Диагностический инструментарий по программе "Выразительное движение" автора Е. В. Горшковой.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной  компетентности педагога и уровень развития ребенка-дошкольника, а так же диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образования.

На занятиях фиксируется уровень решения задач каждым  ребенком по всем показателям и определены три уровня его выполнений: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания (его лучшего результата) и оценивается по показателям:

 

4-5 лет: Образно-пластическое взаимодействие с партнером.

             Образное перевоплощение.

6 лет:    Образно-пластическое взаимодействие с партнером.

    Перевоплощение в образ.

7 лет:    Образно-пластическое взаимодействие с партнером

              Исполнительское творчество.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                     

Диагностический инструментарий

по программе  «Выразительное движение»

Е. В. Горшковой

(4-5 лет, 6лет, 7 лет)

 Пояснительная записка  педагогической диагностики

по программе  «Выразительное движение» Е.В.Горшковой

Педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной  компетентности педагога и уровень развития ребенка-дошкольника, а так же диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образования.

Предложенная диагностика направлена на обучение языка выразительных движений и ориентирует на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми , так и группой в целом.

На занятиях фиксируется уровень решения задач каждым  ребенком по всем показателям и определены три уровня его выполнений: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания (его лучшего результата) и оценивается по показателям:

4-5 лет: Образно-пластическое взаимодействие с партнером.

            Образное перевоплощение.

6 лет:    Образно-пластическое взаимодействие с партнером.

    Перевоплощение в образ.

7 лет:    Образно-пластическое взаимодействие с партнером

              Исполнительское творчество.

После проведенных результатов выявляется процент соотношение уровня развития отдельного ребенка и группы в целом. Анализ полученных данных позволяет следить за ходом развития ребенка, осуществлять индивидуальных подход и наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по этому разделу.

                                             

                                                «Выразительное движение»      Младшая группа

Показатели оценивая

                                                       Уровни

Инструментарий

Низкий

Средний

высокий

Образно-пластическое взаимодействие с партнером

Ребенок выбирает и показывает жест, движение, несоответствующие заданному содержанию. Выполняет жесты по подражанию, не предложив правильного собственного «решения. Требуется помощь взрослого в виде непосредственного показа.

 Ребенок находит необходимые выразительные средства при помощи наводящих вопросов, словесных подсказок педагога, и этого оказывается достаточно.

Ребенок, при помощи взрослого, самостоятельно находит и показывает соответствующие заданному содержанию движения и жесты. Одним из первых предлагает «правильное решение» или несколько вариантов – в ответ на вопрос педагога.

Стихотворение А.Барто

(внести игрушечного зайца)

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Образное перевоплощение

Двигается и интонирует голосом не выразительно, безразлично. Исполнение не соответствует данному переживанию.

Словесные подсказки и показ движений не помогают улучшить исполнение .Ребенок  «вне образа»

В исполнении появляются отдельные «штрихи» по которым угадывается образ. Словесные подсказки помогают улучшить исполнение. Ребенок использует отдельные компоненты: мимику, голосовые интонации, движение.

Ребенок передает заданные переживания достаточно выразительно, узнаваемо двигается «всем телом», целиком- «в образе».

Выполняет задание без подсказки, совершенствует исполнение, опираясь на рекомендации взрослого.

Показать движениями:

- зайка грустит,

- зайке холодно,

- позвать зайку голосом, движениями,

- как можно помочь зайке (согреть, накормить, пожалеть)

                                                 «Выразительное движение» Средняя группа

Показатели оценивая

                                                       Уровни

Инструментарий

Низкий

Средний

высокий

Образно-пластическое взаимодействие с партнером

При выборе приемов ребенок оглядывается по сторонам, подражая движениям соседей, а не партнера, которые могут не подходить по смыслу. Игровое взаимодействие может прерваться.

 Ребенок отчасти ориентируется на пластические «реплики» партнера и «отвечает» на них движениями , жестами в соответствии со смыслом контакта общения. Игровое взаимодействие как правило не прерывается.

Ребенок, ориентируется на « реплики» партнера и «отвечает» на них движениями  - по смыслу. Достаточно устойчивая уверенность взаимодействия с партнером. Поменявшись с партнером может придумать и использовать свои способы и движения.

Детям предлагается послушать «Историю про двух друзей.» Жили -  были два друга -  медвежонок и лисенок. Однажды они играли и вдруг поссорились… поссорились , обиделись один  на другого. А потом чувствуют: скучно без друга, надо бы помириться.

Образное перевоплощение

Ребенок выполняет движения «вне образа» и «вне настроения»

- не перестраивает свою пластику в соответствии с характерными особенностями воплощаемого героя,

- улыбается , когда персонаж сердится. Словесные рекомендации не помогают улучшить исполнение

Ребенок показывает фрагменты образного перевоплощения:

- использует отдельные компоненты выразительности (или мимику, или движения рук, или ног), показывает частичное перевоплощение.

- показывает неустойчивое перевоплощение в образ, т.е. то «в образе», то обычной своей манере. Может улучшить исполнение при словесной рекомендации или ориентируясь на других детей.

Ребенок показывает перевоплощение в образ:

- держит «образ» более менее устойчиво от начала до конца,

- исполняет движения всем телом, эмоционально – пластическим проживанием образного содержания – в индивидуальной манере, не похоже на других. Может совершенствовать свое исполнение самостоятельно.

Предлагается подумать и коротко рассказать, каким образом друзья поссорились и как помирились. Рассматривается несколько вариантов игровой ситуации.

                                                              «Выразительное движение» Старшая  группа

Показатели оценивая

                                                       Уровни

Инструментарий

Низкий

Средний

высокий

Образно-пластическое взаимодействие с партнером

- затрудняется подбирать подходящие  по смыслу движения, ждет подсказки или повторяет, которые показывал партнер.

- отвлекается на посторонние объекты, раздражители.

- поведение персонажа без деталей, «построенный рисунок « однообразен.

 - чаще самостоятельно ориентируется на «реплики» партнера и «отвечает» движениями по смыслу

- повторяет действия партнера, но вносит свои , не значительные изменения

- «пространственный рисунок» поведения персонажа охватывает почти всю «сценическую площадку» и включает несколько знакомых способов перемещения

(по кругу, по прямо, на месте и т.д.)

-полностью самостоятелен в подборе подходящих по смыслу движений

- придумывает способы построения образа игрового взаимодействия, отличные от тех, что использовал партнер

- не отвлекается на посторонние моменты

-поведение персонажа строится связно с переходами от одного фрагмента к другому

- «пространственный рисунок» поведения героя часто интересный, своеобразный

Сказка

Жил- был волшебник – чародей. В своем доме он придумывал и творил разные чудеса. Однажды чародей придумал Новое Волшебство и захотел его проверить. Вдруг появилась мышь. Заметив ее, чародей начал колдовать. Мышь постепенно превратилась в большое - пребольшое существо. Существо , увидев чародея, направилось к нему. Волшебник испугался и бросился проч. А существо за ним.

Тогда чародей забрался высоко. И существо , как ни старалось не могло достать его. Тут чародей вспомнил, что у него есть волшебная дудочка. Под звуки музыки существо затанцевало, а потом заснуло. Волшебник поколдовал, и существо, спящим, превратилось в мышь. Чародей накрыл мышь стеклянным колпаком. Мышь проснулась. Волшебник приподнял колпак, мышь выбралась и скрылась.

Перевоплощение в образ

- используется один из компонентов выразительности ( мимика, движение рук, либо корпусом)

- образ не устойчивый, часто двигается в своей манере.

- может улучшить исполнение, ориентируясь на словесные рекомендации, подражая манере исполнения партнера

- более устойчиво изображает образ, используя «целостные комплексы» выразительных средств

( одновременно включая мимику, руки, ноги, корпус..)

- не показывает яркой, индивидуальной манеры исполнения

- рекомендации взрослого помогают улучшить манеру исполнения

- исполняет образные движения «всем телом», т.е. показывает образ не похоже на других исполнителей той же роли

- «образ» держит устойчиво, в течении нескольких эпизодов подряд

- сам стремится к более совершенному исполнению

                                                              «Выразительное движение»  Подготовительная  группа

Показатели оценивая

                                                       Уровни

Инструментарий

Низкий

Средний

высокий

Образно-пластическое взаимодействие с партнером

- повторяет то, что показал партнер в первой попытке

- подбирает известные по обучению способы передачи образного содержания

- использует схематизированные движения, без деталей

 - самостоятельно подбирает подходящие по смыслу воплощения образного содержания, близкие к известным по обучению

- показывает более или менее детализированные способы воплощения образа

-композиция имеет связки между эпизодами, возможно не во всех случаях

- находит собственные , оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные «штрихи», наиболее точно передающий  заданный смысл

- хорошо детализирует двигательно-пластический образ

- композиция этюда «связная», целостная

Сказка

В дремучем лесу живет чудище невиданное одно- одинешенько.

Однажды стало чудищу скучно, надумало оно посмотреть, что твориться за пределами чащи. Отправилось в путь , осторожно пробираясь по лесу. Вдруг провалилось в яму. Яма глубокая, никак не выбраться.

Слышит шаги и зовет на помощь. Это петушок грустный прегрустный. Слышит петушок зов о помощи, находит яму, заглядывает туда и видит чудище. Чудище просит вытащить его, а петушок отказывается. Чудище снова просит и обещает выполнить любое желание петушка. Петушок, подумав, решается помочь. И вытаскивает чудище. Чудище благодарит, и спрашивает , чего тот хочет. Петушок рассказывает о своем желании, чудище выполняет его (ведь  чудище – волшебник).

Исполнительское творчество

- «не целостный образ»

- движения рук и ног в «образе», а мимика свойственная самому ребенку

- если у ребенка есть попытка скорректировать свое исполнение, то они не удачны ( не справляется с собой)

- ребенок показывает (более или менее продолжительно) образное движение «всем телом», но при этом исполнение не яркое, несколько «поверхностное»

- попытка ребенка улучшить свое исполнение приносят заметный результат

- ребенок достаточно положительно «удерживает образ», двигаясь «всем телом», ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образного содержания

- сам стремится к более выразительному исполнению, в результате чего оно передает заданный смысл более очно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...