"Развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание организованности, целеустремленности и трудолюбия"
методическая разработка по музыке (средняя группа)
Развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, воспитание в них организованности, целеустремленности и трудолюбия являются синтетическим видом деятельности, которые основаны на разнообразных движениях под музыку, развивающие музыкальный слух, память,внимание, воображение, музыкальных беседах, а также в тех психических процессах, которые лежат в их основе.
Исходя из этого, моя тема по самообразованию способствует проявлению интереса и любви к музыке, а также всестороннего развития и раскрытия творческого музыкального начала в каждом ребенке. Музыкальные упражнения, танцевальные постановки, прослушивания отрывков и музыкальных произведений в целом, изучение звучания музыкальных инструментов и т.д. автоматически становятся приоритетным видом деятельноси разития детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_samoobrazovaniyu.docx | 235.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель
Когакова Светлана Юрьевна
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2020/2021учебный год
Когаковой Светланы Юрьевны
ТЕМА
«Развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание организованности,
целеустремленности и трудолюбия».
2020/2021 учебный год
Тема самообразования: «Развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание организованности, целеустремленности и трудолюбия» 2020 - 2021 учебный год.
Проблема | Цель |
| Этап |
| Содержание | Результат | ||
|
|
|
|
|
| работы | работы | |
Затруднения, связан- | Выявить причины |
|
| Анализ |
| |||
ные с восприятием | затруднений, свя- |
|
| затруднений. |
| |||
детей среднего дош- | занных с восприя- |
|
| Постановка |
| |||
кольного возраста | тием детей среднего |
|
| проблемы. |
| |||
познавательного | дошкольного | I.Диагнос- | Изучение | Выполнено | ||||
интереса и музы - | возраста познава - | тический | литературы по |
| ||||
кального кругозора, | тельного интереса и |
|
| проблеме, |
| |||
а также воспитания | музыкального |
|
| имеющегося |
| |||
организованности, | кругозора, а также |
|
| опыта. |
|
| ||
целеустремленности | воспитания органи- |
|
|
|
|
| ||
и трудолюбия. | зованности, целе - |
|
|
|
|
| ||
|
| устремленности и |
|
|
|
|
| |
|
| трудолюбия |
|
|
|
|
| |
|
| по выявленной |
|
|
|
|
| |
|
| проблеме. |
|
|
|
|
| |
Прогнозирование | Определить цель и |
|
| Определение |
| |||
временных рамок по | задачи по преодолению |
|
| целей и задач |
| |||
разработке мер, | затруднений, |
|
| работы над |
| |||
направленных на | связанных с восп- |
|
| темой. |
|
| ||
решение проблемы, | риятием детей сред - | II.Прогнос- | Разработка | Выполнено | ||||
связанной с воспри- | него дошкольного | тический | системы мер, |
| ||||
ятием детей среднего | возраста познава - |
|
| направленных |
| |||
дошкольного возрас- | тельного интереса и |
|
| на решение |
| |||
та познавательного | музыкального |
|
| проблемы. |
| |||
интереса и музыкаль - | кругозора, а также |
|
| Прогнозиро- |
| |||
ного кругозора, а | воспитания органи- |
|
| вание |
|
| ||
также воспитания | зованности, целе- |
|
| результатов. |
| |||
организованности, | устремленности и |
|
|
|
|
| ||
целеустремленности | трудолюбия. |
|
|
|
|
| ||
и трудолюбия. | Разработать системы |
|
|
|
|
| ||
|
| мер, направленных |
|
|
|
| ||
|
| на решение этих |
|
|
|
| ||
|
| проблем. |
|
|
|
|
|
Этапы и сроки работы.
Этапы работы по | Деятельность педагога | Сроки выполнения | ||||||
самообразованию |
|
|
| работы |
| |||
|
|
| Подборка и изучение литературы; |
| ||||
|
| Формулирование целей и задач; |
| |||||
|
| Определение форм и |
| |||||
1 этап - |
| методов работы; | Сентябрь-декабрь | |||||
организационный | Изучение познавательного интереса |
| ||||||
|
| и музыкального кругозора у детей |
| |||||
|
| среднего дошкольного возраста, |
| |||||
|
| а также воспитание в них организо- |
| |||||
|
| ванности, целеустремленности и |
| |||||
|
| трудолюбия. |
|
| ||||
|
|
| Использование всех видов |
|
|
| ||
|
| музыкально-ритмических, а также |
| |||||
|
| танцевальных упражнений и игр |
| |||||
2 этап - |
| в процессе воспитания и обучения | В течение года | |||||
основной |
| средних дошкольников. Изготов- |
| |||||
|
| ление демонстрационного |
| |||||
|
| материала для непосредственно |
| |||||
|
| образовательной деятельности с |
| |||||
|
| детьми. Работа с родителями |
| |||||
|
| по данной теме. |
| |||||
3 этап - |
| Организация практической |
|
|
| |||
заключительный | деятельности по теме самообразо- |
| ||||||
|
| вания - " Развитие познавательного |
| |||||
|
| интереса и музыкального кругозора | Апрель-май |
| ||||
|
| у детей среднего дошкольного |
| |||||
|
| возраста, а также воспитание организованности, |
| |||||
|
| целеустремленности и |
| |||||
|
| трудолюбия". |
|
| ||||
|
| Систематизация и обобщение |
| |||||
|
| изученного и накопленного |
| |||||
|
| в процессе изучения данной |
| |||||
|
| темы материала. |
| |||||
|
|
| Формулирование выводов. |
|
|
|
Примерный план работы по самообразованию музыкального руководителя Когаковой Светланы Юрьевны по теме: «Развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание организованности, целеустремленности и трудолюбия».
Этапы |
| Содержание работы | Сроки |
| ||||
I. Диагностический | Анализ затруднений. |
| 1-й год работы | |||||
|
| Постановка проблем. | над темой. |
| ||||
|
| Изучение литературы по |
|
| ||||
|
|
| проблеме, имеющего опыта. |
|
|
| ||
II. Прогностический | Определение целей и задач | 1-й год работы | ||||||
|
| работы над темой. |
| над темой. |
| |||
|
| Разработка системы мер, |
|
| ||||
|
| направленных на решение |
|
| ||||
|
| проблемы. |
|
|
| |||
|
|
| Прогнозирование результатов. |
|
|
| ||
III. Практический | Внедрение соответствующих |
|
|
| ||||
|
| систем мер, направленных на |
|
| ||||
|
| решение проблемы. |
|
|
| |||
|
| Формирование методического |
|
| ||||
|
| комплекса, а также отслежива- |
|
| ||||
|
| ние процесса текущих и про- |
|
| ||||
|
| межуточных результатов. |
|
| ||||
|
|
| Корректировка работы. |
|
|
| ||
IV. Обобщающий | Подведение итогов. |
|
|
| ||||
|
| Оформление результатов ра- |
|
| ||||
|
| боты по теме самообразования |
|
| ||||
|
|
| Представление материалов. |
|
| |||
V. Внедренческий | Использование опыта самим |
|
|
| ||||
| педагогом в процессе дальней |
|
| |||||
|
|
| шей работы. Распространение. |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание в них организованности, целеустремленности и трудолюбия являются синтетическим видом деятельности, которые основаны на разнообразных движениях под музыку, развивающие музыкальный слух, память, внимание, воображение, музыкальных беседах, а также тех психических процессах, которые лежат в их основе.
В связи с этим, актуальна моя тема по самообразованию. Она способствует проявлению интереса и любви к музыке, а также всестороннего развития и раскрытия творческого музыкального начала в каждом ребенке. Музыкальные упражнения, танцевальные постановки, прослушивания отрывков и музыкальных произведений в целом, изучение звучания музыкальных инструментов, музыкально-подвижные игры и т. д. автоматически становятся приоритетным видом деятельности развития детей среднего дошкольного возраста.
И. М. Сеченов писал: «Не умеешь слушать и понимать музыку, не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок». Опираясь на вышесказанные слова, можно с уверенностью считать, что развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста автоматически становятся приоритетным видом деятельности развитии дошкольников.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Обучающие задачи:
- обучить детей основам восприятия музыки;
- научить двигаться в соответствии с характером музыки;
- познакомить детей с двухчастной формой музыкальных произведений;
- обучить самостоятельной смене музыкальных движений в соответствии с ладом музыкального произведения.
2. Воспитательные задачи:
- привить интерес и любовь к музыке;
- воспитать потребность слушать и познавать музыку, двигаться и петь под нее;
- воспитывать самостоятельность и инициативу;
- воспитывать желание быть активными на занятиях;
- формировать понимание образно – игровых композиций;
- формировать доверительные отношения взрослых и детей.
3. Развивающие задачи
Развитие музыкальности:
- развивать эмоциональность детей, как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха чувства ритма; музыкальной памяти, музыкального кругозора;
- развивать ладовое чувство, звуковысотный слух и др.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
- развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
- развитие творческого воображения и фантазии;
4. Оздоровительные задачи:
- беседы с детьми о необходимости здорового образа жизни;
- формирование правильной осанки, красивой походки.
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ:
Методы выявления результатов воспитания основаны на сотрудничестве педагога и детей. Музыкальное игровое общение с детьми помогает установлению теплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Каждый раз при знакомстве с новым материалом педагогу важно заинтересовать и сконцентрировать внимание детей. Для этого используются на занятиях интересные загадки, сюрпризы, викторины, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.
В результате развития познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, создается ощущение радости, понимания и эмоционального переживания музыки, более светлого восприятия жизни. Благодаря этому вырабатывается чувство такта, а также нравственно-эмоциональная отзывчивость детей.
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ:
Методы выявления результатов развития детей активизируется за счет выполнения разнообразных музыкальных упражнений и заданий, дидактических игр, движений по показу и др. Важно стимулировать творческую активность детей, подбирать игровые образные сравнения, внушать уверенность в собственных силах. Таким образом, занятие будет познавательным, если в ходе него дети:
- думают (анализируют, сравнивают, обобщают);
- удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- внимательны (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю);
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Если некоторые музыкальные упражнения совсем не получаются у детей, необходимо заменить их более простыми. Важно: сам процесс занятий должен приносить детям радость!
Благодаря систематически проводимым занятиям у детей среднего дошкольного возраста улучшается координация движений, активизируется творческая деятельность, расширяется музыкальный кругозор, повышается самооценка и уверенность в своих силах.
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ:
Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения работы позволяют проанализировать успехи детей среднего дошкольного возраста на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга обучаемости воспитанников. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Для контроля знаний и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
-проведение открытых уроков непосредственно образовательной деятельности для родителей;
-проведение праздников, концертов, спектаклей.
ЦЕЛИ
ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ - развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание организованности, целеустремленности и трудолюбия.
Также эта работа нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное, физическое развитие детей, художественно-эмоциональное познание действительности, мышление. Работа помогает раскрывать музыкальный кругозор всех детей, а не только способных и одаренных. Работа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтому занятия помогают психологически раскрепостить каждого ребёнка.
Для достижения цели я решила выполнить все вышеперечисленные задачи. Но, первые, и основные из них заключаются в том, чтобы подробно изучить и обобщить педагогическую, методическую и музыкальную литературу, а также использовать диагностические методы с целью выявления уровня развития и особенностей проявления познавательных способностей среднего дошкольного возраста средствами восприятия музыки.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ:
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной и музыкальной деятельности.
Актуальность моей работы заключается в:
- развитии музыкальных творческих способностей детей, их воображения;
- приобретении музыкальных знаний, умений, навыков;
- выработки выразительности и координации движений, формировании красивых манер;
- раскрепощении стеснительности, зажатости;
-формировании чувства товарищества, ответственности, эмоциональной отзывчивости и др.
В музыкальных упражнениях, интерпретациях, разнообразных постановках и танцах дети самоутверждаются, проявляют индивидуальность, получая результат своего творчества.
Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления.
НОВИЗНА
Новизна работы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к разнообразным условиям работы. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, памяти, богатого воображения и фантазии. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес каждого ребенка и активизирует процесс музыкального обучения.
В процессе непосредственно образовательной деятельности используются : образно – игровые композиции (сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения), музыкальные подвижные игры, игры-забавы, сюжетно-музыкальные и музыкально- дидактические игры, слушание музыкальных произведений (в том числе и шедевров мировой классики), инсценировки песен и др.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
По окончании данной работы обучающиеся будут знать:
-средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный, умеренный; регистры: средний, низкий, высокий, а также динамику, тембры музыкальных инструментов) и правильно воспринимать музыку, т.е. различать музыкальное настроение (грустное, веселое, спокойное, нежное, шутливое, грациозное и т.д.); (например: воспринимать образ смелых, гордых кавалеристов).
-различия средства музыкальной выразительности: (громко-тихо, быстро-медленно; отрывисто-плавно и т.д.)
-основные жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
-четкий ритм марша, выразительные акценты;
-анализ музыкального текста (деление на фразы, ощущение повторности);
- размер 2/4;
-шедевры мировой классики и другие известные произведения, характерные для соответствующего возраста, их характер и др.
По окончании данной работы обучающиеся будут уметь:
-петь сольно и в подгруппе (группе), чисто интонировать;
-свободно ориентироваться в пространстве зала;
-передавать в движении характер музыки, а также быстро реагировать на изменение характера музыки;
-правильно координировать движения;
-начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
-воспроизводить ходьбу – бодрую, спокойную, на полупальцах, по кругу друг за другом, перестраиваться из шеренги в круг и наоборот;
-воспроизводить бег – легкий, ритмичный, стремительный, врассыпную, по ориентирам «змейкой»;
-легко, изящно двигаться по кругу парами, меняя бег на пружинистые полуприседания;
-воспроизводить легкие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу;
-воспроизводить элементы народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку, хороводный шаг, поклоны, а также, ритмичные притопы, хлопки, повороты, приседания и их изменения в соответствии с изменением характера музыки);
-выразительно исполнять танцевальные движения, например: в современном танце четко, энергично, ритмично и др., а также выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание;
-самостоятельно придумывать движения (импровизировать);
-передавать движениями акценты в музыке;
-выполнять несложные ритмические рисунки, а также отмечать сильную долю такта ударами в бубен, барабан и хлопками;
-ясно излагать свои мысли, чувства, эмоции и ощущения при анализе музыкальных произведений.
По окончании программы будет воспитано:
-чувство понимания и любви к музыке, бережного отношения к ней;
-чувство такта (культурные привычки) в процессе группового общения педагога и детей, нравственно-эмоциональная отзывчивость;
-правильное взаимодействие в процессе совместных игр и движений под музыку.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы и приемы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация);
-практический (слушание музыкальных произведений, выполнение
различных типов метроритмических, танцевальных и игровых движений);
-аналитический (сравнение и обобщение, разбор структуры произведений,
развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Дидактики – «от простого к сложному»;
2. Систематичности;
3. Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая;
4. Коммуникативной направленности:
- Наглядности;
- Повторности;
- Самостоятельности;
- Сотрудничества.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков соответствует требованиям работы. Задания учениками выполняются в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику выражается в разном по сложности материале при однотипности задания. Существует три уровня, по которым устанавливают критерии оценки учебных результатов программы:
Высокий уровень:
Дети имеют хорошую координацию движений, обладают способностью к танцевальной импровизации, полностью освоили чувство метроритмической пульсации, а также стали увлеченно слушать и слышать подобранные для этого возраста музыкальные произведения, в том числе и классические. У детей значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными. Дети научились чисто интонировать мелодию при исполнении и др.
Средний уровень:
Танцевальные движения недостаточно выразительны и пластичны. Дети не всегда справляются с координированием движений. Метроритмические задания выполняются менее точно. Дети недостаточно ярко находят тембровые краски и инструментируют музыку с помощью детских музыкальных инструментов, а также недостаточно чисто интонируют мелодии. Не достаточно содержательно и глубоко анализируют музыкальные произведения и др. Однако занятия посещают с большим желанием.
Низкий уровень:
Дети редко справляются с выполнением метроритмических заданий самостоятельно. Они не владеют умением концентрировать свое внимание, не научились самостоятельно вступать на нужной доле музыкального такта. Не согласовывают свои движения с движениями других детей, не различают начало и конец произведения, не ориентируются в пространстве, не соблюдают дистанцию. Как в движениях, так и в слушании музыки не отражают характер, настроение, темп, правильный ритм и т. д.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
Оценка качества реализации работы включает в себя текущую фиксацию и промежуточную фиксацию успеваемости учащихся.
Текущая фиксация успеваемости учащихся осуществляется мною регулярно на текущих занятиях. Она направлена на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию заданий. При выявлении успеваемости текущего занятия учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность, самостоятельность, темпы продвижения ученика по сравнению с предыдущим занятием.
Формы текущей фиксации:
-устный опрос, включающий проверку всех музыкальных теоретических знаний, слуховой анализ и др.;
-чтение ритмического рисунка ритмослогами и др.;
-выполнение двигательных заданий (лучшее исполнение, сочинение, импровизация).
Промежуточная фиксация успеваемости учащихся осуществляется 2 раза в год, по окончанию 1 и 2 полугодия. При выявлении промежуточной фиксации учитываются также качество выполнения предложенных заданий, инициативность, самостоятельность, темпы продвижения ученика по сравнению с предыдущим полугодием.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ:
Для контроля знаний и проверки результативности обучения предусмотрены следующие формы работы:
- открытие занятия;
- праздники;
- концертная деятельность;
- спектакли.
Перспективное планирование работы.
«Развитие познавательного интереса и муз. кругозора у детей среднего дошкольного возраста, а также воспитание организованности, целеустремленности и трудолюбия».
Месяц | 1 неделя |
| 2 неделя |
| 3 неделя |
| 4 неделя |
|
Сентябрь | «В гости музыки зовет» | «Давай дружить» | «С музыкой по жизни» | «Почувствуй себя» | ||||
| Слушание маршевой | Специальные упражнения | Общеразвивающие упражнения | Спокойная ходьба без | ||||
| музыки. Строевые | на сильные и слабые доли. | под музыку: | маха рук, легкий и | ||||
| упражнения: построение | Согласование движений с музыкой. Музыкальные | ходьба на носках и с | стремительный бег, бег врассыпную, | ||||
| в шеренгу и колонну, | контрасты. | высоким подниманием | по кругу и | ||||
| построение в круг и передвижение | бедра. Ходьба на каждый | по ориентирам "змейкой" | |||||
| по кругу в различных | "Сказка о музыке": | счет и через счет. | "Осенние распевки", | ||||
| направлениях. | знакомство детей с музыкальными | Наклоны, приседы, махи, удары ногой | "Осенью" Филиппенко, | ||||
| Бег врассыпную. Под | шумовыми | на сильные и | "Огородная - хороводная" | ||||
| громкую музыку дети | инструментами и игрушками, | слабые доли. | Можжевелов. Развитие | ||||
| бегают, прыгают, под | музыкальными | Слушание музыки: | умения брать дыхание | ||||
| тихую - идут на носках | чувствами, настроениями, | "Петрушка" Карасевой, | между короткими музыкальными | ||||
| в полупредесе. Хлопки в такт музыки. | характерами, эмоциональными | "Колыбельная" Агафонникова, | фразами. Стремление | ||||
| впечатлениями. | высказывание | петь чисто, | |||||
|
|
|
|
| впечатлений о прослушанном. | смягчая концы фраз. | ||
Октябрь | «Осеннее вдохновение» | «Три основных жанра» | «Ай - да потанцуем!» | «Ритмичный полет» | ||||
| Основные движения с | Ходьба с выделением | Разучивание элементарных | Подробный разбор танцевальных | ||||
| прямыми и согнутыми | сильной доли такта и одновременным | народных плясок | движений: легкий бег, | ||||
| руками. Ходьба на каждый счет и | махом руками | (поочередное выставление | прыжки на двух | ||||
| через счет. | Знакомство с основными | ноги на пятку, хороводный шаг, | ногах, с ноги на ногу, ритмичные | ||||
| Знакомство с двухчастной | музыкальными жанрами- | поклоны, | притопы, приседания, | ||||
| музыкальной формой. | "Марш", "Песня", "Танец". | ритмичные хлопки и другие элементы. | их смена в соответствии | ||||
| Слушание ритмической | Определение этих жанров на слух. | Русские народные танцы: | с изменением | ||||
| музыки и ощущение в ней | Музыкальная игра | "Веселая пляска", | характера этюда. Формирование | ||||
| метроритмической | "Поем, танцуем, маршируем!» | "Плетень", "Сени". | навыков культуры слушания | ||||
| пульсации. |
|
|
| музыки. |
11 | 1 неделя |
| 2 неделя |
| 3 неделя |
| 4 неделя |
| ||
Ноябрь | «На музыкально-игровом языке» | «Музыкальные сувениры» | «Музыкальное попурри» | «Ритмические картинки». | ||||||
|
| Прослушивание шедевров |
| |||||||
| Специальные упражнения | Знакомство с музыкальными | мировой классики для соответствующего | Навыки выразительных | ||||||
| для согласования движений рук с | ладами. Различие | детского возраста: | движений: начало легких | ||||||
| музыкой. Музыкально - | динамики звука "громко - | произведения из | и изящных движений после музыкального | ||||||
| дидактическая | тихо". На громкую музыку - увеличение | "Детского альбома" | вступления | ||||||
| игра "Послушные ручки". | круга шагами назад | П.И. Чайковского; Э. Григ | и их смена в соот- | ||||||
| Теоретические игры на | от центра, на | "Шествие гномов", "Утро", | ветствии с двухчастной | ||||||
| определение динамики, | тихую музыку -движения | "В пещере горного короля». | формой пьесы. Творч | ||||||
| темпа и характера музыкальных | в противоположном направлении. | Определения разно- | передача детьми движений | ||||||
| произведений. | Обучение выра - | образных музыкальных | игровых персонажей. | ||||||
| Выделение музыкальных | зительному пению четко после музы - | оттенков в произведениях. Определение | "Ищи игрушку" Агафонникова, | ||||||
| контрастов. | кального вступления. | музыкальных акцентов. | "Ребята и медведь"Попатенко. | ||||||
Декабрь | «Красота в движении» | «С песенкой по лесенке» | «Будь внимательным, | «Музыкальные образы» | ||||||
| Хореографические упражнения. | Обучение слушанию и | дружок!» |
| Навыки легких, выразительных, | |||||
| Поклон для | пониманию музыкальных | Акцентированная ходьба | непринужденных | ||||||
| мальчиков, реверанс для | произведений, восприятию и передачи | на каждый счет и через | движений с переда- | ||||||
| девочек. Танцевальные | характера песен. | счет. Определение сильных и слабых | чей в них характера музыки. | ||||||
| позиции рук: на поясе и перед грудью. | Пение естественным голосом, | долей в музыке. | Развитие быстроты | ||||||
| Полуприседы | легким звуком. Яс - | Хлопки и удары ногой на сильные и | Реакций - "Передай платок | ||||||
| и подъемы на носки. | ное произношение гласных | Слабые доли такта. | по кругу", "Скакалки" | ||||||
| Выставление ноги вперед | в словах: "Мишка с | Акцентированные | Хачатурян. Обучение образному | ||||||
| и в сторону, назад на | куклой" М. Качурбины, | махи руками вперед | восприятию му - | ||||||
| носок, поднимание ноги. | "Детский сад" Филлипенко, | на сильную долю такта. | зыки, различие настроений: | ||||||
| Прыжки выпрямившись. | "Земелюшка – чернозем р.н.п, | Дидактическая игра - | грустное, веселое, | ||||||
| Соединение упражнений. | Лядова. | "Музыкальные акценты". | спокойное, нежное, шутливое. | ||||||
| в итоговую композицию |
|
|
| грациозное. |
Январь | "Что за чудо-инструменты» | «Мы на месте не стоим!» | «Любимые игрушки» | «Едем в страну Вообразилию» | ||||
|
| Различие контрастных частей музыки: | Слушание и разбор любимых детьми |
| ||||
| Знакомство с разнообразными | бег врассыпную, | образов. | Слушание музыки и | ||||
| музыкальными | не наталкиваясь друг | Музыкально-подвижные | и воображение музыкальных | ||||
| инструментами и с приемами | на друга, легкие прыжки | игры с передачей движений | образов. Ролевое | ||||
| игры на них. Дидакти- | на двух ногах, мягкая ходьба. | игровых персонажей: | проигрывание: "Птица без гнезда, | ||||
| ческая игра "Что за чудо- | Беседа о важности, | "Совушка", "Цапля и лягушка», | "Воробышек". | ||||
| инструменты?". | точности и выразительности | "У медведя во | Определение характеров | ||||
| Музыкальные игры -имитации: | движений. | бору", "Водяной", "Попрыгунчики - | музыкальных образов в | ||||
| Аккорд", "Карлики | Повторение двухчастной | воробьишки". | рисунке: игры-имитации | ||||
| и великаны", "Поезд". | формы произведений. |
|
| "Усни-трава", "Муз. стулья». | |||
Февраль | «Поем, как соловьи!» | «Дружим с классикой» | «Эх, люли-люлюшеньки» | «Веселые сапожки скачут по дорожке» | ||||
| Развитие у детей умения | Продолжение развития у | Продолжение знакомства | |||||
| правильно брать дыхание | детей слушания классической | с народными пляска | Наблюдение за динами | ||||
| при пении, петь мелодию | музыки, вызывание | ми: ритмичные притопы, | ческими оттенками прослушанных | ||||
| чисто, смягчая концы фраз, четко | эмоциональной отзывчивости: | повороты, кружения | произведений. | ||||
| произнося слова. | Д.Б. Кабалевский | парами, приседания и | Спец. упражнения для | ||||
| Также формирование умения петь дружно, | «Плакса. Резвушка. Злюка». Различие | их изменения в соответствии | развития мышечной силы | ||||
| слажено, | средств муз. выразительности: | с изменением ха - | и гибкости в двигательных | ||||
| легким звуком, вступать после муз. | громко-тихо, отры - | рактера музыки - "Галя по садочку | действиях. Комплексы | ||||
| вступления. | висто-плавно и др. | ходила". | упражнений на импровизацию. | ||||
Март | «Марш, песня, танец» | «Мы любим Буги-буги» | «Танцы с предметами» | "Любимые образы". | ||||
| Опрос детей по основным | Разучивание танцеваль - | Совершенствование дви | Слушание и восприятие | ||||
| музыкальным жанрам. | ных движений современ | жений с предметами | в произведениях лиричес | ||||
| Музыкальная игра - | ных танцев. Четкость, | (флажки, ленты, погре- | ких, героических, эмоци- | ||||
| услышь музыкальный | энергичность, ритмичность, | мушки). Движения лег - | ональных интонаций | ||||
| жанр. Другие муз. игры: | выразительность, их | кие и изящные в соответствии | пьес. Игры на импрови- | ||||
| "Прохлопай ритмически | передача в эмоционально - | с двухчастной формой. | зацию. Специальные | ||||
| правильно", "Музыкаль- | образном содержании. | Ориентирование | лирические композиции: | ||||
| ные акценты", "Средства |
|
| детей в игровой ситуа - | "Мама", "После дождика". | |||
| муз. выразительности". |
|
| ции. |
|
|
|
Апрель | "Мелодичные напевы" | "У ребят порядок строгий» | "В гостях у сказки" | "Музыкальный калейдоскоп» | ||||
| Музыкально-ритмические |
| Знакомство со сказоч- | Теоретические упражнения | ||||
| навыки: развитие чувства | Дидактические игры: | ными музыкальными образами, разбор | на развитие чувства ритма | ||||
| ритма, музыкального слуха, памяти. | "Громко-тихо", "Плавно- | образов. | (простукивание мелодии на | ||||
| Музыкально - | отрывисто", "Быстро-медленно, | Музыкально-подвижные | металлофонах и других | ||||
| дидактические игры. | «Весело - грустно". | игры по ритмике с использованием | шумовых инструментах | ||||
| Обучение детей узнавать | Музыкальные игры | строевых и об- | под аккомпанемент). | ||||
| знакомые песни. Петь легко, непринужденно, | на определение типа заданий для строевых | щеразвивающих упражнений: | Слушание музыкальных | ||||
| в умеренном темпе, | и общеразвивающих | "Карлики и великаны | композиций: определение | ||||
| точно соблюдая | упражнений | "Музыкальные змейки", | ладовой окраски, метроритма, | ||||
| ритмический рисунок, | "К своим флажкам", | "Волк во рву", "Поезд". | музыкальных контрас- | ||||
| четко проговаривая слова. | "Трансформеры". | Музыкально-дидактическая | тов. Танцевально - | ||||
| Приучение к сольному и | "Быстро по местам!" | игра: "Кто же ты?" | ритмическая композиция | ||||
| подгрупповому пению. |
|
|
|
| "Мелодичные напевы". | ||
|
|
|
|
|
|
|
| |
Май | "Веселые сапожки скачут по дорожке» | "Давай танцуй!" | "Аты - баты шли солдаты…» | "Хореографические | ||||
| Совершенствование танцевальных | Обучение детей пере- | упражнения" | |||||
| Музыкально-ритмические | движений: кружение | давать бодрый, веселый | Пружинные полуприседы, | ||||
| навыки: самостоятельная | парами на легком беге | характер песни. Пение в | поъемы на носки, шаг с носка. | ||||
| смена движений со сменой | и энергичное притопывание | темпе марша, бодро, четко. | Стойка руки на пояс | ||||
| музыкальных частей, развитие | ногой. Легкое, изящное | Формирование умения | и за спину. Свободные | ||||
| ловкости и быстроты, | движение по кругу парами, | детей петь легким зву | плавные движения руками. | ||||
| реакции на изменение характера музыки, | меняя бег на пружинистые | ком, своевременно начинать | Выставление ноги в сторону на носок. | ||||
| умение ориентироваться | полуприседания. Танцевально - | и заканчивать пес- | Повороты | ||||
| в пространстве и др. | -ритмическая компо- | ню. Содействовать проявлению | направо-налево. Полуприсед | ||||
| Использование | зиция: "Давай танцуй"; | самостоятельнос- | на одной ноге, вторую | ||||
| знакомых танцевальных | комплекс упражнений: | ти и творческому исполнению | вперед на пятку. Ком- | ||||
| движений в плясках. | "Большая прогулка". | песен разного | бинации хореографических | ||||
|
|
|
|
| характера. | упражнений. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущие принципы музыкального воспитания, развитие познавательного интереса и музыкального кругозора у детей среднего дошкольного возраста – частая смена деятельности и
насыщение занятия игровыми формами работы. Такие принципы не только
обогащают занятие различными формами работы, но и способствуют лучшему усвоению материала и положительно сказываются на эмоциональном тонусе детей.
Роль музыки как учебной дисциплины в музыкальном воспитании очень велика. С первых занятий дети понимают и уясняют те простые правила, которые необходимы при выполнении работы:
- музыка руководит занятиями, без нее не может быть музыкальных упражнений или игр;
- музыку надо «беречь»;
- во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без
музыки не разрешается двигаться;
- музыку надо слушать с начала до конца, стараясь уловить каждую деталь исполнения, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
Работа строится по концентрическому принципу – отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение всего года. Планируя материал, я
опираюсь на состав групп, уровень восприятия детей, способность выполнить поставленную задачу. Занятие строится с использованием всех перечисленных разделов. При этом на одном музыкальном материале могут прорабатываться разные темы.
Занятия по музыке позволяют уделить большее внимание такому важному разделу сольфеджио как метроритм, позволяют развивать слуховые ассоциации, ладовый слух и музыкальную память, а также способствуют реализации естественной потребности дошкольников в движении и формировании других творческих способностей.
На музыкальных занятиях я уделяю большое внимание развитию музыкального и эмоционального восприятия воспитанников, активизации их слухового внимания. Для этого, использую специальные инструктивные упражнения.
Большую роль в музыкальном развитии играет формирование
ощущения метрической пульсации. На раннем этапе обучения
я обращаю внимание детей на метрическую пульсацию (доли), ввожу
различные упражнения на выделение сильной доли.
Также в занятия включаются движения из различных областей. Основные движения из области физкультуры: ходьба, бег, различного рода прыжки, гимнастические упражнения с различными предметами и без них, способствующие снятию излишнего мышечного напряжения и тренирующие различные группы мышц, построения и перестроения. Также включаются элементы из области танца.
Используются сюжетно-образные движения – изображение движений различных животных, птиц, действий людей, музыкально – игровое и песенное творчество, инсценировка песен и др.
Большую роль в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста играет привитие любви и интереса к музыке при прослушивании музыкальных произведений, различие в них голосовых тембровых окрасок, а также тембровых окрасок музыкальных инструментов.
В творческих заданиях ребенок реализует свою
индивидуальность, психологически раскрепощается, испытывает радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности.
Творческие задания активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Творческие задания, доступные на начальном этапе обучения, связаны с ритмической работой (например, сочинение или импровизация), а также свободной двигательной импровизацией при выполнении заданий, связанных с передачей того или иного образа.
Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также
тщательная подготовка каждого занятия, правильный подбор музыкального материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-для педагога:
1. Андреева М. «От примы до октавы», 3 - Москва, 2016 год.
2. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Средняя группа». – М.: Учитель, ИП Гринин Л.Е., 2014 год.
3. Бекина С., Ломова Т., Соковнина Е. «Музыка и движение» – М., 2014 год.
4. Бодраенко И. «Музыкальные игры в детском саду для детей 4-5 лет». – М.: Айрис-пресс, 2012 год.
5. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт - Петербург ЛОИРО 2011 год.
6. Бочкарева Н.И. «Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии». Учебно-методическое пособие; Москва 2013 год.
- Денисламова Р.Р. www.zufar.ucoz.ru «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», Москва 2014 год.
- Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва 2013 год.
9. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». -Екатеринбург: У. - Фактория, 2006 год.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий. Средняя группа (+аудиоприложение на 2 CD). – Москва.: Композитор – Санкт-Петербург, 2010 год.
11.Картушина М.Ю., «Вокально-хоровая работа в детском саду». Комплект наглядных пособий/ М.Ю. Картушина. – М.: Скрипторий 2005 год, 2012 год.
12.Конкевич С.В. «Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком». Советы музыкальным руководителям/ С.В. Конкевич. – М.: Детство – Пресс, 2012 год.
13. Киенко О.А., Книгопечатная продукция «Пляски, игры, хороводы». Осенняя, Зимняя, Весенняя тематики, город Харьков 2016 год.
14. Малахова Л. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста». – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008 год.
15. Мерзлякова С.И., «Учим петь детей 4-5 лет». Песни и упражнения для развития голоса/С.И. Мерзлякова. – М.: Сфера, 2015 год.
16. Радынова О.П., А.И. Катинене www.sworld.com.ua, ст. «Система развития музыкального творчества у средних дошкольников», Москва: Академия Москва, 2012 год.
17. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада». Просвещение: ВЛАДОС, 2004 год.
18. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах». Конспекты занятий с нотным приложением/ О.П. Радынова. – М.: Сфера, 2015 год.
19. Рытов Д.А., «Домашний оркестр для веселого праздника»/ Д.А. Рытов. – Москва: СПб. (и др.): Питер, 2017 год.
20. Радынова Д.П., Барышева Н.В., Ю.В. Панова «Праздники и музыкальные досуги в детском саду». – М., 2011 год.
21. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт -Петербург, Издательство «Музыкальная палитра» 2010-2016 гг.
22. Фролова Ю., «Веселая музыкалочка»/ Ю. Фролова. – М.: Феникс, 2017 год.
23. «Хореография». Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования), гор. Кемерово, 2016 год.
-для учащихся и родителей:
1. Андреева М. «Дождик песенку поет» – Москва, 2014 год.
2. Барышникова Т. К. «Азбука хореографии», Санкт - Петербург, 2013 год.
3. Бурмистрова И., Силаева К. «Школа танца для юных». - Москва: Издательство Эксмо, 2013 год. илл. (серия «Энциклопедия для юных»).
4. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке»: Методическое пособие 2012 год.
5. Бондаренко Л. «Ритмика и танец» – Киев, 2014 год.
6. Виноградов Л. «Развитие музыкальных способностей у дошкольников». – М., Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011 год.
7. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития». – Москва: Просвещение, 2013 год.
8. Зимина А. Н. «Народные игры с пением», Москва 2017 год.
9. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», гор. Ярославль, 2014 год.
10. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки», Санкт - Петербург, 2015 год.
11. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе». Санкт - Петербург, 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
Презинтация проекта, который познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Рачева, И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова....
Проект «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
Данный проект позволит сформировать у детей интерес к книге с помощью книжной графики, познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Ра...
Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»
Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...
проект: «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
Автор: Воспитатель I категории , Алюшева Светлана Анатольевна. Проблемный вопрос: зачем в книгах нужны картинки и кто их рисует? Цель: формирование интереса к книге с помощью книжн...
Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позв...
Мастер-класс на тему: «Технология «Pop-up booking» как средство развития познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс показывает педагогам возможности технологии "pop - up" в организации совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ и семье, поможет практически освоить несложные конструк...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»
Основу методической разработки составляют STEAM - проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образо...