.
Задачи:
- Развитие музыкальной памяти, мышления, воображения.
2. Обучение игре на музыкальных инструментах в оркестре.
- Знакомство детей со способами образно – пластического взаимодействия персонажей в единой игровой ситуации.
- Побуждение к поиску выразительных движений, передающих образы природы.
- Знакомство со способами «Волшебного превращения».
- Развитие пластической выразительности и исполнение образа в целом.
Предварительная работа.
1. Знакомство с творчеством композитора А.Вивальди
2. Разучивание физ. минутки, пальчиковой гимнастики «Утро в
деревне».
3. Обучение передачи пульса, ритма в игре на детских музыкальных инструментах в произведении «Вальс петушков» Г.Стрибогга
4. Находить условные движения и жесты , используя их в игровом
взаимодействии.
Оборудование.
Музыкальный центр
Видео
Музыкальные инструменты: металлофон, ложки, треугольник, ксилофон.
Ритмические карточки.
Ход занятия.
Дети входят в зал и садятся на стульчики около пианино.
М.Р. «Доброе утро» (дети повторяют в точности мелодию музыкального)
руководителя.
Звучит музыка А.Вивальди «Весна»
М.Р. Вы узнали, что за музыка звучит? (дети отвечают на вопрос)
Музыка рассказывает о природе, композитор написал к этому
произведению стихи:
Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
М.Р. Предлагаю посмотреть фрагмент пробуждения природы на видио
Дети просматривают фрагмент под звучание музыки А.Вивальди
«Весна»
М.Р. Как созвучны с природой стихи и музыка. А из чего состоит музыка?
Дети. Из звуков.
М.Р. Какие звуки вы знаете по длительности?
Дети. Долгие и короткие
М.Р. Неравномерное чередование звуков называется ритмом. И вам приготовила карточки с ритмом.
На фланелеграфе выкладывается карточки с ритмом:
I I I I
I I I I I I I I
(Детям предлагается прохлопать ритмический рисунок.)
М.Р. Правильно, ребята. Музыку можно не только слушать, но и
играть. Вы определили по ритму на каких инструментах будем
играть?
(Детям предлагается из карточек заменителей найти нужные инструменты и выложить их на фланелеграфе к определенному ритму)
М.Р. Прежде, чем взять инструменты, поупражняем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Утро в деревне».
М.Р. Пройдите и возьмите инструменты.
Давайте сыграем в оркестре, а Наталья Александровна будет
дирижером
Дети исполняют «Вальс петушков» Стриббога
(М.Р. оценивает исполнение детей – дружно, слажено. )
М.Р. А теперь всем детям встать дети встают, оставляют
Руки медленно поднять инструменты на свои стульчики
Пальцы сжать потом разжать
Руки вниз и побежать
Поторопимся немножко дети выбегают и строят круг
Побежим мы по дорожкам парами, лицом друг к другу
Тише, тише мы пойдем маршируют на месте
Ведь устали мы бегом
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носочках
А потом на пятках
Постояли, покачались качание с пятки на носок
А потом как аист встали
(М.Р. подбадривает детей, чтобы они держали равновесие. После разминки для ног дети выполняют упражнении для рук)
Дуйте, дуйте ветры в поле качание рук вдоль туловища
Что бы мельницы мололи круговые движения руками
И на завтра из муки
Испекли нам пироги вытягивают руки вперед.
ладонями вверх.
М.Р. В каждом человеке прячется весна
Если ты печален, значит спит она
Если ты бежишь, смеясь, в сапогах по лужам
Это значит, в вас весна вылезла наружу.
М.Р. И сейчас мы с вами движениями и мимикой передадим
настроение, которое выражает музыка.
Упражнение «Уходи от меня»
М.Р. Ваше веселое настроение помогло растопить снег и появились
первые проталинки, по которым бегут весенние ручейки.
Построим три проталинки, заняли на них места:1 – за Женей, 2 – за
Дашей, 3 – за Аней.
Журчат весело ручейки по своим проталинкам
Упражнение «Весенние проталинки» музыка С.Затеплинского
М.Р. Давно весны пришел черед
Солнышко она зовет
Деревья просыпайтесь
Теплом и светом наполняйтесь
Я предлагаю превратиться в волшебные, мрачные, не
проснувшиеся после зимы деревья, используя разные способы
превращения. Какие вы знаете?
Дети отвечают – удариться озимь, завертеться волчком и перевернуться.
М.Р. А поможет нам музыка
Превращение «Ученик чародея» музыка П.Дюка
Смотрите ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий
Упражнение Контрасты - «деревья» двигаются по залу врассыпную
А меж деревьев вековых
Пробился яркий солнца лучик
«деревья» останавливаются в своем образе, выбегают девочки – «лучики» двигаются легким бегом, в темпе музыки, между «деревьями»
Оценка музыкального руководителя о сохранении и передаче образов детьми.
М.Р. Прогрели солнечные лучи землю. Деревья проснулись,
наполнились светом и вся природа ожила
Мальчики перевоплотились в весенние цветы, а девочки – в
бабочек.
Упражнение «Бабочки и цветы» - музыка П.Чайковского «Валь цветов».
Какая замечательная полянка у нас получилась, на ней много цветов и бабочек.
Давайте ляжем на мягкую травку и послушаем как поют птички.
Греет солнышко. Сейчас глазки наши закрываются.
Спинки наши расслабляются.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
В группу мы идти готовы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.
Перспективное планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....